Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 15:44, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить психолого-педагогические условия развития творческих способностей детей.
Задачи исследования:
1. Изучить состояние проблемы в педагогической науке и практике.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА….7
1.1. Сущность и характеристика творческих способностей. ……………7
Особенности развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста…………………………………...............13
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ……………………………………………………...18
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ…………………………20
2.1. Виды творческой деятельности…………………………..…...………21
2.2. Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности……………………………………24
2.3. Исследование творческих способностей детей младшего школьного возраста…………………………………………………………..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...……41
БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………………….45

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР Саюта.doc

— 747.00 Кб (Скачать файл)

Написать на листке бумаги (или на классной доске) слова «весёлый», «сердитый» и «грустный». Вызвать одного из учащихся и попросить его встать перед классом, взять в руки лист с надписью «весёлый» и изобразить весёлое настроение. Вызвать других учащихся и попросить их изобразить другие  настроения.

Пусть дети взглянут на задание А. Попросить их нарисовать лица, соответствующие подписям под ними. Там же, где нет подписей, пусть дети придумают свои названия и затем нарисуют лица, соответствующие этим названиям.

Пере выполнением задания Б попросить учащихся написать или рассказать, что чувствует человек на каждом рисунке, какое у него настроение. Попросить их завершить рисунок, добавив брови, глаза, рот и другие детали и сделать подписи.

Если потребуется дополнительное разъяснение, то можно спрятать часть своего лица под шарфом и попросить детей догадаться о вашем настроении по видимой части лица (например, спрячьте рот и покажите весёлое настроение глазами). После того как дети выскажут свои догадки, убрать шарф и предоставить возможность детям проверить, правильно ли они угадали. Подчеркнуть, что ваши брови, глаза и рот помогают создавать то или иное выражение лица.

Дополнительное задание.

Можно поиграть с учащимися в игру, где один из них будет изображать то или иное настроение, а остальные попробуют догадаться, что он изображает.

Попросить  детей нарисовать какие-нибудь лица, похожие на те, что они рисовали, выполняя задания А и Б и написать слова подходящие к этим лицам, оживляя их, как будто они что-нибудь говорят или думают.

Приложение 3.

Методика" Солнце в комнате"

Основание. Реализация воображения.

Цель. Выявление способностей ребенка к преобразованию "нереального" в "реальное" в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия.

Материал. Картинка с изображением комнаты, в которой находится человечек и солнце; карандаш.

Инструкция к проведению.

Психолог, показывая ребенку картинку: "Я даю тебе эту картинку. 
Посмотри внимательно и скажи, что на ней нарисовано". По перечислении деталей изображения (стол, стул, человечек, лампа, солнышко и т. д.) психолог дает следующее задание: "Правильно. Однако, как видишь, здесь солнышко нарисовано в комнате. Скажи, пожалуйста, так может быть или художник здесь что-то напутал? Попробуй исправить картинку так, чтобы она были правильной".

Пользоваться карандашом ребенку не обязательно, он может просто объяснить, что нужно сделать для "исправления" картинки.

Обработка данных.

В ходе обследовании психолог оценивает попытки ребенка исправить рисунок. Обработка данных осуществляется по пятибалльной системе: 
1. Отсутствие ответа, непринятие задания ("Не знаю, как исправить", "Картинку исправлять не нужно") - 1 балл.

2. "Формальное устранение несоответствия (стереть, закрасить солнышко) -2 балла.

3. Содержательное устранение несоответствия: а) простой ответ (Нарисовать в  другом месте - "Солнышко на  улице") -3 балла. б) сложный ответ (переделать рисунок - "Сделать  из солнышка лампу") - 4 балла.

4. Конструктивный ответ (отделить  несоответствующий элемент от  других, сохранив его в контексте заданной ситуации "Картинку сделать,"Нарисовать окно", "Посадить солнышко в рамку" и т.д.) -5 баллов.

Приложение 4.

Методика "Складная картинка"

О с н о в а н и е. Умение видеть целое.

Ц е ль. Определение умения сохранить целостный контекст изображения в ситуации его разрушения.

М а т е р и а л. Складывающаяся картонная картинка с изображением утки, имеющая четыре сгиба (размер 10 * 15 см)

Инструкция к проведению.

Психолог, предъявляя ребенку картинку: "Сейчас я тебе дам эту картинку. Посмотри, пожалуйста, внимательно и скажи, что на ней нарисовано?" Выслушав ответ, психолог складывает картинку и спрашивает: 
"Что станет с уткой, если мы сложим картинку вот так?" После ответа ребенка картинка расправляется, снова складывается, а ребенку задается вновь тот же вопрос. Всего применяется пять вариантов складывания - "угол", "мостик", "домик", "труба", "гармошка".

Обработка данных.

В ходе обследования ребенка психолог фиксирует общий смысл ответов при выполнении задания. Обработка данных осуществляется по трехбалльной системе. Каждому заданию соответствует одна позиция при сгибании рисунка.

Максимальная оценка за каждое задание - 3 балла. Всего – 15 баллов. 
Выделяются следующие уровни ответов:

  1. Отсутствие ответа, непринятие задания ("Не знаю", " Ничего не станет", "Так не бывает") - 1 балл.
  2. Ответ описательного типа, перечисление деталей рисунка, находящихся в поле зрения или вне его, т.е. утеря контекста изображения ("У утки нет головы", "Утка сломалась", "Утка разделилась на части" и т. д.) - 2 балла.
  3. Ответы комбинирующего типа: сохранение целостности изображения при сгибании рисунка, включение нарисованного персонажа в новую ситуацию ("Утка нырнула", "Утка заплыла за лодку"), построение новых композиций ("Как будто сделали трубу и на ней нарисовали утку") и т. д. - 3 балла.
  4. Некоторые дети дают ответы, в которых сохранение целостного контекста изображения "привязано" не к какой-либо ситуации, а к конкретной форме, которую принимает картинка при складывании ("Утка стала домиком", "Стала похожа на мостик" и т. д.). Подобные ответы относятся к комбинирующему типу и также оцениваются в 3 балла.

Приложение 5.

Методика "Как спасти зайку"

Основание. Надситуативно-преобразовательный характер творческих решений.

Цель: Оценка способности и превращение задачи на выбор в задачу на преобразование в условиях переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию.

М а т е р и а л. Фигурка зайчика, блюдце, ведерко, деревянная палочка. сдутый воздушный шарик, лист бумаги.

Инструкция к проведению.

Перед ребенком на столе располагают фигурку зайчика, блюдце, ведерко, палочку, сдутый шарик и лист бумаги. Психолог, беря в руки зайчика: "Познакомься с этим зайчиком. Однажды с ним приключилась такая история. Решил зайчик поплавать на кораблике по морю и уплыл далеко-далеко от берега. А тут начался шторм, появились огромные волны, и стал зайка тонуть. Помочь зайке можем только мы с тобой. У нас для этого есть несколько предметов (психолог обращает внимание ребенка на предметы, разложенные на столе). Что бы ты выбрал, чтобы спасти зайчика?"

Обработка данных.

В ходе обследования фиксируются характер ответов ребенка и их обоснование. Данные оцениваются по трехбалльной системе.

Первый уровень. Ребенок выбирает блюдце или ведерко, а также палочку при помощи, которой можно зайку поднять со дна, не выходя за рамки простого выбора; ребенок пытается использовать предметы в готовом виде, механически перенести их свойства в новую ситуацию. Оценка – 1 балл.

Второй уровень. Решение с элементом простейшего символизма, когда ребенок предлагает использовать палочку в качестве бревна, на котором зайка сможет доплыть до берега. В этом случае ребенок вновь не выходит за пределы ситуации выбора. Оценка – 2 балла.

Третий уровень. Для спасения зайки предлагается использовать сдутый воздушный шарик или лист бумаги. Для этой цели нужно надуть шарик ("Зайка на шарике может улететь") или сделать из листа кораблик. У детей находящихся на этом уровне, имеет место установка на преобразование предметного наличного материала. Исходная задача на выбор самостоятельно превращается ими в задачу на преобразование, что свидетельствует о надситуативным подходе к ней ребенка. Оценка – 3 балла.

Приложение 6.

Методика "Дощечка"

Основание. Детское экспериментирование.

Цель: Оценка способности к экспериментированию с преобразующимися объектами.

Материал. Деревянная дощечка, представляющая собой соединение на петлях четырех более мелких квадратных звеньев (размер каждого звена 15*15 см)

Инструкция к проведению:

Дощечка в развернутом виде лежит перед ребенком на столе. Психолог: 
"Давай теперь поиграем вот с такой доской. Это не простая доска, а волшебная: ее можно сгибать и раскладывать, тогда она становится на что- нибудь похожа. Попробуй это сделать".

Как только ребенок сложил доску в первый раз, психолог останавливает его и спрашивает: "Что у тебя получилось? На что теперь похожа эта доска?"

Услышав ответ ребенка, психолог вновь обращается к нему: "Как еще можно сложить? На что она стала похожа? Попробуй еще раз". И так до тех пор, пока ребенок не остановится сам.

Обработка данных.

При обработке данных оценивается количество неповторяющихся ответов ребенка называние формы получившегося предмета в результате складывания доски ("гараж", "лодочка" и т.д.), по одному баллу за каждое название. 
Максимальное количество баллов изначально не ограничивается.

Системность мышления.

Приложение 7.

Программа «Уроки творчества».

Данная программа состоит из 8 занятий и рассчитана на 4 недели. Их продолжительность не превышала одного школьного урока. Каждому ребенку обеспечивалась возможность проявить себя, быть открытым и не бояться ошибок.

Творческая деятельность развивает чувства детей, способствует более оптимальному и интенсивному развитию высших психических функций, таких, как память, мышление, восприятие, внимание.

Творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее. Дети способны заниматься творчеством независимо от личностных комплексов.

Каждый ребенок имеет свои, только ему присущие черты, которые могут быть распознаны достаточно рано.

Цель программы:  развитие творческих способностей младшего школьного возраста.

Задачи программы: улучшить уровень творческих способностей детей младшего школьного возраста.

Основные методы работы: индивидуальные, групповые, коллективные.

Занятия построены таким образом, что происходит частая смена видов деятельности, при этом соблюдается принцип от сложного к более простому. В ходе каждого задания, проводятся динамические паузы.

Рефлексия в конце занятия включает в себя обсуждение с детьми того, что нового они узнали, на занятии и что понравилось больше всего. Каждый учащийся анализирует свое отношение к занятиям, получилось ли у него творческая работа.

С целью развития творческих способностей дети включаются в различные формы и виды деятельности.

Программа развития младших школьников позволяет благоприятно воздействовать на формирование личности растущего человека через систему занятий, проследить динамику изменений в развитии личности, получить основания для прогноза дальнейшего хода психического развития ребенка.

Приемы и способы работы с детьми соответствует возрастным и индивидально-психологическим особенностям младших школьников. 

Тематическое планирование для 2 класса.

Дата

Название темы

Кол-во часов

1 неделя

«Невероятная ситуация»

1

2 неделя

«Что? Откуда? Как?»

1

     

3 неделя

«Усовершенствование игрушки»

1

4 неделя

«Мячик»

1

Итого

 

4


Тематическое планирование для 3 класса.

Дата

Название темы

Кол-во часов

1 неделя

«Необычный звук»

1

     

2 неделя

«Шарики»

1

     

3 неделя

«Клякса»

1

     

4 неделя

«Способы действия»

1

Итого

 

4


 

Упражнение «Невероятная ситуация».

   Описание упражнения.

Детям предлагается поразмыслить над какой-либо воображаемой ситуацией, наступление которой невероятно или крайне маловероятно. Их задача – представить, что такая ситуация все-таки произошла, и предложить как можно больше последствий для человечества, к которым она может привести. Упражнение выполняется в подгруппах по 3-5 человек, время работы дается из расчета 5-6 мин на одну ситуацию. Вот несколько примеров невероятных ситуаций для этого упражнения.

Информация о работе Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста