Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 18:21, реферат
Одна из приоритетных целей социальной политики России - модернизация образования в направлении повышения доступности и качества для всех категорий граждан. Коренные социально-экономические преобразования в стране, активизация социальной политики в направлении демократизации и гуманизации общества, развитие национальной системы образования обусловливают поиски путей совершенствования организации, содержания и методик обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями. Изменение подходов к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья направлено на формирование и развитие социально активной личности, обладающей навыками социально-адаптивного поведения применительно к мобильной экономике
Введение 3
Зарубежный опыт инклюзивного образования 4
Проблемы инклюзивного образования в России 6
Заключение 12
Список используемой литературы 13
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»
Институт социального образования
Кафедра социальной педагогики
Реферат по теме:
«Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении - плюсы и минусы»
Исполнитель:
Дорофеева Лилия Ангатовна,
студент Б-31z группы
заочного
отделения
________________
__________________________
дата подпись
Научный руководитель:
Галагузова З.А. оценка:_______________________
дата
Екатеринбург 2013
Оглавление
Введение 3
Зарубежный опыт инклюзивного образования 4
Проблемы инклюзивного образования в России 6
Заключение 12
Список используемой литературы 13
Одна из приоритетных целей социальной политики России - модернизация образования в направлении повышения доступности и качества для всех категорий граждан. Коренные социально-экономические преобразования в стране, активизация социальной политики в направлении демократизации и гуманизации общества, развитие национальной системы образования обусловливают поиски путей совершенствования организации, содержания и методик обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями. Изменение подходов к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья направлено на формирование и развитие социально активной личности, обладающей навыками социально-адаптивного поведения применительно к мобильной экономике. Не успев привыкнуть к слову «интеграция» мы заговорили об «инклюзии» в образовании[3].
Одним из путей реализации этой задачи является образовательная инклюзия, которая рассматривается, прежде всего, как средство социальной реабилитации не только самого ребенка, но и его семьи. Кроме этого, развитие инклюзивного образования обеспечивает равные права, доступность, возможность выбора подходящего образовательного маршрута для любого ребенка вне зависимости от его физических и других возможностей. Согласно статистике в настоящее время рождается всё больше детей с ограниченными возможностями. Задача взрослых создать для них комфортные условия развития, чтобы они могли реализовать свой потенциал, не чувствовать ограниченность, общаться со сверстниками [4].
И так, наше исследование посвящено проблеме инклюзивного образования России, что и будет целью нашего исследования.
Зарубежная практика инклюзии (включения) в образовании имеет богатый опыт и законодательное закрепление, в то время как российский опыт только начинает складываться и развиваться.
Уже с 60-х г.г. ХХ в. начинаются поиски путей совместного обучения, которые ведутся параллельно в европейских странах (Скандинавские страны), в США, Японии. Если в Скандинавии интеграция начинает реализоваться, в основном, нормативным и практическим путем, то в США ее реализации предшествуют педагогические поиски и эксперименты [5].
В США
в 1962 г. M.C.Reynolds публикует программу
специального образования, в
Возлагавшиеся
на быстрый и широкий «
В 1994 г. под
эгидой ЮНЕСКО в г. Саламанка
(Испания) проводится
И так, инклюзивное образование предусматривает не только активное включение и участие детей и подростков с ограниченными возможностями в образовательном процессе обычного образовательного учреждения, но в большей мере перестройку всего процесса образования как системы для обеспечения образовательных потребностей всех детей[5].
В настоящее время в нашей стране ведутся ожесточенные споры – нужна ли инклюзия, возможна ли она, обернется ли она благом для детей и образовательного учреждения или же породит новые проблемы и только усугубит ситуацию. Сторонники системы специального образования опасаются, что инклюзия разрушит систему, которая долго и тщательно выстраивалась не одним поколением специалистов, но не создаст ей никакой разумной альтернативы. Их аргументы весьма весомы. Разве можно спорить с тезисом о том, что современная школа ориентирована на результат, на академические достижения школьника, а не на процесс его развития? Что это школа для «умных и здоровых», а не для детей с нарушениями развития, требующих особого внимания и заботы[2]?
Обследование детей элитных образовательных учреждений выявило у них уровень эмоционального неблагополучия, сравнимый с аналогичным уровнем у детей-сирот, переживших травму утраты семьи. И причиной этого неблагополучия являются именно конкурентные установки, неспособность принимать другого как равного. Совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и «обычных» (употребим это слово, подчеркнув тем самым, что для детей без инвалидности у нас корректного термина нет) детей невозможно без толерантного отношения к особенностям другого человека, без естественного принятия его, без базовой готовности к выстраиванию с ним дружеских, партнерских, а не конкурентных отношений. Дети, формируя свое отношение к другим людям и миру вообще, ориентируются на позицию, которую демонстрируют взрослые. А много ли педагогов и других специалистов, которые готовы психологически принять «особого» ребёнка, по-настоящему подумать о том, как он устроится в пространстве класса, какие отношения сложатся у него с другими ребятами [2]
И поэтом мы хотим остановиться на плюсах и минусах совместного воспитания детей с ограниченными возможностями в сообществе обычных сверстников в рамках дошкольного учреждения.
В связи с увеличением рождаемости, роста числа детей с ограниченными возможностями здоровья и дефицитом мест (особенно коррекционных группах) в дошкольных учреждениях, все чаще в группах с общей направленности, появляются «необычные дети». И вследствие неготовности дошкольного учреждения к инклюзивному образованию возникает опасность имитации «инклюзии» и через это дискредитации самой идеи инклюзивного образования. А работа неподготовленного воспитателя общеразвивающей группы с ребёнком с особенностями развития, может рассматриваться как криминальная. В лучшем случае ребёнку будет организован квалифицированный уход. Но, несмотря на всё выше сказанное у такого взаимодействия есть свои плюсы. Рассмотрим их.
Инклюзивное образование, которое интенсивно входит в практику современной школы ставит и перед дошкольным образованием много сложных вопросов и новых задач. Дошкольное учреждение можно действительно считать школой в полном смысле этого слова, когда дети получают не только развитие, но и полноценный опыт социальной жизни.
Дошкольный возраст является
благоприятным периодом для интеграции
детей с ограниченными
Одним из наиболее
важных условий успешности инклюзивного
образования, является наличие системы
сопровождения и поддержки
В нашем понимании,
тьютором должен быть человек,
имеющий высшее специальное
Введение в штатное расписание образовательных учреждений ставки тьютора поможет решить многие проблемы в организации образовательного процесса.
Минусы инклюзивного образования. В идеале никаких минусов быть не должно, поскольку инклюзивное образование способствует улучшению качества жизни детей, особенно детей из социально уязвимых групп и оздоровлению общества в целом. Но, учитывая наши социально-экономические условия и уровень общественного сознания, инклюзивное образование в России носит пока экспериментальный характер.