Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 14:32, курсовая работа
Цель представленной работы: изучение процесса развития художественно-творческих способностей в процессе рисования живописными материалами у детей 6-7 лет.
Задачи:
1. Проведение анализа специальной и научной литературы по проблеме изучения ранней диагностики художественных способностей детей в старшем дошкольном возрасте;
2. Проведение исследовательской работы по выявлению художественных способностей детей в технике живописи;
Введение
Глава I. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе изотворчества.
1. Проблема развития творческих способностей в исследованиях педагогов и психологов
2. Понятие общих способностей детей дошкольного возраста
3. Понятие специальных творческих способностей, специфика их проявления в изобразительном творчестве
4. Этапы развития художественно-творческих способностей
5. Факторы развития художественно-творческих способностей
Глава II. Развитие творческих способностей в рисовании нетрадиционными техниками и материалами.
1. Рисование красками как вид художественно-творческой деятельности
2. Занятие по рисованию – основная форма работы по развитию творческих способностей
3. Занятия по рисованию нетрадиционными техниками, как средство развития творческих способностей
4. Виды и техники нетрадиционного рисования художественными материалами
5. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами
Заключение
Литература
Способность к изображению состоит из трех компонентов:
1. Восприятие
и связанное с ним
2. Овладение
средствами графического
Без овладения
этими графическими навыками, умениями
способность к изображению
3. Овладение
техникой рисунка. Технические
умения и навыки тесно слиты
с графическими, являются их составной
частью. Однако, Н.П. Саккулина выделяет
их в отдельную группу в
силу их специфичности и
Из трех компонентов развития способности к изображению необходимо иметь задатки в области зрительных и осязательных ощущений и двигательной сферы – владение мелкими дифференцированными движениями рук (кисть руки, пальцы), отмечает Н.П.Сакулина.
В этой же
работе Н.П. Саккулина выделяет показатель
уровня развития способности к изображению
– степень реальности изображения
и делает выводы о возможностях создания
реалистического изображения
Н.П. Сакулина отмечает, что способность к изображению обуславливает создание любого рисунка с различными целевыми установками.
Затем она
рассматривает те качества, которые
необходимы для создания художественного
рисунка, то есть способность к художественному
выражению. Она предполагает и другой
термин – «способность к образному
выражению», которую она относит
к разряду художественно-
Однако,
четкого выделения компонентов
этой способности Н.П. Саккулина
не дает. Из рассуждений автора о
возможной выразительности
1. Эстетическое
восприятие явлений реального
мира, т.е. не просто сенсорное
восприятие, необходимое для изображения,
но и эстетическая оценка
А это, как отмечает Н.П. Саккулина, ступень более высокая, чем выполнение графического изображения. Явно, что в этом свойстве проявляются личностные моменты (ценностные ориентиры, мотивы личности) [17, С. 45].
2. Интеллектуальная
активность. Проявляется это качество
в переработке впечатлений,
Н.П. Сакулина, по существу, выделяет такие свойства, как активность воображения, образного мышления, чувств, восприятия. Необходимое условие этой активности – наличие осознанной цели: стремление создать оригинальный образ и овладеть системой изобразительных умений и навыков.
В данном
случае речь идет о творческой способности,
которая проявляется в
Таким образом,
способность к образному
В дальнейших
исследованиях Н.П. Саккулиной, Т.С.
Комаровой по проблеме сенсорного воспитания
дошкольников были изучены взаимосвязи
сенсорного воспитания и обучения детей
изобразительной деятельности, представлено
содержание, доказана возможность развития
ряда их сенсорных способностей. По
существу, разработана структура
сенсорных способностей, проявляющихся
и формирующихся в
1. Способность
целенаправленного аналитико-
2. Способность
формирования обобщенного
3. Способность
создания изображения предмета
на основе имеющегося
4. Способность совершать комплекс движений под контролем зрения.
5. Способность
восприятия создаваемого и
6. Способность
создания изображения на
Хотя
эти способности названы
Следовательно, в реальной деятельности все способности находятся в сложном системном сочетании, которое определяется целями и задачами изобразительной деятельности [17, С. 58].
Позднее
Т.С. Комарова отметила ручную умелость
как своеобразную сложную сенсорную
способность, которую можно и
нужно формировать в дошкольном
возрасте. В структуре этой способности
выделяются три компонента: техника
рисования, (способы правильного
держания карандаша, кисти и овладение
рациональными приемами их использования,
овладение техникой линии, штриха, пятна);
формообразующие движения (движения,
направленные на передачу формы предмета)
и регуляция рисовальных
Разработав
детальную методику, формирования у
детей этой сложной способности,
Т.С. Комарова рассматривает ее как
средство, овладев которым ребенок
сможет выразительно и без особых
затруднений создать любое
Действительно,
ручная умелость в данном понимании
и вышеназванные сенсорные
В 60-70 гг. и по настоящее время проблемой целенаправленного и активного воздействия на развитие художественно-творческих способностей занимались Н.П. Саккулина, Н.Б. Халезова, ряд исследователей под руководством Н.А. Ветлугиной. Они считали, что художественно-творческие способности могут быть представлены и как специальные задачи обучения деятельности.
1. Способность
образного видения окружающего
(умение наблюдать, замечать
2. Способность
создавать разнообразные,
3. Способность
проявлять активность, самостоятельность,
инициативу в поиске
4. Способность
«вхождения» в изображаемые
Выделенные выше художественно-творческие способности представляют собой или своеобразие психических процессов, участвующих в творчестве, или качество способов действий.
Таким образом,
при всех различиях в подходе
определения содержания, структуры
способностей к изобразительной
деятельности среди них отчетливо
можно выделить две группы: способность
к изображению и способность
к художественно-творческому
4. Этапы развития художественно-
Независимо
от того, какие способности есть
у ребенка и когда они
1. Первый этап - игровой.
На этом этапе внимательные родители играют роль и учителей, и наставников, и великодушных героев, являясь примером для подражания. Ребенок лишь «играет» со своими способностями, примеряя к себе разные виды занятии и увлечений.
Детей может интересовать абсолютно все или, наоборот, что-то одно, но первоначальное увлечение может померкнуть при столкновении с первыми трудностями. Поэтому девиз родителей на этой стадии: «Неторопливость, спокойствие, рассудительность».
2. Второй этап - индивидуальность.
Этот этап, как правило, приходится на школьные годы, хотя есть дети, способности которых четко проявляются значительно раньше.
На этом этапе большую роль играют семейные традиции. Так, например, в семьях цирковых артистов малыши буквально с пеленок начинают выступать вместе с родителями и, минуя этап игры, включаются в жизнь артистов, постепенно привыкая к ежедневной работе. Дальнейшая творческая судьба таких детей предопределена. Но это скорее исключение, чем правило.
Большинство детей школьного возраста поступают в какой-нибудь кружок, секцию или студию, и тогда у ребенка появляются наставники, которые работают с ним уже индивидуально. Быстрота его успехов является наградой для учителей. Для этой стадии характерно то, что взрослые постоянно приспосабливаются к ребенку, постигающему свой талант.
Если
дети вдруг перестают
делать заметные успехи, родители
считают виновным педагога и пытаются
его заменить. Следовательно, на
3. Третий
- этап роста. Ребенок нуждается
уже в более квалифицированном
педагоге, который становится основным
судьей его успехов. Родители
занимают подчинительную
4. Четвертый - этап мастерства.
На этом этапе подросток, если он действительно талантлив, обгоняет своих сверстников, а иногда и наставников и превращается в настоящего мастера в избранной сфере. Подобное случается редко, и достигают таких высот единицы.
Педагогам и родителям надо быть очень осторожными на этой стадии, чтобы не привести ребенка к «звездной болезни».
Вывод:
1. На первом этапе ребенок тянется за родителями.
2. На
втором этапе преподаватель
3. На третьем этапе родители уже имеют дело с состоявшейся личностью.
Несмотря на все увеличивающуюся роль профессионального педагога в росте и становлении таланта ребенка, значение родителей на всех этапах чрезвычайно велико. Основания залога педагогов – рост профессионального мастерства. Задачей родителей является воспитание умения жить, которое необходимо любому ребенку, независимо от его дарований.
Одно
из условий проявления творчества в
художественной деятельности - организация
интересной содержательной жизни ребенка:
организация повседневных наблюдении
за явлениями окружающего мира, общение
с искусством, материальное обеспечение,
а также учет индивидуальных особенностей
ребенка, бережное отношение к процессу
и результату детской деятельности,
организация атмосферы