Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе изотворчества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 14:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель представленной работы: изучение процесса развития художественно-творческих способностей в процессе рисования живописными материалами у детей 6-7 лет.
Задачи:
1. Проведение анализа специальной и научной литературы по проблеме изучения ранней диагностики художественных способностей детей в старшем дошкольном возрасте;
2. Проведение исследовательской работы по выявлению художественных способностей детей в технике живописи;

Содержание

Введение
Глава I. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе изотворчества.
1. Проблема развития творческих способностей в исследованиях педагогов и психологов
2. Понятие общих способностей детей дошкольного возраста
3. Понятие специальных творческих способностей, специфика их проявления в изобразительном творчестве
4. Этапы развития художественно-творческих способностей
5. Факторы развития художественно-творческих способностей
Глава II. Развитие творческих способностей в рисовании нетрадиционными техниками и материалами.
1. Рисование красками как вид художественно-творческой деятельности
2. Занятие по рисованию – основная форма работы по развитию творческих способностей
3. Занятия по рисованию нетрадиционными техниками, как средство развития творческих способностей
4. Виды и техники нетрадиционного рисования художественными материалами
5. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Оглавление.docx

— 86.60 Кб (Скачать файл)

Способность к изображению состоит из трех компонентов:

1. Восприятие  и связанное с ним представление.  Чтобы научиться изображать, надо  овладеть особым способом восприятия: видеть предмет в целом (воспринимать  содержание и форму в единстве), а форму – в то же время  расчленено (строение, цвет, положение  в пространстве, относительную величину).

2. Овладение  средствами графического воплощения  образа (овладение комплексом умений  и навыков изображения, формы,  строения, пропорциональных отношений,  положения в пространстве).

Без овладения  этими графическими навыками, умениями способность к изображению нельзя сформировать.

3. Овладение  техникой рисунка. Технические  умения и навыки тесно слиты  с графическими, являются их составной  частью. Однако, Н.П. Саккулина выделяет  их в отдельную группу в  силу их специфичности и подчиненности  главным – графическим.

Из трех компонентов развития способности  к изображению необходимо иметь  задатки в области зрительных и осязательных ощущений и двигательной сферы – владение мелкими дифференцированными  движениями рук (кисть руки, пальцы), отмечает Н.П.Сакулина.

В этой же работе Н.П. Саккулина выделяет показатель уровня развития способности к изображению  – степень реальности изображения  и делает выводы о возможностях создания реалистического изображения ребенком, дошкольником. Она подчеркивает, что  способность к изображению в  дошкольном возрасте не может развиваться  в полной мере, и детский рисунок  следует только приближать  к  возможно большей правдивости и  полноте отражения реальной действительности. По отношению к детскому рисунку  можно говорить о тенденциях реализма.

Н.П. Сакулина отмечает, что способность к изображению  обуславливает создание любого рисунка  с различными целевыми установками.

Затем она  рассматривает те качества, которые  необходимы для создания художественного  рисунка, то есть способность к художественному  выражению. Она предполагает и другой термин – «способность к образному  выражению», которую она относит  к разряду художественно-творческих способностей.

Однако, четкого выделения компонентов  этой способности Н.П. Саккулина  не дает. Из рассуждений автора о  возможной выразительности детского рисунка можно выделить некоторые  качества (свойства), составляющие способность  к образному выражению:

1. Эстетическое  восприятие явлений реального  мира, т.е. не просто сенсорное  восприятие, необходимое для изображения,  но и эстетическая оценка воспринимаемого  явления, эмоциональный отклик  на него. Способность видеть, чувствовать  выразительность предмета. Именно  это качество создает основу  для выражения в графической  форме того, что особенно поразило, удивило, обрадовало и т.п.

А это, как  отмечает Н.П. Саккулина, ступень более  высокая, чем выполнение графического изображения. Явно, что в этом свойстве проявляются личностные моменты (ценностные ориентиры, мотивы личности) [17, С. 45].

2. Интеллектуальная  активность. Проявляется это качество  в переработке впечатлений, отборе  того, что поразило сознание, чувство,  в направленности ребенка на  создание нового, оригинального  художественно-выразительного образа.

Н.П. Сакулина, по существу, выделяет такие свойства, как активность воображения, образного  мышления, чувств, восприятия. Необходимое  условие этой активности – наличие  осознанной цели: стремление создать  оригинальный образ и овладеть системой изобразительных умений и навыков.

В данном случае речь идет о творческой способности, которая проявляется в действиях  по актуализации имеющегося опыта, экспериментировании (поисковых действиях), видении проблемы (образа) в новых связях, отношениях (ассоциативном мышлении, воображении), актуализации неосознанного опыта[17, С. 49].

Таким образом, способность к образному выражению  предполагает наличие способности  к изображению со всеми ее компонентами. При этом в отборе и переработке  впечатлений проявляются эстетическая оценка явления, активность всех психических  процессов. Способность к выражению  особенно ярко проявляется и формируется  при направленности  ребенка на создание нового, оригинального образа.

В дальнейших исследованиях Н.П. Саккулиной, Т.С. Комаровой по проблеме сенсорного воспитания дошкольников были изучены взаимосвязи  сенсорного воспитания и обучения детей  изобразительной деятельности, представлено содержание, доказана возможность развития ряда их сенсорных способностей. По существу, разработана структура  сенсорных способностей, проявляющихся  и формирующихся в изобразительной  деятельности в условиях развивающего обучения детей:

1. Способность  целенаправленного аналитико-синтетического  восприятия изображаемого предмета.

2. Способность  формирования обобщенного представления,  отражающего признаки и свойства  многих предметов, которые могут  быть переданы в изображении.

3. Способность  создания изображения предмета  на основе имеющегося представления  согласно материалу, технике и  изобразительным возможностям данного  вида деятельности.

4. Способность  совершать комплекс движений  под контролем зрения.

5. Способность  восприятия создаваемого и законченного  изображения и сенсорной оценки  его согласно имеющемуся представлению.

6. Способность  создания изображения на основе  оперирования представлениями, т.е.  привлечение накопленного ранее  сенсорного опыта, и преобразование  его при помощи воображения.

Хотя  эти способности названы авторами «сенсорными», анализ их содержания показывает, что доминирующая способность восприятия сочетается со способностью мышления, памяти, представления, воображения.

Следовательно, в реальной деятельности все способности  находятся в сложном системном  сочетании, которое определяется целями и задачами изобразительной деятельности [17, С. 58].

Позднее Т.С. Комарова отметила ручную умелость как своеобразную сложную сенсорную  способность, которую можно и  нужно формировать в дошкольном возрасте. В структуре этой способности  выделяются три компонента: техника  рисования, (способы правильного  держания карандаша, кисти и овладение  рациональными приемами их использования, овладение техникой линии, штриха, пятна); формообразующие движения (движения, направленные на передачу формы предмета) и регуляция рисовальных движений по ряду качеств (темпу, ритму, амплитуде, силе нажима), плавность движения, непрерывность; удержание направления движения по прямой, дуге, окружности, умение изменять направление движения под углом, переход от движения по прямой к  движению по дуге и наоборот, умение подчинять движение соразмерению отрезков по длине, изображений или их частей по величине [17, С. 61].

Разработав  детальную методику, формирования у  детей этой сложной способности, Т.С. Комарова рассматривает ее как  средство, овладев которым ребенок  сможет выразительно и без особых затруднений создать любое изображение, выразить любой замысел.

Действительно, ручная умелость в данном понимании  и вышеназванные сенсорные способности (восприятие создаваемого и законченного изображения и сенсорная оценка его согласно имеющемуся представлению; оперирование представлениями и  преобразование их при помощи воображения) по существу, составляют основы исполнительской  части изобразительной деятельности. Эта способность – пример сложного диалектического единства взаимосвязи, взаимопереходов разных способностей. Относительно изобразительной деятельности в целом, ручная умелость выступает  как способность и специальная  и общая. Относительно способности  творческого самовыражения она  выступает как средство – комплекс знаний, умений и навыков.

В 60-70 гг. и по настоящее время проблемой  целенаправленного и активного  воздействия на развитие художественно-творческих способностей занимались Н.П. Саккулина, Н.Б. Халезова, ряд исследователей под  руководством Н.А. Ветлугиной. Они считали, что художественно-творческие способности  могут быть представлены и как  специальные задачи обучения деятельности.

1. Способность  образного видения окружающего  (умение наблюдать, замечать характерные  признаки, детали, анализировать форму,  цвет наблюдаемого объекта и  в то же время способность  сохранять целостное эмоциональное  впечатление от объекта), воспринимая  его через призму наиболее  выразительного признака (важный  гусь, сердитый котенок, могучая  сосна и т.п.).

2. Способность  создавать разнообразные, относительно  неповторимые по содержанию и  форме (оригинальные) замыслы, используя  и активно перерабатывая индивидуальный  опыт.

3. Способность  проявлять активность, самостоятельность,  инициативу в поиске содержания  и наиболее выразительных средств  создания образа.

4. Способность  «вхождения» в изображаемые обстоятельства; искренне, правдиво, непосредственно  переживая изображаемое, увлекаться, быть захваченным деятельностью.

Выделенные  выше художественно-творческие способности  представляют собой или своеобразие  психических процессов, участвующих  в творчестве, или качество способов действий.

Таким образом, при всех различиях в подходе  определения содержания, структуры  способностей к изобразительной  деятельности среди них отчетливо  можно выделить две группы: способность  к изображению и способность  к художественно-творческому выражению. 

 

4. Этапы развития художественно-творческих  способностей.

 

Независимо  от того, какие способности есть у ребенка и когда они проявляются, можно выделить четыре основных этапа, которые будет проходить ребенок  на пути от способностей к таланту.

1. Первый  этап - игровой.

На этом этапе внимательные родители играют роль и учителей, и наставников, и  великодушных героев, являясь примером для подражания. Ребенок лишь «играет» со своими способностями, примеряя к  себе разные виды занятии и увлечений.

Детей может  интересовать абсолютно все или, наоборот, что-то одно, но   первоначальное  увлечение  может  померкнуть  при   столкновении  с первыми   трудностями.    Поэтому   девиз   родителей   на   этой   стадии: «Неторопливость, спокойствие, рассудительность».

2. Второй  этап - индивидуальность.

Этот  этап, как правило, приходится на школьные годы, хотя есть дети, способности которых  четко проявляются значительно  раньше.

На этом этапе большую роль играют семейные традиции. Так, например, в семьях цирковых артистов малыши буквально с пеленок  начинают выступать вместе с родителями и, минуя этап игры, включаются в жизнь артистов, постепенно привыкая к ежедневной работе. Дальнейшая творческая судьба таких детей предопределена. Но это скорее исключение, чем правило.

Большинство детей школьного возраста поступают  в какой-нибудь кружок, секцию или  студию, и тогда у ребенка появляются наставники, которые работают с ним  уже индивидуально. Быстрота его  успехов является наградой для учителей. Для этой стадии характерно то, что  взрослые постоянно приспосабливаются  к ребенку, постигающему свой талант.

Если   дети   вдруг   перестают   делать заметные успехи,   родители считают виновным педагога и пытаются его заменить. Следовательно, на                                          этом этапе индивидуальный наставник  играет главную роль. Он даже может  подчинить распорядок всей семью  распорядку юного дарования, то есть родители очень тесно взаимодействуют  с наставником. На этой стадии ребенок  уже обычно проявляет желание  трудиться и достигать высоких  результатов.

3. Третий - этап роста. Ребенок   нуждается   уже   в   более   квалифицированном   педагоге, который становится основным  судьей его успехов. Родители  занимают подчинительную позицию,  их роль сводится к моральной  и материальной поддержке. На  этом этапе для поддержания  желания трудиться и достигать  результатов,    очень    важны    конкурсы,    концерты    или    соревнования, проходящие  вне дома Родители теперь выступают  в роли зрителей.

4. Четвертый  - этап мастерства.

На этом этапе подросток, если он действительно  талантлив, обгоняет своих сверстников, а иногда и наставников и превращается в настоящего мастера в избранной  сфере. Подобное случается редко, и  достигают таких высот единицы.

Педагогам и родителям надо быть очень осторожными  на этой стадии, чтобы не привести ребенка  к «звездной болезни».

Вывод:

 

1.  На  первом этапе ребенок тянется  за родителями.

2.  На  втором этапе преподаватель начинает  играть все более заметную  роль в развитии способностей  ребенка

3.  На  третьем этапе родители уже  имеют дело с состоявшейся  личностью.

Несмотря  на все увеличивающуюся роль профессионального  педагога в росте и становлении  таланта ребенка, значение родителей  на всех этапах чрезвычайно велико. Основания залога педагогов –  рост профессионального мастерства. Задачей родителей является воспитание умения жить,  которое необходимо любому ребенку,  независимо  от его  дарований.

Одно  из условий проявления творчества в  художественной деятельности - организация  интересной содержательной жизни ребенка: организация повседневных наблюдении за явлениями окружающего мира, общение  с искусством, материальное обеспечение, а также учет индивидуальных особенностей ребенка, бережное отношение к процессу и результату детской деятельности, организация атмосферы творчества и мотивация задания. Формирование мотивов изобразительной деятельности от принятия, удержания, выполнения темы, поставленной педагогом, до самостоятельной  постановки, удержания и выполнения темы является одной из важных задач  обучения. Следующей задачей является формирование восприятия, так как  изобразительная деятельность возможна на уровне сенсорного восприятия: умения рассматривать предметы, всматриваться, вычленять части, сравнивать с сенсорными эталонами форму, цвет, величину, определять признаки предмета и явления. Для  создания художественно-выразительного образа необходимо эмоциональное эстетическое восприятие, развитие у ребенка умения замечать выразительность форм, цвета, пропорций и выражать при этом свое отношение и чувства [4, С. 95].

Информация о работе Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе изотворчества