Разработка рейтинговой системы оценки на примере учебной дисциплины « Клиническая диагностика животных»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 09:25, курсовая работа

Краткое описание

Контроль знаний учащихся является составной частью процесса обучения. В своей работе я буду придерживаться следующих понятий: контроль - это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения. От его правильной организации во многом зависят эффективность управления учебно-воспитательным процессом и качество подготовки специалиста. Правильно поставленный контроль учебной деятельности учащихся позволяет преподавателю оценивать получаемые ими знания, умения и навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиться поставленных целей обучения. Все это в совокупности создает благоприятные условия для развития познавательных способностей учащихся и активизации их самостоятельной работы на занятиях.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Основная часть………………………………………………………………..5
1. Теоретические основы контроля знаний, умений, навыков студентов техникума………………………………………………………………………...6
1.1. Цели, функции и принципы контроля знаний в учебном процессе….6
1.2. Виды, формы и методы контроля……………………………………....10
1.3. Сущность рейтинговой системы оценки как средства контроля знаний, умений, навыков …...…………………………………………………………..22
2. Разработка рейтинговой системы оценки на примере учебной дисциплины « Клиническая диагностика животных» …..…………..……...26
Заключение…………………………………………………………………..33
Список использованной литературы…………………………………...….

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_rabota_po_pedagogike_Pravka_1 (2).doc

— 202.50 Кб (Скачать файл)

1. Предварительный контроль,

2. Текущий контроль,

3. Периодический контроль,

4. Тематический контроль,

5. Итоговый контроль,

6. Отсроченный контроль.

    Предварительный контроль, как правило, имеет диагностические задачи. Он проводится с целью выявления имеющихся знаний, умений и навыков учащихся средних специальных заведений к началу обучения. Применяется он обычно в начале учебного года или перед изучением новой темы. Предварительный контроль позволяет преподавателю находить наиболее эффективные методы и формы работы. Предварительный контроль способствует объединению учащихся в однородные группы по уровню знаний в целях дифференциации обучения и выбора соответствующей программы обучения

    Текущий контроль осуществляется по ходу обучения и позволяет определить степень сформированности знаний, умений, навыков, а также их глубину и прочность. Этот контроль дает возможность своевременно выявить пробелы в знаниях учащихся и оказать им помощь в усвоении программного материала. Текущий контроль стимулирует ответственность студента за подготовку к каждому занятию. Текущий контроль должен осуществляться при использовании любых организационных форм обучения и тщательно планироваться.

    Задачи текущего контроля:

- выявление объема, глубины и  качества восприятия (усвоения) материала;

- установление пробелов в знаниях  и путей их устранения;

- выявление степени ответственности учащихся и их отношения к работе, устранение причин, мешающих работе;

- определение уровня овладения  навыками самостоятельной работы, путей и средств их развития;

- стимулирование интереса к  предмету и активности учащихся  в познании.

     Периодический контроль подводит итоги работы за определенный период времени. Он осуществляется в конце семестра.

     Тематический контроль осуществляется после изучения темы, раздела и имеет целью систематизацию знаний обучаемых.

     Тематический, периодический виды контроля являются показателями качества изучения отдельных разделов, тем и связанных с этим познавательных, методических, психологических и организационных качеств учащихся и есть выражение состояния процесса приобретения учащимися знаний, умений и навыков. По их итогам осуществляется регулирование процесса обучения. Тематический и периодический виды контроля позволяют проверить прочность усвоения полученных знаний через более продолжительный период времени, чем это предполагает текущий контроль, который характеризует первый уровень усвоения - ориентировку в предмете и охватывает значительные по объему разделы курса. При этом меняется и методика тестов. При текущем контроле - это избирательные тесты с выбором ответа из предложенных вариантов. При тематическом, периодическом контроле используются тесты для диагностики второго и третьего уровней обучения, то есть уровней воспроизведения и умения решать типовые и нетиповые задачи. Другими словами, от обучаемых требуется самостоятельная, конструктивная деятельность, способствующая активизации обучения.

    Данные виды контроля позволяют воспринять и усвоить раздел программы (тему) целиком, выявить взаимосвязи с другими разделами, межпредметные связи.

     Итоговый контроль призван определить конечные результаты обучения. Он охватывает всю систему знаний, умений и навыков по предмету. Итоговый контроль в большей степени, чем все другие вицы контроля, осуществляет контролирующую функцию.

     Существенными недостатками его являются:

- репродуктивный характер, что  не позволяет проверить способность сознательно использовать полученные знания в практической деятельности;

- ограниченная возможность оценить  соответствие знаний требованиям  предмета;

- субъективность оценки.

    Отсроченный контроль - контроль остаточных знаний и умений спустя какое-то время после изучения темы, раздела, курса (этот срок может колебаться от 3 месяцев до полугода и более). Отсроченный контроль как вид контроля соответствует требованию судить об эффективности процесса по конечному результату.

    Контроль осуществляется в различных формах.

    Учебные планы и программы средних специальных учебных заведений предусматривают следующие формы организации контроля знаний и умений учащихся: обязательные контрольные работы, зачеты, квалификационные испытания, защиту курсовых и дипломных проектов (работ), семестровые, а также государственные экзамены.

    Проверка осуществляется в различных формах итогового контроля, во многом определяется характер контрольных заданий и информацией заключенной в них. Все это требует тщательного, обоснованного отбора заданий.

     Задание всегда должно отражать цели изучения того или иного предмета при подготовке специалиста, соответствовать требованиям учебных программ. Контрольные работы проводятся, как правило, после завершения изучения тем или узловых вопросов, особо значимых для усвоения других учебных предметов, важных для овладения приобретаемой специальностью, наиболее сложных для понимания учащихся [12].

    В учебных заведения используют следующие виды контрольных работ: теоретические, позволяющие проверить усвоение учащимися основных теоретических понятий, закономерностей, умение выделять характерные признаки, особенности процессов и явлений; практические, с помощью которых проверяют умение применять полученные знания для решения конкретных задач; комплексные, содержащие задания как теоретического, так и практического характера.

    Зачет как итоговая форма контроля применяется главным образом в период производственной практики. По результатам учебной, производственной технологической и производственной преддипломной практики учащиеся получают зачет с дифференцированной оценкой.

    Зачет служит также одной из форм контроля за выполнение лабораторных и практических работ, предусмотренных учебным планом и программами.

    Квалификационные испытания предусматриваются только учебными планами по техническим и сельскохозяйственным специальностям. Основное направление квалификационных испытаний заключается в проверке сформированности знаний, умений и навыков по одной из рабочих профессий, установленной учебным планом специальности. Проводятся квалификационных испытаний после завершения учебной практики для получения рабочей профессии.

    Курсовое и дипломное проектирование наряду с обучающей функцией выполняет в учебном процессе и функцию контроля, является важнейшей формой проверки овладения учащимися теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками.

    Дипломное проектирование, являясь завершающим этапом обучения и заключительной формой контроля, обеспечивает наиболее глубокую и системную проверку подготовленности учащихся к профессиональной деятельности.

    Семестровые экзамены являются ведущими, наиболее значительными формами контроля. В ходе их проводится итоговая проверка результатов учебной деятельности учащихся по изучению конкретной дисциплины, выявляется уровень сформированности знаний и умений.

    Государственные экзамены - заключительная форма контроля, направленная на комплексную проверку подготовки будущего специалиста к работе, на определение степени овладения знаниями, умениями и навыками в соответствии с характером профессиональной деятельности.

    При контроле используются различные методы. Методы контроля - это способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности обучаемых и педагогической работы обучающих.

  В средних специальных заведениях основными методами контроля знаний, умений и навыков учащихся являются: устный опрос, письменная и практическая проверки, стандартизированный контроль и др.

    Общее назначение этих методов заключается в том, чтобы наилучшим образом обеспечить своевременную и всестороннюю обратную связь между учащимися и преподавателем, на основании которой устанавливается, как учащиеся воспринимают и усваивают учебный материал. Каждый метод контроля имеет свои достоинства и недостатки, область применения, ни один из них не может быть признан единственным, способным диагностировать все аспекты процесса обучения. Только правильное и педагогически целесообразное сочетание всех методов способствует повышению качества учебно-воспитательного процесса.

    Устный опрос - наиболее распространенный метод контроля знаний учащихся. При устном опросе устанавливается непосредственный контакт между преподавателем и учащимся, в процессе которого преподаватель получает широкие возможности для изучения индивидуальных особенностей усвоения учащимися учебного материала.

    Различают фронтальный, индивидуальный и комбинированный опрос. Фронтальный опрос проводится в форме беседы преподавателя с группой. Он органически сочетается с повторением пройденного, являясь средством для закрепления знаний и умений. Его достоинство в том, что в активную умственную работу можно вовлечь всех учащихся группы. Для этого вопросы должны допускать краткую форму ответа, быть лаконичными, логически увязанными друг с другом, даны в такой последовательности, чтобы ответы учащихся в совокупности могли раскрыть содержание раздела, темы. С помощью фронтального опроса преподаватель имеет возможность проверить выполнение учащимися домашнего задания, выяснить готовность группы к изучению нового материала, определить сформированность основных понятий, усвоение нового учебного материала, который только что был разобран на занятии. Целесообразно использовать фронтальный опрос также перед проведением лабораторных и практических работ, так как он позволяет проверить подготовленность учащихся к их выполнению.

    Письменный контроль предполагает выполнение письменных заданий (упражнений, контрольных работ, отчетов и т. д.). Письменный контроль позволяет проверять знания всех обучаемых одновременно, но требует больших временных затрат на проверку письменных заданий. Отметим особенности таких форм письменной проверки, как самостоятельная работа, диктанты, сочинения и рефераты, самоконтроль и взаимопроверка.

    Диктанты (предметные и технические) широко используются для текущего контроля. С их помощью можно подготовить учащихся к усвоению и применению нового материала, к формированию умений и навыков, провести обобщение изученного, проверить самостоятельность выполнения домашнего задания. Для диктантов подбирают вопросы, не требующие длительного обдумывания, на которые можно очень кратко записать ответ. Часто содержание диктантов заранее записывается на магнитофон иногда по вариантам. При этом преподаватель имеет возможность наблюдать за работой всей группы, предупреждает списывание.

    Самостоятельную работу можно проводить с целью текущего и периодического контроля. При текущей проверке самостоятельные работы, как правило, не велики по объёму, содержат задания в основном по теме учебного занятия. Проверка в этом случае тесно связана с процессом обучения на данном занятии, подчинена ему. При периодическом контроле самостоятельная работа обычно больше по объему и времени её выполнения. Широкое применение получили самостоятельные работы с дидактическим материалом. Своеобразие их в том, что они позволяют учесть индивидуальные особенности каждого учащегося.

    Рефераты целесообразны для повторения и обобщения учебного материала. Они не только позволяют систематизировать знания учащихся, проверить умение раскрыть тему, но играют особую роль в формировании мировоззрения. В процессе подготовки реферата учащийся мобилизирует и актуализирует имеющиеся знания, приобретает самостоятельно новые, необходимые для раскрытия темы, сопоставляет их со своим жизненным опытом, четко выясняет свою жизненную позицию. При проверке этих работ обращает внимание на соответствие работы теме, полноту раскрытия темы, последовательность изложения, самостоятельность суждений [9].

    Практическая проверка занимает особое место в системе контроля. Основные цели обучения учащихся в средних специальных учебных заведениях - не только усвоение ими определенной системы знаний, но главным образом формирование профессиональной готовности решать практические производственные задачи. Такая готовность определяется степенью сформированности системы умений и прежде всего профессиональных. Практическая проверка позволяет выявить, как учащиеся умеют применять полученные знания на практике, на сколько они овладели необходимыми умениями, главными компонентами деятельности. В процессе выполнения профессиональных заданий учащийся обосновывает принятое решение, что позволяет установить уровень усвоения теоретических положений, т.е. одновременно с проверкой осуществляется проверка знаний.

Этот метод используют при изучении общеобразовательных и общетехнических предметов, но наиболее широко - специальных дисциплин, на лабораторных и практических занятиях, при выполнении курсовых и дипломных проектов, при прохождении производственной практики.

    Широкое применение для контроля находят профессиональные задачи (технологические, диагностические, экономические, педагогические и др.), деловые игры, подобранные в соответствии с требованиями квалификационной характеристики специалиста. Они позволяют наиболее объективно определить уровень готовности учащегося к практической деятельности, сформированность таких важнейших интеллектуальных умений, как анализ и синтез, обобщение, сравнение, перенос знаний, использование знаний в нестандартных ситуациях.

    Практическая проверка - это ведущий метод контроля в период производственной практики. Контроль знаний, умений, навыков осуществляется как в ходе выполнения учащимися конкретной производственной деятельности, так и по её результатам. Основные критерии, по которым оценивается деятельность учащихся, следующие: правильность применения приемов работы, рациональная организация труда и рабочего места, выполнение установленных норм и требований к конкретному виду работы (рациональное использование оборудование и инструмента, соблюдение правил техники безопасности, степень самостоятельности при выполнении задания).

Информация о работе Разработка рейтинговой системы оценки на примере учебной дисциплины « Клиническая диагностика животных»