Развитие чувства цвета у детей дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2014 в 02:36, контрольная работа

Краткое описание

Цвет — это помощник в общении людей друг с другом. Предметы, явления природы посылают нам цветовые сигналы, а мы внутренне реагируем на них. Один и тот же цвет может влиять на разных людей неодинаково. Он может успокаивать или возбуждать, огорчать или веселить. Дети воспринимают цвет иначе, чем взрослые. И они заявляют об этом в своих рисунках. Описание воздействия цвета — физиологического, оптического и эмоционального — относится, скорее, к детскому восприятию, чем ко взрослому. Дети ведь более чувствительны к запахам, звукам и краскам.
Цвета - это самое богатое и уникальное украшение нашей жизни. Именно восприятие цвета - одна из первых и важных ступеней в развитии малышей.

Содержание

Введение
Основная часть
Особенности деятельности детей, связанные с цветом
Пути развития эстетического чувства цвета у детей в рисование
Сводная таблица образовательных задач по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с пейзажем.
План-конспект
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

к.р. мдк 02.03..docx

— 84.84 Кб (Скачать файл)

На занятии детям показывают разнообразные материалы: цветные карандаши, художественные краски, различное оборудование (мольберт, палитру, кисти и т. д.), которым пользуется художник в процессе своей творческой деятельности. Здесь же, на рисунках, выполненных разными красящими материалами, знакомят детей с их особенностями. Говоря о красках, мы называем их средством выразительности. Так ли это? 
Как разнообразны виды искусства, так разнообразны их изобразительные средства.

К средствам художественной выразительности относится и сам материал, из которого создается произведение. В изобразительном искусстве известны такие материалы, как краски, холст, бумага, карандаш, мрамор, стекло, глина, металл и др. Они разнообразны по качеству материала, фактуре, упругости. Они, наконец, неповторимы, поскольку каждый имеет свои выразительные средства. Рисунок, выполненный карандашом, и рисунок, нарисованный гуашевыми или акварельными красками, разные по материалу их выполнения, каждый своеобразен и привлекает внимание. Дети хорошо видят это и могут рассказать о каждом из них. При этом они увлеченно говорят о возможности рисования красками, где декоративность цвета, свобода мазка й масштаб изображения легко поддаются кисточке. Отмечают и то, что карандашами можно также рисовать красиво и тонко, выделяя, вырисовывая отдельные детали, чего трудно добиться кистью. Дети подмечают возможности и особенности этих материалов, поскольку к старшему дошкольному возрасту (5—7 лет) они уже владеют техническими навыками.

Пожалуй, самыми распространенными у детей являются карандаши, цветные и простые (графитные стержни). Их любят дети за универсальность использования. Они непритязательны — ими можно рисовать на любой бумаге, штрих ложится в любом направлении, то ярко и густо, то легко, еле касаясь бумаги. Наборы карандашей в наше время имеют широкую палитру тонов и их оттенков. Красочность, живость рисунка усилится, если передать цвет предмета, объекта не одним (локальным), а соединить 2—3 цвета карандашей, наложить цвет на цвет, или, изменяя нажим карандаша, передать оттенки, тональность в рисунке. Эти несложные приемы позволяют воспитателю показать детям, как относиться к сочетаниям цветов, наложению штриха. Среди воспитателей сложилось мнение, что цветные карандаши — материал невыразительный, «неэффектный». Это бывает так, когда ребенок без соответствующих указаний выполняет рисунок одним цветом (неопределенным!) карандаша. Перед началом работы надо предложить несколько оттенков одного цвета (2—3, не менее).

Если дети рисуют ветку с листьями, цветы или любую другую натуру, то обратите их внимание на разнообразие оттенков зеленого цвета в листьях больших, крупных и только-только распускающихся, маленьких, покажите, что нажим карандаша, плотность, интенсивность штриховки дают более насыщенный цвет. Легкость штриха придает окраске деталей рисунка прозрачность. Чтобы показать свежесть молодой зелени, листьев, можно соединить при раскрашивании зеленый и желтый карандаши. Рисунок цветка можно оживить, передав цветовую градацию, например, постепенно переходить от желтого к красно-оранжевому, затем к красному, как бы вливая один цвет карандаша в другой. Карандаши — замечательный материал, и в руках ребенка он также может стать средством художественной выразительности.

На занятиях изобразительной деятельностью дети рисуют не только карандашами, но и гуашевыми красками. Гуашь — художественная краска, некоторые особенности которой полезно знать детям. Это красивые, сочные краски, имеющие плотно кроющий слой, матовую поверхность. Гуашь (в наборах или отдельных баночках) имеет широкую палитру цветов, от ярких, насыщенных до пастельных, нежных (в результате смешения с белилами). Самая яркая (светящаяся) гуашь называется люминесцентной. Рисовать гуашью лучше большими кистями на крупном листе бумаги (размер альбомного листа, 1/2 листа ватмана).

В практике детского сада дети рисуют и гуашевыми и акварельными красками. Возможности и художественная выразительность каждой группы красок совершенно разные. Широко известно, что по составу гуашь и акварель — краски водяные, но акварель — краска тонко тертая, рисунок, выполненный ею, отличается прозрачностью, тонкостью цветовых оттенков. 
Если гуашь дает плотно кроющую поверхность, то в работе акварелью большое значение имеет качество бумаги, поскольку она просвечивает сквозь тонкий слой краски. Воспитатель в детском саду должен знать эту особенность и учить детей при рисовании акварельными красками разводить их жиже, брать на кисточку больше воды, иначе плотный мазок делает цвет темным, глухим. Легкой, прозрачной акварелью нельзя дать интенсивного мазка, но можно легко передать оттенки цвета, разбавляя краску меньшим, затем большим количеством воды. Это же противопоказано в работе с гуашью.

На занятиях по рисованию нередко воспитатель обесцвечивает краску, добавляя излишнее количество воды. Рисунок теряет свою красочность, принимает порой неряшливый вид. Одно из основных правил работы с гуашью — это очень незначительное добавление воды. Краску следует размешать в баночке до густоты жидкой сметаны, и только тогда она готова к употреблению. Гуашь как краска плотно кроющая дает яркий, совершенно определенный, насыщенный цвет. Но для того чтобы ребенок мог внести в свой рисунок разнообразные оттенки, ему стоит предложить для смешения другую краску — белила. Только с помощью белил (а не с помощью воды) можно добиться высветления цвета, получения мягких оттенков, нежных тонов. Смешение цветов друг с другом может дать широкую палитру гуашевых красок. У гуашевых красок есть и другие преимущества. Благодаря плотности красочного слоя ранее нанесенные мазки (рисунок или фон) легко перекрываются. Это важно в процессе создания детского рисунка. Но второй слой краски наносится только после просыхания первого. По фону, закрашенному гуашью, можно наносить любой рисунок. Следует сказать детям, что слишком густая краска или ее толстый слой на бумаге нецелесообразны, так как некоторые сорта гуашевых красок осыпаются, оставляя на рисунке пятна неопределенного цвета. Воспитателю надо учить детей использовать разнообразные способы работы с красками. Однообразие технических приемов объединяет художественные качества работы. 
Гуашевые краски придают рисункам особую весомость, большую насыщенность, декоративность по сравнению с акварельными. Цвет можно положить густо, широкими мазками большой кистью. Пейзажи, которые художник нарисовал гуашевыми красками, хорошо передают пасмурный день с нависшими тяжелыми тучами, плотность мокрой земли и массу деревьев.

Удивительно красочны и свежи рисунки, выполненные пастельными меловыми карандашиками, изготовленными путем добавления в краску мела, глины — каолина, гипса.

Пастель — своеобразный (сухой) красочный материал, дающий исключительно нежные и красивые цвета, больше полутона. Гамма меловых пастелей тонка. Легкие, едва уловимые перламутровые оттенки цветов способны передать лирическое настроение в пейзаже, натюрморте, портрете. Детям очень нравятся цветные карандашики—пастельки.

Наборы разноцветной пастели представлены широкой гаммой и привлекают детей несложной техникой рисунка. Если обычный карандаш дает тонкую линию, то пастельный карандашик легко и свободно ложится на бумагу любого качества и фактуры, закрашивая довольно большие плоскости изображений на листе (при этом ребенок производит свободные движения руки), дает линию любой ширины и легко смешивается при наложении цвета на цвет.

Воспитатель на специальных занятиях по развитию чувства цвета может предложить детям самостоятельно увидеть сходство и различие пастельных карандашей и обычных цветных, дав задание нарисовать цветную мозаику и определить, где больше необычных цветов и что еще можно ими нарисовать — какие темы рисунков. У пастельных карандашей есть некоторые особенности. Поскольку это мелок, он легко крошится и сыплется с рисунка, размазывается по руке и бумаге. Лучше рисовать им так, чтобы рука как можно меньше касалась листа бумаги. Для этого его укрепляют на мольберте. Чтобы сохранить детский рисунок, на него накладывают тонкий лист бумаги (лучше папиросной). Все рисунки убираются в папку. Среди художественных красок есть восковые пастельные мелки, которые не крошатся и имеют также интенсивную окраску. Восковые и пастельные мелки можно давать детям для самостоятельного пользования в свободное от занятий время.

Редко кто не знает, что есть карандаши, которые дают яркие химические цвета. Это фломастеры. Фломастер не имеет твердого грифеля, как обычный карандаш, его заменяет стержень из фетра или нейлона, который дает и тонкую и жирную декоративную линию. Фломастер заправляется цветными чернилами «Радуга» или специальными пастами и легко скользит по бумаге. Получаются яркие, сочные линии. Но уже нанесенные на бумагу линии, штрихи исправить нельзя — они не стираются. Преимущества фломастера перед обычными карандашами в том, что грифель не ломается при неосторожном нажиме или падении на пол, при рисовании дает линию различной ширины, если стержень фланелевый. Это придает рисунку декоративность. Фломастером с тонким нейлоновым стержнем лучше рисовать на небольшом листе бумаги (1/2 альбомного листа), выполняя мелкие детали рисунка.

Для выполнения графических рисунков можно давать детям фломастеры с черной пастой. Ребенок наносит четкий контур того, что он изображает, видит его форму, композицию. Этого не дает почувствовать в полной мере графитный карандаш. Фломастером в отличие от карандаша рисуют на любой бумаге, картоне, тканях, полиэтилене и других материалах. В развитии чувства цвета фломастер — полезный материал: он помогает видеть яркие, чистые цвета, близкие к спектральным. В этом преимущество фломастера по сравнению с другими художественными материалами. Дети могут рисовать фломастером в свободное от занятий время и дома.

Фломастеры с широкими стержнями хорошо применять в декоративном оформлении праздников, развлечений. Для этого используют в рисовании большие по размеру листы бумаги, различные по окраске. 
Разнообразие оттенков одного цвета (тональные связи, локальные цвета на предметах и в явлениях окружающей среды). Эту задачу следует решать в процессе бесед с детьми о предметах, имеющих окраску одного какого-либо цвета. При сравнении окраски этих предметов можно легко заметить разницу оттенков одного и того же цвета. Любой предмет, находящийся в комнате, имеет свой цвет. Детям предлагается из всего многообразия предметов, находящихся в групповой комнате, выбрать те, которые имеют одну и ту же окраску, и сравнить их между собой, например красный кубик с красным цветом чашки, стоящей на обеденном столе, и обратить внимание на общность и различие двух красных цветов (кубик ярко-красный, чашка — темно-красного цвета, чуть коричневатая). Методом наглядного сравнения можно показать детям разнообразие цвета и его оттенков.

Спектральная гамма цветов и их свойства. Гамма спектральных цветов имеет строго определенный порядок, при котором положение одного цвета определяет место рядом лежащего. Семь спектральных цветов являются основными по отношению ко всему многообразию цвета окружающей нас действительности. Дети 5—7 лет хорошо знают основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий), иногда пропускают цвета промежуточные (оранжевый, голубой, фиолетовый), не всегда в них правильно ориентируясь. Поэтому необходимо познакомить их с системой спектральных цветов. 
Воспитатель проводит с детьми беседу о цветах радуги (цвета спектра), рисует на мольберте радугу и называет цвета, объясняя, что каждый цвет постепенно переходит через полутона в другой, например красный в оранжевый, оранжевый в желтый и т. д. Для этого между сочными цветными дугами воспитатель проводит влажной кистью, происходит смешение цвета с рядом лежащим.

Затем воспитатель рассказывает, что художник, рисуя красками, пользуется палитрой. Она прямоугольной или округлой формы с отверстием в правом углу для большого пальца левой руки. Так удобно держать ее, а правой рукой с помощью кисточки смешивать краски, отыскивая нужный цвет. На палитре художник раскладывает краски, учитывая их спектральное расположение.

После этой беседы на занятиях рисованием можно давать детям палитры. Но необходимо помнить, что работать с гуашевыми и акварельными красками удобней на белой пластмассовой палитре. Белый фон палитры позволяет хорошо видеть цвет краски, яркость или нежность ее оттенка. Но прежде чем дать детям палитры для рисования, хорошо провести игру, в которой побеждает тот, кто быстрее разложит на палитре краски в соответствии с цветом радуги. Дети могут сами приготовить атрибуты для игры: вырезать из картона цветные краски в форме маленьких кружков, прямоугольников и раскрасить их. Получается небольшой игровой, набор — палитра и красивые яркие краски. Для усложнения игры можно увеличить количество красок, включить оттенки каждого из семи цветов или в целях ознакомления детей с красочным разнообразием цветового тона вырезать палитру для одного цвета и его оттенков.

После игры можно на занятии предложить детям нарисовать радугу, предварительно разведя на палитре соответствующий набор красок. 
Разработанная наукой (цветоведение) система спектральных цветов определяет большое количество оттенков каждого цвета спектра, идущего от основного, например красного, цвета по шкале в сторону белого и в сторону черного тонов. Таким образом, каждый цвет спектрального круга может иметь бесконечное многообразие своих оттенков.

Для ознакомления детей с оттенками цветов спектральной гаммы хорошо подготовить цветную мозаику, в которую можно внести большое количество оттенков каждого цвета спектра. Рассматривая эту мозаику, ребенок видит происхождение оттенка, прослеживает его тоновые связи с основным цветом. После этого можно предложить детям выложить из цветных квадратиков, кружочков какой-либо предмет, картинку. 
Полезными в упражнении глаза и руки ребенка являются альбомы для раскрашивания. Однако, прежде чем дать ребенку альбом, надо четко выделить цель этой работы. Например, дети должны усвоить не только соподчинение цветов в радуге, но и уметь четко и безошибочно отличать близкие по тону цвета: красный от оранжевого (который иногда называют светло-красным), не путать оранжевый и желтый, знать и то, что есть голубой цвет и есть синий, синий не путать с фиолетовым и наоборот. 
В работе по развитию чувства цвета следует использовать и книжные иллюстрации, например прочитать детям сказку «Цветик-семицветик» В. Катаева и показать иллюстрации к ней, выполненные художником Ю. Селиверстовым. Каждая страница этой книжки решена интересно, образно, живописно. Художнику удалось показать не просто цвет, а создать впечатление красного цвета, голубого и других благодаря живописности палитры оттенков цвета. Цветные страницы переносят ребенка в страну красок.

Информация о работе Развитие чувства цвета у детей дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности