Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 06:54, доклад
На сегодняшний день в дошкольных образовательных учреждениях ДОУ г.Твери реализуются различные образовательные программы. В ходе проведенного сравнительного анализа комплексных программ: «Детство», «Из детства в отрочество», «Истоки», «Радуга», «Детский сад – дом радости», «Развитие», а также парциальных программ: «Цветик-семицветик», «Русский музей» было выявлено, что наиболее полно раскрыто содержание работы по обучению детей расскзыванию по картине в программах «Детство» и «Радуга», по художественной картине в программе «Русский музей», а система использования схем и моделей при обучении дошкольников лучшим образом представлена в программе «Развитие».
Развитие связной речи старших дошкольников посредством ознакомления с художественной картиной
Введение
Исходная ситуация
На сегодняшний
день в дошкольных образовательных
учреждениях ДОУ г.Твери
Проблемы
Анализ результатов диагностического обследования уровня развития связной речи детей показал следующее:
Уровни развития |
Количество детей старшей группы |
Количество детей |
Высокий |
2 |
1 |
Средний |
10 |
10 |
Низкий |
8 |
9 |
Самым трудным для детей оказалось составление рассказа-описания по художественной картине. Это свидетельствует о ом, что уровень развития связной речи детей соответствовал в большинстве своем среднему и низкому.
Причины
Последствия
Ключевая проблема
Необходимость использования
возможностей изобразительного творчества
в развитии связной речи детей
обусловлена требованиями Госстандарта
к уровню дошкольного образования,
потребностями детей и
Опыт решения сходных проблем
В методическом пособии «Беседы по картинке. Времена года.» Н.Н. Гусаровой представлены методические рекомендации по обучению детей рассказыванию по сюжетной картине. В пособии используются работы художника И.Ф. Дукка. Содержание вопросов для построения бесед с детьми ориентировано на знания детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Цель методического пособия «Учим детей наблюдать и рассказывать» О.В. Мариничевой и Н.В. Елкиной – помочь педагогам и родителям дать дошкольникам знания о природе и на этой основе сформировать умение рассказывать. Каждый текст в книге сопровождается заданиями, которые позволяют сформировать у ребенка быстроту мышления, умение сопоставить наблюдения реальной действительности с содержанием рассказов, сказок, стихов и т.д. Чтобы самостоятельно придумать рассказ, сказку, детям недостаточно знаний по содержанию, они должны владеть структурой текста. С этой целью в книге использованы различные приемы. Одним из них является рассматривание иллюстрации и беседа по ней. Часть иллюстративного материала представлена сериями, состоящими из 3-4 картинок, что помогает детям придумывать рассказы без помощи взрослого.
Яркий иллюстративный материал и интересные
приемы по обучению детей рассказыванию
по картине представлены в сборнике
Л.П. Успенской и М.Б. Успенского «Учитесь
правильно говорить». Книга предназначена
для педагогов, работающих с детьми
старшего дошкольного и младшего
школьного возраста. Авторы пособия
дают педагогам рекомендации по форме
проведения занятий по материалам сборника,
указывают на особенности, которые
имеют групповые и
Методическое пособие Л.Е. Белоусовой «Удивительные истории» содержит конспекты занятий, направленные на формирование родовых и видовых понятий, обогащение и активизацию словаря, обучение вести диалог, развитие выразительности речи, подготовку к обучению грамоте. Используя на своих занятиях элементы ТРИЗ, Н.Е. Белоусова реализует главное кредо тризовцев: «Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта».
Искусство воздействует
на психику и разум человека, его
интеллект и чувства, поэтому
необходимо максимально использовать
возможности детей дошкольного
возраста для их общения с миром
прекрасного. Искусство - одно из мощных
средств воспитания чувств, поэтому
надо научить детей понимать и
любить произведения живописи, научить
понимать, что чрезвычайно важную
роль играют художественные средства,
с помощью которых художник создает
образ. В изобразительном искусстве
– это линии и краски (в литературе
– выразительные средства языка,
в музыке – звуки, в танце –
движения). Искусство расширяет
Живопись как
вид изобразительного
Яркие зрительные образы картин эмоционально воспринимаются детьми и дают содержание их речи. Дети учатся видеть в картине главное, точно и живо описывать изображенное, излагать свои мысли в логической последовательности и не только описывать содержание картины, но и придумывать предшествующие и последующие события.
Картинам, как фактору умственного развития ребенка должно быть отведено особое место с первых лет его жизни. Картины раздвигают поле непосредственного наблюдения.
Концепция деятельности
Гипотеза
Использование системы методов при обучении детей рассказыванию по художественной картине повышает уровень развития связной речи.
Цель
Разработка системы методических приемов обучения детей старшего дошкольного возраста рассказу по картине.
Задачи
Критерии оценки
С помощью диагностических методик определяются уровни развития связной речи детей.
Высокий уровень:
Ребенок владеет
речевыми умениями. Инициативен и
самостоятелен в придумывании сказок,
рассказов, не повторяет рассказов
других, пользуется разнообразными средствами
выразительности. С интересом относится
к аргументации, доказательству и
широко ими пользуется. Имеет богатый
словарный запас. Безошибочно пользуется
обобщающими словами и
Средний уровень.
В рассказе ребенок допускает пропуски, логические ошибки, но сам их исправляет при помощи взрослых и сверстников. В построении предложений не затрудняется, грамматические ошибки редки. Аргументирует суждения и пользуется формой речи – доказательство с помощью взрослого. Речь чистая, правильная.
Низкий уровень.
Ребенок затрудняется,
поэтому допускает
Модель деятельности
График выполнения работ
Разработка опыта рассчитана на два учебных года.
Целевые группы
Работа проводится с детьми 5-6 лет (старшая группа ) и детьми 6-7 лет (подготовительная к школе группа).
Ресурсное обеспечение проекта
Факторы, способствующие реализации проекта
Факторы, препятствующие реализации проекта
Теоретическая база
Психолого-педагогические исследования показали, что при целенаправленном обучении детям дошкольного возраста доступно понимание произведений изобразительного искусства, их содержания и средств выразительности (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Б.М. Теплов, П.М. Якобсон, Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Н.А. Ветлугина и др.).
Е.И. Тихеева в
методическом пособии «Развитие
речи детей» обращает внимание педагогов
на то, что «…образы, представления,
вызываемые картинами, конечно, менее
яркие, чем те, которые дает реальная
жизнь, но во всяком случае они несравненно
более ярки и определенны, чем
образы, вызываемые голым словом. Видеть
жизнь во всех ее проявлениях собственными
глазами нет никакой
Французский импрессионист О. Ренуар говорил своему уже взрослому сыну о том, что картина прежде всего должна пробуждать чувства, а не только желание что-либо сказать по поводу того, что и каким образом изображено.
В методике развития
речи обучение рассказыванию по картине
(описание и повествование) разработано
в достаточной степени
Для методики обучения рассказыванию по картине существенное значение имеет понимание особенностей восприятия и понимания содержания картин детьми. Эти проблемы рассматриваются в работах С.Л. Рубинштейна, Е.А. Флериной, А.А. Люблинской, В.С. Мухиной.
К картинам, используемым
на занятиях в ДОУ, предъявляется
ряд требований, которые нашли
свое обоснование в работах
Ученые - психологи и педагоги, проводившие исследования психолого-педагогических особенностей детей старшего дошкольного возраста, указывают на тот факт, что в старшем дошкольном возрасте в развитии ребенка происходит большой скачок.
Мышление носит
наглядно-образный характер, т.е. ребенок
способен манипулировать представлениями
и образами. Появляется и начинает
развиваться словесно-