Реализация кейс-технологий на уроках истории и обществознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 13:06, курсовая работа

Краткое описание

За последние десятилетия четко обозначилась тенденция к изменению сущности, целей и приоритетных ценностей российского начального образования. Результатом кардинальных изменений в начальном образовании явилось многообразие учебно-методических комплексов и отдельных учебных пособий, авторских методических систем и педагогических технологий. Педагоги получили право на свободу их выбора и использование в практической деятельности.1
Данный подход в обучении направлен на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей, а также позволяет значительно упрочнить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся. При этом создаются благоприятные условия для их разноуровневой подготовки, реализации принципа моделирования.

Содержание

I. Введение 3

II. Реализация кейс-технологий на уроках истории и обществознания 8
2.1. Характеристика кейс-технологий 8
2.2. Дидактические принципы и условия организации обучения с использованием кейс-технологий 10
2.3. Методы кейс-технологий 12
2.4. Организация работы по кейс-технологии 20
III. Заключение 21
IV. Литература 23
V. Приложения 24

Вложенные файлы: 1 файл

кейс,Бережнова.docx

— 1.37 Мб (Скачать файл)

Кейс-технологии обеспечивают:

    • Индивидуальный подход к каждому обучающемуся, учёт его потребностей и стиля обучения, что предполагает сбор максимума информации об учениках еще до занятий;
    • Максимальное предоставление свободы в обучении (возможность выбора преподавателя, дисциплин, формы обучения, типа задач и способа их выполнения);
    • Обеспечение обучающихся достаточным количеством наглядных материалов, которые касаются задач (статьи в печати, видео-, аудиокассеты и СD-диски, продукция компаний, деятельность которых анализируется);
    • Обеспечение доступности педагога для ученика, который должен иметь возможность в любое время обратиться к нему;
    • Формирование у обучающихся навыков самоменеджмента, умения работать с информацией;
    • Акцентирование внимания на развитии сильных сторон обучающегося.

Для эффективной  работы в кейс-технологиях необходимы два условия:

1)хороший  кейс

2)определить  методику использования данной  инновационной технологии

Данная  методика, ориентированная  на работу в проблемном поле, абсолютных истин.. Акцент данной методики переносится  не на получение готовых знаний,  а на их выработку на сотворчество учащегося и учителя, отсюда принципиальное отличие  метода case-study от традиционных методик- равноправное участие учащегося и учителя в процессе получений знаний.

Виды  кейсов:

Кейс  – это единый информационный комплекс.

Как правило, кейс состоит из трех частей: вспомогательная  информация, необходимая для анализа  кейса; описание конкретной ситуации; задания к кейсу.

  • Печатный кейс (тексты, документы, графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации).
  • Мультимедиа - кейс (презентации, слайд-шоу, ЦОР, ЭОР).
  • Видео кейс (фильмы, аудио и видео материалы).

При создании кейса необходимо ответить на 3 вопроса:

  1. Для кого и чего пишется кейс?
  2. Чему должны научиться дети?
  3. Какие уроки они из этого извлекут?

После этого  процесс создания кейса будет  иметь вид:


 

 

 

 

К кейс-технологиям, активизирующим учебный процесс, относятся: 
метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций,

ситуационные  задачи и упражнения; кейс-стади)

метод инцидента;

метод ситуационно-ролевых игр;

метод разбора деловой корреспонденции;

игровое проектирование;

метод дискуссии.

2.3.  Методы кейс-технологий

Кейс-технология – это  общее название технологий обучения, представляющих собой методы анализа  ситуаций. 
Самый распространенный метод ситуационного анализа – традиционный анализ конкретных ситуаций (АКС) классического типа (по гарвардской технологии) – это глубокое и детальное исследование реальной или имитированной ситуации.

Разновидностями метода АКС, часто используемых в процессе обучения, являются ситуационное упражнение и  метод ситуационного анализа  – кейс-стади.

Метод ситуационного упражнения (задачи) заключается в том, что  обучаемому предлагается текст с  подробным описание сложившейся  ситуации и задача, требующая решения. Иногда в тексте предлагаются уже  осуществленные действия, принятые решения  для анализа их правомерности. При  использовании этого метода больше внимания уделяется индивидуальному  подходу к проблеме и ее решению, чем групповому.

Другая разновидность  метода АКС- кейс-стади – метод- состоит  в том, что обучаемый, ознакомившись  с описанием проблемы, самостоятельно анализирует ситуацию, диагностирует  проблему и представляет свои идеи и решения в дискуссии с  другими обучаемыми. 
У метода case-study есть свои признаки и технологические особенности, позволяющие отличить его от других методов обучения. Вы можете это найти в методичке, которую получили. Там же есть 5 шагов разбора ситуаций.

Метод анализа кейсов, казусов  – наиболее приемлемая интерактивная  технология

При обучении я часто использую  такие разновидности АКС, как 
• метод кейсов;

• метод инцидента;

• метод ситуационно-ролевых  игр;

• метод разбора деловой  корреспонденции;

• игровое проектирование;

• метод дискуссии.

В зависимости от дидактических, развивающих и игровых целей  одну и ту же ситуацию можно проанализировать разными методами: и методом ситуационного  упражнения или традиционного анализа, и методом кейса, и методом  инцидента, а можно разыграть  ситуацию в ролях, т.е. осуществить  инсценировку. Иногда целесообразно  записать материалы анализа на видео, а затем просмотреть, делая критический  анализ и извлекая уроки.

Анализ ситуаций методом инцидентов.

Этот метод отличается от предыдущего тем, что его 
Цель — поиск информации для принятия решения самим слушателем, и – как следствие – обучение его работе с необходимой информацией: ее сбору, систематизации и анализу.

«Обучаемые получают краткое  сообщение об инциденте, произошедшем в какой-нибудь стране, организации. Сообщение может быть письменным или устным.

Однако для принятия обоснованного  решения обучаемым предлагается информация явно недостаточная, им необходимо прежде всего разобраться в обстановке, определить, есть ли проблема и в  чем, собственно, она состоит, что  надо делать, что нужно знать для  принятия того или иного решения.

Для принятия обоснованного  решения обучаемым необходимо: 
Собрать информацию.

Разобраться в обстановке.

Определить, есть ли проблемы, сколько их и в чем состоят.

Подумать, что надо делать.

Выяснить, что нужно для  принятия того или иного решения.

Обучаемые оказываются перед  необходимостью поиска дополнительной информации, следовательно, вынуждены  задавать вопросы, преимущественно  «восходящие – вопросы на развитие», т.е. для получения новой дополнительной информации. Обычно такого типа вопросы  начинаются со слов: Что? где? когда? почему? как? зачем?

Основное назначение данного  метода – это развитие или совершенствование  умений обучаемых, с одной стороны, принимать решения в условиях недостаточности информации, с другой – рационально собирать и использовать информацию, необходимую для принятия решения.

«Баскетметод»

Один из методов АКС - это  метод разбора деловой корреспонденции, или метод «папки с входящими  документами». «В профессиональной литературе по игровым имитационным технологиям  этот метод еще называют «информационным  лабиринтом» («In tray exercises»; «In basket exercises»), или «баскетметодом». Он основан  на работе с документами и бумагами, относящимися к той или иной организации, ситуации, проблеме.

При работе с такой технологией  анализа ситуаций обучаемые получают от преподавателя папки с одинаковым набором документов, относящихся  к деятельности определенного предприятия, учреждения или его подразделения. Сам участник такого обучения выступает  в роли лица, принимающего решение (в  этой роли может выступить также  малая группа). Цель упражнения для  участника — занять позицию человека, ответственного за работу с «входящими документами», и справиться со всеми  задачами, которые она подразумевает.

В папке находятся письма от сторонних организаций, служебные  записки от руководителей смежных  или подчиненных подразделений, от специалистов; исходящие письма, подготовленные на подпись; докладные  и даже документы частного характера, не относящиеся к делу или выходящие  за пределы компетенции данного  руководителя».

Игровое проектирование.

Цель данного метода –  процесс создания или совершенствования  объектов.

Для осуществления этой технологии участников занятия разбивают на группы, каждая из которых занимается разработкой своего проекта.

Игровое проектирование может  включать в себя проекты разного  типа: 
Исследовательский 
Поисковый 
Творческий 
Прогностический 
Аналитический

Как и любой метод, данный имеет свои особенности подготовки и проведения.

Метод проигрывания ролей (инсценировки)

Цель данного метода в  том, чтобы в виде инсценировки создать  перед аудиторией правдивую историческую, правовую, социально-психологическую  ситуацию и затем дать возможность  оценить поступки и поведение  участников игры.

Одна из разновидностей метода инсценировки является ролевая игра.

Ролевая игра – способ расширения опыта участников анализа посредством  предъявления им неожиданной ситуации, в которой предлагается принять  позицию (роль) какого-либо из участников и затем выработать способ, который  позволит привести эту ситуацию к  достойному завершению. 
Основное отличие ролевых игр в том, что участнику выдается не только описание ситуации, но и инструкция, в которой предписано, как вести свою роль, какой характер изображать, какие интересы отстаивать. Такая игра называется сюжетной (сценарной).

Таким образом, ролевая игра – игра по заданному сценарию, который  требует не только знакомства с материалом ситуации, но и вхождения в заданный образ, перевоплощения.

Групповая дискуссия.

Дискуссия – обмен мнениями по какому-либо вопросу в соответствии с более или менее определенными  правилами процедуры. К интенсивным  технологиям обучения относятся  групповые и межгрупповые дискуссии.

Обычно дискуссией руководит  модератор. «Общие правила коммуникации при групповой дискуссии выражаются в следующих требованиях к  участникам группы:

используй «Я-послание»;

соблюдай гармоничность  в себе;

избегай общих фраз;

ориентируйся на цель (задачу);

умей слушать;

будь активен в беседе;

будь краток;

осуществляй конструктивную критику».

Специально подготовленная форма групповой дискуссии при  решении ряда творческих (креативных) задач - мозговой штурм.

Дебрифинг 
Английский термин «debriefing» означает «выдаивание» знаний из участников игрового взаимодействия. Первым эту методику предложил Джеффри Митчел.

«Под понятием дебрифинга подразумевается процесс, обратный инструктажу, его цель — извлечь  информацию из анализа игрового занятия. В российской системе образования  этот термин практически не применяется  или, если и используется, то под  иными названиями. Более популярным является термин «рефлексия» — предполагающая возможность для играющих оглянуться на события, происходившие во время  работы над ситуацией, а также  термин «дискуссия» — рассмотрение или обсуждение спорных вопросов.

Достоинством дебрифинга является подчеркнутая связь первоначальных целей с обзором окончательных  результатов.

Хорошо подготовленное игровое  занятие стимулирует глубокое погружение игрока в процесс анализа и  взаимодействия с другими; подобная включенность фактически является одним  из показателей успеха внедрения  новой технологии, и для того, чтобы вывести играющих из действия, также нужно использовать игротехнические  приемы.

Дебрифинг реализует следующие  функции:

- вывести участников занятия из разыгранных или анализируемых ролей; 
- внести ясность в происходящие события (на уровне фактов); 
- устранить возникшие недоразумения и исправить ошибки; 
- снять напряжение (тревогу, беспокойство) у тех обучаемых, которые находятся в таком состоянии;

- выявить возникшие установки,  чувства и перемены, произошедшие  с обучаемыми в ходе, например, ситуационно-ролевых игр; 
- дать возможность участникам занятия развить в себе способности к самонаблюдению и самоанализу и продемонстрировать их; 
- усовершенствовать навыки ведения включенного наблюдения; 
- соотнести итоговый результат с первоначально поставленными целями; 
- проанализировать, почему события происходили именно так, а нс иначе; 
- сделать выводы по итогам анализа поведения и действий студентов; 
- закрепить или откорректировать усвоение новой информации; 
- наметить новые темы для размышления и подготовки к следующему занятию; 
- установить связь с предыдущими и последующими занятиями и т. д.

По окончании игрового занятия у участников, как правило, появляется потребность обсудить его  и поспорить о происходившем. Многие хотели бы проиграть ситуацию заново, чтобы опробовать иные подходы, которые пришли в голову, но занятие  уже окончилось. Если обучаемые недовольны исходом игры, то в глубине души будут продолжать придираться к  ней. Чтобы не было негативного послеигрового  действия, также нужен дебрифинг, который осуществит логический процесс  постепенного выхода из игрового взаимодействия, когда к его участникам сначала  обращаются как к персонажам и  только потом — как к студентам. Происходит плавный переход от обсуждения чувств и эмоций, проявленных обучаемыми в конкретных ролях, которые они  исполняли, к более объективному обсуждению проблем.

Информация о работе Реализация кейс-технологий на уроках истории и обществознания