Разработка методического обеспечения технологии концентрированного обучения, по дисциплине «мультимедиа технологии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 15:26, контрольная работа

Краткое описание

Предпосылки создания: отсутствие у большинства учащихся системы знаний и умений по отдельным учебным дисциплинам, отсутствие сильных влечений и привязанностей к изучаемым предметам, быстрое забывание изученного материала, как только исчезает прямая надобность в нем.
Предлагаемые объяснения: в соответствии с классно-урочной системой организации обучения содержа¬ние обучения в учебных программах и учебниках искусственно разбито на относительно самостоятельные логиче¬ски завершенные разделы, темы, параграфы.

Содержание

1. Анализ учебно-методической литературы по вопросу применения концентрированного обучения в учебном процессе. 3
2. Анализ учебного плана подготовки специалистов 5
3. Структура учебного дня 6
4. Методическая разработка учебного блока 8
I. Конспект учебного материала по теме «Основы работы с Macromedia Flash» 8
II. Самостоятельная работа 16
III. Практическая работа 22
Список литературы: 23

Вложенные файлы: 1 файл

Готовое.docx

— 110.82 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Российский государственный профессионально-педагогический университет»

филиал в  г. Первоуральске

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: Педагогические технологии

По  теме: Разработка методического обеспечения  технологии концентрированного обучения, по дисциплине «мультимедиа технологии».

 

 

 

Специальность

 

Специализация

050501

Профессиональное обучение

 

Компьютерные технологии


 

 

Выполнил

 

Студентка гр. СКТ-312

Булатова Марина Александровна

Шифр зачетной книжки 104590

Проверил

 

________________________Фамилия И.О.


 

 

 

 

 

Первоуральск 2013

Оглавление

 

1. Анализ учебно-методической литературы по вопросу применения концентрированного обучения в учебном процессе. 3

2. Анализ учебного плана подготовки специалистов 5

3. Структура учебного дня 6

4.  Методическая разработка учебного блока 8

I. Конспект учебного материала по теме «Основы работы с  Macromedia Flash» 8

II. Самостоятельная работа 16

III. Практическая работа 22

Список литературы: 23

 

 

1. Анализ учебно-методической литературы  по вопросу применения концентрированного  обучения в учебном процессе.

Описание данной технологии представляет собой интерпретацию довольно известных  в педагогической практике методов  «погружения в предмет». Начиная  с П. Блонского, методы эти с той или иной последовательностью и глубиной разрабатывались и использовались в работах В. Шаталова, А. Тубельского и др. В 1995 году Г.И. Ибрагимов успешно систематизировал методы, используемые в такой работе, и дал им точное психологическое обоснование.

Предпосылки создания: отсутствие у большинства учащихся системы знаний и умений по отдельным учебным дисциплинам, отсутствие сильных влечений и привязанностей к изучаемым предметам, быстрое забывание изученного материала, как только исчезает прямая надобность в нем.

Предлагаемые объяснения: в соответствии с классно-урочной системой организации обучения содержание обучения в учебных программах и учебниках искусственно разбито на относительно самостоятельные логически завершенные разделы, темы, параграфы.

Каждый урок предполагает изучение конкретной узкой темы в течение 45 минут. В день преподают по 3-6 разнородных  дисциплин, в неделю - 8-11.

Усвоение учебной дисциплины при  такой организации обучения растягивается  на длительное время. Есть факты, когда  предметы, рассчитанные на 34 часа, изучаются  в течение целого учебного года — уроки по ним включаются в расписание не более одного раза в неделю. Такая организация обучения приводит к «пипеточному» усвоению раздробленных знаний, которые к тому же быстро забываются. И связано это с тем, что она противоречит психологическим законам усвоения знаний. Поскольку урок от урока отстоит далеко, то полученная на одном занятии информация до следующего урока большей частью забывается.

Г.И. Ибрагимов убедительно доказывает, что подобное, сильно рассредоточенное во времени изучение предметов —  это неэффективный, противоречащий закономерностям физиологии и психологии восприятия и запоминания информации человеком способ организации учебного процесса.

Учащиеся в течение дня изучают  несколько разнохарактерных предметов. Во второй половине дня они вынуждены готовиться к урокам на завтра, а это еще четыре-пять дисциплин. В результате как минимум десять разнородных интересов за день, десять пережитых впечатлений, порой никак между собой не связанных и не связуемых. И так изо дня в день, в течение почти всех лет обучения в школе. Постоянный калейдоскоп предметов не позволяет учащимся ни в один из них погрузиться полностью, не дает возможности остановиться на чем-то, задуматься поглубже над заинтересовавшим вопросом, предметом. На переключение с одного предмета на другой тратится масса энергии — ведь в течение дня каждый следующий урок как бы стирает предыдущий, обесценивая его значимость. Каждый урок — это новая доминанта для учащихся, а значит, и необходимость соответствующим образом настраиваться и осуществлять учебную деятельность. Подобная частая смена доминант, их неустойчивость, невозможность сосредоточиться на чем-то одном, постоянная смена кабинетов, педагогов приводит в итоге к тому, что школа, ежечасно, неустанно, по определенному алгоритму, заложенному в расписании, рассеивает внимание учащихся, служит одной из главных причин их повышенной нервозности, быстрой утомляемости, раздражительности, низкой эффективности учебного труда.

Г.И. Ибрагимов особо подчеркивал, что недостаток сложившейся организации учебного процесса состоит и в том, что она не в состоянии учитывать закономерности динамики работоспособности педагогов и учащихся в течение дня, недели и т.д.

Все попытки исследователей и практиков  учитывать эти закономерности динамики работоспособности человека в организации  учебного процесса, как правило, ни к чему не приводят — мешает многообразие одновременно изучаемых дисциплин, стремление каждого педагога максимально активизировать учебную деятельность независимо от места урока в расписании дня, недели и т.д.

Сторонники методики «погружения» считают, что классно-урочная система организации обучения является одной из главных причин дробления личности, воспитания старательных посредственностей. Именно в подобной организации учебного процесса видел выдающийся мыслитель России В.В. Розанов «никому не приходивший на ум корень опустошительного действия школы».

Задача: чтобы предупредить забывание материала, усвоенного на уроке, необходимо провести работу по закреплению в день его восприятия.

Возможное решение: переход к такой системе организации обучения, которая бы максимально сближала учебный процесс с естественными психологическими особенностями человеческого восприятия.

Концентрированное обучение — особая технология организации учебного процесса, при которой внимание педагогов  и учащихся сосредоточивается на более глубоком изучении каждого предмета за счет объединения уроков в блоки, сокращения числа параллельно изучаемых дисциплин в течение учебного дня, недели.

Цель концентрированного обучения состоит в повышении качества обучения и воспитания учащихся через создание оптимальной организационной структуры учебного процесса, сближение обучения с естественными психологическими особенностями человеческого воспитания.

Сущность концентрированного обучения: непрерывность процесса познания и его целостность (начиная с первичного восприятия и кончая формированием умений пользоваться изученным материалом); единовременная продолжительность изучения темы, раздела или всей учебной дисциплины, обеспечивающая их прочное усвоение; сокращение числа одновременно изучаемых дисциплин; ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности, ответственности, творческой активности учащихся; вариативность и комплексность применяемых форм и методов обучения, адекватных целям и содержанию учебного материала и учитывающих особенности динамики работоспособности учащихся и педагогов; сотрудничество педагогов и учащихся, учащихся между собой.

2. Анализ учебного плана подготовки  специалистов

Произведём  анализ учебного плана подготовки специалистов по заочной форме обучения специалистов в сфере вычислительной технике  по дисциплине: «Информатика». Данная предметная дисциплина  изучается  на III курсе, 1 - 2 семестр, 90 академических часа.

При расчете  продолжительности изучения  будем  руководствоваться особенностями  содержания и логикой  усвоения материалам учащимися, общим числом отводимых  на его изучение часов, наличием материально-технической  базы и другими факторами.

Мы воспользуемся  вторым вариантом первой модели концентрированного обучения, которое  предусматривает  однократное в течение нескольких недель учебного года изучение одного предмета.

В условиях обучения в профессиональных учебных  заведениях, учебный день содержит 6 уроков или один учебный блок продолжительностью 6 часов, учащиеся будут изучать дисциплину: «Мультимедиа технологии».  Учащиеся будут изучать предмет 90/6 = 18 дня или 30/6 = 3 недели.

Предметы учебного плана

Лекции

Практика

Лабораторные

Иностранный язык

   

68

Физическая культура

   

68

Теория вероятностей и математическая статистика

22

26

 

Компьютерные сети

44

 

26

Устройство и функционирование информационной системы

38

 

32

Мультимедиа технологии

64

 

26

Основы проектирования баз данных

60

 

30

Технические средства информатизации

40

 

20

Программирование на Delphi

50

 

60

Информационные технологии и платформы  разработки информационных систем

60

 

40


3. Структура учебного дня

Варианты реализации технологии концентрированного обучения. 

Первая модель предполагает изучение в течение определенного времени  одного основного предмета. Продолжительность  погружения в предмет определяется при этом особенностями содержания и логики усвоения его учащимися, общим числом отводимых на изучение дисциплины часов, наличием материально-технической базы и некоторыми другими факторами.

При концентрированном изучении одного предмета планирование учебного процесса состоит в следующем: общее годовое  число часов по предмету делится  примерно поровну на части. Далее  в течение 3-5 дней учащиеся изучают  только этот предмет. За это время  на качественном уровне изучается материал всего курса. Одно такое погружение происходит за одну часть времени.

В следующем промежутке времени  вновь возвращаются к этому материалу углубляя и расширяя ранее полученные знания путем оперирования ими в стандартных ситуациях.

Во время третьего погружения учащиеся учатся применять знания в новых, нестандартных ситуациях. На последнем  этапе концентрированного изучения предмета учащиеся обучаются умениям  творческого применения знаний. Продолжительность  одного урока при такой организации  обучения сокращается до 35 минут. После каждых двух уроков, как правило, проводится разгрузочное занятие (физкультура и т.п.), домашние задания не задаются. В первой половине дня проводится 5-6 уроков. Во второй половине дня учащиеся работают (по желанию и выбору) на кафедрах, организуемых преподавателями. Это позволяет учитывать интересы учащихся и развивать их в выбранной ими сфере, и в то же время педагог готовит себе помошников-ассистентов из числа наиболее подготовленных и имеющих к этому потребность учащихся.

Учебный день представляет собой органическое сочетание различных форм организации  обучения, объединенных одной целью  — сформировать систему знании и  умений учащихся по целостной теме изучаемого курса.

Важно подчеркнуть, что одно и то же содержание в течение дня прорабатывается  в разных формах учебной деятельности при большом удельном весе самостоятельной  работы учащихся. Содержательная доминанта  придаст учебному дню целостность, а деятельность учащихся приобретает активный характер благодаря включению их в различные формы и виды работы, обеспечивающие непрерывность процесса познания, органическое единство процессов усвоения знаний и формирования умений. При этом речь идет не только об учебных умениях, но и в значительной мере о формировании умении сотрудничать в микрогруппе, коллективе, т.е. об обучении технологии сотрудничества.

Организация обучения на уровне учебного плана представляет собой своеобразный «конвейер», когда учащиеся переходят  от изучения одного предмета к изучению другого в определенной последовательности. Продолжительность концентрированного изучения одного предмета может быть различной, но, как показывает опыт, она не должна быть меньше трех учебных дней.

Вторая модель концентрированного обучения предполагает укрупнение только одной организационной единицы  — учебного дня, количество изучаемых  предметов сокращается до одного - двух. В рамках же учебной недели и других организационных единиц число дисциплин сохраняется  в соответствии с учебным планом и графиком его прохождения. Основной организационной единицей при этой модели становится учебный блок. Учебный  день состоит, как правило, из двух учебных  блоков с интервалом между ними в 40 минут, во время которого учащиеся обедают и отдыхают. Вторая половина дня посвящается деятельности по интересам.

Информация о работе Разработка методического обеспечения технологии концентрированного обучения, по дисциплине «мультимедиа технологии»