Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 20:42, курсовая работа
Цель работы. Определить роль изобразительной деятельности в развитий творческого воображения детей дошкольного возраста
Задачи исследования .- раскрыть особенности воображения детей дошкольного возраста и его связь с интересами и эмоциями;
- определить особенности изобразительной деятельности детей и ее значение для развитие творческого воображения;
-определить возможные пути развития творческого воображения детей в процессе изобразительной деятельности.
Введение…………………………………………………………
1. Теоритическое обоснование развитие творческого воображение у детей дошкольного возраста
1. творческое воображение: понятие, сущность, структура
2. методы, развитие и механизм творческого воображения у детей дошкольного возраста
3. оссобенности развития творческого воображения у детей 5-6 лет в предметном рисовании
II. описание содержание этапов элемента
2.1 описание содержание констатирующего эксперимента
2.2 описание содержание формирующего этапа эксперимента
2.3 описание содержание контрольного этапа эксперимента
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………………..
Ценность человеческой личности во многом зависит от того, какие виды воображения преобладают в ее структуре. Если у ребенка творческое воображение, реализуемое в конкретной деятельности, преобладает над пассивной, пустой мечтательностью, то это свидетельствует о высоком уровне различия личности. Воображения и творчество, связанные со свободной переработкой элементов опыта, с их свободным сочетанием, требуют непременно в качестве предпосылки той внутренней свободы мышления, действия и познания, которой достигает только тот, кто уже овладел образованием понятий.
Основная функция воображения
заключается в организации
Первая функция имагинативного поведения может быть названа последовательной, и она представляет наиболее важное значение для педагога. Все, что мы познаем из небывшего в нашем опыте, мы познаем при помощи воображения.
Другую функцию воображения
Следующая функция – сублимации ,т. е. социально высшей реализации неосуществившихся возможностей, выпадает на долю выражения. В игре, во лжи, в сказке ребенок находит бесконечный источник переживаний, и фантазия, таким образом, открывает как бы новые двери для наших потребностей и стремлений к выходу в жизнь. В этом смысле в детской лжи заключен глубокий психологический смысл, к которому должен внимательно присмотреться и педагог. Эта эмоциональная функция фантазий незаметно переходит в игре в новую функцию: в организацию таких форм среды, которые позволяют ребенку развивать и упражнять свои природные склонности.
Можно сказать, что всецело
сводится к работе воображения
и между игрой и поведением
можно провести знак равенства.
1.4 Образы творческого
воображения
Средства и приемы воображения интенсивно осваивают в дошкольном возрасте. Дети не создают новых фантастических образов, а просто преобразуют уже известные. Действительный способ преобразования действительности дополняется оперированием образами, которые не опираются на сиюминутно воспринимаемую ситуацию. Образы, воссоздаваемые в процессе воображения, не могут возникать из ничего. Они формируются на основе нашего предшествующего опыта, на основе представлений о предметах и явлениях объективной реальности. Процесс создания образов воображения из впечатлений, полученных человеком от реальной действительности, может протекать в различных формах. Создание образов воображения проходит два основных этапа. На первом этапе происходит своевременное расчленение впечатлений, или имеющихся представлений, на составные части. Первый этап формирование образов воображения характеризуется анализом полученных от реальности впечатлений или сформированных в результате предшествующего опыта представлений. В ходе такого анализа происходит абстрагирование объекта, т.е. он представляется нам изолированным от других объектов, при этом также происходит абстрагирование частей объекта. Образы творческого воображение создаются посредством различных приемов, методов. Для воображения характерны определенные процессы, которые включают элементы наглядности.
Операция обобщений или
Типизация как специфическое обобщение – это подчеркивание определенных черт, состоит в создании сложного, целостного образа, носящего синтетический характер.
Приемом воображение является
комбинирование, представляющее собой
подбор и соединение
Комбинирование – это не простое механическое сочетание исходных элементов, а объединение их по конкретной логической схеме. Основой является опыт человека.
Следующим существенным
Определенное значение в
Способ – агглютинация – « склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Путем агглютинации строятся многие сказочные образы ( русалка, избушка на курьих ножках и т. д. ). В изобразительном творчестве дети создают фантастические образы сначала с помощью элементарных приемах – изменяя цвет или изображая необычное взаиморасположение объектов. Постепенно рисунки приобретают конкретную содержательность. Например ребенок рисует фантастическую чудо- машину, используя агглютинацию, олицетворение, парадоксальное комбинирование. Содержание эпизодов дети заимствуют из литературных произведений с известными изменениями. По форме преобразования представления агглютинации близка гиперболизация.
Гиперболизация-это парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей ( мальчик с пальчик).
Механизмом функционирования
Прием расчленения заключается в том, что новое получается в результате разъединения частей объектов.
Прием замещения- это замена одних элементов другими.
Прием аналогии – это создание нового по аналогии ( сходство) с известным.
Определяя особенность воображения, связанную с названными приемами действительности следует подчеркнуть, что они все, так или иначе, протекают не только в абстракции, но и в форме чувственности. В основе этих процессов лежат мыслительные операций, но формой всех превращений здесь выступает именно чувственность.
Конечный источник операции
Вывод, что фантазируя, дети выделяют
объективные закономерности
1.3
Механизм творческого
воображение
Как уже видно из выше
Составными частями этого процесса является диссоциации(анализ) и ассоциации(синтез) воспринятого.на этом деятельность не заканчивается . полный круг будет завершен тогда, когда воображении воплощаться, или кристаллизуется во внешних образов.
Диссоциация заключается в том,
Мы преувеличиваем потому, что
мы хотим видеть вещи в
Следующий моментом в составе
процессов воображения
И, наконец, заключительным и
последним моментом
В основе творчества всегда
лежит неприспособленность, из
которой возникают потребности,
Всякое изобретение имеет, поэтому двигательное происхождение; основная сущность творческого изобретения оказывается во всех случаях двигательной.
1.4. Особенности воображения у детей.
Творческое
воображение зависит от многих факторов:
возраста, умственного развития и
особенностей развития (присутствия
какого-либо нарушения психофизического
развития), индивидуальных особенностей
личности
(устойчивости, осознанности и направленности
мотивов; оценочных структур образа «Я»;
особенностей коммуникации; степени самореализации
и оценки собственной деятельности; черт
характера и темперамента), и, что очень
важно, от разработанности процесса обучения
и воспитания. Опыт ребенка складывается
и растет постепенно, он отличается глубоким
своеобразием по сравнению с опытом взрослого.
Отношение к среде, которая своей сложностью
или простотой, своими традициями и влияниями
стимулирует и направляет процесс творчества,
у ребенка опять совсем другое. Интересы
ребенка и взрослого различны и поэтому
понятно, что воображение у ребенка работает
иначе, чем у взрослого.
Воображение
у ребенка беднее, чем у взрослого.
В то же время до сих пор существует мнение,
что у ребенка воображение богаче, чем
у взрослого человека. Дети могут из всего
сделать все, говорил Гете.
Ребенок живет в фантастическом мире более,
нежели в реальном. Но мы знаем, что интересы
ребенка проще, элементарнее, беднее, наконец,
отношения его со средой также не имеют
той сложности, тонкости и многообразия,
которые отмечают поведение взрослого
человека, а ведь это все важнейшие факторы,
которые определяют работу воображения.
В процессе развития ребенка развивается
и воображение. Вот почему продукты настоящего
творческого воображения во всех областях
творческой деятельности принадлежат
только уже созревшей фантазии.
Французский психолог Т. Рибо представил
основной закон развития воображения
в трех стадиях: детство и отрочество –
господство фантазии, игр, сказок, вымысла;
юность – сочетание вымысла и деятельности,
«трезвого расчетливого рассудка»; зрелость
– подчинение воображения уму интеллекту.
Воображение у ребенка начинает развиваться
довольно рано, оно слабее, чем у взрослого,
но оно занимает больше места в его.