Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 06:54, доклад
На сегодняшний день в дошкольных образовательных учреждениях ДОУ г.Твери реализуются различные образовательные программы. В ходе проведенного сравнительного анализа комплексных программ: «Детство», «Из детства в отрочество», «Истоки», «Радуга», «Детский сад – дом радости», «Развитие», а также парциальных программ: «Цветик-семицветик», «Русский музей» было выявлено, что наиболее полно раскрыто содержание работы по обучению детей расскзыванию по картине в программах «Детство» и «Радуга», по художественной картине в программе «Русский музей», а система использования схем и моделей при обучении дошкольников лучшим образом представлена в программе «Развитие».
В конце краткой беседы воспитатель конкретно и в доступной форме объясняет речевое задание (например, интересно рассказать о…).
В ходе занятия
применяются различные
Если, например, занятие проводится в начале учебного года, то применяется прием совместных действий – воспитатель начинает рассказ по художественной картине, а дети продолжают и заканчивают.
Затем дети привлекаются к коллективному рассказу, который по частям составляют несколько детей.
От качества занятий,
на которых дети учатся рассматривать
художественные картины и высказываться
о них в коллективной беседе, во
многом зависит эффективность
Проводя занятие
по рассматриванию художественной картины
и тем самым подготавливая
группу к составлению содержательных
рассказов, используются приемы, усиливающие
у детей интерес к картине,
желание высказываться и
Для того, чтобы дети активнее задавали вопросы, в начале занятия предлагается конкретное задание – подумать над тем, что нового они хотели бы узнать о…., дается указание, в какой форме следует его выполнить: «Задайте вопросы».
Вопросы, задаваемые детьми, необходимо внимательно выслушать, для того чтобы, во-первых, прийти на помощь к ребенку, затрудняющемуся в формулировке, во-вторых, чтобы отделить те, которые непосредственно связаны с содержанием картины от тех, на которые ответить будет уместно в другое время. Кроме этого, четко выделяется смысловая сущность детских вопросов, дети учатся объединять в одну группу однотипные вопросы и т.п.
В процессе активизации вопросов в речи детей обогащается и протекает продуктивнее мыслительно-речевая и познавательная деятельность, под руководством педагога дошкольник начинают овладевать сложным речевым умением – находить содержательный материал для вопросов, формулировать вопросы более четко, ясно, толково.
Повышение активности
детей от занятия к занятию
достигается целенаправленным установлением
связи между содержанием
С каждым занятием дети учатся глубже вникать в содержание художественных картин, проявляют все большую активность и самостоятельность при составлении рассказов. Это дает возможность сочетать на одном занятии два вида работы: рассматривание новой картины и составление рассказов по ней.
Наряду с выделением самого существенного в сюжете художественной картины педагог учит детей видеть ее детали, описывать фон, пейзаж и т.д.
В ходе беседы воспитатель также побуждает детей выразить свое личное отношение к изображенному. Ответив на вопросы: «На что в картине хочется подольше посмотреть? Чем полюбоваться? О чем хочется подробнее рассказать?», ребенок выделяет что-то эмоционально привлекательное для себя, и это делает для него художественную картину более близкой, интересной, усиливает желание говорить об изображенном.
Переход к составлению
рассказов детьми определяется указаниями
педагога: «Теперь, когда вы рассмотрели
картину, постарайтесь рассказать о…».
После ответов детей
В подготовительной к школе группе на протяжении всего учебного года идет работа по совершенствованию и закреплению речевых умений и навыков в процессе ознакомления с художественной картиной. При постановке заданий учитывается ранее приобретенный детьми опыт и уровень их речевого развития.
Повышаются требования
к детским рассказам с точки
зрения содержания, логической последовательности
изложения, точности описания, выразительности
речи и т.д. Дети учатся описывать
события, указывая место и время
действия; самостоятельно придумывать
события, предшествовавшие изображенным
на художественной картине и последующие.
Поощряется умение целенаправленно
слушать выступления
В процессе занятий у детей формируют навыки совместной учебной деятельности: вместе рассматривать картину и составлять коллективные рассказы.
Для коллективных рассказов подбираются картины с достаточным по объему содержанием: многофигурные, несколько сцен в рамках одного сюжета.
Опираясь на восприятие конкретного содержания художественной картины, ребенок способен представить, как могло начаться событие и чем оно завершится. По мере того, как детям становится доступно видеть события развивающимися во времени, содержание рассказов обогащается. Но прежде чем поставить перед детьми такую задачу, на этапе демонстрации картины предлагаются вопросы, помогающие высказывать предположения о том, что могло предшествовать изображенному событию и что последует за ним.
Вопросы на предположение сочетаются с вопросами, направляющими на точное и подробное описание изображенного на картине.
На занятиях по ознакомлению с художественной картиной и рассказыванию по ней используются методические приемы, вызывающие и поддерживающие проявление у детей инициативы.
В содержание обучения детей связной речи входят задания по составлению рассказов и сказок по художественным картинам с юмористическим содержанием. Передача содержания картины в устной речи – в форме рассказов или сказки – ведет к более осознанному постижению комических сюжетов, образов. Через рассказы и сказки дети наиболее полно и мотивированно выражают свое эмоционально-эстетическое отношение к картине, активнее приобщаются к области комического.
Организуя работу
с детьми 6-7 лет необходимо иметь
в виду сложность процесса перевода
художественной наглядности в речевой
план, в словесный материал. На доступных
речевых образцах детям показывается,
что содержание картины находится
в единстве с ее художественной формой.
Внимание дошкольников привлекается к
словесной обрисовке
При оценке речевого творчества детей 6-7 лет учитываются следующие моменты: правильность передачи замысла и темы художественной картины, степень точности в обрисовке изображенных персонажей, предметов; наличие в речи стилистически окрашенного языкового материала; передача личного отношения к сюжету.
В проведении беседы по художественной картине, предваряющей процесс обучения рассказыванию, учитывается уровень осмысления и эмоционального освоения детьми материала художественной картины и с учетом этого уровня педагог ведет детей от общего непосредственного восприятия картины к восприятию анализирующему (при обязательном сохранении целостных ярких впечатлений).
Важным методическим
приемом является обоснованное
сопоставление изображенных на картине
лиц с героями известных
Таким образом, в структуре занятия в старшей группе и подготовительной к школе группе по художественной картине существенное значение имеет подготовка детей к рассказыванию. Речевой практике дошкольников – рассказыванию отводится основное учебное время. Оценка выполнения органически входит в структуру занятия.
Литература