Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 00:01, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение самой сущности творческих способностей, их диагностики, путей их развития, а также рассмотрение некоторых систем развивающего обучения с направленностью на развитие творческих способностей личности учащегося.
Объектом исследования являются творческие способности и особенности процесса их развития в процессе педагогической деятельности.
Предметом исследования являются методы и приёмы, влияющие на развитие творческих способностей учащихся.
Цель работы определила следующие задачи:
Проанализировав психологическую литературу выявить сущность понятий «способности», «творческие способности». Рассмотреть сущность процесса развития творческих способностей.
Введение…………………………………………………………………….
3-4
Раздел I. Проблема творчества и творческих способностей в современной педагогике и психологии…………………………………...
5-13
Понятие творчества и творческих способностей………………….
5-8
1.2 Компоненты и задатки творческих способностей………………….
8-13
Раздел II.Развитие творческих способностей в школьной среде………
14-32
2.2. Особенности развития личности в подростковом возрасте, влияющие на процесс развития творческих способностей подростков...
14-20
2.2. Условия и пути развития творческих способностей школьников подросткового возраста…………………………………………………..
20-27
2.3. Элементы педагогических технологий, направленных на развитие творческих способностей школьников……………………………………
27-32
Выводы
33-34
Список использованных источников
Введение………………………………………………………… |
3-4 |
Раздел I. Проблема творчества и творческих способностей в современной педагогике и психологии…………………………………... |
5-13 |
|
5-8 |
1.2 Компоненты и задатки творчески |
8-13 |
Раздел II.Развитие творческих способностей в школьной среде……… |
14-32 |
2.2. Особенности развития
личности в подростковом |
14-20 |
2.2. Условия и пути развития творческих способностей школьников подросткового возраста………………………………………………….. |
20-27 |
2.3. Элементы педагогических |
27-32 |
Выводы |
33-34 |
Список использованных источников |
35 |
Как известно цель обучения ставится в соответствии с запросами общества. На данный момент целью обучения на Украине является всестороннее гармоничное развитие подрастающего поколения, становление самостоятельной, свободной, культурной, нравственной личности, сознающей ответственность перед семьей, обществом, государством, уважающей права и свободы других граждан, конституцию и законы, способной к взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, религиозными, этническими и социальными группами.
Обучение поколения не сводиться лишь к даче знаний, умений и навыков. Современные социально-экономические условия побуждают систему образования уделять внимание проблемам творчества и формированию творческой личности в процессе обучения и воспитания.
В обществе объективно возникает потребность в росте творческого потенциала личности. Необходимость формирования высокого уровня творческого потенциала учащегося в условиях средней общеобразовательной школы обусловлена не только общественной потребностью в творчески действующем профессионале всех уровней и во всех сферах общественного производства, но и новыми функциями и возможностями современного человека. А это полагает повышение социального статуса учителей и престижа школ, развивающих творческий потенциал и личностные качества школьника.
Современная украинская школа в рамках Государственной национальной программы «Освіта» ставит перед собой, как и всегда, задачу социализации школьника, при этом необходимо учитывать условия изменяющегося общества. Поэтому мы видим необходимым уделить особое внимание развитию творческих способностей школьников.
Проблема развития творческих способностей школьников еще сравнительно молодая и существуют множество путей ее исследования.
Актуальность проблемы не вызывает никаких сомнений, так как, действительно, современное общество нуждается в творческих личностях.
Целью данной работы является рассмотрение самой сущности творческих способностей, их диагностики, путей их развития, а также рассмотрение некоторых систем развивающего обучения с направленностью на развитие творческих способностей личности учащегося.
Объектом исследования являются творческие способности и особенности процесса их развития в процессе педагогической деятельности.
Предметом исследования являются методы и приёмы, влияющие на развитие творческих способностей учащихся.
Цель работы определила следующие задачи:
Творчество отнюдь не сводится к деятельности по созданию новых материальных и духовных ценностей, как определяет его словарь «Психология». Такое понимание верно лишь с точки зрения «процессуального» подхода к творчеству. В.В. Давыдов определяет акт творчества как реальное преобразование предметной деятельности, культуры и самого себя.
Как видно творчество относится к преобразующей форме воздействия. Иными словами субъект приспосабливается к объекту (окружающему миру), ассимилируя его качества, включая объект в систему своей активности и изменяя свои собственные качества.
Г.С. Батищев относит деятельность и творчество к принципиально противоположным формам человеческой активности. В отличие от деятельности, для творческого акта характерно рассогласование цели и результата. Главное в творчестве не внешняя активность, а внутренняя – акт создания «идеала», образа мира. Выделяя признаки творческого акта, практически все исследователи творчества и сами творцы подчеркивали его бессознательность, спонтанность, неконтролируемость волей и разумом, а также измененность состояния сознания.
Творчество как вид человеческой деятельности характеризуется рядом существенных признаков:
Творческое мышление – высший уровень мышления. Дж. Гилфорд считал, что уровень развития креативности (творческого мышления) определяется доминированием в мышлении четырех особенностей. Во-первых, это оригинальность и необычность высказанных идей, стремление к интеллектуальной новизне. Человек, способный к творчеству, почти всегда и везде стремится найти свое собственное решение. Во-вторых, творческого человека отличает семантическая гибкость, т.е. способность видеть объект под разными углами зрения, способность обнаружить возможность нового использования данного объекта. В-третьих, творческому мышлению свойственна образная адаптивная гибкость, т.е. способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые или скрытые стороны. В-четвертых, человек с творческим мышлением отличается от других людей способностью продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности, в такой, которая, казалось бы, не содержит предпосылок к формированию новых идей. Такая способность мышления была названа Дж. Гилфордом семантической спонтанной гибкостью.
Под общим названием творчества объединяются разные его виды: техническое, педагогическое, наконец, то, что В.В. Давыдов называет этическим творчеством; кроме того, еще Л.С. Выготский говорил о «творческих способностях к быстрой и умелой социальной ориентировке», о «творчестве социальных отношений». Они неравноценны психологически, например, техническое и художественное творчество по-разному соотнесены с теоретическим мышлением. Но кое-что их объединяет. Это способность человека действовать в определенных ситуациях. Условием такой способности является самореализация (самоопределение) личности. Во всех случаях мы имеем дело с самостоятельным «строительством» системы отношений между отдельной личностью и предметным, социальным миром. Новизна здесь не в объективно новом конечном продукте, а в самостоятельном созидании системы взаимоотношений с миром или, лучше сказать, в преобразовании мира через собственную деятельность.
В педагогическом плане, следовательно, главное в творчестве – это осознание ребенком себя как «нового открытия», как активного, преобразующего начала, как строителя мира, реализующего в процессе этого строительства свою личность и свои отдельные способности, знания, умения.[3, с. 46]
Существуют как минимум три основных подхода к проблеме творческих способностей:
Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей и наоборот. Творческого процесса как специфической формы психической активности нет. Эту точку разделяли и разделяют практически все специалисты в области интеллекта. Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия.
Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности.
Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода [3, с. 89].
Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о естественнонаучных творческих способностях, о технических творческих способностях, и т.д.
В данной работе будет рассмотрена проблема развития универсальных творческих способностей, которые необходимы для успешного осуществления любого вида творческой деятельности, не зависимо от того научная она, художественная, техническая и т.д.
Для того чтобы понять откуда у детей тяга к творчеству, следует уделить внимание их способностям и задаткам, так как их определение является очень важным для дальнейшего воспитательного и самовоспитательного процесса.
Способности – это индивидуально – психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. Способности не могут сведены к знаниям, умениям, навыкам, имеющимися у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение.
Способности – прижизненные образования, их развитие идет в процессе жизни, среда и воспитание активно формирует их.
Только под влиянием научно
обоснованного воспитания и
Выделяют следующие уровни способностей: репродуктивный, который обеспечивает высокое умение усваивать готовое знание, овладевать сложившимися образцами деятельности и общения, и творческий, обеспечивающий создание нового, оригинального. Но следует учитывать, что репродуктивный уровень включает элементы творческого и наоборот.
Разные виды деятельности оказывают различное влияние на развитие тех или иных способностей человека в разные его возрастные периоды. Развитие личности находится в зависимости от ведущего вида деятельности.
Порождаемые деятельностью новые потребности и наличные возможности их удовлетворения создают ряд последующих противоречий. Они выступают движущей силой развития личности. Такие противоречия возникают между возрастными физическими и духовными возможностями и старыми формами взаимоотношений, между сознанием и поведением, между новыми потребностями и прежними возможностями, между имеющимися способностями и потребностями более высокого уровня развития и т.д.
Информация о работе Развитие творческих способностей в школьной среде