Реализация принципов обучения на уроках в профессиональных лицеях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 13:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: разработать дидактические основы реализации принципов обучения на уроках в профессиональных лицеях.
В соответствии с целью, объектом и предметом были намечены следующие задачи исследования:
- изучить теоретическую реализацию принципов обучения;
- разработать методику преподавания в профессиональных лицеях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИНАЛЬНЫХ ЛИЦЕЯХ
1.1 ОБУЧЕНИЕ КАК СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
1.2 ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИНЦИПОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
1.3 КЛАССИФИКАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ОБУЧЕНИЯ
2 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЛИЦЕЯХ
2.1 КАЛЕНДАВНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2.2 ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ТЕХНОЛОГИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

2введение_0.doc

— 621.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Продолжение таблицы 1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

23.11.11

Тема 3. Сведения о токарной обработке. Технология обработки конических и фасонных поверхностей

Изучить основные этапы  технологии обработки конических и фасонных поверхностей

Комбинированный урок

Конические фасонные поверхности

Опрос по пройденной теме.

Токарное дело, черчение, начертательная геометрия

Справочник,

 Наглядные пособия

26,с.74

33,с.81

30.11.11

Тема 3. Сведения о токарной обработке.

Технология  обработки конических и фасонных поверхностей

Закрепить знания о токарной обработки

Урок систематизации и обобщения знаний

Крепежные резьбы

Подготовка к контрольной  работе по токарной обработке.

Токарное дело, черчение, начертательная геометрия

Справочник,

26,с.74

33,с.81

7.12.11

Тема 4. Основные сведения о технологическом процессе. Технологическая карта.

Изучить этапы выполнения технологической карты

Усвоение новых знаний

Технологическая карта

Самостоятельная работа

Анализ технологического процесса

Черчение, инженерная графика, геометрия

Справочник. Технологическая  карта

26,с.99

32,с.85

14.12.11

Тема 4. Основные сведения о технологическом процессе. Базирование базы

Овладеть знаними о технологическом процессе

Применение знаний на практике

База

Самостоятельная работа. Определение рац. последовательности переходов ток.обр-ки

Токарное дело

Справочник.

ИКТ

26,с.108;

31,с.84

32,с.97


 

 

 

 

Продолжение таблицы 1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

21.12.11

Тема 4. Основные сведения о технологическом процессе. Обработка цилиндрических деталей.

Объяснить  процесс обработки цилиндрических деталей

Комбинированный урок

Цилиндрические детали

Подготовиться контрольной  работе по четвертой теме.

 

Токарное дело

Образцы вала и втулки

26,с.113;

32,с.107;33,с.92

28.12.11

Тема 4. Основные сведения о технологическом процессе.

Обобщить знания о  технологическом процессе.

Урок систематизации и обобщения знаний

Цилиндрические детали

Подготовиться контрольной  работе по четвертой теме.

Токарное дело

Образцы вала и втулки

26,с.113;

32,с.107;

33,с.92


 

 

 

 

 

 

2.2 Планирование уроков  технологии

 

План конспект урока №1

 

Примерный план занятия спецтехнологии для подготовки Станочников широкого профиля по теме «Сведения о токарной обработке»

 

Тема урока: «Рабочее место токаря».

Цели урока:

- обучающая: дать начальное представление об организации рабочего места токаря;

- воспитательная: воспитывать стремление к самообразованию;

- развивающая: Содействовать развитию познавательного интереса к предмету спец. технологии.

Тип урока: Усвоение новых знаний

Методы проведения урока: рассказ, объяснение, самостоятельная работа.

Материально-техническое  оснащение: учебники, компьютер проектор, интерактивная доска.

Литература: Силантьев В.Р. Техническое нормирование труда в машиностроению, М.: Машиностроение,1990.

Мельников Н.Ф. Технология машиностроения. - М.: Машиностроение, 1977.

Зайцев Б.Г. Справочник молодого токаря. – М.: Высшая школа, 1981.

 

Структура урока (временная):

1

Организационный момент

5 мин.

2

Изложение нового материала

50 мин.

3

Самостоятельная работа

15 мин

4

Закрепление

10 мин.

5

Домашнее задание

5 мин.

6

Подведение итогов

5 мин.


 

Ход урока:

1. Организационный момент: Проверка явки учащихся по журналу.

Проверка готовности к уроку (наличие  учебных пособий и письменных принадлежностей).

 

2. Изложение нового материала

Организация рабочего места токаря

 

    1.  Рабочее место токаря
    2. Планирование рабочего места токаря
    3. Техника безопасности при работе на станках перед началом работы

Рабочее место токаря

Рабочим местом токаря является токарный станок, возле которого он находится на протяжении всего рабочего изменения (Рисунок 1).

На рабочем месте должен быть набор резцов, подбоев под них, планшайба, люнеты, вращающий центр, набор напильников, поводковые патроны  и прочее.

Возле каждого станка должна быть вывешенная инструкция по безопасной его эксплуатации и табличка с указанием лица, которое отвечает за его эксплуатацию.

На каждом рабочем месте возле  станка на полу должны быть деревянные трапы на всю длину рабочей  зоны и шириной не менее 0,6 м от выступающих частей станка.

По данной инструкции токарь инструктируется  перед началом работы на предприятии (первичный инструктаж), а потом  через каждые 6 месяцев (повторный  инструктаж). Результат инструктажа  заносится в "Журнал регистрации  инструктажей по вопросам охраны труда", в журнале после прохождения инструктажа должна быть подпись инструктирующего лица и токаря.

Собственник должен застраховать токаря от несчастных случаев и профессиональных заболеваний. В случае повреждения  здоровье токаря по вине собственника, он (токарь) имеет право на возмещение причиненного нему вреда.

За невыполнение данной инструкции токарь несет дисциплинарную, материальную, административную и уголовную ответственность.

К самостоятельной работе токарем  допускаются лица, которые имеют  соответствующую квалификацию, прошли вступительный инструктаж по охране труда и инструктаж на рабочем месте.

Токарь обеспечивается спецодеждой:

· костюм вискозно-лавсановый;

· ботинки кожаные;

· очки защитные.

Рабочее место токаря должно иметь  достаточное освещение, в том числе и местное.

Пусковые устройства, электродвигатели, а также металлическое оборудование, которое может оказаться под  напряжением, должны быть заземлены.

Пусковые ящики электродвигателей  должны иметь блокировку, которая  разрешает открывать ящик только после выключения рубильника.

Пусковые кнопки должны быть углублены, что исключает самовольное включение  при случайном прикосновении.

Для предотвращения кожных заболеваний  при пользовании охлаждающими жидкостями (эмульсии, масла и прочее) необходимо перед началом работы смазать руки специальными пастами.

Материалы к станкам могут подаваться механическими тележками (автокары, автопогрузчики и прочее).

Прутковый материал, подаваемый к  станку для обработки, не должен иметь  кривизны.

 

Рисунок 1 – Рабочее место токаря

 

Планировка рабочего места токаря

Планировка рабочего места предусматривает  рациональное расположение оборудования и оснастки, наиболее эффективное  использование производственных площадей, создание удобных и безопасных условий  труда, а также продуманное расположение инструментов, заготовок и деталей на рабочем месте.

Все предметы и инструменты располагают  на рабочем месте в пределах досягаемости вытянутых рук, чтобы не делать лишних движений-наклонов, поворотов, приседаний и др., вызывающих дополнительные затраты времени и ускоряющих утомляемость рабочего. Все, что приходится брать левой рукой, располагают слева; то, что берут правой, располагают справа. Материалы и инструменты, которые берут обеими руками, располагают с той стороны станка, где во время работы находится токарь.

Планировка рабочего места должна обеспечивать условия для выработки  привычных движений Если предметы труда  располагать в строго определенном порядке и всегда на одних и  тех же местах то у рабочих появится навык и даже автоматизм движений, что ведет к снижению напряжения и утомляемости.

В механических цехах единичного и  мелкосерийного производства на рабочем  месте токаря хранится много инструментов и приспособлений. Для хранения используется организационно-техническая оснастка, в которую входят инструментальная тумбочка с планшетом, прикрепленным с задней стороны тумбочки и служащим для вывешивания документации (чертежей, карт технологического процесса, инструкций по технике безопасности); приемный столик, на верхней полке которого устанавливают тару с заготовками, а на нижней хранят приспособления и принадлежности.

Если на станке обрабатываются длинномерные заготовки, то вместо приемного столика  устанавливают стеллаж для горизонтального  хранения заготовок. При обработке  крупногабаритных и тяжелых заготовок на рабочем месте устанавливают механизированное подъемно-транспортное устройство (шарнирно-балансирный манипулятор (ШБМ) или подвесную кран-балку с дистанционным вызовом, которые могут обслуживать один или два станка).

Рабочее место токаря должно соответствовать принципам научной организации труда и типовым схемам планировки рабочих мест. Это - основа обеспечения наивысшей производительности при токарных работах.

Техника безопасности при  работе на станках перед началом  работы

1.  Надеть полагающую исправную спец. одежду. Не носить одежду нараспашку или слишком свободно со свисающими концами. Не носить  на работе шарфа или галстука. Обшлага рукавов должны быть застегнуты не пуговицы, женщины должны убрать волосы под косынку, сетку или берет.

2.  Проверить исправности всех частей стенка и инструменте; резец, патрон, рычаги управления, переводные и пусковые приспособления и т.д.» а также убедиться в наличии и исправности ограждений.

3.  Если при осмотре станка окажутся в неисправности какие-либо части и приспособления, необходимо принять меры к приведению их в порядок в случае  невозможности самостоятельно устранить неисправности, доложить о них начальнику РМЦ иди мастеру. Не приступать к работе пока не будет устранены замеченные неисправности.

4.  Проверить наличие и исправность ограждений шестерен передней бабки, сменных шестерен станка.

5.  Проверить наличие и исправность ограждения зоны вращения хомутов, если он имеет выступающие части, могущие захватывать одежу.

6.  Проверить наличие и исправность ограждения обрабатываемого материале или в валов,  выступающих из шпинделя.

7.  При установке инструмента проверяй его неисправность, отсутствие надломов, трещин и правильности заточки.

8.  Не оставляй ключ в патроне.

9.  Ознакомиться с предстоящей работой, продумай порядок безопасного его выполнения, при неясности решения этого вопроса и при получении ново* работы подучи дополнительной инструктаж.

10.     Следить за жестам закреплением детали и резца.

3. Самостоятельна работа: конспект 3 вопроса техника безопасности при работе на токарных станках.

4. Закрепление: Вопросы для закрепления:

1. Что является рабочим местом  токаря?

2. Что входит в спец. одежду  токаря?

3. Как должны располагаться   все инструменты на рабочем  месте токаря?

5. Домашнее задание: Выучить конспект. Дополнительно читать литературу: Силантьев В.Р. «Техническое нормирование труда в машиностроению», Мельков Н.Ф. «Технология машиностроения», Зайцев Б.Г. «Справочник молодого токаря».

6. Подведение итогов: По итогам опросов учащихся, выставление оценок.

 

План конспект урока  № 2

Примерный план занятия спецтехнологии для подготовки Станочников широкого профиля по теме «Сведения о токарной обработке»

Тема урока: «Общие сведение о станках токарной группы».

Цели урока:

- обучающая: Дать начальное представление о станках токарной группы;

- воспитательная: воспитывать стремление к самообразованию;

- развивающая: развитие познавательной самостоятельной активности учащихся.

Тип урока: Урок усвоение новых знаний.

Методы проведения урока: рассказ, объяснение, самостоятельная работа.

Материально-техническое  оснащение: справочник, станок, учебные пособия, слайды.

Литература: Силантьев В.Р. Техническое нормирование труда в машиностроению, М.: Машиностроение,1990.

Мельников Н.Ф. Технология машиностроения. - М.: Машиностроение, 1977.

Зайцев Б.Г. Справочник молодого токаря. – М.: Высшая школа, 1981.

 

Структура урока (временная):

 

1

Организационный момент

5 мин.

2

Повторение пройденного материала

10 мин.

3

Изложение нового материала

50 мин.

4

Самостоятельная работа

10 мин

5

Закрепление

7 мин.

6

Домашнее задание

5 мин.

7

Подведение итогов

3 мин.


 

 

Ход урока:

 

1. Организационный момент: Инициализация урока: объявление темы, целей, объяснение хода урока. Организация рабочего места.

 

2. Повторение пройденного материала:

Тема пройденного материала: «Организация рабочего места токаря».                Ответить на вопросы:

    1. Что является рабочим место токаря?
    2. Техника безопасности.
    3. Планировка рабочего места токаря.

3. Изложение нового материала

 

Информация о работе Реализация принципов обучения на уроках в профессиональных лицеях