Часто у детей 2-3-х лет
возникает желание обратиться не только
ко взрослому, но и к сверстнику. И в этом
мы обязательно помогаем малышу, давая
указания: «Пригласи Машу поиграть вместе»,
«Помоги найти Саше совочек», «Попроси
у Тани мячик», и т.п. Используем и такие
приемы: «Давай скажем вместе», «Я начну,
а ты продолжи». Ситуаций множество. Любые
попытки малыша вступить в общение поощряем,
не оставляем без внимания, хвалим, вместе
радуемся успехам. Активизируется словарь,
ребенок овладевает словами просьбы, благодарности,
учится строить фразовую речь.
Методы и приемы развития речи
и речевого общения детей раннего возраста:
- Чередование хоровых ответов с индивидуальными. Например, новую игрушку приглашают в группу сначала все дети, затем только мальчики, которые обещают ее не обижать, затем один ребенок, который предлагает спеть для нее.
- Задания, предполагающие ответ действием: найди, покажи, выбери, принеси, сделай. Такие задания оживляют занятие, дают возможность детям сменить позу и подвигаться, а воспитатель выясняет, имеется ли данное слово или речевой оборот в пассивном словаре ребенка.
- Специальные задания, побуждающие принять воображаемую ситуацию, побуждающие ребенка к самостоятельным инициативным высказываниям. Они вызывают эмоциональный отклик, способствуют формированию речевых и игровых умений.
- Игры на звукоподражания и слова с определенным звуком: «Наши уточки с утра» (русская народная песенка), «Разговоры» (чувашская народная песенка), «Путаница» (К.И. Чуковский), «Мчится поезд» Э. Мошковской и др.
- Имитационные и речевые упражнения, связанные с прослушиванием стихотворений, потешек, коротких рассказов. Слово в сочетании с жестом чрезвычайно важны в становлении речевой и умственной деятельности. Кроме того, зарождается интерес к художественному слову. Сначала стишок или потешка прослушивается детьми. Впервые малыш может на нее не отреагировать. Но после двух-трех прочтений радуется, узнает и пытается делать то, о чем говорится в тексте. В последующем, ребенок берет на себя роль соисполнителя, договаривая отдельные слова или оканчивая стихотворную фразу. И только после этого, пытается прочесть педагогу, сверстнику, игрушке, маме известные ему песенки, потешки, стихотворения.
- Народные, дидактические, хороводные игры с действиями. В процессе таких игр один ребенок показывает движение, а остальные его повторяют. Особой популярностью пользуется у малышей игра «Зеркало», «Зайка серенький сидит».
- Игры- инсценировки. Для этих игр используем дидактические игрушки. С помощью игрушки создаются модели положительного и негативного поведения, познаются действия с этой игрушкой, приобретаются практические навыки. Все это сопровождается речью. Благодаря особому эмоциональному состоянию, ребенок становится разговорчивее, с ним легче вступить в беседу.
- Драматизации активизируют словарный запас детей, совершенствуют грамматический строй речи. Часто драматизации мы включаем в занятия по ознакомлению с художественной литературой, при этом учим детей не только проговаривать текст, но и изображать персонаж движением, мимикой, жестами.
- Рассматривание сюжетных картин и беседы по картинам. Дети учатся не только понимать сюжет, но и выслушивать пояснения педагога, высказывать свои впечатления или суждения. Мы используем картины: «Дети играют в кубики», «Спасаем мяч», «Зимой на прогулке» и др.
- Упражнения на развитие речевого дыхания: «Подуй на чай, султанчик, бабочку», «Произнеси протяжно, длительно». Внимание обращаем и на слитное произнесение звуков в звукоподражаниях «ау», «уа».
- Настольно-печатные игры.
- Пальчиковые игры.
- Беседы с детьми, во время которых необязательно добиваемся четкого и ясного произношения слов. Стараемся в беседе не поправлять детей, а учить их слушать, повторять, имитируя речь воспитателя, усвоить смысл слов.
Таким образом, в
методике развития речи детей
раннего возраста разработаны
методы и приемы формирования
у малышей навыков речевого
общения , эффективность которых будет
апробирована в практической части нашего
исследования.
Заключение
Целью нашей работы «Развитие
речевого общения детей раннего возраста»
является определение психолого-педагогических
условий успешного развития речевого
общения ребёнка в ДОУ.
Нами дано теоретическое
обоснование особенностей развития общения
детей 3-го года. В первой главе нашего
исследования были рассмотрены теоретические
основы проблемы развития речевого общения
детей раннего возраста.
Разработкой теоретических и практических
вопросов развития речи детей 3-го года
жизни занимались такие учёные, как Н.
И. Жинкин, М.И. Лисина, А.В. Запорожец, Р.С.
Рубинштейн, Л.С. Выготский, Л.Н. Леонтьев
и другие. Также необходимо отметить, что
зарубежные исследователи не оставляют
без внимания эту проблему.
Во второй главе мы изучили
методы и приёмы развития речевого
общения детей раннего возраста.
В результате анализа
психолого – педагогической литературы
нами выделены следующие существенные
для нашего исследования положения.
- Раннее детство - период интенсивного развития ребенка. В период с 1 года до 3 лет изменяется социальная ситуация развития и ведущая деятельность детей.
- Ведущим видом деятельности ребенка раннего возраста становится - предметная
- Ситуативно-деловое общение со взрослым становиться основной формой и средством организации этой предметной деятельности, в которой ребенок осваивает общественно-выбранные способы действия с предметами. Взрослый становится не просто "источником предметов" и помощником в манипуляциях ребенка, но участником его деятельности и образцом для подражания.
- Важнейшим приобретением (новообразованием) возраста становится развитие речи, которая понятна другим и используется как средство общения с другими и управления собой, поэтому рассмотрим особенности речевого развития детей раннего возраста.
- В развитии речи и речевого общения детей ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю - в детском саду, родителям и близким - в семье. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребенком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка.
- Важное значение имеет характер общения с ребенком с начала его появления. Является это общение взаимным и доброжелательным, или наоборот. С годами потребность в общении возрастает .
- Речь - это способ общения, и, как любая функция, она формируется только в том случае, если она востребована: если общение есть, речь развивается, если ребенка не слушают - речь становится ненужной, и ее развитие тормозится.
Список литературы
- Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю. Вы и младенец. - М.: 1991.
- Аксарина Н.М. Важнейшие факторы развития речи детей раннего возраста. / Вопросы педагогики раннего возраста. - М.: Наука, 1964.
- Бахарева К.С. Игры по развитию речи для детей дошкольного возраста. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.
- Возрастные особенности психического развития детей. /Отв. ред. И.В. Дубровина, М.И. Лисина. - М.: Просвещение, 1982.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: 1982
- Гербова В.В. Конспекты занятий по развитию речи в младшей разновозрастной группе: 2-4 года: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002.
- Гербова В.В., Максаков А.И. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1986.
- Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет / Григорьева Г.Г., Кочетова Н.П. и др. – М.: Просвещение, 2000.
- Левина. Р.Е. Заикание у детей // В кн: Преодоление заикания у детей. /Под ред. Левиной Р.Е.- М.: 1975.
- Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. /Под ред. А.Г.Рузской. - М,: Изд-во "Институт практической психологии", Воронеж:НПО"МОДЭК",1997.
- Лисина М.И. Проблемы и задачи исследования речи у детей. / Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми. - М.: Просвещение, 1985.
- Лисина. М.И. Проблема онтогенеза общения.- М.: 1986.
- Лямина Г.М. Развитие речи ребенка раннего возраста. Методическое пособие. - М.: Айрис-Пресс, 2006.
- Лямина Г.М. Развитие понимания речи у детей второго года жизни //Вопр психологии.,1960,№3.
- Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции детей. - М.: 1978.
- Лурия А.Р. Роль речи в психическом развитии ребенка. //Вопр. психологии,1958,№5.
- Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.
- Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М.: Просвещение, 1999.
- Психология детей дошкольного возраста. // Под. ред. Запорожца А.В., Эльконкна Д.Б.-М.: 1964.
- Серова Е.В. Развитие речи, движений и голосового аппарата детей раннего возраста. – // Самые маленькие в детском саду. (Из опыта работы московских педагогов). Автор – составитель Сотникова В. М. ЛИНКА-ПРЕСС, 2005.
- Смирнова Е. О. Диагностика психического развития от 0 до 3-х лет. – М.:-МГУ,2002.
- Смирнова Л.Н., Овчинников С.Н. Малыш начинает говорить. Развитие речи ребенка от рождения до четырех лет. - М.: АСТ, Астрель, 2009.
- Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). /Под ред. Ф.А.Сохина. Изд. 5-е, исправ. - М: Просвещение, 1981.
- Тихомирова Н.И. Речь и речевое общение в группе детей раннего возраста – // Самые маленькие в детском саду. (Из опыта работы московских педагогов). Автор – составитель Сотникова В. М. ЛИНКА-ПРЕСС, 2005.
- . Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Владос, 2007.
- Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте// Под ред. Д.И.Фельдштейна - М.: -В., 1995.
- .Яшина В.И., Але<span class="List_0020Paragrap