Развитие творчества у детей 5-6 лет в аппликации с элементами конструирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 03:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение творческих способностей дошкольников в аппликации с элементами конструирования.
Объект исследования: творческие способности старших дошкольников.
Предмет исследования: процесс развития творческих способностей дошкольников в аппликации с элементами конструирования.
Гипотеза исследования: аппликации с элементами конструирования у дошкольников способствует развитию творческих способностей.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические исследования детского творчества в работах психологов и педагогов
1.1.Теоретические исследования детского творчества в работах психологов и педагогов
1.2. Критерии оценки развития изобразительного творчества дошкольников
1.3. Условия развития творчества
Глава 2. Занятия аппликацией с элементами конструирования как средство развития творчества у детей 5-6 лет
2.1. Значение аппликации в воспитании и развитии ребенка-дошкольника
2.2. Аппликация как вид изобразительного прикладного искусства
2.3. Аппликация как вид изобразительной деятельности в старшей группе ДОУ
2.4. Методы и приемы обучения аппликации с элементами конструирования в старшей группе
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1

Вложенные файлы: 1 файл

Развитие творчества у детей 5-6 лет в аппликации с элементами конструирования.doc

— 456.00 Кб (Скачать файл)

Н.А. Ветлугина  считает, что, открывая новое для  себя, ребенок одновременно открывает взрослым о себе, и поэтому отношение к детскому творческому должно быть педагогическим. При этом в оценке детского творчества акцент нужно делать не столько на результат, сколько на сам процесс деятельности. Именно поэтому Н.П. Сакулина формирование таких качеств личности, как самостоятельность, активность, инициатива, проявляющаяся в процессе деятельности, рассматриваются как неприменимые составные творчества.

Особый интерес  для теории и практики развития детского творчества представляют психологические исследования, в которых не только утверждается наличие творчества у детей, но и изучаются механизмы творчества и возможность целенаправленного их формирования. Это исследования Е.Е.Кравцовой, посвященные развитию воображения в единстве с развитием личности в игре и других видах деятельности; О.М.Дьяченко, посвященные воображению как одной из универсальных творческих способностей. Он позволяет глубже осмыслить и специфику детского изобразительного творчества, и некоторые подходы к руководству им.

Подводя итог всему  вышесказанному, можно сделать вывод:детская  изобразительная деятельность по своим  объективным возможностям носит  творческий характер.

С пониманием сущности детского творчества осложняются неоднозначным  определением в науке сущности творчества вообще и детского творчества в частности. Сторонники признания объективной новизны продуктов деятельности творчества выделяют показатели, характерные для продуктивной деятельности, в первую очередь, оригинальность, новизну. Учебные, признающие проявление творчества в процессуальной стороне деятельности, фиксируют внимание на творческих способах действия, умения видеть проблему, поиск вариативных решений, гибкость, самостоятельность, оригинальность и т. д.

Одну из попыток  систематизировать критерии оценки детского продуктивного художественного творчества предприняла Н.А.Ветлугина. Это показатели, характеризующие отношения, интересы, способности детей, способы творческих действий, качество детской продукции.    

Показатели  творчества, характеризующие отношения, интересы, способности детей.

1. Развитие творческое  воображение, на основе которого  преобразуется прошлый опыт; способность  «вхождения» в изображаемые обстоятельства, в условные ситуации.

2. Увлеченность, захваченность деятельностью – качество, способствующее активизации волевых усилий при достижении творческой цели.

3. Искренность,  правдивость, непосредственность  переживания.

4. Специальные  художественные способности (образное  видение, поэтический и музыкальный  слух), позволяющие успешно решать творческие задания.

5. Изменение  мотивов деятельности, доставляющий  детям удовольствие своими результатами; этот показатель, по существу, характеризует  направленность воображения, подчинение  его творческой задаче (непременное  условие работы продуктивного воображения).

6.  Возникновение  потребности в творчестве.

Показатели  творчества, характеризующие способы  творческих действий.

1.     Дополнения, изменения, вариации, преобразование  уже знакомого материала, применение  известного в новых ситуациях, создания новой комбинации из усвоенных, старых элементов.

Этот показатель конкретизирует и иллюстрирует работу воображения, механизм воображения  на этапе замысливания и реализации замысла (характер действий комбинирования).

2.     Самостоятельные поиски, пробы наилучшего решения задания.

Данный показатель заостряет внимание на наличии творческой поисковой деятельности (экспериментирования), ее целенаправленности и в то же время вариативности.

3. Нахождение  новых приемов решения (когда  старых уже недостаточно), самостоятельность и инициатива в применении их, нахождение своих оригинальных приемов решения творческих заданий.

4. Быстрота реакций,  находчивость в действиях.

Большинство из названных показателей проявляются  в процессе деятельности, что требует со стороны воспитателя целенаправленного наблюдения за детьми, анализа их поведения, понимания внутреннего состояния, сопереживания, сочувствия, содействия им, если в этом есть необходимость.

Показатели  творчества, характеризующие качество продукции художественной деятельности.

1. Нахождение  адекватных (соответствующих) изобразительно  – выразительных средств для  воплощения образа.

2.   Индивидуальный  «почерк» детской продукции, своеобразие  манеры исполнения и характера  выражения своего отношения.

3. Соответствие детской продукции элементарным художественным требованиям.

Последний показатель можно конкретизировать, выделив  такие качества детского рисунка (поделки), как выразительность, грамотность  и оригинальность образа в единстве и с учетом специфики взаимодействия этих качеств.

Все показатели творческого начала в деятельности детей могут быть использованы при  анализе процессов и результатов  деятельности конкретного ребенка, в целом детей группы на занятии, а также вне занятий, т.е. в процессе самостоятельной художественной деятельности.

Все выше изложенное позволяет сказать, что в широком  смысле процесс творческого саморазвития человека беспрерывен. Однако для полноценной  реализации потенций к такому развитию важно создать условия. Для этого  необходимо знать содержание творчества, учитывать сензитивные периоды его развития, конкретные пути, методы влияния на успешность их формирования.

1.3. Условия развития творчества

Одним из основных условий развития творческой личности дошкольника является широкий подход к решению проблемы (творчество: стиль жизни). Данная задача должна стать одной из основных в системе воспитания ребенка и решаться во всех сферах его жизни и во всех видах деятельности. Педагог должен сделать естественный процесс жизни и деятельности детей творчеством, ставить детей в ситуации не только художественного, но и познавательного, нравственного творчества.

Другое важное условие проявления творчества в  художественной деятельности – организация  интересной содержательной жизни ребенка  в ДОУ и семье; обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционального и интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения.

Единство педагогов  в понимании перспектив развития ребенка и взаимодействие между ними – одно из важнейших условий развития детского творчества.

Основания художественно  – творческой деятельности немыслимо  без общения с искусством. При  правильном влиянии взрослых ребенок  понимает смысл, суть искусства, изобразительно – выразительные средства и их подчинимое значение. А на этой основе он лучше понимает и собственную деятельность.

Другим условием развития детского творчества является обучение, как организованный взрослым процесс передачи (мотивов, способов действия всей сложной системы отношений, характеризующий ее), обучение детей изобразительной деятельности должно быть ориентировано на развитие творчества.

Мотивация задания  и не просто мотивация, а предложение  действенных мотивов, подведение детей  если не к самостоятельной постановке, то к принятию задачи, поставленной взрослым важное условие творческой активности ребенка на занятии.

Б.М. Теплов говорил  о важности и трудности обеспечения  эффективной мотивации. Он особое внимание обращал на искренность, как главное условие, которое надо обеспечить в детском творчестве. При таком состоянии ребенок чувствует себя свободно, раскрепощено, смело, комфортно. Это возможно, если на занятии и в самостоятельной художественной деятельности детей царит атмосфера доверительного общения, сотрудничества, веры в силы ребенка, поддержания его при неудачах.

Еще одно условие  развития творчества   детей –  это комплексное и системное  использование методов и приемов, ведущее значение среди которых  имеют предварительные наблюдения, создание проблемных ситуаций, выполняющих задачу, и отсутствие готовы средств для их разрешения, что стимулирует поисковую деятельность.

Учет индивидуальных особенностей ребенка - одно из основных условий развития творчества в процессе обучения.

Названные условия развития детского творчества прекрасно создаются в процессе занятий в клубах по интересам, организации досуговой деятельности детей.

Важным условием развития творчества ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться. Например, еще задолго до обучения чтению годовалому ребенку можно купить кубики с буквами, повесить азбуку на стене и во время игр называть ребенку буквы. Это способствует раннему овладению чтением. 

Чрезвычайно важное, условие эффективного развития творчества  вытекает  из  самого  характера  творческого  процесса,  который  требует  максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваться тем успешнее, чем  чаще в своей деятельности человек добирается "до потолка" своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить. Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может, так как объяснить такому маленькому еще ничего нельзя. Поэтому в этот период малыш  вынужден больше, чем когда-либо, заниматься творчеством, решать множество совершенно новых для него задач самостоятельно и без предварительного обучения (если, разумеется, взрослые позволяют ему это делать, они решают их за него). У ребенка закатился далеко под диван мяч. Родители не должны спешить достать ему эту игрушку из-под дивана, если ребенок может решить эту задачу сам. 

Четвертое условие  успешного развития творчества заключается  в предоставлении ребенку большой свободы  в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.

Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – это и есть пятое условие успешного развития творческих способностей. Самое главное здесь - не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в подсказку. К сожалению, подсказка - распространенный среди родителей способ "помощи" детям, но она только вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься. 

Давно известно, что для творчества необходимо комфортное психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять  сочувствие  к  его  неудачам, терпеливо  относиться  даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.

Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высоким творческим потенциалом, хотя некоторые западные психологи и сейчас считают, что творчество изначально присуще ребенку и, что надо только не мешать ему свободно самовыражаться. Но практика показывает, что такого невмешательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию, и надолго сохранить творческую активность. Оказывается (и педагогическая практика доказывает это), если подобрать соответствующие методы обучения,  то даже дошкольники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные самовыражающиеся сверстники. Не случайно сейчас так популярны детские кружки и студии, музыкальные школы и школы искусств. Конечно, ведется еще много споров о том, чему же и как учить детей, но тот факт, что учить надо не вызывает сомнений. 

Воспитание  творчества детей  будет эффективным  лишь в том случае, если оно будет  представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

 

 

Глава 2. Занятия аппликацией с элементами конструирования как средство развития творчества у детей 5-6 лет

 

2.1. Значение аппликации в воспитании и развитии ребенка-дошкольника

 

Аппликация считается разновидностью художественной деятельности, предусмотренной «Программой воспитания и обучения в детском саду» для дошкольников. Знакомясь на занятиях и самостоятельно с материалами, техникой и способами обработки бумаги, ребята приобретают навыки графического и пластического изображения предметов, овладевают умением в силуэтной форме, образно, творчески перерабатывать свои впечатления, получаемые при знакомстве с окружающим миром, во время чтения художественной литературы, рассматривания иллюстраций, картин, скульптур, произведений народного декоративно-прикладного искусства.

Информация о работе Развитие творчества у детей 5-6 лет в аппликации с элементами конструирования