Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 14:41, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью образования является подготовка подрастающего поколения к будущему. Творчество — это тот путь, который может эффективно реализовать эту цель. Комплексный подход к воспитанию творческой личности охватывает широкий круг вопросов, относящихся к проблемам общеэстетического и нравственного воспитания. Неразрывное единство идейно-мировоззренческого , духовного и художественного является неотъемлимым условием личности подрастающего человека, разносторонности и гармоничности ее развития. Ценность творчества, его функции, заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе творчества.

Содержание

Введение.......................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей младших школьников в учебно-воспитательном процессе................6
Психолого-педагогический анализ проблемы творческих способностей..........................................................................................6
Особенности развития личности младшего школьника, влияющие на процесс развития творческих способностей...............13
Глава 2. Практическая деятельность учителя начальной школы по развитию творческих способностей школьников..........................18
Пути и способы развития творческих способностей младших школьников в учебно-воспитательном процессе................................18
Организация уроков творчества в начальной школе.......22
Заключение....................................................................................28
Библиография................................................................................31
Приложение...................................................................................34

Вложенные файлы: 1 файл

Кусовая 2.doc

— 118.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение.......................................................................................3

Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей младших школьников в учебно-воспитательном процессе................6

    1. Психолого-педагогический анализ проблемы творческих способностей..........................................................................................6
    2. Особенности развития личности младшего школьника, влияющие на процесс развития творческих способностей...............13

  Глава 2. Практическая деятельность учителя начальной школы по развитию творческих способностей школьников..........................18

    1. Пути и способы развития творческих способностей младших школьников в учебно-воспитательном процессе................................18
    2. Организация уроков творчества в начальной школе.......22

Заключение....................................................................................28

Библиография................................................................................31

Приложение...................................................................................34

 

 

2

 

 

Введение

 

С распространением гуманистической парадигмы в обществе, в том числе и в сфере образования, все большее значение стало придаваться необходимости развития творческих способностей, креативных характеристик личности; созданию условий для формирования основных компонентов творческого  мышления[22].

Основной целью образования является подготовка подрастающего поколения к будущему. Творчество — это тот путь, который может эффективно реализовать эту цель.  Комплексный подход к воспитанию творческой личности охватывает широкий круг вопросов, относящихся к проблемам общеэстетического и нравственного воспитания. Неразрывное единство идейно-мировоззренческого , духовного и художественного является неотъемлимым условием личности подрастающего человека, разносторонности и гармоничности ее развития. Ценность творчества, его функции, заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе творчества.

В результате теоретических и экспериментальных исследований проблемы творчества и творческих способностей в психологической науке (Д.Б. Богоявленская, 1981, 1983; А.В. Брушлинский, 1996; Л.С. Выготский, 1967, 1985; В.Н. Дружинин, 1997, 2000; М.А. Холодная, 1997) была доказана значимость развития творческого потенциала учащихся в ходе обучения[22].

Актуальность исследования проблемы творческого развития личности в учебно-воспитательной деятельности обусловлена качественными изменениями потребности общества в подготовке творчески мыслящих людей, обладающих нестандартным взглядом на проблемы, владеющих

3

навыками исследовательской работы. Вопрос о путях, возможностях, средствах развития творческих способностей учащихся младших классов до сих пор остается предметом острых дискуссий в психолого-педагогической науке.

Современное общество испытывает потребность в креативных личностях, так как они обладают более высоким уровнем адаптации и социализации, в большей мере соответствуют постоянно изменяющемуся и обновляющемуся миру. В связи с этим оправдано внимание, которое педагогическая наука уделяет проблеме развития творческого потенциала ребенка.[13]

Цель исследования - выявить педагогические условия развития творческих способностей младших школьников.

В связи с поставленной целью, были определены следующие задачи:

      1. На основе психолого-педагогического анализа определить сущность, критерии и показатели творческих способностей;
      2. Определить благоприятные условия для развития креативных и творческих способностей у младших школьников.
      3. Определить основные педагогические средства развития творческих способностей.
      4. Разработать систему фрагментов уроков, иллюстрирующих возможность развития творческих способностей у младших школьников.

Объектом исследования является развитие творческих способностей у младших школьников в процессе учебной деятельности.

Предмет исследования — педагогические условия развития творческих способностей у младших школьников в процессе обучения.

Для решения поставленных задач, в работе использовались

4

следующие методы:  теоретический, логический, психологический и

педагогический анализ общей и специальной литературы по проблеме исследования; анализ публикаций и материалов в средствах массовой информации;

Курсовая работа состоит из двух глав. В первой главе рассматривается сущность, структура и функции творческих способностей в психолого-педагогическом анализе. Также рассматриваются особенности развития творческих способностей у младших школьников.

Во второй главе рассматриваются пути и способы развития творческих способностей у младших школьников, а также рассказывается, как организовать урок творчество в начальной школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей младших школьников в учебно-воспитательном процессе

 

  • 1.1. Психолого-педагогический анализ проблемы творческих способностей

 

Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди,  поставленные в примерно одинаковые  ситуации, достигают различных успехов, мы  обращаемся к понятию "способности".

Проблема способностей в отечественной психологии изучена достаточно глубоко. В первую очередь мы исходим из соответствующих теоретических концепций, развитых в работах Б. М. Теплова и С. Л. Рубинштейна. Известно, что под способностями Б. М.Теплов понимал определенные индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, которые не сводятся к наличному, имеющемуся уже у человека запасу навыков и знаний, а обусловливают легкость и быстроту их приобретения.

Рассматривая структуру способностей, С.Л.Рубинштейн выделяет два основных компонента:

1. "операциональный" — отлаженная  система тех способов действия, посредством которых осуществляется деятельность;

2. "ядро" — психические процессы, которыми регулируются операции: качество процессов анализа и  синтеза.

Таким образом, рассмотрение способностей как функциональных систем можно рассматривать "ядром", в качестве которого выступают функциональные механизмы, зависящие от задатков, а периферия также представлена отлаженной системой операциональных компонентов,

6

развивающихся в ходе деятельности.

Существуют различные классификации способностей. В первую очередь необходимо различать природные, или естественные, способности и специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение. Многие из природных способностей являются общими у человека и у животных, особенно высших, например - у обезьян. Такими элементарными способностями являются восприятие, память, мышление, способность к элементарным коммуникациям на уровне экспрессии. Эти способности непосредственно связаны с врожденными задатками, но не тождественны им, а формируются на их основе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей.

 У человека, кроме биологически обусловленных, есть способности, обеспечивающие его жизнь и развитие в социальной среде. Это общие и специальные высшие интеллектуальные способности, основанные на пользовании речью и логикой, теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные.

Общие способности включают те, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности. К ним, например, относятся умственные способности, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь и ряд других.

Специальные способности определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К таким способностям можно отнести музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные и ряд других. Наличие у человека общих способностей не исключает развития специальных и наоборот. Нередко общие и специальные способности сосуществуют, взаимно дополняя и обогащая друг друга.

7

 Теоретические и практические способности отличаются тем, что первые предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а вторые - к конкретным, практическим действиям. Такие способности, в отличие от общих и специальных, напротив, чаще не сочетаются друг с другом, вместе встречаясь только у одаренных, разносторонне талантливых людей.

Учебные и творческие способности отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как вторые - создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, словом-индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.

Способности к общению, взаимодействию с людьми, а также предметно-деятельностные, или предметно-познавательные, способности - в наибольшей степени социально обусловлены. В качестве примеров способностей первого вида можно привести речь человека как средство общения (речь в ее коммуникативной функции), способности межличностного восприятия и оценивания людей, способности социально-психологической адаптации к различным ситуациям, способности входить в контакт с различными людьми, располагать их к себе, оказывать на них влияние и т.п.

Творческие способности, наряду с интеллектом, являются важным предметом изучения, так как в наше время все большее значение стало придаваться необходимости развития именно этих способностей.

Творчество — деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи по своей сущности культурно-историческим явлением, творчество имеет психологический аспект: личностный и процессуальный. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым

8

создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей[9].

Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи. Педагогическое определение творческих способностей определяет их как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные задания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

Богоявленская Д.Б. [2] выделяет следующие показатели для определения творческих способностей:

  • беглость мысли (количество идей);
  • гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на другую);
  • оригинальность (способность производить идеи);
  • любознательность;
  • фантастичность.

Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала остается до сих пор открытым. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. Известный американский психолог Дж. Гилфорд [4], занимавшийся проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям

9

свойственно так называемое дивергентное мышление. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего.

Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями:

      1. Быстрота — способность высказывать максимальное количество идей.
      2. Гибкость — способность высказывать широкое многообразие идей.
      3. Оригинальность — способность совершенствовать свой «продукт» или придавать ему законченный вид.

Известный отечественный исследователи проблемы творчества А.Н. Лук[14] , опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности:

      1. Способность видеть проблему там, где её не видят другие.
      2. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы.
      3. Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.
      4. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя

Информация о работе Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста