Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2015 в 23:06, курсовая работа
Краткое описание
Цель: изучить психические особенности речевого развития детей в раннем возрасте. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач: 1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме исследования. 2. Рассмотреть психические особенности речевого развития детей раннего возраста. 3. Проанализировать полученные результаты и сделать выводы
Процедура проведения: подбор
предметных картинок осуществлялся так,
чтобы в их названия входили проверяемые
звуки, в начале, в середине ив конце слова.
Если ребенок неправильно произносил
звук в слове, мы предлагали произнести
это слово с данным звуком по подражанию,
а затем прямые и обратные слоги с этим
звуком.
Обработка данных.
Фиксировали ошибки в произношении
звуков: в начале, середине и конце слова,
также отмечали сокращают или упрощают
ли дети слоговую структуру слов или используют
уже имеющиеся у него звуки, замещая ими
звуки, еще не сформировавшиеся в его произношении.
Оценка результатов.
Правильное произношение оценивается
в 1 балл, неправильное в 0 баллов.
13 баллов - все звуки произносит
четко, не сокращает и не упрощает
слоговую структуру, не замещает.
10-12 баллов - упрощает и
замещает звуки, еще не сформированного
в его произношении: "р".
5-9 баллов - не произносит
звуки "р" смычные, щелевые.
0-4 баллов - ребенок произносит
только гласные и звуки раннего
онтогенеза.
Выводы об уровне развития.
13-10 баллов - высокий уровень.
5-9 баллов - средний уровень.
0-4 балла - низкий уровень.
Методика 5. "Расскажи
по картинке"
Цель: определить уровень активного
словарного запаса детей.
Материал: серия сюжетных картинок.
Процедура проведения: ребенку
показывают серию сюжетных картинок:
1. "Мальчик вскапывает
землю".
2. "Мальчик сеет".
3. "Мальчик поливает
цветы".
4. "Мальчик собирает
цветы".
Если ребенок отвлекался и не
может понять, что изображено на картинке,
то необходимо разъяснить ему и обратить
его внимание на это.
После того, как рассмотрены
картинки, ребенку предлагается рассказать
о том, что он увидел на них. На рассказ
по каждой картинке отводилось по две
минуты.
Обработка данных:
Фиксируется наличие и частота
употребления ребенком различных частей
речи, грамматических форм и конструкций
предложений.
Оценка результатов.
10 баллов - в речи ребенка
встречаются все десять фрагментов
речи.
8-9 баллов - 8-9 фрагментов
речи.
6-7 баллов - 6-7 фрагментов
речи.
4-5 баллов - 4-5 фрагментов
речи.
2-3 балла - 2-3 фрагмента речи.
0-1 баллов - не более одного
фрагмента речи.
Выводы об уровне развития.
10-8 баллов - высокий уровень,
4-7 баллов - средний уровень.
0-3 балла - низкий уровень.
Методика 6. "Опиши
картинку"
Цель: выявить состояние контекстной
речи.
Материал: сюжетные картинки.
Процедура, проведения: исследование
проводится индивидуально для каждого
ребенка. Ребенку предлагаются сюжетные
картинки: "дети играют в жмурки",
" мама и папа учат Иру кататься на лыжах",
" Миша и Саша бегают на перегонки",
"врач лечит Олю", "дядя Миша ухаживает
за розами".
Инструкция: " посмотри внимательно
на картинку и расскажи, что ты на ней видишь.
Имена можешь менять по своему усмотрению".
Параметры качественной оценки.
1 у существительных категории
единственного и множественного
числа.
2 у глаголов категории
единственного и множественного
числа.
3 - категории совершенного
и несовершенного вида.
4 - предлоги.
5 - наличие местоимений.
6 - связная речь.
Оценка результатов.
6 баллов - в речи ребенка
встречаются 6 фрагментов речи,
4-5 баллов - 4-5 фрагментов
речи,
0-1 баллов - не более одного
фрагмента речи.
Выводы об уровне развития.
6 баллов - высокий уровень.
5-3 балла - средний уровень,
0-2 балла - низкий уровень,
Методика 7. "Опиши картинку"
Цель: выявить состояние грамматического
строя, речи.
Материал: сюжетные - картинки.
Процедура проведения: ребенку
предлагали сюжетную картинку, ответы
на которую требовали состояние различных
видов предложений: простого, простого
распространенного - с употреблением дополнения
прямого или косвенного с употреблением
предлогов.
Число выполненных фрагментов
определило количество набранных ребенком
баллов.
1 фразы: короткие - 1 балл
элементарные - 2 балла,
развернутые - 3 балла,
свободные - 4 балла.
2. употребление фраз, правильно
согласованные в глагольных и падежных
окончаниях - 2 балла.
3. употребление предлогов
- 2 балла.
Выводы об уровне развития грамматического
строя.
7-8 баллов - высокий уровень,
3-7 баллов - средний уровень,
0-2 баллов - низкий уровень.
Выводы об общем уровне развития
речи
высокий уровень - 66-51
средний уровень - 50-30
низкий уровень - 30-23
Используя на практике представленные
методики, нами были прилучены следующие
результаты.
2.4
Анализ и оценка результатов диагностирования
Результаты диагностики отражены
в таблице.
№ п/п
Фамилия, имя ребенка
Методики
Общий балл
Уровень
1
2
3
4
5
6
7
1
Виктория Г.
11
5
9
9
3
0
3
40
с
2
Лиза С.
12
5
4
4
2
1
3
28
н
3
Аделина Г.
11
5
5
8
3
5
3
40
с
4
Дина С.
8
3
3
7
3
2
0
29
н
5
Лена Я.
14
2
1
6
2
0
0
25
н
6
Арсений П.
17
5
10
10
7
2
4
57
в
7
Диана Т.
10
3
1
3
2
1
0
23
н
8
Юра Ц.
9
3
2
7
3
1
2
27
н
9
Диана Ч.
13
5
10
10
8
6
4
56
в
Таким образом, анализируя полученные
результаты, мы пришли к выводу, что:
высокий уровень развития речи
имеют 2 детей (22,2%)
средний уровень развития речи
- у 2 детей (22,2%)
низкий уровень развития речи
- у 5 детей (55,5%)
Итак, анализ табличных и графических
данных показал, что развитие речи детей
в группе находится на низком уровне (5
детей - 55,5%).
Дети испытывали некоторые
затруднения при выполнении задания. Уровень
понимания речи не соответствует возрастной
норме, звукопроизношение еще не сформировано,
поэтому тот результат, который продемонстрировали
дети в данной группе, соответствовал
норме. Иногда возникали трудности в ходе
рассказа по опорным картинкам, но с помощью
педагога дети использовали в своих рассказах
различные фрагменты речи: существительные,
глаголы, союзы, наречия, местоимения и
предлоги. Были отмечены хорошие показатели
состояния контекстной речи. В речи детей
наблюдались слова - существительные категории
единственного и множественного числа
и у глаголов, категории совершенного
и несовершенного вида. Дети пользовались
предлогами, встречались в речи детей
местоимения.
В целом речь детей приближена
к связной. Состояние грамматического
строя в норме, что сказывается на свободное
общении детей, и умении грамотно строить
предложения.
Средний уровень развития речи
был отмечен у 2 детей, что составило 22,2%.
Затруднения у этих детей возникали в
основном в недостатке понимании речи.
Дети справлялись с заданием частично.
Не все дети внимательно выполняли задания
логопеда, были пассивны и практически,
не реагировали на вопросы, обращенные
к ним. В общем словаре детей не наблюдались
обобщения, понятий, а восприятие бытовой
фразы и дифференцировка далеких звуков
наблюдалось в изолированном положении.
Такие наблюдались отклонения состояние
звукопроизношения. Дети заменяли звуки
при помощи последних, которые уже имелись
в речи. Иногда дети сокращали и слоговую
структуру слова. Также возникали трудности
в употреблении прилагательные в превосходной
степени, а также в составлении сложных
предложений и их конструкций. Трудности
наблюдались и в описании: рассказа.
При диагностике уровня контекстной
речи мы выявили ошибки, в употреблении
местоимений, дети путали "он-она",
"я-он". Наблюдалось множество аграмматизмов.
Речь детей скудная, не выразительная,
элементарная.
Низкий уровень развития речи
был выявлен у 5 детей (55,5%). Речь этих детей
отстают от возрастной нормы. У них наблюдалось
сильное смущение при общении. Как правило,
дети не достаточно понимают задаваемые
вопросы, поэтому необходимо было повторять
задание несколько раз, но даже при этом
в нескольких ситуациях (по методике 1)
оно оставалось на выполненным. Удовлетворительное
понимание обращенной речи ведет к тому,
что у детей наблюдается ограниченный
экспрессивный словарь, аграмматично
построенные фразы и отсутствует самостоятельный
рассказ. Этот уровень характеризуется
очень сильным отставанием в развитии
звукопроизношения. В речи детей наблюдались
сплошные аграмматизмы, речь трудна для
восприятия.
У детей с низким уровнем наблюдается
отсутствие интереса к предложенному
заданию. Дети не могли сосредоточиться,
а также возникали трудности в понимании
инструкции. Каждая предъявленная картинка
вызывала у данной категории детей затруднения.
Дети не могли сразу рассказать о том,
что видят, а только с помощью наводящих
вопросов они могли описывать содержание
картинок. Некоторые дети не улавливали
связи между изображенными на картинках
действиями, вследствие чего последовательности
в рассказах не наблюдалось.
Таким образом, нами экспериментально
было доказано, что уровень развития речи
в группе детей раннего детского возраста
развит недостаточно.
Эти дети нуждаются в динамическом
наблюдении над процессом формирования
вербальных средств общения. Также необходимо
провести с логопедом пропедевтический
курс коррекционно-развивающего обучения.
Выводы по главе II
Итак, нами экспериментально
было доказано, что уровень развития речи
в группе детей раннего детского возраста
развит недостаточно.
В экспериментальной работе
мы провели диагностику по методике развития
речи для детей раннего возраста И.А. Смирновой.
Данная диагностическая методика
была проведена с целью выявления проблем
в развитии речи у детей раннего возраста,
которая показала преобладание низкого
уровня развития речи детей. Низкий уровень
развития речи был выявлен у 5 детей . Речь
этих детей отстают от возрастной нормы.
У них наблюдалось сильное смущение при
общении. Как правило, дети не достаточно
понимают задаваемые вопросы, поэтому
необходимо было повторять задание несколько
раз, но даже при этом в нескольких ситуациях
(по методике 1) оно оставалось не выполненным.
Удовлетворительное понимание обращенной
речи ведет к тому, что у детей наблюдается
ограниченный экспрессивный словарь,
аграмматично построенные фразы и отсутствует
самостоятельный рассказ. Этот уровень
характеризуется очень сильным отставанием
в развитии звукопроизношения. В речи
детей наблюдались сплошные аграмматизмы,
речь трудна для восприятия.
Заключение
Развитие речи - процесс своеобразный,
сложный, протекающий неодинаково у различных
детей. У одних детей наблюдается раннее
появление первых слов и бурное, ускоренное
развитие всей речи. В таких случаях не
следует побуждать речевую активность
ребенка. Таким детям не следует много
читать в слух, рассказывать, заучивать
с ними стихи, чтобы уберечь их речь от
нежелательных осложнений.
Для успешного развития детей
важно, чтобы они с детства приобрели жизненно
необходимые сведения об окружающих их
предметах и явлениях. На втором году жизни,
когда дети свободно передвигаются, они
постоянно сталкиваются с различными
предметами, им нужно иметь некоторые
представления о свойствах и назначении
этих предметов, о том, как с ними следует
обращаться. Это, прежде всего игрушки
и некоторые предметы домашнего обихода.
Все эти впечатления имеют большое значение
для умственного развития ребенка и формирование
его речи, воспитания чувств.
Многие сведения об окружающем
дети приобретают практически, в быту,
в игре. Но предоставленные самим себе
дети могут и не приобрести необходимых
для их развития сведений или же у них
будут складываться неправильные представления.
Поэтому и в раннем детстве, как и в последующие
дошкольные годы, необходимо руководить
процессом восприятия ребенком окружающих
его явлений. Направляющее влияние педагога,
прежде всего, выражается в отборе воспитательно-ценных
и вместе с тем доступных и интересных
для детей явлений.
Второй год жизни - ответственный
период так же и в речевом развитии детей.
В этом возрасте у ребенка происходит
развитие понимаемой речи взрослых, способности
подражать ей, формирование собственной
активной речи, которая становится средством
общения его со взрослыми.
Возникновение активной речи
у ребенка зависит от того, поднимается
ли он на уровень предложенного взрослым
специфического сотрудничества. Если
да, то в конце первого года жизни маленький
ребенок произносит свое первое слово,
обращенное к взрослому, а потом на протяжении
следующих нескольких лет овладевает
способностью использовать вербальные
средства для взаимодействия с окружающими
людьми, сначала только с взрослыми, а
после двух лет и с другими детьми. Для
формирования активной речи необходимо
развивать у детей способность слушать
речь взрослого (обязательно слышать и
прислушиваться к произносимым словам)
и подражать часто слышимым словам и звукосочетаниям,
умение отвечать на вопросы доступными,
ранее усвоенными словами, а не действиями.
Нами экспериментально было доказано,
что уровень развития речи в группе детей
раннего детского возраста развит недостаточно.
Список литературы
Бородин A. M. Методика развития речи детей: Учеб. пособие. М.: Просвещение, 2004.