Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 03:05, курсовая работа
Цель исследования: изучение творческих способностей дошкольников в аппликации с элементами конструирования.
Объект исследования: творческие способности старших дошкольников.
Предмет исследования: процесс развития творческих способностей дошкольников в аппликации с элементами конструирования.
Гипотеза исследования: аппликации с элементами конструирования у дошкольников способствует развитию творческих способностей.
Введение
Глава 1. Теоретические исследования детского творчества в работах психологов и педагогов
1.1.Теоретические исследования детского творчества в работах психологов и педагогов
1.2. Критерии оценки развития изобразительного творчества дошкольников
1.3. Условия развития творчества
Глава 2. Занятия аппликацией с элементами конструирования как средство развития творчества у детей 5-6 лет
2.1. Значение аппликации в воспитании и развитии ребенка-дошкольника
2.2. Аппликация как вид изобразительного прикладного искусства
2.3. Аппликация как вид изобразительной деятельности в старшей группе ДОУ
2.4. Методы и приемы обучения аппликации с элементами конструирования в старшей группе
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические исследования детского творчества в работах психологов и педагогов
1.1.Теоретические исследования детского творчества в работах психологов и педагогов
1.2. Критерии оценки развития изобразительного творчества дошкольников
1.3. Условия развития творчества
Глава 2. Занятия аппликацией с элементами конструирования как средство развития творчества у детей 5-6 лет
2.1. Значение аппликации в воспитании и развитии ребенка-дошкольника
2.2. Аппликация как вид изобразительного прикладного искусства
2.3. Аппликация как вид изобразительной деятельности в старшей группе ДОУ
2.4. Методы и приемы обучения аппликации с элементами конструирования в старшей группе
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1
Введение
Проблема развития творческого потенциала личности ребенка относится к числу глобальных образовательных задач. Развитие творческих способностей детей в условиях детского сада предполагает деятельность в самых разных направлениях. Эта работа должна охватывать все сферы взаимной деятельности ребенка с педагогами, общение со сверстниками.
Творческая деятельность человека предполагает наличие у него творческого мышления.
Чтобы воспитатель талантливого человека, необходимо сформировать уже в детстве творческое мышление, способность к видению и разрешению проблем, способность нестандартно смотреть на окружающий мир.
Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
Цель исследования: изучение творческих способностей дошкольников в аппликации с элементами конструирования.
Объект исследования: творческие способности старших дошкольников.
Предмет исследования: процесс развития творческих способностей дошкольников в аппликации с элементами конструирования.
Гипотеза исследования: аппликации с элементами конструирования у дошкольников способствует развитию творческих способностей.
Задачи исследования:
2. Охарактеризовать критерии оценки развития изобразительного творчества дошкольников
3. Раскрыть условия развития творчества
4. Провести анализ значения аппликации в воспитании и развитии ребенка-дошкольника
5. Рассмотреть аппликация как вид изобразительного прикладного искусства
6. Рассмотреть аппликация как вид изобразительной деятельности в старшей группе ДОУ
7. Охарактеризовать методы и приемы обучения аппликации с элементами конструирования в старшей группе
Методы исследования: изучение, анализ и обобщение научно – теоретических источников по данной теме.
Глава 1. Развитие детского творчества в работах психологов и педагогов
Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения.
Говоря о формировании детского творчества, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать творчество детей. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творчество необходимо с самого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждение в физиологии.
Дело в том, что мозг ребёнка особенно быстро растет и "дозревает" в первые годы жизни. Это дозревание, т.е. рост количества клеток мозга и анатомических связей между ними зависит как от многообразия и интенсивности работы уже существующих структур, так и от того, насколько стимулируется средой образование новых. Этот период "дозревания" есть время наивысшей чувствительности и пластичности к внешним условиям, время наивысших и широчайших возможностей к развитию. Это самый благоприятный период для начала развития всего многообразия человеческих способностей. Но у ребенка начинают развиваться только те способности, для развития которых имеются стимулы и условия к "моменту" этого созревания. Чем благоприятнее условия, чем ближе они к оптимальным, тем успешнее начинается развитие.
Если созревание и начало функционирования (развития) совпадают по времени, идут синхронно, а условия благоприятны, то развитие идет легко - с наивысшим из возможных ускорений. Развитие может достичь наибольшей высоты, и ребенок может стать способным, талантливым и гениальным.
Однако возможности развития способностей, достигнув максимума в "момент" созревания, не остаются неизменными. Если эти возможности не используются, то есть соответствующие способности не развиваются, не функционируют, если ребенок не занимается необходимыми видами деятельности, то эти возможности начинают утрачиваться, деградировать и тем быстрее, чем слабее функционирование.
Борис Павлович Никитин, в течение многих лет занимающийся проблемой развития творчества детей назвал это явление НУВЭРС (Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей). Никитин считает, что НУВЭРС особенно негативно влияет на развитие творчества. Разрыв во времени между моментом созревания структур, необходимых для формирования творчества и началом целенаправленного развития этих способностей ведет к серьезному затруднению их развития, замедляет его темпы и ведет к снижению конечного уровня развития творчества. По мнению Никитина именно необратимость процесса деградации возможностей развития породило мнение о врожденности творческих способностей, так как обычно никто не подозревает, что в дошкольном возрасте были упущены возможности эффективного развития творчества. И малое количество в обществе людей с высоким творческим потенциалом объясняется тем, что в детстве лишь очень немногие оказались в условиях, благоприятствующих развитию их творчества.
С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творчества потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать. Дошкольное детство также является сензитивным периодом для развития творческого воображения.
Творчество предполагает объединение известных действий в новые операции и получение нового продукта.
Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.
Классики дошкольной педагогики (А.П.Усова, Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина и др.) в своих работах писали, что «творчество» характеризуется двумя показателями. Оно должно представлять общественную ценность и давать совершенно новую продукцию. Конечно, о полном соответствии детского творчества этим критериям не приходится говорить, однако его общественно-педагогическая ценность очевидна.
Чтобы понять своеобразие и выделить особенности детской изобразительной деятельности и творчества, необходимо отметить особенности изобразительной деятельности взрослых. Как правило, процессу творчества предшествует длительный период накопления впечатлений об окружающем мире. Это период восприятия, наблюдения, анализа явлений, событий, осознание собственного отношения к ним. Личное отношение к миру – непременное условие творческого процесса. Таким образом, окружающий мир и деятельность человека служит источником идей и замыслов. Примерная структура зрелой творческой изобразительной деятельности выглядит следующим образом (Г.Г. Григорьева):
- появление
замысла, представление
- «вынашивание
замысла», то есть дальнейшая
разработка содержания, поиск художественной
формы. Идет интенсивная
- «исполнение, реализация замысла», активная работа воображения, представления уточняются, дополняются, обогащаются, детализируются;
- окончательная оценка полученного результата и его доработка, если в том есть необходимость.
Процесс творчества у дошкольника своеобразен. Основой для возникновения творческих замыслов является окружающий мир, впечатления дошкольника о природе, рукотворных предметах, людях.
Исследователи детского творчества (Л.С. Выготский, Г.В. Лубанская, Н.А. Ветлугина и др.) подчёркивали его реалистическую основу. Процесс общения дошкольника с миром отражается и в изобразительной деятельности. Этап появления замысла характерен для деятельности дошкольника, но развивается замысел в процессе исполнительской части деятельности. Это объясняется проявлением игровой тенденции в развитии деятельности. Смысл рисования для ребенка – играть, ему интересен процесс деятельности, а не результат как условие, средство осуществления с игрой.
Л.С. Выготский обращал внимание на сходство любого вида детской деятельности с игрой. Потребность рассказывать о переживаемом изобразительным языком, понятным окружающим, появляется у ребенка позднее. Умение вынашивать замысел художественного образа формируется под влиянием взрослых в процессах обучения. Наиболее ярко представлен в детском творчестве этап одновременного развития и исполнения замысла. Ребенок, как правило, сопровождает рисунок речью, а порой и планирует его с помощью речи. В деятельности ребенка есть и этап завершения работы, но он не связан с доработкой образа.
Следовательно, в деятельности дошкольника есть все этапы, но они быстротечны, а вынашивание и реализация замысла совмещены. Развивая детскую изобразительную деятельность необходимо учитывать её особенности, в частности последовательность и своеобразие этапов творческого процесса.
Из теории и практики педагогики известно, что компонентами детского творчества являются: активность, самостоятельность, инициатива, воображение.
Активность
ребёнка в изобразительной
Показателем самостоятельности в изобразительной деятельности можно считать умение переносить умения и навыки из одних условий в другие, поиск способов и приёмов создания выразительного образа .
Инициатива
проявляется в том, насколько
ребёнок расширяет границы
Весь процесс художественно-изобразительного творчества сопровождается активной работой воображения, которое является основой для реализации ребёнком своего замысла. Дошкольный возраст характеризуется активизацией функций воображения, вначале воссоздающего, а затем творческого.
Как известно, сознательный период развития воображения и фантазии – возраст от 5 до 15 лет. Значит, мы стоим у истоков развития творчества у детей.
Из выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст даёт прекрасные возможности для развития изобразительного творчества. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.
1.2. Критерии оценки развития изобразительного творчества дошкольников
Во всех определениях творчества отмечается, что это деятельность, в результате которой создаётся новый, оригинальный продукт, имеющий общественное значение.
Творчество – условный термин для обозначения психического акта, выражающегося в воплощении, воспроизведении или комбинации данных нашего сознания в новой форме, в области отвлеченной мысли, художественной и практической деятельности. ( А. В. Батюшков)
Творчество – деятельность, результатом которой является создание условных материальных и духовных ценностей. ( Г.А. Урунтаева).
Если рассматривать детскую деятельность с позиции объективной новизны и значимости, то, конечно, её нельзя назвать творчеством. Рисунки, поделки детей – это не произведение искусства, они не имеют художественной ценности.
И. П. Сакулина признавала правомерность критики в адрес педагогов, доказывала, что нужен и возможен поиск путей взаимодействия, которые, с одной стороны, сохранят преимущества детского творчества, а с другой стороны – помогут ребёнку овладеть средствами самовыражения. Только в этом случае возможно полноценное развитие малыша и в частности творческое. При этом, следуя за Л. С. Выготским, Б. М. Тепловым, Е. А. Флериной, она признавала своеобразие детского творчества. В итоге была принята следующая позиция: признание субъективности детского творчества. Ребёнок не открывает ничего нового для мира взрослых, но он делает открытия для себя. Поэтому применительно к деятельности ребёнка правомерно использовать термин творчество, ограничивая его словом детское.
Информация о работе Развитие творчества у детей 5-6 лет в аппликации с элементами конструирования