Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 14:32, курсовая работа
Цель представленной работы: изучение процесса развития художественно-творческих способностей в процессе рисования живописными материалами у детей 6-7 лет.
Задачи:
1. Проведение анализа специальной и научной литературы по проблеме изучения ранней диагностики художественных способностей детей в старшем дошкольном возрасте;
2. Проведение исследовательской работы по выявлению художественных способностей детей в технике живописи;
Введение
Глава I. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе изотворчества.
1. Проблема развития творческих способностей в исследованиях педагогов и психологов
2. Понятие общих способностей детей дошкольного возраста
3. Понятие специальных творческих способностей, специфика их проявления в изобразительном творчестве
4. Этапы развития художественно-творческих способностей
5. Факторы развития художественно-творческих способностей
Глава II. Развитие творческих способностей в рисовании нетрадиционными техниками и материалами.
1. Рисование красками как вид художественно-творческой деятельности
2. Занятие по рисованию – основная форма работы по развитию творческих способностей
3. Занятия по рисованию нетрадиционными техниками, как средство развития творческих способностей
4. Виды и техники нетрадиционного рисования художественными материалами
5. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами
Заключение
Литература
Учить детей
представлять образ цветка в соответствии
с его описанием в
Ход занятия.
В начале
занятия детям были прочитаны
стихотворения и предоставлены
иллюстрации с изображением одуванчиков.
В течение занятия был
Детей заинтересовало нестандартное оборудование (зубные щетки), которое было им предложено и вызывало неподдельный интерес.
Дети получили огромное удовольствие от предложенной техники и добились хороших результатов.
Тема: «Летний пляж».
Программное содержание:
Закреплять
умение рисовать «по-сырому», развивать
способность к цветовосприятию
окружающего мира, отражение с
помощью цветовых образов впечатлений;
научить детей создавать
Ход занятия.
Детям было предложено оборудование и иллюстративный материал. В ходе занятия использовалась музыка, различная по содержанию и характеру. Был предложен рисунок-схема с изображением солнца и волнообразных линий – некая поверхность, с помощью подбора цвета дети должны были превратить в ледяную пустыню африканскую жаркую пустыню или в солнечный ласковый пляж. Дети использовали различные тона и цветовую гамму для получения рисунков, имеющих разный характер. Использовался контроль, напоминание, объяснение, индивидуальный подход. Занимательность преобладала в разнообразии цветовых оттенков. Дети были активны и эмоциональны, что видно из их работ.
Так же были
проведены следующие
3 –й этап.
Итоговый эксперимент.
Цель: выявить уровень художественно-творческих способностей рисования живописными материалами, выработанных в ходе формирующего эксперимента.
Итоговый эксперимент был проведен в виде коллективной работы со всеми детьми на тему «Царство Нептуна».
Программное содержание:
Закреплять умение самостоятельно подбирать технику, цветовой образ для создания коллективной работы; закреплять навыки работы нетрадиционными материалами и техниками; воспитывать интерес к нетрадиционным живописным техникам.
В ходе занятия были использованы такие методы и приемы как: рассказ, вопросы, показ, объяснение, указание, напоминание, анализ. Детям было предложено нетрадиционное оборудование и иллюстративный материал. Также использовалась музыка для лучшего эмоционального настроя. Дети использовали мыльную пену различных оттенков, что вызвало огромный интерес к работе.
Дети
активно и старательно
Итог подведен в виде таблицы:
№ |
Имя ребенка |
Увлечен. темой и техникой |
Способн. созд. худ. образ |
Способн. к цвето- воспр. |
Способн. рацион. применять техники |
Владение техникой изображен. |
Знание основ цветовед. |
1. |
Дима Б. |
||||||
2. |
Максим Г. |
||||||
3. |
Ярик Я. |
||||||
4. |
Юра К. |
||||||
5. |
Влада В. |
||||||
6. |
Халид К. |
||||||
7. |
Саша Л. |
||||||
8 |
Лена М. |
||||||
9. |
Настя М. |
||||||
10. |
Юля О. |
||||||
11. |
Саша П. |
||||||
12. |
Эля Р. |
||||||
13. |
Настя Р. |
||||||
14. |
Женя Ч. |
||||||
15. |
Костя Ш. |
Условные обозначения:
Вывод итогового эксперимента: проведя цикл занятий с использованием разнообразных техник, видно, что у детей, имеющих способности к работе красками и нетрадиционным техникам, изучаемые показатели находятся на высоком уровне, например, знание основ цветоведения. А у детей со слабо развитыми художественно-творческими способностями показатели находятся по-прежнему на низком уровне, но за счет применения нетрадиционных материалов улучшился уровень увлеченности темой и техникой и способность к цветовосприятию.
Вывод по исследовательской работе:
Все задачи,
которые были поставлены в начале
исследовательской работы, были выполнены.
Был проведен анализ специальной
и научной литературы по проблеме
изучения ранней диагностики художественных
способностей детей в старшем
дошкольном возрасте. Проведена исследовательская
работа по выявлению художественных
способностей детей в технике
живописи. Были разработаны пути развития
творческих способностей в области
рисования живописными
Проведенные занятия показали, что у детей разный уровень владения техникой, способностью создавать художественный образ, знаний основ цветоведения.
Все исследуемые уровни определены на среднем уровне. Благодаря проведенной работе, исследуемые показатели развивались.
Самым важным является постоянная работа со способными детьми и введение в систему дошкольного образования различных форм по развитию способностей детей, не перегружая их.
Заключение
Способность к творчеству является специфической особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее.
Проблема
развития способностей дошкольников находится
сегодня в центре внимания многих
исследователей и практиков, работающих
в дошкольном образовании, имеется
множество статей, методических пособий,
сборников игр и упражнений, как
по развитию различных психических
процессов в этом возрасте, так
и по развитию разных видов способностей
общей и специальной
Проблема
общих и специальных
Применительно к изобразительной деятельности важно выделить содержание способностей, проявляющихся и формирующихся в ней, их структуру, условия развития. Только в этом случае важна целенаправленная разработка методики развивающего обучения изобразительной деятельности.
Изобразительная
деятельность – это отражение
окружающего в форме
Очень важны
условия, при которых ребенок
эмоционально реагирует на краски,
цвет, формы, выбирая их по своему желанию.
Благодаря воспитанию художественных
образов в изобразительном
Для наибольшей результативности развития художественно-творческих способностей необходимо применять занимательные занятия. Цель занимательных занятий – создавать устойчивую мотивацию, стремление выразить свое отношение, настроение в образе.
Таким образом, занятия занимательного характера являются решающим фактором художественного развития детей дошкольного возраста.
Все вышесказанное
подтвердилось в
Для достижения цели применялись следующие методы и формы: наблюдение, эксперимент, анализ продуктов деятельности; был подобран цикл занятий, дидактических игр и упражнений.
Занятия
показали, что у детей есть огромный
интерес и желание, но необходимо
постоянно заниматься с детьми для
повышения уровня способностей, иначе
эти способности могут
Задачи, намеченные в начале ВКР, полностью реализованы.
Введенная
гипотеза подтверждена, так как у
детей с помощью занятий
Практическая
значимость заключается в использовании
разработанных занятий в
Проведенная на практике работа, оптимизировала педагогический процесс, сделала его для детей развивающим, интересным и занимательным.
Литература
1. Гаврина С. и др. Развиваем руки, чтоб учиться и писать и красиво рисовать. – Ярославль, 1997.
2. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М., 2000.
3. Донин А. Введение в искусствознание. – Н. Новгород, 1998.
4. Казакова
Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М.
и др. Рисование с детьми
5. Квач Н.В.
Развитие образного мышления
и графических навыков у детей
5-7 лет: Пособие для
6. Комарова
С. Как научить ребенка
7. Комарова
Т., Савенко А. Коллективное
8. Комарова
Т. Изобразительная
9. Комарова
Т. Детское художественное
10. Костерин Н. учебное рисование. – М., 1980.
11. Котляр
В. Изобразительная
12. Мелик – Пашаев А., Новлянская З. Ступени творчества. – М., 1987.
13. Педагогический энциклопедический словарь. – М., 2002.
14. Пластические
искусства: краткий
15. Программа
воспитания и обучения в
16. Психология. Словарь/ Под ред. Петровского А.В. – М., 1990.
17. Саккулина Н., Комарова Т. Изобразительная деятельность в детском саду. – М., 1982.
18. Система
эстетического воспитания в
19. Сокольникова
Н.М. Изобразительное
20. Сокольникова
Н.М. Изобразительное
21. Соломенникова О. Радость творчества. – М., 2005.