Реализация принципа здоровьесбережения в работе с детьми с амблиопией и косоглазием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2012 в 09:35, аттестационная работа

Краткое описание

Принцип здоровьесбережения и его реализация для обеспечения паритета образованности и здоровья дошкольника. Педагогические здоровьесберегающие технологии. Примерный комплекс упражнений для детей с учетом степени поражения зрения.

Вложенные файлы: 1 файл

Творческий отчет.doc

— 77.50 Кб (Скачать файл)

     Для правильного произнесения звуков речи необходимо хорошо развитое речевое дыхание. Кроме того, правильное дыхание способствует профилактике острых респираторных инфекций и заболеваний сердечно-сосудистой и нервной систем. Для формирования правильного дыхания у своих воспитанников использую в работе комплексы дыхательной (коррегирующей) гимнастики. Мною подобрано четыре комплекса.

   Каждый  комплекс рассчитан примерно  на два месяца (1-е занятие –  3-4 упражнения, затем на каждом  последующем занятии добавляется  1-2 упражнения, пока дети не освоят  весь комплекс).

   Комплексы  подобраны и следуют один за другим по степени сложности.

        Первый комплекс. Преобладают статические упражнения и упражнения в игровой форме  

                                        («Покорители космоса», «Гудок парохода» и др.).

        Второй комплекс. Обязательный – из Коррекционной программы  под ред. Л.И.Плаксиной.

        Третий комплекс. Включает, кроме дыхательных упражнений, упражнения на координацию

                                       движений.

         Четвертый комплекс. Коррегирующая гимнастика, закрепляющая навыки правильного

                                        дыхания.

      

   Для детей дошкольного возраста, а особенно для детей с той или иной патологией развития, характерна недостаточная сформированность дифференциации эмоциональных состояний и саморегуляции, адекватной оценки своего места в мире взрослых и соответственно недостаточное развитие коммуникативных способностей и возможностей. Кроме того, небольшой объем мимических и пантомимических средств, слабость артикуляционной моторики, проблемы в развитии речевых функций являются вторичными отклонениями у детей с нарушениями зрения. И это так же отрицательно влияет на развитие психики и коммуникативных способностей этой категории детей. Психогимнастика – это система специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), для развития и коррекции различных сторон психики ребенка (как познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).

  Курс включает в себя 19 занятий (2-3 занятия в месяц).

  Психогимнастика  проводится  по средам с подгруппой детей.

  Кроме того, и на других занятиях использую некоторые психогимнастические приемы. Регулярно включаю во все виды занятий приемы мячетерапии, сказкотерапии,  арттерапии, релаксации. Например, вместо простого приема «вопрос-ответ», задавая вопрос, бросаю мяч ребенку, которому нужно ответить. Аналогично дети, называя, например, ласковые слова, передают мячик друг другу. Прием сказкотерапии помогает на примере сказочных персонажей разглядеть недостатки или достоинства характера, которыми обладают окружающие люди. Арттерапия – это прием, при котором дети сами проигрывают какие-то жизненные ситуации или ситуации из художественных произведений. Релаксация учит ребят расслаблению в сравнении с напряжением.

        
 

При систематическом  использовании приемов психогимнастики видны результаты: дошкольникам становится проще общаться со сверстниками, легче выражать свои чувства и лучше понимать чувства других. У них вырабатываются положительные черты характера и изживаются невротические проявления. 

   Игра для детей дошкольного возраста – это ведущий вид деятельности. Таким образом, игра как форма организации обучения и воспитания детей с нарушением зрения  занимает одно из ведущих мест в коррекционной работе. Я разработала серии игр по:

       - психогимнастике,

       - развитию  ориентировки в пространстве,

       - по  развитию психических функций.

Серия по психогимнастике состоит из 35 упражнений и игр и включает в себя игры: на

сближение и  объединение, игры-этюды, подвижные  игры, игры-соревнования, игровые упражнения на коррекцию качеств личности, игровые упражнения на релаксацию. Например, «Съедобное – несъедобное» (на сближение и объединение), «Поймай рыбку» (подвижная), «Воробьиная семья» (этюды), «Дождь в лесу» (релаксация) и др. Психогимнастические упражнения и игры включаются в занятия по психогимнастике, которые проводятся с подгруппой детей по средам через неделю. Серия на развитие ориентировки в пространстве состоит из 14 игр, которые проводятся как самостоятельный вид деятельности по средам через наделю. Например, «Следопыты» (ориентировка в большом пространстве), «Муха» (ориентировка по клетке), «Звери в зоопарке» (ориентировка по рядам и столбикам) и др. Серия на развитие психических процессов состоит из 30 игр и игровых упражнений и включает в себя игры и упражнения на развитие памяти, внимания, мышления. Например, «Бусы из слов» (память), «Чем похожи, чем отличаются?» (мышление), «Подхвати ритм» (внимание) и др.  Эти игры проводятся каждый четверг во вторую половину дня с подгруппой детей или индивидуально. 

    Упражнения на развитие зрительных функций являются неотъемлемой частью работы

группы для  детей с амблиопией и косоглазием. Их включаем в различные виды деятельности воспитанников.   

         

        Таким образом, здоровьесберегающие технологии и приемы я использую во всех направлениях работы.  
 

Проводимая работа в 2005-2006 учебном году привела к следующим результатам (см. таблицу, диаграмму). Выпускники нашей группы вышли из детского сада подготовленными к обучению  в общеобразовательной школе: с высоким уровнем развития психических процессов и психологической и эмоциональной готовности к школьному обучению, с уже сформированными навыками учебной деятельности, необходимыми для начала обучения.

   
 

Планы на будущее. Собираюсь продолжать работу в направлении здоровьесбережения,  внедряя в работу все новые технологии, позволяющие не только обучать детей с патологией развития, но и сохранять и развивать их здоровье. 


Информация о работе Реализация принципа здоровьесбережения в работе с детьми с амблиопией и косоглазием