Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2012 в 09:35, аттестационная работа
Принцип здоровьесбережения и его реализация для обеспечения паритета образованности и здоровья дошкольника. Педагогические здоровьесберегающие технологии. Примерный комплекс упражнений для детей с учетом степени поражения зрения.
Творческий отчет
«Реализация
принципа
здоровьесбережения
в работе с детьми
с амблиопией и
косоглазием».
г.Райчихинск,
2005год.
Здоровье – это самый драгоценный дар, который дает человеку природа. Общеизвестно, что «здоровый нищий счастливее больного короля» и что «беречь здоровье надо смолоду, а охранять- в течение всей жизни». Известно также и то, что в России здоровье подрастающего поколения находится под угрозой. Сохранение и укрепление здоровья детей для нашей страны – задача первостепенной важности, так как плохое здоровье не обеспечивает человеку ни достойной самореализации в социуме, ни счастливой жизни вообще. Проблема здоровья детей стала предметом профессионального интереса широкого круга специалистов.
Я считаю,
что от каждого педагога (
Одним из главных принципов обучения и воспитания в группе для детей с нарушением зрения, где я работаю, является принцип здоровьесбережения. Он заключается в том, что необходимо обеспечить достижение паритета образованности и здоровья дошкольника, то есть обеспечить соблюдение равновесия между обязательностью достижения необходимого уровня образованности и сохранением при этом здоровья детей. Это значит, что все направления, этапы и формы работы должны учитывать состояние физического, психического, эмоционального и интеллектуального здоровья каждого ребенка и сопровождаться использованием здоровьесберегающих технологий и приемов.
Принцип здоровьесбережения предполагает реализацию резервов для обеспечения паритета образованности и здоровья дошкольника. Ведущими резервами здоровьесбережения являются следующие:
- упорядочение нагрузок на организм;
- культура осуществления
процессов в
- включение в процессы образования когнитивных и креативных аспектов
деятельности.
Для того, чтобы реализовать эти резервы, необходимо формирование здоровьесберегающего пространства, отвечающего медицинскому и педагогическому принципу «Не навреди!». А это включает в себя и создание гигиенических условий, обеспечивающих высокую работоспособность, устранение интенсификации образовательного процесса, и педагогическую профилактику нарушения осанки, близорукости, и предупреждение у детей стрессовых состояний, гиподинамии, других состояний, постепенно разрушающих детское здоровье. Уже в дошкольном детстве необходимо начинать формирование представления о здоровом образе жизни, воспитание культуры здоровья. Делать это с использованием игр, тренингов, анализа реальных жизненных ситуаций.
Рассмотрим более подробно, как же реализуются эти резервы и создается здоровьесберегающее пространство в нашей группе для детей с амблиопией и косоглазием. Упорядочение нагрузок на детский организм достигается путем соблюдения определенного режима группы, необходимой продолжительности занятий, проведения оптимального количества индивидуальных и подгрупповых занятий в день, использованием физкультминуток, динамических пауз и на занятии.
Культура осуществления процессов здоровьесбережения в нашей группе обеспечивается компетентностью, нравственностью, инициативностью, педагогическим мастерством каждого члена нашего маленького педагогического коллектива. Кроме того, педагоги группы обладают мышлением, ориентированным на развитие индивидуальных особенностей каждого ребенка, что является основой педагогики сотрудничества.
И, наконец,
основная группа резервов здоровьесбережения
для сохранения интеллектуального, эмоционального
и духовного здоровья – это включение
в процессы образования
когнитивных и
креативных аспектов деятельности. Эта группа резервов реализуется с помощью здоровьесберегающих педагогических технологий и приемов.
Что же такое педагогические здоровьесберегающие технологии?
Но для начала необходимо понять, что же обозначает, казалось бы, знакомое всем слово «технология». В переводе с латинского, «техне» - искусство, мастерство, ремесло и «логос» -наука. Известно, что искусство основано на интуиции. Таким образом, технология должна основываться как на интуиции, так и на научных знаниях. Это значит, что современный педагог, применяющий в своей работе какую-то технологию, должен обладать как индивидуальным мастерством, так и «коллективным мастерством», концентрированным выражением которого и является технология.
Здоровьесберегающая технология, по определению Н.К.Смирнова, это комплексная, построенная на единой методологической основе, система организационных и психолого-педагогических приемов, методов, направленных на охрану и укрепление здоровья учащихся, формирование у них культуры здоровья, а также на заботу о здоровье педагогов. Я не буду затрагивать организационный аспект здоровьесбережения, остановлюсь на психолого-педагогических методах и приемах, направленных на сохранение и развитие здоровья дошкольников со зрительной патологией.
Учитывая принцип коррекционно-компенсаторной направленности специализированной группы, необходимо обратить внимание на то, что здоровьесберегающие приемы в работе с нашими детьми становятся здоровьеразвивающими. Мы не только сохраняем у детей исходный уровень образованности и здоровья, который определяем в начале учебного года с помощью психолого-педагогического обследования, но и развиваем у них:
- зрительное восприятие как сложный психический процесс (зрительные сенсорные эталоны цвета, формы, величины; восприятие пространственных представлений и восприятие сюжетного изображения);
- представления об окружающих предметах: овощах и фруктах, растениях, животных и птицах, транспорте, одежде;
- умение ориентироваться в пространстве;
- умение правильно произносить звуки речи;
- осязание и мелкую моторику;
- общую моторику;
- коммуникативные умения и навыки;
-
психические процессы:
внимание, память, мышление.
Сама по себе здоровьесберегающая деятельность в педагогике является инновационной,
поэтому Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений четвертого вида (для слабовидящих детей) под. ред.Плаксиной Л.И., по которой я работаю, предполагает использование лишь некоторых здоровьесберегающих приемов.
В связи с этим для меня возникла необходимость в поиске новых систем и приемов, помогающих не только обучать детей с нарушением зрения, но при этом сохранять и развивать их здоровье: физическое, психическое, эмоциональное. В результате изучения литературы и с учетом уже имеющегося методического материала, в своей работе я использую:
- психолого-педагогическую диагностику,
- артикуляционную гимнастику,
- пальчиковые игры, упражнения на развитие осязания и мелкой моторики,
- упражнения на развитие координации речи с движением,
-серию занятий для развития связи «глаз-рука»,
- дыхательную гимнастику,
- приемы психогимнастики, релаксацию,
- игры и упражнения для развития психических процессов, ориентировки в пространстве,
-упражнения на развитие
зрительных функций.
Психолого-педагогическое обследование я провожу с целью определения исходного уровня развития ребенка (в начале года) и выявления результатов работы (в конце года). Диагностика помогает определить уровень развития:
- предметных представлений,
- звукопроизношения,
- мелкой моторики,
- психических процессов: зрительного восприятия, внимания, памяти, мышления,
- пространственных представлений и ориентировки в пространстве,
- коммуникативных способностей.
Полученные результаты заношу в тетрадь обследования.
Я считаю, что психолого-педагогическая диагностика является залогом дальнейшей успешной работы дефектолога в русле здоровьесбережения.
Артикуляционная гимнастика помогает
ребенку научиться
правильной выработке
движений и определенных
положений органов артикуляционного
аппарата, развивает
умение объединять простые
движения в сложные,
необходимые для правильного
произнесения звуков. Все упражнения
носят игровые названия. Например,
«Наказать непослушный язык» или «Надуем
шарики».
Еще в 1928 году В.М.Бехтерев заметил стимулирующее влияние движений руки на развитие речи. А в 1973 году ученые выявили, что движение пальцев рук стимулирует созревание центральной нервной системы и ускоряет развитие речевых центров в коре головного мозга, так как центры движения и речи находятся рядом друг с другом. Учитывая это, включаю в комплекс коррекционной работы упражнения и занятия по развитию мелкой моторики рук. Для реализации этой работы у меня имеется компилятивная разработка «Развитие осязания и мелкой моторики у детей с амблиопией и косоглазием». Целью коррекционных занятий по развитию мелкой моторики является формирование у детей с нарушением зрения умений и навыков осязательного восприятия предметов и явлений окружающего мира, а также обучение их приемам выполнения предметно-практических действий с помощью сохранных анализаторов.
Занятия проводятся с подгруппой детей с учетом степени поражения зрения и уровня развития осязания. Каждое коррекционное занятие состоит, как минимум, из двух частей:
День проведения занятия – вторник через неделю.
Примерное количество занятий в году – 10.
Кроме
этого, индивидуально
Навыки бисенсорного и полисенсорного
восприятия позволяют детям с нарушением
зрения эффективнее познавать окружающий
мир. А также развитие мелкой моторики
способствует развитию речи и мышления
как компенсаторных процессов при недостатке
зрения.
Широко
использую в работе упражнения
на развитие координации
речи с движением. Эти упражнения
способствуют профилактике
нарушения осанки, развитию
у детей легкости тела,
позволяют снять мышечные
зажимы, дают ребенку
ощущение свободы и
радости. Эти упражнения
использую в начале
занятий для организации
детей и в качестве динамических
пауз.
Ребенок, имеющий проблемы со зрением, гораздо медленнее и менее качественно по сравнению с нормально видящими сверстниками справляется с выполнением графических заданий. Это связано с задержкой развития зрительно-моторной координации (связь «глаз-рука»). Поэтому в коррекционную работу включаю систему упражнений, направленных на развитие и совершенствование зрительно-моторной координации. В эту систему входят упражнения на: обеспечение подвижности каждого пальчика обеих рук, проведение линий разной конфигурации, развитие умения видеть отдельный элемент на заштрихованном поле (волшебник Штрих), обведение трафарета, снятие зрительного и мышечного напряжения, формирование умения выполнять движения глазами без поворота головы, развитие умения ставить точки разных размеров, закрепление навыка совместных движений глаз и руки (игра «Гонки»), развитие умения проводить линии в разных направлениях, зрительно выделять элементы клеточного листа. Эти упражнения провожу с детьми подготовительного возраста и организую в форме подгруппового коррекционного занятия, которое проводится во вторник через неделю.