Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2015 в 23:06, курсовая работа
Краткое описание
Цель: изучить психические особенности речевого развития детей в раннем возрасте. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач: 1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме исследования. 2. Рассмотреть психические особенности речевого развития детей раннего возраста. 3. Проанализировать полученные результаты и сделать выводы
Второе полугодие второго года
жизни ребенка характеризуется быстрым
развитием активной речи. К 2 годам в активном
его словаре - 300 и более слов. Многие исследователи
детской речи отмечают резкий скачок в
развитии активной речи ребенка на рубеже
второго полугодия его жизни. По мнению
немецкого исследователя В. Штерна, ребенок
как бы делает открытие, что каждая вещь
имеет свое название. Однако С.Л. Рубинштейн
справедливо полагает, что ребенок этого
возраста еще не способен к подобному
теоретическому заключению, а его стремление
узнать названия окружающих предметов
является выражением нового способа обращения
с предметами, приобретаемого при содействии
взрослых. Они стимулируют высказывания
ребенка, добиваясь речевых ответов; не
спешат удовлетворить его просьбу, если
он ограничивается жестом; дают поручения
позвать кого-то, сообщить что-то другому
и т.п. Наибольшее количество высказываний
отмечается у детей во время действий
с предметами и развивающихся у них (во
втором полугодии жизни) элементарных
сюжетных игр. Ребенок комментирует свои
действия, обращается к окружающим, чтобы
привлечь внимание к результату. Поощрение
взрослыми инициативных высказываний
способствует развитию его речи.
Прогресс в овладении грамматическим
строем заключается в переходе к употреблению
многословных предложений и флексийной
речи. В конце второго года жизни ребенок
согласует слова в предложении.
Во втором полугодии второго
года жизни детей развивается и понимание
ими речи. Первоначально речь непосредственно
связана с наглядной ситуацией, но постепенно
отделяется от нее. Ребенка учат слушать
простейшие рассказы, стихи, побасенки,
не сопровождая их наглядными иллюстрациями.
Взрослые учат его понимать связную речь
вне наглядной ситуации, рассказывая о
хорошо знакомом, много раз виденном.
Ребенок к концу второго года
жизни и сам может рассказать (с помощью
взрослых) о том, что видел на прогулке,
и др. Подобные Задания полезны - детей
учат задавать вопросы, передавать словами
полученные ранее впечатления.
Благодаря развитию понимания
и активной речи она постепенно становится
регулятором поведения ребенка, средством
формирования положительных взаимоотношений
с детьми, средством воспитания.
Таким образом, создание необходимых
педагогических условий для оптимального
овладения речью детьми раннего возраста
приобретает особо важное значение в связи
с ее решающей ролью не только в собственно
лингвистическом, но и в общем психическом
развитии ребенка.
1.4.Причины
задержки речевого развития у детей раннего
возраста.
Под причиной нарушений речи
понимают воздействие на организм внешнего
или внутреннего вредоносного фактора
или их взаимодействие, которые определяют
специфику речевого расстройства и без
которых последнее не может возникнуть.
Нарушение речи вызывают разные
причины. Кратко охарактеризуем основные
причины патологии детской речи:
1. Различная внутриутробная
патология, которая приводит к
нарушению развития плода. Наиболее
грубые дефекты речи возникают при нарушении
развития плода в период от 4 нед. до 4 мес.
Возникновению речевой патологии способствуют
токсикоз при беременности, вирусные и
эндокринные заболевания, травмы, несовместимость
крови по резус-фактору и др. При этом поражаются
подкорковые отделы мозга, слуховые ядра,
что приводит к специфическим нарушениям
звукопроизносительной стороны речи в
сочетании с нарушениями слуха. При внутриутробных
поражениях головного мозга отмечаются
наиболее тяжелые речевые нарушения, сочетающиеся,
как правило, с другими полиморфными дефектами
развития (слуха, зрения, опорно-двигательного
аппарата, интеллекта).
2. Ведущее место в пренатальной
патологии нервной системы занимают родовая
травма и асфиксия. Родовая травма приводит
к внутричерепным кровоизлияниям и гибели
нервных клеток. Внутричерепные кровоизлияния
могут захватить и речевые зоны коры головного
мозга, что влечет за собой различные нарушения
коркового генеза (алалия). При локализации
поражения мозга в области структур, обеспечивающих
речедвигательный механизм речи, возникают
приемущественные нарушения звукопроизносительной
ее стороны – дизартрии.
3. Различные заболевания
в первые годы жизни ребенка.
В зависимости от времени воздействия
и локализации повреждения мозга возникают
речевые дефекты различного типа. Особенно
пагубными для развития речи являются
частые инфекционно-вирусные заболевания,
менинго-энцефалиты и ранние желудочно-кишечные
расстройства.
В этих случаях нарушения речи
могут составлять лишь часть общего нарушения
нервной системы и сочетаться с интеллектуальной
и двигательной недостаточностью.
6. Неблагоприятные социально-бытовые
условия, приводящие к микросоциальной
педагогической запущенности, вегетативной
дисфункции, нарушениям эмоционально-волевой
сферы и дефициту в развитии речи.
Дети раннего возраста, воспитывающиеся
в среде с ограниченным или дефектным
речевым окружением (глухонемые родители
или родители с дефектами речи, длительная
госпитализация, ограничение социальных
контактов из-за различных тяжелых заболеваний)
отстают в развитии речи.
Для нормального речевого развития
ребенка общение должно быть значимым,
проходить на эмоционально положительном
фоне и побуждать его к ответу. Ему недостаточно
слышать звуки (радио, телевизор, магнитофон).
Неблагоприятные условия: отсутствие
эмоционально положительного окружения,
сверхшумное окружение, задерживают развитие
речи ребенка
Речь развивается по подражанию,
поэтому некоторые речевые нарушения
(нечеткость произношения, заикание, нарушение
темпа речи и т.д.) могут иметь в своей основе
подражание.
Речевые нарушения возникают
часто при различных психических травмах
(испуг, переживания в связи с разлукой
с близкими, длительная психотравмирующая
ситуация в семье и т.д.) - это задерживает
развитие речи, а в ряде случаев, особенно
при острых психических травмах, вызывает
у ребенка психогенные речевые расстройства:
мутизм, невротическое заикание. Так же
оказывают неблагоприятное воздействие
на развитие речи ребенка: общая физическая
слабость, незрелость, обусловленная недоношенностью
или внутриутробной патологией, заболевания
внутренних органов, рахит, нарушение
обмена веществ.
Таким образом, любое общее
или нервно-психическое заболевание ребенка
первых трех лет жизни обычно сопровождается
нарушениями речевого развития.
Весь период речевого развития
от 1 года до 6 лет считается сензитивным,
т.е. особо чувствительным как к восприятию
речи окружающих, так и к влиянию разных
факторов внешней и внутренней среды.
Выделяют три периода повышенной ранимости
нервных механизмов речевой деятельности,
в эти периоды существует риск возникновения
нарушений ее функций даже при воздействии
незначительных экзогенных вредностей.
В этих случаях критический период в развитии
речи является предрасполагающим условием
к возникновению речевых расстройств.
Если в сензитивный период развития
речи организм ребенка претерпевает влияние
каких-либо вредоносных воздействий ,то
нормальный процесс речевого развития
нарушается. Это происходит либо вследствие
устранения ряда необходимых условий
для формирования речи (нарушение речевого
общения со взрослыми, потеря слуха и т.п.),
либо вследствие появления новых “вредоносных”
факторов (резкое увеличение сенсорной
информации, постоянное шумовое окружение,
обилие новых людей в окружении ребенка,
смена языковой среды и т.п.).
Помимо того, что весь период
от 1 до 6 лет считается сензитивным для
развития речи, на этом фоне отмечаются
достаточно ограниченные по времени гиперсензитивные
фазы.
Первая из них относится к периоду
накопления первых слов. Условно это период
от 1 до 1,5 лет. Гиперсензитивность этой
фазы сводится, с одной стороны, к тому,
что адекватное речевое общение взрослого
с ребенком позволяет ребенку достаточно
быстро накапливать слова, являющиеся
основой для дальнейшего нормального
развития фразовой речи, с другой стороны,
недостаточное речевое общение со взрослым,
соматические и психические стрессы легко
приводят к разрушению формирующейся
речи. Это может проявляться в задержке
появления первых слов, в “забывании”
тех слов, которыми ребенок уже владел,
и даже в остановке речевого развития.
Вторая гиперсензитивная фаза
в развитии речи относится в среднем к
периоду трех лет (2,5-3,5 года). Это период,
когда ребенок активно овладевает развернутой
фразовой речью. То есть, в это время ребенок
делает переход от несимволической к символической
вербализации (от конкретных к отвлеченно-обобщенным
формам общения), от односложных фраз к
комплексным и иерархически организованным
синтаксическим и семантическим структурам.
Именно в этот период резко усложняется
внутреннеречевое программирование.
В этот период речь самого ребенка
становится средством его интеллектуального
и речевого развития. У ребенка трех лет
появляется повышенная потребность в
речевой активности. Он говорит постоянно,
обращается к взрослому с вопросами, инициативно
подключая взрослого в общение с собой.
Любые, главным образом, психические
стрессы в этот период, а также любые виды
сенсорных деприваций могут не только
изменить темп речевого развития (задержку
речевого развития), но и привести к патологии
речи (заикание).
Третий гиперсензитивный период
наблюдается в 5-6 дет, когда в норме формируется
контекстная речь, т.е. самостоятельное
порождение текста. В этот период у ребенка
интенсивно развивается и существенно
усложняется механизм перехода внутреннего
замысла во внешнюю речь. Ребенок в этом
возрасте, с одной стороны, крайне чувствителен
к качеству речевых образцов контекстной
речи взрослых, с другой стороны, психические
стрессы могут привести к возникновению
речевой патологии (заиканию), а ограничение
речевого общения, низкий уровень речевого
окружения приводят к недостаточной сформированности
монологической речи. В дальнейшем эта
недостаточность плохо компенсируется
и требует специальной помощи.
Критические периоды развития
речи играют роль предрасполагающих условий,
они могут иметь как самостоятельное значение,
так и сочетаться с другими неблагоприятными
факторами – генетическими, общей ослабленностью
ребенка, дисфункцией со стороны нервной
системы и т.д.
Вывод по главе I
Подводя итоги первой главы,
следует отметить, что формирование речи
на протяжении первых трех лет жизни ребенка,
как показывают многочисленные исследования,
- не просто количественное накопление
словаря. Это сложнейший нервно-психологический
процесс, который происходит в результате
взаимодействия ребенка с окружающей
средой и в ситуации общения со взрослым.
При нормальном развитии ребенок к трем
годам накапливает около 1000 слов. В этот
период он учится строить первые предложения,
первые обобщения. У него появляются первые
вопросы, он начинает активно использовать
речевые средства для общения.
Наиболее интенсивно речь развивается
после полутора лет, когда ребенок становится
более активным и инициативным. В этот
период появляется так называемая автономная
речь - искаженные слова, обозначающие
абстрактные понятия, а также словотворчество
- изобретение собственных новых слов
для предметов и явлений.
Общение взрослого с ребенком
на занятиях подчинено определенным задачам
в выполнении программных требований,
что и обеспечивает его развивающее воздействие.
Ребенок учится предвосхищать результат
своих действий с предметами, у него развиваются
элементы прогнозирования ситуации. Все
это значительно обогащает умственную
активность ребенка, который на эмоционально-чувственной,
ориентировочной основе начинает познавать
мир, окружающий его. Воспитатель в процессе
общения с ребенком развивает познавательную
активность малыша, ставит его в ситуацию
активных действий, посильной самостоятельности, побуждает к целенаправленности
в достижении конкретного результата.
Общение с детьми раннего возраста требует
от взрослого больших духовных сил, педагогического
такта, вдумчивого руководства, ответственности. Организация
деятельности общения с ребенком в условиях
детского учреждения является одной из
главных задач в осуществлении педагогического
процесса.
Глава II
Диагностика речевого развития детей
раннего возраста.
2.1 Цель,
задачи, объект и предмет исследования.
Целью данной работы являлось
изучение уровня развития речи в группе
детей раннего детского возраста.
Объектом исследования являлись
психолого-педагогические особенности
детей раннего возраста.
Предметом исследования
являлось исследование развития речи
ребёнка до 3-х лет.
Задачи исследования:
1.Выборка детей раннего возраста.
2.Проведение и анализ методик
на изучение исследования развития речи
ребёнка до 3-х лет.
2.2 Общие
принципы обследования речи детей раннего
возраста.
В раннем возрасте подражательные
способности ребенка чрезвычайно велики,
он легко и непринужденно усваивает огромное
количество новых слов и понятий, с удовольствием
учится произносить понравившиеся слова,
стремиться чаще использовать их в речи.
Его артикуляционные возможности еще
несовершенны, фонематический слух развивается
постепенно, поэтому нормированное произношение
сложных звуков еще долго будет оставаться
недоступным ребенку. Как правило, даже
на первой стадии нормального развития
детской речи она хорошо понятна только
близким родственниками ребенка. Общение
же с чужими людьми часто вызывает у него
серьезные трудности.
Еще более затруднено общение
посторонних с детьми, имеющими даже незначительные
проблемы в развитии экспрессивной стороны
речи. В этом случае создается определенный
дисбаланс между познавательным и речевым
развитием ребенка: стремясь сообщить
взрослым какую-то информацию, он может
так исказить произношение ряда слов,
что общий смысл его сообщения станет
доступен только при анализе самой ситуации
общения. При этом малыш чутко реагирует
на любые замечания в свой адрес, обижается
и капризничает, когда его не понимают.