Речевой этикет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 10:44, реферат

Краткое описание

В настоящее время, и на протяжении существования обучения вообще, педагоги включены в профессиональную группу, на которую социумом возлагаются две важнейшие и взаимосвязанные задачи. Во– первых, это - сохранение и приумножение культурного (в широком смысле) наследия общества и цивилизации в целом, а во – вторых социализация личности на каждом этапе ее формирования, начиная с младшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение
Речевой этикет как компонент педагогической культуры
1.1 Понятие речевого этикета и его специфика в педагогической деятельности
1.2 Коммуникативная компетентность педагога
Речевая агрессия как актуальная проблема современности
2.1 Понятие речевой агрессии
2.2 Способы преодоления речевой агрессии педагогом
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Речевой этикет.doc

— 83.00 Кб (Скачать файл)

 

В настоящее время выделяют несколько способов контроля над речевой агрессией в конкретных речевых ситуациях. Мы считаем целесообразным, выделить наиболее эффективные.

1. Игнорирование речевой агрессии. Данный способ может выражаться молчанием в ответ на агрессивное высказывание; отказ от продолжения общения; продолжение общения в спокойной, ровной тональности. Этот метод представляет собой альтернативную коммуникативную стратегию, которая, оказывает психологическое воздействие на человека, склонного к агрессии  и разрушает его план по разжиганию конфликта.

2. Переключение  внимания. Данный способ заключается  в  изменении враждебного настроение агрессора, в отвлечении его от агрессивного сценария. Основные способы переключения внимания следующие:

    • Неожиданный вопрос («А сколько времени мы уже ссоримся?»).
    • Нелепое предложение («Поищем ответ на этот вопрос в энциклопедии).
    • Необычное задание.

3. Метод проецирования положительных личностных качеств. В данном случае, используются «сильные» стороны, положительные свойства ученика: напоминание («Ты же взрослый, рассудительный мальчик!»); удивление («Неужели ты мог сказать такое?»)

4. Положительные оценочные высказывания. Часто педагог игнорирует положительные стороны учащегося, неоправданно обобщая его проступки [4]. Очень важно, чтобы выражение одобрения было разнообразным по форме. Выражением позитивной оценки могут быть не только традиционные, но и обращение к прошлым успехам собеседника.

5. Извинение. Довольно часто, люди в силу своих собственных комплексов считают, что просить прощение недостойно. Между тем извинение всегда изменяет отрицательный настрой на положительный. Собеседник, понимает, что в данной ситуации просить прощения должен был он, и уровень его агрессии сразу снижается. Часто речевая агрессия учащегося возникает как ответ на грубое требование, часто вызванное элементарным неумением педагога смягчить просьбу, сформулировать ее в корректной форме. Вежливое обращение – один из наиболее продуктивных этикетных способов демонстрации благожелательного, уважительного отношения к собеседнику [6].

Возможно, в связи с этим сейчас в практику педагогического общения возвращается использование формы «вы» в обращении к учащимся.  Таким образом, педагогу необходимо избегать обидных высказываний в собственной речи и овладеть умением правильно реагировать на грубость собеседника. Данная задача, вполне решаема для каждого цивилизованного человека, а для педагога особенно необходимая.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, в результате нашей работы, мы пришли к выводу о том, что ошибки в применении обращений. Речь педагога должна стать для обучающихся образцом,  не только в плане соблюдения языковых норм, но и с точки зрения соблюдения правил речевого этикета. Педагог стремиться к тому, чтобы установить контакт доброжелательного и доверительного общения.  Это требует от него эмоциональных затрат и времени, и определяющую роль в этой ситуации играет здоровый психологический климат в группе, а создание его невозможно без использования преподавателями правил речевого этикета.

Главной задачей речевого этикета выступает установление контакта доброжелательного и доверительного общения. Однако, следует заметить, что соблюдение правил речевого этикета важно еще и потому, что процесс обучения и контроль знаний несут в себе элемент стресса для учащихся. Задача педагога заключается в том, чтобы вежливым словом и уважительным отношением помочь пройти любой  путь адаптации, а также смягчить стрессовые ситуации во время контроля знаний.

Самой большой проблемой является непонимание опасности речевой агрессии в современном мире в целом и в педагогическом общении в частности.  В том, случае, если  педагог отказывается объективно признать собственную склонность к ее проявлению, он ничего не сможет изменить в своем общении.

Отсюда, наиболее общее направление предотвращения агрессии в педагогической среде – самонаблюдение и самоконтроль педагога над собственным речевым поведением.

Соблюдение правил речевого этикета со стороны преподавателей очень важно не только в группе учащихся. Педагог  общается с коллегами,   родителями учащихся, выступает на конференциях, иными словами, речевой этикет не должен исчезать из жизни педагога при выходе из учебной ситуации.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что соблюдение правил речевого поведения предполагает уважительное отношение к собеседнику в соответствии с его возрастом, полом и социальным положением.

В ходе нашей работы, нами были решены следующие задачи:

  1. Рассмотрено понятие речевого этикета и его специфика в педагогической деятельности.
  2. Изучена коммуникативная компетентность педагога.
  3. Исследовано понятие речевой агрессии и способы ее преодоления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

 

    1. Михальская А.К. Педагогическая риторика. – М., 1998.
    2. Акишина А.А., Формановская Н.И. Русский речевой этикет. – М., 1983.
    3. Айнштейн В. Преподаватель и студент: искусство общения. // Высшее образование в России. – 2000. – № 6.
    4. Педагогика и психология высшей школы /Под. Ред. М.В. Булановой-Топорковой.  – Ростов, 2006.
    5. Романов А.А. Грамматика деловых бесед. – Тверь, 1995.
    6. Данкел. Ж. Деловой  этикет. – Ростов, 1997.
    7. Поваляева М.А. Деловое общение. – Ростов, 2006.
    8. Вечер Л.С. Секреты делового общения. – М., 1996.

 


Информация о работе Речевой этикет