Развитие творческого воображения у детей 5-6 лет в обучении предметному рисованию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 20:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы. Определить роль изобразительной деятельности в развитий творческого воображения детей дошкольного возраста
Задачи исследования .- раскрыть особенности воображения детей дошкольного возраста и его связь с интересами и эмоциями;
- определить особенности изобразительной деятельности детей и ее значение для развитие творческого воображения;
-определить возможные пути развития творческого воображения детей в процессе изобразительной деятельности.

Содержание

Введение…………………………………………………………
1. Теоритическое обоснование развитие творческого воображение у детей дошкольного возраста
1. творческое воображение: понятие, сущность, структура
2. методы, развитие и механизм творческого воображения у детей дошкольного возраста
3. оссобенности развития творческого воображения у детей 5-6 лет в предметном рисовании
II. описание содержание этапов элемента
2.1 описание содержание констатирующего эксперимента
2.2 описание содержание формирующего этапа эксперимента
2.3 описание содержание контрольного этапа эксперимента
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 118.50 Кб (Скачать файл)

                Ценность человеческой личности во многом зависит от того, какие виды воображения преобладают в ее структуре. Если у ребенка творческое воображение, реализуемое в конкретной деятельности, преобладает над пассивной, пустой мечтательностью, то это свидетельствует о высоком уровне различия личности. Воображения и творчество, связанные со свободной переработкой элементов опыта, с их свободным сочетанием, требуют непременно в качестве предпосылки той внутренней свободы мышления, действия и познания, которой достигает только тот, кто уже овладел образованием понятий.

     Основная функция воображения  заключается в организации таких  форм поведения, которые еще  ни разу не встречались в  опыте человека, в то время  как функция памяти заключается  в организации опыта для таких  форм, которые примерно повторяют  уже бывшие раннее. В зависимости от этого у воображения намечается несколько функций совершенно различной природы, но тесно связанных с основной функцией нахождения поведения, соответствующего новым условиям среды.

      Первая функция имагинативного  поведения может  быть названа последовательной, и она представляет наиболее важное значение для педагога. Все, что мы познаем из небывшего в нашем опыте, мы познаем при помощи воображения.

      Другую функцию воображения следует  назвать эмоциональной, она состоит в том, что всякая решительно эмоция имеет свое определенное не только внешнее, но и внутреннее выражение, и,  следовательно, фантазия является тем аппаратом, который непосредственно осуществляет работу наших эмоции.

     Следующая функция – сублимации ,т. е. социально высшей реализации неосуществившихся возможностей, выпадает на долю выражения. В игре, во лжи, в сказке ребенок находит бесконечный источник переживаний, и фантазия, таким образом, открывает как бы новые двери для наших потребностей и стремлений к выходу в жизнь. В  этом смысле в детской лжи заключен глубокий психологический смысл, к которому должен внимательно присмотреться и педагог. Эта эмоциональная функция фантазий незаметно переходит в игре в новую функцию: в организацию таких форм среды, которые позволяют ребенку развивать и упражнять свои природные склонности.

      Можно сказать, что всецело  сводится к работе воображения  и между игрой и поведением  можно провести знак равенства.  Игра есть не что иное, как  фантазия в действии, фантазия же не что иное, как заторможенная и подавленная, необнаруженная игра. Поэтому на долю воображения в детском возрасте выпадает еще одна функция – воспитательная, назначение и смысл которой организовать повседневное поведение ребенка в таких формах, чтобы оно могло упражняться и развиваться для будущего. Таким образом, функции фантазии всецело согласуются с ее психологическим свойством – это поведение, направленное на формы, еще не бывшие в нашем опыте.

      

                        1.4  Образы творческого воображения 

      Средства и приемы воображения интенсивно осваивают в дошкольном возрасте. Дети не создают новых фантастических образов, а просто преобразуют уже известные. Действительный способ преобразования действительности дополняется оперированием образами, которые не опираются на сиюминутно воспринимаемую ситуацию. Образы, воссоздаваемые в процессе воображения, не могут возникать из ничего. Они формируются на основе нашего предшествующего опыта, на основе представлений о предметах и явлениях объективной реальности. Процесс создания образов воображения из впечатлений, полученных человеком от реальной действительности, может протекать в различных формах. Создание образов воображения проходит два основных этапа. На первом этапе происходит своевременное расчленение впечатлений, или имеющихся представлений, на составные части. Первый этап формирование образов воображения характеризуется анализом полученных от  реальности впечатлений или сформированных в результате предшествующего опыта представлений. В ходе такого анализа происходит абстрагирование объекта, т.е. он представляется нам изолированным от других объектов, при этом также происходит абстрагирование частей объекта. Образы творческого воображение создаются посредством различных приемов, методов. Для  воображения характерны определенные процессы, которые включают элементы наглядности.

       Операция обобщений или создании  образы воображения выступает  операция типизаций. 

       Типизация как специфическое обобщение – это подчеркивание определенных черт, состоит в создании сложного, целостного образа, носящего синтетический характер.

      Приемом воображение является  комбинирование, представляющее собой  подбор и соединение определенных  черт предметов или явлений. 

      Комбинирование – это не простое механическое сочетание исходных элементов, а объединение их по конкретной логической схеме. Основой является опыт человека.

       Следующим существенным способом  создания творческих образов  является акцентирование признаков, сторон свойств, их преувеличение или преуменьшение. Классическим примером является : карикатура.

        Определенное значение в деятельности  воображение имеет прием реконструкции,  когда по части, признаку, свойству, примысливает целостная структура  образа.

         Способ – агглютинация – « склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Путем агглютинации строятся многие сказочные образы ( русалка, избушка на курьих ножках и т. д. ). В изобразительном творчестве дети создают фантастические образы  сначала с помощью элементарных приемах – изменяя цвет или изображая необычное взаиморасположение объектов. Постепенно рисунки приобретают конкретную содержательность. Например ребенок рисует фантастическую чудо- машину, используя агглютинацию, олицетворение, парадоксальное комбинирование. Содержание эпизодов дети заимствуют из литературных произведений с известными изменениями. По форме преобразования представления агглютинации близка гиперболизация.

       Гиперболизация-это парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей ( мальчик с пальчик). 

        Механизмом функционирования воображения является и прием уподобления, который в форме аллегории, символов играет  значительную роль в эстетическом творчестве. В научном познаний прием уподобления тоже важен: он позволяет конструировать схемы, репрезентировать те или иные процедуры (моделирование, схематизация и т.д).

      Прием расчленения заключается в том, что новое получается в результате разъединения частей объектов.

      Прием замещения- это замена одних элементов другими.

      Прием аналогии – это создание нового по аналогии ( сходство) с известным.

      Определяя особенность воображения, связанную с названными приемами действительности следует подчеркнуть, что они все, так или иначе, протекают не только в абстракции, но и в форме чувственности. В основе этих процессов лежат мыслительные операций, но формой всех превращений здесь выступает именно чувственность.

     Конечный источник операции воображения  – предметно-практическая деятельность, служащая фундаментом для преобразования и оформление содержание образов воображения. Основой для воображения является чувственные образы, но их преобразование осуществляется в логической форме. Освоение приемов и средств создание образов приводит к тому, что сами образы становятся разнообразнее, богаче. Сохраняя конкретный, наглядный характер, они приобретают обобщенность, отражая типическое в объекте. Образы воображения у ребенка становятся все более эмоциональными, пронизанными эстетическими, познавательными чувствами, личностным смыслом.

    Вывод, что фантазируя, дети выделяют  объективные закономерности окружающего.  Создание новых образов – это  не умозрительный, а тесно связанный  с действительностью процесс.  Именно в реальном мире находится источник образов воображения. Воображение помогает дошкольнику найти нестандартное творческое решение познавательной проблемы ( опираясь на реальные характеристики объектов, черпая образы из окружающей среды).поэтому важнейшей характеристикой воображения является его реализм, понимания того, что может быть или того чего не может быть. 

          

1.3  Механизм творческого  воображение 

      Как уже видно из выше сказанного  выше, воображение является крайне  сложным по своему составу  процессом. Именно эта сложность составляет главную трудность в изучении процесса творчества и приводит часто к неверным представлениям относительно самой природы этого процесса и его характера как чего-то необычного и совершено исключительного. Всякая деятельность воображения имеет всегда очень длинную историю.  В самом начале этого процесса стоят всегда восприятия внешние и внутренние, составляющие основу нашего опыта. Базой воображения является восприятия, предоставляющие материал, из которого будет строится новое. Затем идет процессе переработки этого материала – комбинирование и перекомбинирование. То, что ребенок видит и слышит, является, таким образом, первыми опорными точками для его будущего творчества. Он накапливает материал из которого впоследствии будет строится его фантазия. 

          Составными частями этого процесса является диссоциации(анализ) и ассоциации(синтез) воспринятого.на этом деятельность не заканчивается . полный круг будет завершен тогда, когда воображении воплощаться, или кристаллизуется во внешних образов.

       Диссоциация заключается в том,  что это сложное целое как  бы рассекаются на части, отдельные  части выделяются преимущественно  по сравнению с другими, одни  сохраняются, другие забываются. Диссоциация, таким образом, является  необходимым условием для будущей деятельности фантазия. Умение выделить отдельные черты сложного целого имеет значение для всей решительно творческой работы человека над впечатлениями. За процессом диссоциации следует процесс изменение, которому подвергаются эти диссоциированные элементы. Этот процесс изменение или искажение основан на динамичности наших внутренних нервных возбуждений и соответствующих им образов. Следы от внешних впечатлений не складываются неподвижно в нашем мозгу, как вещи на дне корзины. Эти следы представляют собой процессы, они движутся, изменяются, живут, отмирают, и в этом движении лежит залог их изменения под влиянием внутренних факторов, искажающих и перерабатывающих их. В качестве примера такого внутреннего изменения можно привести имеющий огромное значение для воображения вообще и для воображения ребенка в частности процесс преувеличения и преуменьшения отдельных элементов впечатлений.

       Мы преувеличиваем потому, что  мы хотим видеть вещи в преувеличенном  виде, потому что это соответствует нашей потребности, нашему внутреннему состоянию.

       Следующий моментом в составе  процессов воображения является  ассоциация, т.е. объединение диссоциированных  и измененных элементов. 

       И, наконец, заключительным и  последним моментом предварительной работы воображения является комбинация отдельных образов, приведение их в систему, построение сложной картины. На этом деятельность творческого воображения не заканчивается. Полный круг этой деятельности будет завершен тогда, когда воображение воплощается, или кристаллизуется, во внешних образов.

      В основе творчества всегда  лежит неприспособленность, из  которой возникают потребности,  стремления или желания. 

       Всякое изобретение имеет, поэтому двигательное происхождение; основная сущность творческого изобретения оказывается во всех случаях двигательной.

  1.4. Особенности воображения  у детей.

  Творческое  воображение зависит от многих факторов: возраста, умственного развития и  особенностей развития (присутствия  какого-либо нарушения психофизического развития), индивидуальных особенностей личности 
(устойчивости, осознанности и направленности мотивов; оценочных структур образа «Я»; особенностей коммуникации; степени самореализации и оценки собственной деятельности; черт характера и темперамента), и, что очень важно, от разработанности процесса обучения и воспитания. Опыт ребенка складывается и растет постепенно, он отличается глубоким своеобразием по сравнению с опытом взрослого. Отношение к среде, которая своей сложностью или простотой, своими традициями и влияниями стимулирует и направляет процесс творчества, у ребенка опять совсем другое. Интересы ребенка и взрослого различны и поэтому понятно, что воображение у ребенка работает иначе, чем у взрослого. 

  Воображение у ребенка беднее, чем у взрослого. В то же время до сих пор существует мнение, что у ребенка воображение богаче, чем у взрослого человека. Дети могут из всего сделать все, говорил Гете. 
Ребенок живет в фантастическом мире более, нежели в реальном. Но мы знаем, что интересы ребенка проще, элементарнее, беднее, наконец, отношения его со средой также не имеют той сложности, тонкости и многообразия, которые отмечают поведение взрослого человека, а ведь это все важнейшие факторы, которые определяют работу воображения. В процессе развития ребенка развивается и воображение. Вот почему продукты настоящего творческого воображения во всех областях творческой деятельности принадлежат только уже созревшей фантазии.      Французский психолог Т. Рибо представил основной закон развития воображения в трех стадиях: детство и отрочество – господство фантазии, игр, сказок, вымысла; юность – сочетание вымысла и деятельности, «трезвого расчетливого рассудка»; зрелость – подчинение воображения уму интеллекту. Воображение у ребенка начинает развиваться довольно рано, оно слабее, чем у взрослого, но оно занимает больше места в его
. 

Информация о работе Развитие творческого воображения у детей 5-6 лет в обучении предметному рисованию