Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 15:44, дипломная работа
Цель исследования: выявить психолого-педагогические условия развития творческих способностей детей.
Задачи исследования:
1. Изучить состояние проблемы в педагогической науке и практике.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА….7
1.1. Сущность и характеристика творческих способностей. ……………7
Особенности развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста…………………………………...............13
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ……………………………………………………...18
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ…………………………20
2.1. Виды творческой деятельности…………………………..…...………21
2.2. Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности……………………………………24
2.3. Исследование творческих способностей детей младшего школьного возраста…………………………………………………………..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...……41
БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………………….45
3 класс (контрольная группа)
№ |
Ф.И. ученика |
Результат |
1. |
Саша В. |
3 |
2. |
Маша Е. |
3 |
3. |
Алеша П. |
1 |
4. |
Жаргал Р. |
3 |
5. |
Юлия В. |
3 |
6. |
Наташа К. |
4 |
7. |
Родион П. |
2 |
8. |
Сережа Я |
3 |
9. |
Дмитрий В. |
3 |
10. |
Володя Ю. |
1 |
11. |
Римма Н. |
4 |
Следующим заданием было «Как спасти зайку».
Целью методики «Как спасти зайку» является оценка способностей и превращение задачи на выбор в задачу на преобразование в условиях переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию. Перед ребенком на столе располагают фигурку зайчика, блюдце, ведерко, палочку, сдутый шарик и лист бумаги. Рассказываю детям, что с зайчиком однажды приключилась такая история. Решил зайчик поплавать на кораблике по морю и уплыл далеко-далеко от берега. А тут начался шторм, появились огромные волны, и стал зайка тонуть. Помочь зайке можем только мы с вами. У нас для этого есть несколько (блюдце, ведерко, деревянная палочка, сдутый воздушный шарик и лист бумаги). Чтобы ты выбрал, чтобы спасти зайку.
В ходе исследования фиксируется характер ребенка и их обоснование. Данные оцениваются по трехбалльной системе.
1 балл – Ребенок выбирает блюдце и ведерко, а также палочку при помощи, которой можно зайку поднять со дна, не выходя за рамки простого выбора; ребенок пытается использовать предметы в готовом виде, механически перенести их свойства в новую ситуацию.
2 балла – Решение с
элементом простейшего
3 балла – Для спасения
зайки предлагается
Результаты исследования:
2 класс (экспериментальная группа)
№ |
Ф.И. ученика |
Результат |
1. |
Игорь Ш. |
3 |
2. |
Катя Ч. |
1 |
3. |
Ирина П. |
1 |
4. |
Женя Т. |
1 |
5. |
Елизавета Д. |
1 |
6. |
Юмжана С. |
1 |
7. |
Тумэн Г. |
1 |
8. |
Илья Х. |
1 |
3 класс (контрольная группа)
№ |
Ф.И. ученика |
Результат |
1. |
Саша В. |
1 |
2. |
Маша Е. |
2 |
3. |
Алеша П. |
1 |
4. |
Жаргал Р. |
1 |
5. |
Юлия В. |
1 |
6. |
Наташа К. |
2 |
7. |
Родион П. |
3 |
8. |
Сережа Я |
3 |
9. |
Дмитрий В. |
1 |
10. |
Володя Ю. |
1 |
11. |
Римма Н. |
1 |
Последнее задание «Придумай и расскажи, что произошло у каждого из героев».
К каждой картинке нужно придумать рассказ, подходящий к выражению лица героев. Задание оценивается по трехбалльной системе.
3 балла – если рассказ подходит к рисунку;
2 балла – если рассказ не подходит к рисунку;
1 балл – если не придумал ничего.
Результаты исследования:
2 класс (экспериментальная группа)
№ |
Ф.И. ученика |
Результат |
1. |
Игорь Ш. |
3 |
2. |
Катя Ч. |
3 |
3. |
Ирина П. |
1 |
4. |
Женя Т. |
3 |
5. |
Елизавета Д. |
3 |
6. |
Юмжана С. |
3 |
7. |
Тумэн Г. |
1 |
8. |
Илья Х. |
3 |
3 класс (контрольная группа)
№ |
Ф.И. ученика |
Результат |
1. |
Саша В. |
3 |
2. |
Маша Е. |
3 |
3. |
Алеша П. |
3 |
4. |
Жаргал Р. |
3 |
5. |
Юлия В. |
3 |
6. |
Наташа К. |
3 |
7. |
Родион П. |
3 |
8. |
Сережа Я |
3 |
9. |
Дмитрий В. |
3 |
10. |
Володя Ю. |
3 |
11. |
Римма Н. |
3 |
По результатам трех тестов на выявление творческого воображения учащихся нами получены следующие результата.
2 класс (экспериментальная группа)
№ |
Ф.И. ученика |
1 задание |
2 задание |
3 задание |
Итоговый результат |
1. |
Игорь Ш. |
3 |
3 |
3 |
9 |
2. |
Катя Ч. |
3 |
1 |
3 |
7 |
3. |
Ирина П. |
3 |
1 |
1 |
5 |
4. |
Женя Т. |
3 |
1 |
3 |
7 |
5. |
Елизавета Д. |
1 |
1 |
3 |
5 |
6. |
Юмжана С. |
3 |
1 |
3 |
7 |
7. |
Тумэн Г. |
2 |
1 |
1 |
4 |
8. |
Илья Х. |
1 |
1 |
3 |
5 |
3 класс (контрольная группа)
№ |
Ф.И. ученика |
1 задание |
2 задание |
3 задание |
Итоговый результат |
1. |
Саша В. |
3 |
1 |
3 |
7 |
2. |
Маша Е. |
3 |
2 |
3 |
8 |
3. |
Алеша П. |
1 |
1 |
3 |
5 |
4. |
Жаргал Р. |
3 |
1 |
3 |
7 |
5. |
Юлия В. |
3 |
1 |
3 |
7 |
6. |
Наташа К. |
4 |
2 |
3 |
9 |
7. |
Родион П. |
2 |
3 |
3 |
8 |
8. |
Сережа Я. |
3 |
3 |
3 |
9 |
9. |
Дмитрий В. |
3 |
1 |
3 |
7 |
10. |
Володя Ю. |
1 |
1 |
3 |
5 |
11. |
Римма Н. |
4 |
1 |
3 |
8 |
Определив уровень творческого мышления учащихся, их гибкость, беглость и оригинальность, мы разделили детей 2 класса на 4 группы:
- самый высокий уровень мышления (7-9 баллов) – 4 человек
- высокий уровень мышления (5-6 баллов) – 3 человека
- средний уровень мышления (4 балла) – 1 человек
- низкий уровень мышления (3 и ниже баллов) – нет.
Таблица 2.
Самый высокий уровень мышления |
Высокий уровень мышления |
Средний уровень мышления |
Низкий уровень мышления |
4 чел. (50,0%) |
3 чел. (37.5%) |
1 чел. (12.5%) |
- |
Гистограмма 2.
Итоговые данные исследования творческого мышления
экспериментального 2 класса.
Гистограмма 3.
Сравнительные данные исследования творческого мышления констатирующего и формирующего этапов.
Таким образом, для того чтобы богатый творческий потенциал детей мог актуализироваться, нужно создать определенные условия, прежде всего, ввести ребенка в настоящую творческую деятельность. Ведь именно в ней, как утверждают психологи, из предпосылок рождаются и развиваются способности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Творческое мышление - это создание новых образов на основе накопленных знаний.
Развитие творческих способностей - сложное и важное дело, успешной реализации которого помогает тесное сотрудничество школы и семьи. А сам учитель должен быть терпим к проявлениям творчества детей, будь они даже не в нужный момент или же просто кажущимися нам глупышами. Нужно уметь вовремя их увидеть, поощрять и дать возможность проявиться еще раз.
Проведенные диагностики, позволили выявить недостатки и наметить пути улучшения развития творческого потенциала детей.
На заключительном этапе исследования был проведен контрольный этап, целью которого было выяснение эффективности проведенного экспериментального исследования. Методики, которые проводились нами после разработанной программы, показали, что уровень творческого мышления учеников поднялся.
Несмотря на статистическую не значимость различных сдвигов в творческой активности воображения младших школьников в экспериментальной и контрольной группах, наблюдается несомненная тенденция роста этой активности именно в экспериментальной группе. Что, в целом, позволяет нам говорить о том, что проведенная нами программа интенсифицирует рост творческой активности воображения у младших школьников.
Информация о работе Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста