Развитие творческих способностей в школьной среде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 00:01, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение самой сущности творческих способностей, их диагностики, путей их развития, а также рассмотрение некоторых систем развивающего обучения с направленностью на развитие творческих способностей личности учащегося.
Объектом исследования являются творческие способности и особенности процесса их развития в процессе педагогической деятельности.
Предметом исследования являются методы и приёмы, влияющие на развитие творческих способностей учащихся.
Цель работы определила следующие задачи:
Проанализировав психологическую литературу выявить сущность понятий «способности», «творческие способности». Рассмотреть сущность процесса развития творческих способностей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….
3-4
Раздел I. Проблема творчества и творческих способностей в современной педагогике и психологии…………………………………...

5-13
Понятие творчества и творческих способностей………………….
5-8
1.2 Компоненты и задатки творческих способностей………………….
8-13
Раздел II.Развитие творческих способностей в школьной среде………
14-32
2.2. Особенности развития личности в подростковом возрасте, влияющие на процесс развития творческих способностей подростков...

14-20
2.2. Условия и пути развития творческих способностей школьников подросткового возраста…………………………………………………..

20-27
2.3. Элементы педагогических технологий, направленных на развитие творческих способностей школьников……………………………………

27-32
Выводы
33-34
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Развитие творческих способностей .doc

— 170.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………….

3-4

Раздел I. Проблема творчества и творческих способностей в современной педагогике и психологии…………………………………...

 

5-13

    1. Понятие творчества и творческих способностей………………….

5-8

1.2 Компоненты и задатки творческих способностей………………….

8-13

Раздел II.Развитие творческих способностей в школьной среде………

14-32

2.2.  Особенности развития  личности в подростковом возрасте, влияющие на процесс развития  творческих способностей подростков...

 

14-20

2.2. Условия и пути развития творческих способностей школьников подросткового возраста…………………………………………………..

 

20-27

2.3. Элементы педагогических технологий, направленных на развитие творческих  способностей школьников……………………………………

 

27-32

Выводы

33-34

Список использованных источников

35


 

 

Введение

 

Как известно цель обучения ставится в соответствии с запросами общества. На данный момент целью обучения на Украине является всестороннее гармоничное развитие подрастающего поколения, становление самостоятельной, свободной, культурной, нравственной личности, сознающей ответственность перед семьей, обществом, государством, уважающей права и свободы других граждан, конституцию и законы, способной к взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, религиозными, этническими и социальными группами.

Обучение поколения не сводиться лишь к даче знаний, умений и навыков. Современные социально-экономические условия побуждают систему образования уделять внимание проблемам творчества и формированию творческой личности в процессе обучения и воспитания.

В обществе объективно возникает потребность в росте творческого потенциала личности. Необходимость формирования высокого уровня творческого потенциала учащегося в условиях средней общеобразовательной школы обусловлена не только общественной потребностью в творчески действующем профессионале всех уровней и во всех сферах общественного производства, но и новыми функциями и возможностями современного человека. А это полагает повышение социального статуса учителей и престижа школ, развивающих творческий потенциал и личностные качества школьника.

Современная украинская школа в рамках Государственной национальной программы «Освіта» ставит перед собой, как и всегда, задачу социализации школьника, при этом необходимо учитывать условия изменяющегося общества. Поэтому мы видим необходимым уделить особое внимание развитию творческих способностей школьников.

Проблема развития творческих способностей школьников еще сравнительно молодая и существуют множество путей ее исследования.

Актуальность проблемы не вызывает никаких сомнений, так как, действительно, современное общество нуждается в творческих личностях.

Целью данной работы является рассмотрение самой сущности творческих способностей, их диагностики, путей их развития, а также рассмотрение некоторых систем развивающего обучения с направленностью на развитие творческих способностей личности учащегося.

Объектом исследования являются творческие способности и особенности процесса их развития в процессе педагогической деятельности.

Предметом исследования являются методы и приёмы, влияющие на развитие творческих способностей учащихся.

Цель работы определила следующие задачи:

  1. Проанализировав психологическую литературу выявить сущность понятий «способности», «творческие способности». Рассмотреть сущность процесса развития творческих способностей.
  2. Путём анализа психологической литературы, посвящённой возрастным особенностям развития личности выявить возрастные особенности становления личности школьника, влияющие на развитие творческих способностей.
  3. Рассмотреть обозначенные в психолого-педагогической литературе условия и пути развития творческих способностей.
  4. Определить направления педагогической деятельности, направленной на эффективное развития творческих способностей школьников.

 

 

 

  1. Проблема творчества и творческих способностей в современной педагогике и психологии

    1. Понятие творчества и творческих способностей

 

Творчество отнюдь не сводится к деятельности по созданию новых материальных и духовных ценностей, как определяет его словарь «Психология». Такое понимание верно лишь с точки зрения «процессуального» подхода к творчеству. В.В. Давыдов определяет акт творчества как реальное преобразование предметной деятельности, культуры и самого себя.

Как видно творчество относится к преобразующей форме воздействия. Иными словами субъект приспосабливается к объекту (окружающему миру), ассимилируя его качества, включая объект в систему своей активности и изменяя свои собственные качества.

Г.С. Батищев относит деятельность и творчество к принципиально противоположным формам человеческой активности. В отличие от деятельности, для творческого акта характерно рассогласование цели и результата. Главное в творчестве не внешняя активность, а внутренняя – акт создания «идеала», образа мира. Выделяя признаки творческого акта, практически все исследователи творчества и сами творцы подчеркивали его бессознательность, спонтанность, неконтролируемость волей и разумом, а также измененность состояния сознания.

Творчество как вид человеческой деятельности характеризуется рядом существенных признаков:

  • Наличие противоречия, проблемной ситуации или творческой задачи
  • Социальная и личная значимость и прогрессивность
  • Наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок для творчества
  • Наличие субъективных предпосылок для творчества (личностных качеств – знаний, умений, мотивации, творческих способностей)
  • Новизна и оригинальность процесса и результата

Творческое мышление – высший уровень мышления. Дж. Гилфорд считал, что уровень развития креативности (творческого мышления) определяется доминированием в мышлении четырех особенностей. Во-первых, это оригинальность и необычность высказанных идей, стремление к интеллектуальной новизне. Человек, способный к творчеству, почти всегда и везде стремится найти свое собственное решение. Во-вторых, творческого человека отличает семантическая гибкость, т.е. способность видеть объект под разными углами зрения, способность обнаружить возможность нового использования данного объекта. В-третьих, творческому мышлению свойственна образная адаптивная гибкость, т.е. способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые или скрытые стороны. В-четвертых, человек с творческим мышлением отличается от других людей способностью продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности, в такой, которая, казалось бы, не содержит предпосылок к формированию новых идей. Такая способность мышления была названа Дж. Гилфордом семантической спонтанной гибкостью.

Под общим названием творчества объединяются разные его виды: техническое, педагогическое, наконец, то, что В.В. Давыдов называет этическим творчеством; кроме того, еще Л.С. Выготский говорил о «творческих способностях к быстрой и умелой социальной ориентировке», о «творчестве социальных отношений». Они неравноценны психологически, например, техническое и художественное творчество по-разному соотнесены с теоретическим мышлением. Но кое-что их объединяет. Это способность человека действовать в определенных ситуациях. Условием такой способности является самореализация (самоопределение) личности. Во всех случаях мы имеем дело с самостоятельным «строительством» системы отношений между отдельной личностью и предметным, социальным миром. Новизна здесь не в объективно новом конечном продукте, а в самостоятельном созидании системы взаимоотношений с миром или, лучше сказать, в преобразовании мира через собственную деятельность.

В педагогическом плане, следовательно, главное в творчестве – это осознание ребенком себя как «нового открытия», как активного, преобразующего начала, как строителя мира, реализующего в процессе этого строительства свою личность и свои отдельные способности, знания, умения.[3, с. 46]

Существуют как минимум три основных подхода к проблеме творческих способностей:

  1. Как таковых творческих способностей нет. Интеллектуальная одаренность выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия творческой активности личности. Главную роль в детерминации творческого поведения играют мотивации, ценности, личностные черты (А. Танненбаум, А. Олох, Д.Б Богоявленская, А. Маслоу и другие). К числу основных черт творческой личности эти исследователи относят когнитивную одаренность, чувствительность к проблемам, независимость в неопределенных сложных ситуациях.
  2. Творческая способность (креативность) является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта (Дж. Гилфорд, К. Тейлор, Г. Грубер, Я.А. Пономарев). В более «мягком» варианте эта теория гласит, что между уровнем интеллекта и уровнем креативности есть незначительная корреляция. Наиболее развитой концепцией является теория интеллектуального порога Э.П. Торренса: если IQ ниже 115-120, интеллект и креативность образуют единый фактор, при IQ выше 120 творческая способность становится независимой величиной, то есть, нет креативов с низким интеллектом, но есть интеллектуалы с низкой креативностью.

Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей и наоборот. Творческого процесса как специфической формы психической активности нет. Эту точку разделяли и разделяют практически все специалисты в области интеллекта. Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия. 

Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности. 

Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода [3, с. 89].

Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о естественнонаучных творческих способностях, о технических творческих способностях, и т.д.

В данной работе будет рассмотрена проблема развития универсальных творческих способностей, которые необходимы для успешного осуществления любого вида творческой деятельности, не зависимо от того научная она, художественная, техническая и т.д. 

 

  1.2 Компоненты и задатки творческих способностей

Для того чтобы понять откуда у детей тяга к творчеству, следует уделить внимание их способностям и задаткам, так как их определение является очень важным для дальнейшего воспитательного и самовоспитательного процесса.

Способности – это индивидуально – психологические особенности личности,  обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. Способности не могут сведены к знаниям, умениям, навыкам, имеющимися у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение.

Способности – прижизненные образования, их развитие идет в процессе жизни, среда и воспитание активно формирует их.

 Только под влиянием научно  обоснованного воспитания и создании  соответствующих условий, учете  особенностей нервной системы ребенка, обеспечении развития всех его органов, учете его потенциальных возможностей и включении в соответствующие виды деятельности индивидуальные природные задатки могут перерасти в способности.

Выделяют следующие уровни способностей: репродуктивный, который обеспечивает высокое умение усваивать готовое знание, овладевать сложившимися образцами деятельности и общения, и творческий, обеспечивающий создание нового, оригинального. Но следует учитывать, что репродуктивный уровень включает элементы творческого и наоборот.

Разные виды деятельности оказывают различное влияние на развитие тех или иных способностей человека в разные его возрастные периоды. Развитие личности находится в зависимости от ведущего вида деятельности.

Порождаемые деятельностью новые потребности и наличные возможности их удовлетворения создают ряд последующих противоречий. Они выступают движущей силой развития личности. Такие противоречия возникают между возрастными физическими и духовными возможностями и старыми формами взаимоотношений, между сознанием и поведением, между новыми потребностями и прежними возможностями, между имеющимися способностями и потребностями более высокого уровня развития и т.д.

Информация о работе Развитие творческих способностей в школьной среде