Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в аппликативной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 18:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашего исследования - изучение проблемы развития творческих способностей дошкольников в аппликации.
Цель, объект, предмет исследования предопределили постановку и решения следующих задач:
- Выявление основных компонентов творческих способностей на основе анализа литературы.
- Определение условий, благоприятных для развития творческих способностей детей.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3-7
Глава 1. Развитие творческих способностей детей как психолого-педагогическая проблема
1.1 Условия успешного развития творческих способностей у детей дошкольного возраста…………………………………………………………8-17
1.2 Виды аппликации. Её влияние на развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста………………………………………………18-21
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование по использованию аппликации в развитии творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста
2.1 Выявление уровня развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста……………………………………22-23
2.2. Развитие творческих способностей старших дошкольников в аппликативной деятельности………………………………………………24-26
2.3 Анализ результативности проведённой работы по развитию творческих способностей старших дошкольников в аппликативной деятельности…………………………………………………………………….27
Заключение……………………………………………………………28-31
Список литературы…………………………………………………..32-33
Приложение……………………………………………………………34-60

Вложенные файлы: 1 файл

развитие творческих способностей в аппликативной деятельности Желтухина.doc

— 353.50 Кб (Скачать файл)
Приложение 1
Методики диагностики  универсальных творческих способностей для детей 5-7 лет (авторы: В. Синельников, В. Кудрявцев)

1. Методика" Солнце в комнате" 

 Основание. Реализация воображения. 

Цель. Выявление способностей ребенка к преобразованию "нереального" в "реальное" в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия. 

Материал. Картинка с изображением комнаты, в которой находится человечек и солнце; карандаш.  

Инструкция  к проведению. 

Воспитатель, показывая ребенку картинку: "Я даю тебе эту картинку. Посмотри внимательно и скажи, что на ней нарисовано". По перечислении деталей изображения (стол, стул, человечек, лампа, солнышко и т. д.) психолог дает следующее задание: "Правильно. Однако, как видишь, здесь солнышко нарисовано в комнате. Скажи, пожалуйста, так может быть или художник здесь что-то напутал? Попробуй исправить картинку так, чтобы она были правильной". 

Пользоваться карандашом ребенку не обязательно, он может просто объяснить,  что нужно сделать для "исправления" картинки. 

Обработка данных.

В ходе обследовании воспитатель оценивает попытки ребенка исправить рисунок. Обработка данных осуществляется по пятибалльной системе: 

  1. Отсутствие ответа, непринятие задания ("Не знаю, как исправить", "Картинку исправлять не нужно") - 1 балл. 
  2. "Формальное устранение несоответствия (стереть, закрасить солнышко) -2 балла.
  3. Содержательное устранение несоответствия: 

а) простой ответ (Нарисовать в другом месте - "Солнышко на улице") -3 балла. 

б) сложный ответ (переделать рисунок - "Сделать из солнышка лампу") - 4 балла.

  1. Конструктивный ответ (отделить несоответствующий элемент от других,  сохранив его в контексте заданной ситуации ("Картинку сделать", "Нарисовать окно", "Посадить солнышко в рамку" и т.д.) -5 баллов. 

 

2. Методика "Складная  картинка"

О с н о в а  н и е. Умение видеть целое раньше частей. 

Ц е л ь. Определение  умения сохранить целостный контекст изображения в ситуации его разрушения. 

М а т е р и  а л. Складывающаяся картонная картинка с изображением утки,  имеющая  четыре сгиба (размер 10 * 15 см) 

Инструкция  к проведению. 

Воспитатель, предъявляя ребенку картинку: "Сейчас я тебе дам эту картинку. Посмотри, пожалуйста, внимательно и скажи, что на ней нарисовано?" Выслушав ответ, воспитатель складывает картинку и спрашивает: "Что станет с уткой, если мы сложим картинку вот так?" После ответа ребенка картинка расправляется, снова складывается, а ребенку задается вновь тот же вопрос. Всего применяется пять вариантов складывания - "угол", "мостик", "домик", "труба", "гармошка". 

Обработка данных.

В ходе обследования ребенка воспитатель фиксирует общий смысл ответов при выполнении задания. Обработка данных осуществляется по трехбалльной системе. Каждому заданию соответствует одна позиция при сгибании рисунка. Максимальная оценка за каждое задание - 3 балла.  Всего – 15 баллов. Выделяются следующие уровни ответов: 

  1. Отсутствие ответа, непринятие задания ("Не знаю", " Ничего не станет",  "Так не бывает") - 1 балл.
  2. Ответ описательного типа, перечисление деталей рисунка, находящихся в поле зрения или вне его, т.е. утеря контекста изображения ("У утки нет головы",  "Утка сломалась", "Утка разделилась на части" и т. д.) - 2 балла. 
  3. Ответы комбинирующего типа: сохранение целостности изображения при  сгибании рисунка, включение нарисованного персонажа в новую ситуацию ("Утка нырнула", "Утка заплыла за лодку"), построение новых композиций ("Как будто сделали трубу и на ней нарисовали утку") и т. д. - 3 балла. 

Некоторые дети дают ответы, в которых сохранение целостного контекста изображения "привязано" не к какой-либо ситуации, а к конкретной форме,  которую принимает картинка при складывании ("Утка стала домиком", "Стала похожа на мостик" и т. д.). Подобные ответы относятся к комбинирующему типу и также оцениваются в 3 балла. 

 

3. Методика "Как спасти зайку"

Основание. Надситуативно - преобразовательный характер творческих решений. 

Цель. Оценка способности и превращение задачи на выбор в задачу на преобразование в условиях переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию. 

М а т е р и а л. Фигурка зайчика, блюдце, ведерко, деревянная палочка. сдутый воздушный шарик, лист бумаги.

Инструкция  к проведению.

Перед ребенком на столе  располагают фигурку зайчика, блюдце, ведерко, палочку, сдутый шарик и лист бумаги. Воспитатель, беря в руки зайчика: "Познакомься с этим зайчиком. Однажды с ним приключилась такая история. Решил зайчик поплавать на кораблике по морю и уплыл далеко-далеко от берега. А тут начался шторм, появились огромные волны, и стал зайка тонуть. Помочь зайке можем только мы с тобой. У нас для этого есть несколько предметов (психолог обращает внимание ребенка на предметы, разложенные на столе). Что бы ты выбрал, чтобы спасти зайчика?"

Обработка данных.

В ходе обследования фиксируются  характер ответов ребенка и их обоснование. Данные оцениваются по трехбалльной системе.

Первый уровень. Ребенок выбирает блюдце или ведерко, а также палочку при помощи которой можно зайку поднять со дна, не выходя за рамки простого выбора; ребенок пытается использовать предметы в готовом виде, механически перенести их свойства в новую ситуацию. Оценка – 1 балл.

Второй уровень. Решение с элементом простейшего символизма, когда ребенок предлагает использовать палочку в качестве бревна, на котором зайка сможет доплыть до берега. В этом случае ребенок вновь не выходит за пределы ситуации выбора. Оценка – 2 балла.

Третий уровень. Для спасения зайки предлагается использовать сдутый воздушный шарик или лист бумаги. Для этой цели нужно надуть шарик ("Зайка на шарике может улететь") или сделать из листа кораблик. У детей находящихся на этом уровне, имеет место установка на преобразование наличного предметного материала. Исходная задача на выбор самостоятельно превращается ими в задачу на преобразование, что свидетельствует о надситуативном подходе к ней ребенка. Оценка – 3 балла.

 

 

 

 

  

 

Приложение 2

Результаты  диагностики универсальных творческих способностей

дошкольников (в баллах)

констатирующий эксперимент

Фамилии детей

Реализм воображения

Min 1 балл

Max 5 баллов

Способность видеть целое  раньше частей

Min 5 баллов

Max 15 баллов

Надситуативно-преобразовательный характер творческих решений

Min 1 балл

Max 3 балла

Беляева Людмила

2

15

1

Бородай Владимир

3

10

1

Вакулов Павел

3

10

3

Елисеев Сергей

2

12

3

Еремина Саша

2

15

3

Жидких Станислав

2

10

1

Кольцова Евгения

3

15

1

Лапина Юлия

1

15

1

Макарова Анна

2

13

3

Никитин Алексей

3

15

1

Прокопова Ксения

1

14

3

Симакова Настя

3

15

1

Уразова Анна

2

10

2


 

Общие результаты диагностики универсальных  творческих способностей по группе

Способности

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Реализм воображения

61,5%

38,5%

0%

Способность видеть целое  раньше частей

 

0%

 

30%

 

70%

Надситуативно-преобразовательный характер творческих решений

 

54%

 

8%

 

38%


      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                            Приложение 3

Перспективный план работы по аппликативной деятельности   

 

Месяц

 

Вид деятельности

Тема

Задачи

Ыва    Октябрь

1

Аппликация «Осенние цветы»

 

 

 

 

 

Рассматривание цветов, определение  их формы, окраски

Учить изображать различные цветы  приёмами симметричного вырезывания; развивать способность видеть целое раньше частей; воспитывать интерес к аппликативной деятельности.

 

Учить выделять характерные особенности осенних цветов.

Октябрь

2

Коллективная аппликация «Яблоки и груши»

 

 

Рассматривание натюрморта П.Кузнецова «Утро»

Формировать умения передавать различие в форме яблока и груши; вырезать груши, передавая особенности их формы.

 

Воспитывать интерес к произведениям художественного искусства; учить находить сходства и различия в картинах разных художников.

Октябрь

3

Аппликация «Узор на фартуке»

 

 

Организация выставки изделий, выполненных народными мастерами, рассматривание орнаментарной аппликации.

Формировать умение украшать силуэты фартуков элементами геометрического узора с использованием мотивов народного орнамента; красиво сочетать цвета, использовать разное расположение узора.

Октябрь

4

Аппликация «Многоэтажный  дом»

 

 

Целевая прогулка по микрорайону.

Учить передавать строение и части  дома современной архитектуры путем сочетания прямоугольников разной величины и цвета

 

Рассматривание особенностей домов, их строения, различия по высоте, элементам  украшения.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                             

 

Месяц

 

Вид деятельности

Тема

Задачи

 Ноябрь

1

Аппликация с натуры «Букет из листьев в вазе»

 

 

 

 

Составление экибан из осенних листьев.

Учить вырезать осенние листья из прямоугольника путем складывания его пополам, держа за сгиб; составлять красивый букет, используя сочетания ярких форм, с синим фоном.

 

Знакомство с искусством «Экибана».

Ноябрь

2

Коллективная аппликация «Улица»

 

 

 

 

 

Прогулка по близлежащей улице.

Закреплять умение изображать многоэтажные дома, виды городского транспорта и размещать силуэты на плоскости; уметь договариваться о содержании и последовательности выполнения задания.

Рассматривание домов, стоящих  в ряд, различного вида транспорта.

Ноябрь

3

Аппликация «Любимые герои мультфильмов»

 

 

 

 

Беседа о содержании и персонажах любимых мультфильмов.

Учить передавать образ героя мультфильма, вырезая силуэт из сложенной пополам заготовки и используя дополнительные наклейки; проявить творчество, самостоятельность.

Выделение  внешних особенностей персонажей мультфильмов.

Ноябрь

4

Аппликация «Веселые клоуны»

 

 

 

 

Театрализованная деятельность «К нам приехал цирк».

Учить более точно вырезать круги, соизмерять их по величине, сочетать по цвету для передачи выразительного образа клоуна.

 

Учить детей самостоятельно составлять мини- сценки, развивать фантазию, творческое воображение.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                       

 

Месяц

 

Вид деятельности

Тема

Задачи

Декабрь

1

Аппликация «Морское дно»

 

 

 

 

 

 

Наблюдение за рыбками в аквариуме.

Учить изображению на глаз разных по форме и строению рыб; формировать умение составлять композицию, активизировать творческий подход детей к трактовке темы.

 

Выделение контура рыб, их окраски, особенностей строения.

Декабрь

2

Коллективная аппликация «Сказочный дом в лесу между елками»

Учить детей вырезать елочки приемом  складывания заготовки пополам; свободно размещать вырезанные фигуры на листе, сочетая их по цвету; учить творчески воплощать тему.

Декабрь

3

Аппликация «Дед Мороз и Снегурочка»

 

 

 

 

Сочинение стихотворения о Дед  Морозе и Снегурочке.

Учить изображать внешние особенности новогодних персонажей, продолжать осваивать приемы симметричного вырезывания.

 

Развивать фантазию, умение рифмовать.

Декабрь

4

Аппликация «Нарядная ёлочка»

Продолжать учить вырезать ёлку и украшения для неё (шары, гирлянды, зверюшек), используя знакомые приемы; обучать созданию яркого и нарядного украшения; развивать фантазию.

Информация о работе Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в аппликативной деятельности