Развитие творческого потенциала в системе дополнительного образования детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 15:04, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование системы форм и методов развития творческого потенциала учащихся в учреждениях дополнительного образования.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая на тему (2).docx

— 47.07 Кб (Скачать файл)

Рассматривая понятие  «творческая активность» с педагогических позиций, возможно сформулировать его  определение следующим образом.[12,с.213]

Творческая активность - это мотивированная готовность личности к творческой деятельности, определяемая скоростью включения в нее, эффективностью выполнения творческого задания  и стремлением к личностному  самосовершенствованию в процессе творчества.[9,с.86]

Для успешного развития творческого  потенциала личности необходимы такие  качества, которые открывают в  ней созидателя. Основными при  этом являются: творческая активность, оригинальность, способность и стремление к внесению новизны, комбинированию идей, перевоплощению мобилизации сил  и прошлого опыта, наличие развитого  воображения и эмоциональной  отзывчивости, творческая инициатива. Под последней понимают внутреннее побуждение к новым формам творческой деятельности. Инициатива представляет собой разновидность общественной активности, социального творчества, предпринимаемого лицом или группой и иногда отождествляется с активностью. Инициатива выражается в добровольной деятельности, в творческом отношении к труду и сложившимся способам поведения.[9,с.100]

Необходимым условием развития творческого потенциала также является развитая эмоциональная сфера личности, ибо творчество невозможно без переживания. Эмоции являются отражением отношения человека к окружающему миру, к людям, к выполняемой деятельности, поэтому одним из условий успеха творческой деятельности нужно рассматривать эмоциональное переживание. Для успешного развития творческого потенциала личности необходимо расширение ее опыта (эмоционального, интеллектуального, социального и т.д.)[14,с.213].

 

    1. Роль дополнительного образования в развитии творческого потенциала детей.

В процессе гуманизации сферы образования  немаловажная роль принадлежит дополнительному  образованию, которое позволяет  реализовать сотрудничество, совместное творчество педагога и ребенка. Дополнительное образование – это особое (внеучебное для школьника) образовательное  пространство. Оно решает задачи не только социализации, но и индивидуализации личности и становится основным фактором развития творческих способностей. Оно  предназначено для свободного выбора и освоения детьми дополнительных образовательных  программ, которые близки их природе, отвечают внутренним потребностям, помогают удовлетворять интересы, реализовать  творческий потенциал и т.д. Дополнительное образование детей оказывает  существенное влияние на процесс  творческого развития личности ребенка, его самоопределения при наличии  соответствующих педагогических условий. Этими условиями являются: вариативность  образования; личностно-деятельностный характер организации образовательного процесса; личностно-ориентированный  подход к ребенку; адекватные содержанию, формам и методам работы с ребенком особенности педагога дополнительного  образования; позитивное отношение  самого ребенка и его семьи  к дополнительному образованию.[1,с.6,14]

Современное состояние образования  сталкивается с необходимостью интеграции основного и дополнительного  образования в интересах развития личности ребенка при недооценке роли последнего в непрерывном образовании. Данный вид образования воспринимается как дополнение к процессу и результату развития личности, осуществляемому  и другими видами образования: дошкольным, общим и профессиональным.[5,с.59]

В данной статье представлены основные моменты практической разработки, направленной на развитие приемов творческого  самовыражения подростков в рамках духовно-нравственной культуры, развитие параметров креативного мышления (авторы – Лузина А.Н., Юшкова Т.Ф.). Содержание мероприятий, представленных в программе, позволяет совместно реализовать  задачи общего и дополнительного  образования. Программа представляет собой систему внеурочных, внешкольных  видов деятельности  учащихся, а также предполагает работу с педагогами и родителями.[11,с.32]

Триада «ценности – цели –  действия» задает путь развития личности. Для этого необходимо наличие  объективных нравственных границ, идеалов, которые заложены не только в законах, но и самой человеческой природе. Данная программа исходит из признания  приоритета традиционных духовно-нравственных ценностей, лежащих в основе преемственности  поколений.[3,с.234]

Для подростков крайне важно быть понятым и принятым, иметь возможность  получить отклик и поддержку окружающих. Самореализация является процессом  и результатом создания творческого  продукта, идеи, через который личность познает себя, воплощает свои ценности, учится ценить творчество и индивидуальный мир других людей. Творческий процесс  требует включения не только интеллектуальных возможностей, мышления, воображения, но и духовно-нравственных компонентов. Созданное без любви, интереса, самоотдачи, осознания значения результата для  окружающих людей уже не является творческим продуктом, и, следовательно, не несет той ценности для личности, которая содержится в творческом процессе.[11,с.67]

 

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ  И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

 

2.1. Организация и методы исследования.

Исследование проводилось 23.02.2012 в школе искусств ДШИ с. Стерлибашева. Испытуемые ученики 7-8 лет. Количество испытуемых - 47 человек. 
Экспериментальное исследование осуществлялось в 3 этапа: 
1 этап - планирование и организация исследования: подбор психодиагностических методик, определение выборок испытуемых; 
2 этап - проведение эксперимента и анализ его результатов; 
3 этап - подведение общих итогов исследовательской работы.

Для реализации целей исследования нами были выбраны следующие методики. Одна из них - методика изучения оригинальности решения задач на воображение.

  Целью применения данной методики было изучить оригинальность детей с помощью задач на воображение, где дети смогут показать, насколько оригинально они смогут решить простые задачи.

Для изучения уровня воображения детей была использована методика «Дорисуй картинку».

Мы взяли 2 группы детей возрастом 7-8 лет. В  первой группе количество детей 19 человек, а во второй – 28.  в первой группе посещаемость детей лучше, чем во второй. Так же, дети из 1 группы больше заинтересованы творчеством. Они посещают больше кружков, чем дети из 2 группы.

Подготовка исследования.

Подобрать альбомные листы на каждого  ребенка с нарисованными на них  фигурами: контурное изображение  частей предметов, например, ствол с  одной веткой, кружок - голова с двумя  ушами и т. д., и простые геометрические фигуры ( круг, квадрат, треугольник  и т. д.). Подготовить цветные карандаши, фломастеры.

Проведение исследования.

Детей  просят дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилась какая-нибудь картинка. Предварительно можно провести вступительную беседу об умении фантазировать ( вспомнить на что бывают похожи облака на небе и т. д.).

Следующий этап – развитие у детей творческого потенциала. Этот этап включает работу по развитию воображения, рассчитан на подключение творческого потенциала ребенка.

Для реализации целей исследования нами были выбраны несколько методик. Первая из них «Журнал небылицы в лицах».

Мероприятие проводится в  виде соревнования. Класс делится  на две команды. Каждая команда - это  редакция журнала. У каждого члена  редакции свой порядковый номер. Ведущий  начинает сказку:

Жил-был маленький Винтик. Когда он появился на свет, то был  очень красивый, блестящий, с новенькой  резьбой и восьмью гранями. Все  говорили, что его ждет великое  будущее. Он вместе с некоторыми винтиками  будет участвовать в полете на космическом корабле. И вот наконец  настал тот день, когда Винтик очутился на борту огромного космического корабля…

На самом интересном месте  ведущий останавливается со словами: «Продолжение следует в журнале  «…….» в номере…….» Ребенок, у кого в руках этот номер, должен подхватить нить сюжета и продолжить рассказ. Ведущий внимательно следит за повествованием, в нужном месте  прерывает. Ребенок должен сказать: «Продолжение следует в журнале  «…….» в номере…….» Прервать сказку может ведущий словами: «Окончание в журнале «…….» в номере…….»

В результате детского творчества главный герой побывал на многих планетах, встретился с инопланетянами. Однако, дети один раз сочинив продолжение  о новой планете и ее жителях, повторяли затем, то же самое, изменив  лишь название планеты. Но конец сказки был довольно интересным. Девочка  отправила главного героя - Винтика  обратно на Землю, где он и остался  навсегда, рассказывая своим внукам о далеких планетах и звездах.

Следующая методика «Презентация мира» направлена прежде всего на перевод предметного восприятия мира в его ценностное восприятие. Предъявляется какой-либо предмет группе детей и предлагается описать роль этого предмета в жизни человека, зачем он для человечества, какую роль он играет в стремлении человека к счастью, какие отношения несет в самом себе, когда включен в повседневный быт. Таким образом, выявляется для детей духовная ценность материального предмета, смещает границы духовного и материального, развивает способность к одухотворению и в конечном итоге помогает ребенку обрести свою личность, подняться над ситуацией, освободиться от вещно-предметной зависимости.[18,с.105]

Для проведения данной работы избирается любой предмет, окружающий детей (нет смысла брать что-то незнакомое детям, как тостер или пуанты), задается вопрос о его роли в жизни человека, материальном и духовном предназначении, а так же вопрос о личном отношении  ребенка к данному предмету. Необходимо создать надлежащую атмосферу, так  чтобы все его достоинства  и особенности были подчеркнуты, как ценность общечеловеческой культуры. Дети поочередно высказывают свои соображения. При этом они подходят к предмету, берут его в руки, демонстрируя всей группе, раскрывая то содержание, которое обнаружено им. [21,с.28].

2.2. Анализ интерпретаций полученных данных.

По первому этапу мы провели  методику «Дорисуй картинку».

Выявляют степень оригинальности, необычности изображения. Устанавливают  тип решения задач на воображение.

Нулевой тип. Характеризуется тем, что ребенок еще не принимает  задачу на построение образа воображения  с использованием данного элемента. Он не дорисовывает его, а рисует рядом  что-то свое ( свободное фантазирование).

Первый тип. Ребенок дорисовывает фигуру на карточке так, что получается изображение отдельного объекта ( дерево ), но изображение контурное, схематичное, лишенное деталей.

Второй тип. Также изображается отдельный объект, но с разнообразными деталями.

Третий тип. Изображая отдельный  объект, ребенок уже включает его  в какой-нибудь воображаемый сюжет (не просто девочка, а девочка, делающая зарядку).

Четвертый тип. Ребенок изображает несколько объектов по воображаемому  сюжету (девочка гуляет с собакой).

Пятый тип. Заданная фигура используется качественно по-новому. Если в 1-4 типах  она выступает как основная часть  картинки, которую рисовал ребенок (кружок – голова и т. Д.), то теперь фигура включается как один из второстепенных элементов для создания образа воображения (треугольник уже не крыша дома, а грифель карандаша, которым  мальчик рисует картину).[7]

Коэффициент оригинальности первой группы = сумма типов / количество детей  =86/19=4,5

 Коэффициент оригинальности второй группы = сумма типов / количество детей  =115/28=4,1.

С помощью данной методики мы выявили, что оригинальность мышления зависит  от интенсивности творческого потенциала. У детей из 1 группы оригинальность мышления значительно выше, чем во второй. Это говорит о том, что  посещение творческих мероприятий  в значительной степени сказывается  на оригинальности мышления детей.

Второй этап заключался в  развитии творческого потенциала. Мы провели ряд методик и одной  из них была методика Селиванова В.С. «Журнал небылицы в лицах».

В целом эта методика показала, что детям трудно еще подключить свободное фантазирование. Они лучше  справляются с работой по готовым  шаблонам. К сожалению, за неимением  необходимых средств ТСО, я не смогла дословно зафиксировать работу детей.[15,с.18]

Предметное восприятие окружающего  мира, свойственное детям (вот кошка, луна, скамейка, человек, палка и  т.д.), с развитием ребенка преобразуется  в социально-ценностное восприятие, когда подрастающий человек обнаруживает за предметами отношение, видит ценностные связи и взаимоотношения.[11,с.67].Такое  преобразование протекает незаметно, оно не обозначается каким-то резким переходом, когда бы вдруг простая  «скамейка» превратилась бы в «место для отдыха старика, свидания для  влюбленных» и т.д. Оно совершается  в силу социализации личности, ее духовного  развития, интеллектуального и эмоционального обогащения.[12,с.82].

Смена предметного восприятия, однако, не всегда происходит вообще. Иногда мы видим человека, который живет  среди предметов, фактов, случаев, но он выпадает из общественных отношений, культурных ценностей. Внешне - живет  как все, в сущности - живет вне  всех, так как исключен из системы  ценностных отношений.[10,с.19].

Для осуществления методики «Презентация мира» мы избрали живую  розу, оформив ее красиво в вазе на столе. Для обсуждения были предложены следующие вопросы:

Информация о работе Развитие творческого потенциала в системе дополнительного образования детей