Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 13:06, курсовая работа
За последние десятилетия четко обозначилась тенденция к изменению сущности, целей и приоритетных ценностей российского начального образования. Результатом кардинальных изменений в начальном образовании явилось многообразие учебно-методических комплексов и отдельных учебных пособий, авторских методических систем и педагогических технологий. Педагоги получили право на свободу их выбора и использование в практической деятельности.1
Данный подход в обучении направлен на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей, а также позволяет значительно упрочнить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся. При этом создаются благоприятные условия для их разноуровневой подготовки, реализации принципа моделирования.
I. Введение 3
II. Реализация кейс-технологий на уроках истории и обществознания 8
2.1. Характеристика кейс-технологий 8
2.2. Дидактические принципы и условия организации обучения с использованием кейс-технологий 10
2.3. Методы кейс-технологий 12
2.4. Организация работы по кейс-технологии 20
III. Заключение 21
IV. Литература 23
V. Приложения 24
Кейс-технологии обеспечивают:
Для эффективной работы в кейс-технологиях необходимы два условия:
1)хороший кейс
2)определить методику использования данной инновационной технологии
Данная методика, ориентированная на работу в проблемном поле, абсолютных истин.. Акцент данной методики переносится не на получение готовых знаний, а на их выработку на сотворчество учащегося и учителя, отсюда принципиальное отличие метода case-study от традиционных методик- равноправное участие учащегося и учителя в процессе получений знаний.
Виды кейсов:
Кейс – это единый информационный комплекс.
Как правило, кейс состоит из трех частей: вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса; описание конкретной ситуации; задания к кейсу.
При создании кейса необходимо ответить на 3 вопроса:
После этого процесс создания кейса будет иметь вид:
К кейс-технологиям,
активизирующим учебный процесс, относятся:
метод ситуационного анализа (метод анализа
конкретных ситуаций,
ситуационные задачи и упражнения; кейс-стади)
метод инцидента;
метод ситуационно-ролевых игр;
метод
разбора деловой
игровое проектирование;
метод дискуссии.
2.3. Методы кейс-технологий
Кейс-технология – это
общее название технологий обучения,
представляющих собой методы анализа
ситуаций.
Самый распространенный метод ситуационного
анализа – традиционный анализ конкретных
ситуаций (АКС) классического типа (по
гарвардской технологии) – это глубокое
и детальное исследование реальной или
имитированной ситуации.
Разновидностями метода АКС, часто используемых в процессе обучения, являются ситуационное упражнение и метод ситуационного анализа – кейс-стади.
Метод ситуационного упражнения (задачи) заключается в том, что обучаемому предлагается текст с подробным описание сложившейся ситуации и задача, требующая решения. Иногда в тексте предлагаются уже осуществленные действия, принятые решения для анализа их правомерности. При использовании этого метода больше внимания уделяется индивидуальному подходу к проблеме и ее решению, чем групповому.
Другая разновидность
метода АКС- кейс-стади – метод- состоит
в том, что обучаемый, ознакомившись
с описанием проблемы, самостоятельно
анализирует ситуацию, диагностирует
проблему и представляет свои идеи
и решения в дискуссии с
другими обучаемыми.
У метода case-study есть свои признаки и технологические
особенности, позволяющие отличить его
от других методов обучения. Вы можете
это найти в методичке, которую получили.
Там же есть 5 шагов разбора ситуаций.
Метод анализа кейсов, казусов – наиболее приемлемая интерактивная технология
При обучении я часто использую
такие разновидности АКС, как
• метод кейсов;
• метод инцидента;
• метод ситуационно-ролевых игр;
• метод разбора деловой корреспонденции;
• игровое проектирование;
• метод дискуссии.
В зависимости от дидактических, развивающих и игровых целей одну и ту же ситуацию можно проанализировать разными методами: и методом ситуационного упражнения или традиционного анализа, и методом кейса, и методом инцидента, а можно разыграть ситуацию в ролях, т.е. осуществить инсценировку. Иногда целесообразно записать материалы анализа на видео, а затем просмотреть, делая критический анализ и извлекая уроки.
Анализ ситуаций методом инцидентов.
Этот метод отличается
от предыдущего тем, что его
Цель — поиск информации для принятия
решения самим слушателем, и – как следствие
– обучение его работе с необходимой информацией:
ее сбору, систематизации и анализу.
«Обучаемые получают краткое сообщение об инциденте, произошедшем в какой-нибудь стране, организации. Сообщение может быть письменным или устным.
Однако для принятия обоснованного
решения обучаемым предлагается
информация явно недостаточная, им необходимо
прежде всего разобраться в
Для принятия обоснованного
решения обучаемым необходимо:
Собрать информацию.
Разобраться в обстановке.
Определить, есть ли проблемы, сколько их и в чем состоят.
Подумать, что надо делать.
Выяснить, что нужно для принятия того или иного решения.
Обучаемые оказываются перед
необходимостью поиска дополнительной
информации, следовательно, вынуждены
задавать вопросы, преимущественно
«восходящие – вопросы на развитие»,
т.е. для получения новой
Основное назначение данного метода – это развитие или совершенствование умений обучаемых, с одной стороны, принимать решения в условиях недостаточности информации, с другой – рационально собирать и использовать информацию, необходимую для принятия решения.
«Баскетметод»
Один из методов АКС - это
метод разбора деловой
При работе с такой технологией
анализа ситуаций обучаемые получают
от преподавателя папки с
В папке находятся письма от сторонних организаций, служебные записки от руководителей смежных или подчиненных подразделений, от специалистов; исходящие письма, подготовленные на подпись; докладные и даже документы частного характера, не относящиеся к делу или выходящие за пределы компетенции данного руководителя».
Игровое проектирование.
Цель данного метода – процесс создания или совершенствования объектов.
Для осуществления этой технологии участников занятия разбивают на группы, каждая из которых занимается разработкой своего проекта.
Игровое проектирование может
включать в себя проекты разного
типа:
Исследовательский
Поисковый
Творческий
Прогностический
Аналитический
Как и любой метод, данный имеет свои особенности подготовки и проведения.
Метод проигрывания ролей (инсценировки)
Цель данного метода в том, чтобы в виде инсценировки создать перед аудиторией правдивую историческую, правовую, социально-психологическую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры.
Одна из разновидностей метода инсценировки является ролевая игра.
Ролевая игра – способ расширения
опыта участников анализа посредством
предъявления им неожиданной ситуации,
в которой предлагается принять
позицию (роль) какого-либо из участников
и затем выработать способ, который
позволит привести эту ситуацию к
достойному завершению.
Основное отличие ролевых игр в том, что
участнику выдается не только описание
ситуации, но и инструкция, в которой предписано,
как вести свою роль, какой характер изображать,
какие интересы отстаивать. Такая игра
называется сюжетной (сценарной).
Таким образом, ролевая игра – игра по заданному сценарию, который требует не только знакомства с материалом ситуации, но и вхождения в заданный образ, перевоплощения.
Групповая дискуссия.
Дискуссия – обмен мнениями
по какому-либо вопросу в соответствии
с более или менее
Обычно дискуссией руководит
модератор. «Общие правила коммуникации
при групповой дискуссии
используй «Я-послание»;
соблюдай гармоничность в себе;
избегай общих фраз;
ориентируйся на цель (задачу);
умей слушать;
будь активен в беседе;
будь краток;
осуществляй конструктивную критику».
Специально подготовленная форма групповой дискуссии при решении ряда творческих (креативных) задач - мозговой штурм.
Дебрифинг
Английский термин «debriefing» означает
«выдаивание» знаний из участников игрового
взаимодействия. Первым эту методику предложил
Джеффри Митчел.
«Под понятием дебрифинга подразумевается процесс, обратный инструктажу, его цель — извлечь информацию из анализа игрового занятия. В российской системе образования этот термин практически не применяется или, если и используется, то под иными названиями. Более популярным является термин «рефлексия» — предполагающая возможность для играющих оглянуться на события, происходившие во время работы над ситуацией, а также термин «дискуссия» — рассмотрение или обсуждение спорных вопросов.
Достоинством дебрифинга является подчеркнутая связь первоначальных целей с обзором окончательных результатов.
Хорошо подготовленное игровое занятие стимулирует глубокое погружение игрока в процесс анализа и взаимодействия с другими; подобная включенность фактически является одним из показателей успеха внедрения новой технологии, и для того, чтобы вывести играющих из действия, также нужно использовать игротехнические приемы.
Дебрифинг реализует следующие функции:
- вывести участников занятия
из разыгранных или анализируемых ролей;
- внести ясность в происходящие события
(на уровне фактов);
- устранить возникшие недоразумения и
исправить ошибки;
- снять напряжение (тревогу, беспокойство)
у тех обучаемых, которые находятся в таком
состоянии;
- выявить возникшие установки,
чувства и перемены, произошедшие
с обучаемыми в ходе, например,
ситуационно-ролевых игр;
- дать возможность участникам занятия
развить в себе способности к самонаблюдению
и самоанализу и продемонстрировать их;
- усовершенствовать навыки ведения включенного
наблюдения;
- соотнести итоговый результат с первоначально
поставленными целями;
- проанализировать, почему события происходили
именно так, а нс иначе;
- сделать выводы по итогам анализа поведения
и действий студентов;
- закрепить или откорректировать усвоение
новой информации;
- наметить новые темы для размышления
и подготовки к следующему занятию;
- установить связь с предыдущими и последующими
занятиями и т. д.
По окончании игрового занятия у участников, как правило, появляется потребность обсудить его и поспорить о происходившем. Многие хотели бы проиграть ситуацию заново, чтобы опробовать иные подходы, которые пришли в голову, но занятие уже окончилось. Если обучаемые недовольны исходом игры, то в глубине души будут продолжать придираться к ней. Чтобы не было негативного послеигрового действия, также нужен дебрифинг, который осуществит логический процесс постепенного выхода из игрового взаимодействия, когда к его участникам сначала обращаются как к персонажам и только потом — как к студентам. Происходит плавный переход от обсуждения чувств и эмоций, проявленных обучаемыми в конкретных ролях, которые они исполняли, к более объективному обсуждению проблем.
Информация о работе Реализация кейс-технологий на уроках истории и обществознания