Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в аппликативной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 18:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашего исследования - изучение проблемы развития творческих способностей дошкольников в аппликации.
Цель, объект, предмет исследования предопределили постановку и решения следующих задач:
- Выявление основных компонентов творческих способностей на основе анализа литературы.
- Определение условий, благоприятных для развития творческих способностей детей.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3-7
Глава 1. Развитие творческих способностей детей как психолого-педагогическая проблема
1.1 Условия успешного развития творческих способностей у детей дошкольного возраста…………………………………………………………8-17
1.2 Виды аппликации. Её влияние на развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста………………………………………………18-21
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование по использованию аппликации в развитии творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста
2.1 Выявление уровня развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста……………………………………22-23
2.2. Развитие творческих способностей старших дошкольников в аппликативной деятельности………………………………………………24-26
2.3 Анализ результативности проведённой работы по развитию творческих способностей старших дошкольников в аппликативной деятельности…………………………………………………………………….27
Заключение……………………………………………………………28-31
Список литературы…………………………………………………..32-33
Приложение……………………………………………………………34-60

Вложенные файлы: 1 файл

развитие творческих способностей в аппликативной деятельности Желтухина.doc

— 353.50 Кб (Скачать файл)

Далее педагог просит детей пальцем или обратным концом кисточки показать, как они будут  ножницами вырезать грушу. Это можно  делать под хоровое проговаривание вместе с воспитателем: «Начинаем закруглять нижний левый уголок...» И т.д. Затем педагог спрашивает, какого цвета бывают яблоки и груши, и предлагает, чтобы каждый ребенок вырезал по несколько фруктов (от двух до пяти).

В ходе занятия основное внимание следует уделять технике  вырезывания закругленных форм. Одобрить тех детей, которые вырежут несколько груш. Сказать, что эти дети стараются научиться вырезать фрукты сложной формы. Следить, чтобы ребенок использовал всю поверхность исходной формы. Напоминать, что вырезать следует над низкой коробочкой, чтобы обрезки бумаги не засоряли рабочее место.

В конце работы можно  положить на стол для трех-четырех  детей вазу, чтобы они вместе красиво  разместили в ней вырезанные фрукты. Предупредить, чтобы они не спешили сразу наклеивать фрукты, а прежде попробовали несколько вариантов расположения. Принять активное участие в обсуждении композиций с группами детей, но не подавлять их инициативу.

Перед началом работы надо обратить внимание детей на то, что верхний край вазы не заклеен, и сказать, что нижние фрукты надо слегка задвинуть за этот край вазы и расположить близко друг к другу; неважно, что отдельные фрукты могут частично загородить рядом лежащие. Если будет нужно, следует помочь детям распределить между собой работу. Одни могут намазывать формы клеем, другие -наклеивать, а третьи - вырезать несколько зеленых листиков, нарисовать фломастерами черешки. В конце занятия можно «пригласить» кукол и вручить им витрины для магазина. При этом подчеркнуть коллективный характер труда детей - каждый сделал часть работы:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                   

                                                                   Приложение 5 

Игры на развитие ассоциативности мышления

"Что  на что похоже "

3-4 человека (отгадчики)  выходят за дверь, а остальные  участники игры договариваются, какой предмет будет сравниваться. Отгадчики заходят и ведущий начинает: "То, что я загадал похоже на ..." и даёт слово тому, кто первый нашел сравнение и поднял руку: Например, бант может быть ассоциирован с цветком, с бабочкой, винтом вертолета, с цифрой "8", которая лежит на боку. Отгадавший выбирает новых отгадывальщиков и предлагает следующий предмет для ассоциации.

 

"Сюрреалистическая  игра " (рисунок в несколько рук)

Первый участник игры делает первый набросок, изображает какой-то элемент своей идеи. Второй игрок  обязательно отталкиваясь от первого  наброска делает элемент своего изображения и т.д. до законченного рисунка.

 

"Волшебные  кляксы "

Перед игрой изготавливают несколько клякс: на середину листа выливается немного чернил или туши и лист складывают пополам. Затем лист разворачивают и теперь можно играть. Участники по очереди говорят. Какие предметные изображения они видят в кляксе или её отдельных частях. Выигрывает тот, кто назовёт больше всего предметов.

 

"Словоассоциации" 

Взять любое слово, например, батон. Оно ассоциируется:

  • с хлебобулочными изделиями.
  • с созвучными словами: барон, бекон.
  • с рифмующимися словами: кулон, салон.

Создать как можно больше ассоциаций по предложенной схеме.

Ассоциативность мышления можно развивать что называется "на ходу". Гуляя с детьми можно  вместе подумать на что похожи облака, лужи на асфальте, камушки на берег

 

Игры на развитие диалектичности мышления

"Хорошо - Плохо"

Вариант 1. Для игры выбирается объект безразличный ребенку, т.е. не вызывающий у него стойких ассоциаций, не связанный для него с конкретными людьми и не порождающий эмоций. Ребёнку предлагается проанализировать данный объект (предмет) и назвать его качества с точки зрения ребенка положительные и отрицательные. Необходимо назвать хотя бы по одному разу, что в предлагаемом объекте плохо, а что хорошо, что нравится и не нравится, что удобно и не удобно. Например: карандаш.

- Нравится, что красный. Не нравится, что тонкий.

- Хорошо, что он длинный;  плохо, что он остро заточен  - можно уколоться.

- Удобно держать в  руке, но неудобно носить в  кармане - ломается.

Рассмотрению может  быть подвергнуто и конкретное свойство предмета. Например, хорошо, что карандаш длинный - может служить указкой, но плохо, что не входит в пенал.

Вариант 2. Для игры предлагается объект, имеющий для ребенка конкретную социальную значимость или вызывающий у него стойкие положительные или отрицательные эмоции, что приводит к однозначной субъективной оценке (конфеты - хорошо, лекарство - плохо). Обсуждение идёт также как и в варианте 1.

Вариант 3. После того, как дети научатся выявлять противоречивые свойства простых объектов и явлений, можно переходить к рассмотрению "положительных" и "отрицательных" качеств в зависимости от конкретных условий, в которые ставятся эти объекты и явления. Например: громкая музыка.

- Хорошо, если утром.  Быстро просыпаешься и бодрым  себя чувствуешь. Но плохо, если  ночью - мешает уснуть.

Не следует бояться затрагивать в этой игре такие категории, которые до этого воспринимались детьми исключительно однозначно ("драка", "дружба", "мама"). Понимание детьми противоречивости свойств, заключенных в любых объектах или явлениях, умение выделить и объяснить условия, при которых проявляются те или иные свойства, лишь способствует воспитанию чувства справедливости, умению в критической ситуации найти правильное решение возникшей проблемы, способности логично оценить свои действия и выбрать из множества различных свойств объекта те, которые соответствуют выбранной цели и реальным условиям.

Вариант 4. Когда выявление противоречивых свойств перестанет вызывать у детей трудности, следует перейти к динамическому   варианту   игры, при котором для каждого выявленного свойства называется противоположное свойство,    при этом объект игры постоянно меняется, получается своеобразная "цепочка". Например:

- Есть шоколад хорошо - вкусно, но может заболеть живот;

- Живот болит - это  хорошо, можно в детский сад  не ходить;

- Сидеть дома - плохо,  скучно;

- Можно пригласить  гостей - и т.д.

Одним из возможных вариантов  игры "Хорошо - плохо" стала может  быть ее модификация, отражающая диалектический закон перехода количественных измерений в качественные. Например, конфеты: если съесть одну конфету - вкусно и приято, а если много - заболят зубы, придётся их лечить.

Желательно, чтобы игра "Хорошо - плохо" стала частью повседневной жизни ребенка. Для её проведения не обязательно специально отводить время. В нее можно доиграть на прогулке, во время обеда, перед сном.

Следующим этапом формирования диалектичности мышления будет выработка у детей умения чётко формулировать противоречие. Сначала пусть ребёнок подбирает к заданным словам обратные по смыслу. Например, тонкий - (?) толстый , ленивый - (?) трудолюбивый , острый - (?) тупой. Затем можно взять любую пару слов, например, острый - тупой, и попросить детей найти такой объект, в котором эти свойства присутствуют одновременно. В случае "острый - тупой " - это нож, игла, все режущие, пилящие инструменты. На последнем этапе развития диалектичности мышления дети учатся разрешать противоречия, используя ТРИЗовские способы разрешения противоречий (всего их более сорока).

Игры на развитие системности мышления

"Теремок"

Детям раздаются картинки различных предметов: гармошки, ложки, кастрюли и т.д. Кто-то сидит в "теремке" (например, ребенок с рисунком гитары). Следующий ребёнок просится в теремок, но может попасть туда, только если скажет, чем предмет на его картинке похож на предмет хозяина. Если просится ребёнок с гармошкой, то у обоих на картинке изображен музыкальный инструмент, а ложка, например, тоже имеет дырку посередине.

"Собери  фигурки"

Ребёнку дается набор  вырезанных из плотного  картона  небольших фигурок: кругов, квадратов, треугольников и т.д. (примерно 5-7 фигурок). Заранее изготавливаются 5-6 картинок с изображением различных предметов, которые можно сложить из этих фигурок: собачка, домик, машина. Ребёнку показывают картинку, а он складывает нарисованный на ней предмет из своих фигурок. Предметы на картинках должны быть нарисованы так, чтобы ребёнок видел, какая из фигурок где стоит, то есть рисунок должен быть расчленён на детали.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                       Приложение 6

Результаты  диагностики универсальных творческих способностей дошкольников (в баллах)

Контрольный эксперимент

 

Фамилии детей

Реализм воображения

Способность видеть

целое раньше частей

Надситуативно-

преобразовательный 

характер творческих

решений

Беляева Людмила

3

15

2

Бородай Владимир

4

12

2

Вакулов Павел

4

11

3

Елисеев Сергей

3

14

3

Еремина Саша

3

15

3

Жидких Станислав

3

11

2

Кольцова Евгения

4

15

2

Лапина Юлия

2

15

2

Макарова Анна

3

14

3

Никитин Алексей

4

15

2

ПрокоповаКсения

2

15

3

Симакова Настя

4

15

2

Уразова Анна

3

13

3


 

 

 

 

 

Для удобства представим результаты в процентах.

Способности

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Реализм воображения

52%

40%

8%

Способность видеть целое  раньше частей

 

0%

 

28%

 

72%

Надситуативно-преобразовательный характер творческих решений

 

48%

 

12%

 

40%


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 7

Сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапов эксперимента

Способности

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

конст

контр

конст

контр

конст

контр

Реализм воображения

61,5%

52%

38,5%

40%

0%

8%

Способность видеть целое  раньше частей

 

0%

 

0%

 

30%

 

28%

 

70%

 

72%

Надситуативно-преобразовательный характер творческих решений

 

54%

 

48%

 

8%

 

12%

 

38%

 

40%


 

 

 

 

 

 


Информация о работе Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в аппликативной деятельности