Ролевая игра, как один из методов социализации подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 22:59, реферат

Краткое описание

Цель реферата: определить значение ролевой игры в социализации подростка.
В соответствии с целью были выделены следующие задачи:
• определить понятие игры и ролевой игры;
• определить понятие социализации, формы социализации, особенности социализации подростков;
• выявить специфику и особенности ролевых игр, определить взаимосвязь ролевой игры и социализации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
1. Понятие игры, ролевой игры………………………………………………….4
2. Социализация – понятие, формы ……………………………………………..9
3. Особенности социализации подростков…………………………………….12
4. Специфика, особенности, функции ролевых игр,
и их взаимосвязь с социализацией……………………………………………...16
Заключение……………………………………………………………………...19Список литературы………………………………………………………………20

Вложенные файлы: 1 файл

рефератик.doc

— 116.00 Кб (Скачать файл)

Департамент образования администрации Тутаевского муниципального района

муниципальное образовательное учреждение дополнительного  образования детей Центр детского творчества

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

Ролевая игра, как один из методов социализации подростка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор:

Каманина Юлия Сергеевна,

педагог-организатор 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тутаев

2011

Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………………..2

1. Понятие игры, ролевой игры………………………………………………….4

2. Социализация – понятие, формы ……………………………………………..9

3. Особенности социализации подростков…………………………………….12

4. Специфика, особенности, функции ролевых игр,

и их взаимосвязь с  социализацией……………………………………………...16

Заключение……………………………………………………………………...19Список литературы………………………………………………………………20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Российское общество сегодня переживает сложный период, который особенно болезненно сказывается на проблемах подростков и молодежи. Криминализация общества происходит за счет снижения возраста преступности. Социологи отмечают, что за последние 5 лет возраст подростковой преступности снизился в среднем на 3 года с 16 до 13 лет.

Одной из причин деструктивного поведения подростков и молодежи является значительное снижение общей  культуры населения и особенно правовой культуры. Попытки решить эту задачу, увеличивая учебные и лекционные часы, дают очень низкий эффект, так как не закрепляются формированием новой правовой модели поведения. Условия подростковой и молодежной среды привели к разобщению, снижению взаимопонимания, к сокращению позитивных форм досуговой деятельности.

Важно учитывать и  социально-психологические особенности  подростков и молодежи: бурный процесс  физического и психического становления  требует какой-либо деятельной формы. Одним из направлений практической деятельности по оптимизации процесса социализации подростков являются игровые технологии, организация игровой деятельности этой возрастной группы. Однако использование их требует изучения социальных аспектов игровой культуры подростков.

Сама реальная игровая  деятельность дает множество возможностей решить целый ряд не только социально-психологических, воспитательных и педагогических задач, но именно социальных проблем подростков и молодежи. В игре отрабатываются новые очень важные социальные свойства личности, которые по ряду причин либо были утрачены, либо не сформировались.

 

 

 

Цель реферата: определить значение ролевой игры в социализации подростка.

В соответствии с целью  были выделены следующие задачи:

  • определить понятие игры и ролевой игры;
  • определить понятие социализации, формы социализации, особенности социализации подростков;
  • выявить специфику и особенности ролевых игр, определить взаимосвязь ролевой игры и социализации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие игры, ролевой игры

Многие ученые пытались дать определение понятию игра. Старое определение игры, как всякой деятельности ребенка, не преследующей получение результатов, рассматривает все эти виды детской деятельности эквивалентными друг другу. Открывает ли ребенок дверь, играет ли в лошадки, с точки зрения взрослого, он и то и другое делает для удовольствия, для игры, не всерьез, не для того, чтобы что-нибудь получить. Все это называют игрой.

К. Гроос был первым автором, который попытался внести ясность в вопрос определения игры. Он пытался классифицировать детские игры и найти новый подход к ним. Он показал, что экспериментальные игры стоят в ином отношении к мышлению ребенка и к будущим его целесообразным неигровым действиям, чем символические игры, когда ребенок воображает, что он лошадь, охотник. Один из учеников Грооса – А. Вейс пытался показать, что различные виды игровой деятельности чрезвычайно далеко стоят друг от друга, или, как он выражался, имеют в психологическом отношении мало общего. У него возник вопрос: можно ли одним словом "игра" называть все различные виды подобной деятельности?

П.П. Блонский полагает, что  игра есть только общее название для  самых разнообразных деятельностей  ребенка. Он выражает мнение, что "игры вообще" не существует, не существует вида деятельности, который бы подходил под это понятие, так как само понятие игры есть понятие взрослых, для ребенка же все серьезно.

Д.Б. Эльконин рассматривает игру как совершенно своеобразную деятельность, а не как сборное понятие, объединяющее все виды детских деятельностей, в частности, и такие, которые Гроос называл экспериментальными играми. Например, ребенок закрывает и открывает крышку, делая это много раз подряд, стучит, перетаскивает вещи с места на место. Все это не является игрой в собственном смысле слова. [19]

Игра представляется как своеобразное отношение к действительности, которое характеризуется созданием мнимых ситуаций или переносом свойств одних предметов на другие. Исследования показывают, что игры с переносом значений, с мнимыми ситуациями появляются в зачаточной форме только к концу раннего возраста. Только на третьем году появляются игры, связанные с внесением элементов воображения в ситуацию. Другое дело, что эти "игровые" проявления довольно скудны и тонут в широком море тех деятельностей, которые описал Левин и которые непосредственно вытекают из самой ситуации. Уже у Левина возникала идея, что данное им определение поведения ребенка мало похоже на создание игровой ситуации в собственном смысле слова.

Л.С. Выготский говорит, что критерием игры является наличие  мнимой ситуации. Что такое мнимая ситуация? Это ситуация, в которой имеет место расхождение мнимого поля и поля смыслового. Например, ребенок может "придумать", что папин ремень – это змея, а чайник – это паровоз. На лицо расхождение мнимого и реального: ремень – это не змея, но предполагается, что все именно так. Ведущее звено игры – это воображение, следовательно, по Выготскому игра тоже начинается лет с трех, когда ребенок начинает намеренно фантазировать.[11]

В.Штерн ввел в психологию понятие Ernstspiel (серьезная игра) и  применил его к подростковому возрасту, указывая на то, что такие игры носят переходный характер между игрой и серьезным отношением к действительности и являются специфическим видом деятельности. Как показали А. Гомбургер и его ученики, понятие серьезная игра гораздо ближе подходит к тому, что наблюдается в раннем детстве: мы имеем там дело с игрой, в которой еще не дифференцируется игровая ситуация в сознании ребенка от ситуации реальной. [3]

Термин "ролевая игра" впервые был предложен американскими  педагогами 50-ых годов. В нашей стране им впервые начал пользоваться детский психолог Эльконин применительно к детским играм таким как "Война", "Дочки-матери". Со временем это понятие приобрело более широкий смысл. Многим людям стало понятно, что ролевые игры, должным образом организованные, могут быть интересны и для старшего возраста. И где-то в конце 80-ых годов в среде неформального молодежного движения неожиданно возникло целое направление клубов, для которых ролевые игры стали основной формой деятельности.

Сейчас многими людьми и командами ролевые игры разработаны уже настолько глубоко, и формы их настолько различны, что весьма трудно подобрать удовлетворительное определение для ролевых игр в целом. Они очень отличаются друг от друга по направленности, формам, масштабам. Можно выделить игры дидактические, воспитательные, развлекательные.  [15]

Наиболее оптимальным  определением можно выделить следующее: ролевая игра — (англ. Role-playing game - RPG) - игра развлекательного или учебного назначения, где участник принимает какую-то роль и в воображаемой ситуации действует соответственно этой роли. [13]

Действие ролевой игры происходит в мире игры. Mир игры может  выглядеть как угодно, но именно он определяет ход игры. Сюжет, предлагаемый мастером игры, и описываемый им мир составляет основу ролевой игры. Мир может быть полностью придуманным, основываться на каком-нибудь художественном произведении (книге, фильме или пьесе).

Достижение цели не обязательно  является основной задачей ролевой  игры, а в некоторых ролевых  играх её вообще нет. Главной задачей может выступать развитие персонажа, правильная игра или исследование мира.

Ролевая игра — это  вид драматического действия, участники  которого действуют в рамках выбранных  ими ролей, руководствуясь характером своей роли и внутренней логикой  среды действия, а не внешним сценарием поведения. То есть то, как будут развиваться события, зависит именно от действий игроков. Таким образом, сам процесс игры представляет собой моделирование группой людей той или иной ситуации. [5]

Таким образом, можно говорить, что игра остается неотъемлемой частью мира подростка, но приобретает новое значение, которое может быть реализовано в ролевых играх.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Социализация – понятие, формы

 «Социализация личности» - одно из ведущих понятий социальной педагогики, являясь междисциплинарным, оно отражает достаточно сложное  социальное явление. В научной литературе можно встретить различные определения этого понятия:

  • процесс усвоения и индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества; [18]
  • [лат. socialis - общественный] - 1) процесс становления личности, освоение индивидом социальных норм и ценностей общества. [6]

Общим для всех подходов является рассмотрение социализации как результата и механизма приобретения личностью социального опыта в процессе жизнедеятельности. [10]

В гуманитарные науки  термин «социализация» пришел из политэкономии, где его первоначальным значением  было «обобществление» земли, средств  производства и т. п. Автором термина «социализация» применительно к человеку является американский социолог Ф. Г. Гиддингс, который в 1887 году в книге «Теория социализации» употребил его в значении близком к современному,- «развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни». [7]

Многогранный процесс  социализации включает в себя как  биологические предпосылки, так  и непосредственно само вхождение  индивида в социальную среду в  результате активного взаимодействия между ним и окружающим социальным миром. В процессе этого взаимодействия осуществляется социальное признание; социальное общение; овладение навыками практической деятельности; активное переустройство окружающего мира. [20]

Социализацию нельзя отождествлять с развитием личности, которое происходит и вне общества. Социализацию также нельзя сводить и к воспитанию. Бесспорно, суть воспитания состоит в построении таких взаимосвязей детей с обществом, которые обеспечивают их социализацию. Более того, в настоящее время воспитание рассматривается в двух аспектах. Воспитание в узком смысле означает процесс целенаправленного воздействия на развитие личности в целях подготовки его к производственной, общественной и культурной деятельности. Воспитание в широком смысле – это воздействие на человека всей социальной действительности с целью усвоения им социального опыта. И в первом и во втором случае воспитание предполагает односторонний целенаправленный процесс. Социализация же основана на двусторонней активности.

Выделяют две формы социализации подрастающего поколения: направленная (целенаправленная) и ненаправленная (спонтанная).

Направленная  форма социализации – это специально разработанная определенным обществом система средств воздействия на человека с тем, чтобы сформировать его в соответствии с целями и интересами этого общества.

Ненаправленная, или стихийная форма социализации – это автоматическое формирование определенных социальных навыков в связи с постоянным пребыванием индивида в непосредственном социальном окружении.

Но чаще всего эти  две формы воздействия дополняют  друг друга, компенсируя недостатки предыдущей. [16]

Таким образом, можно  говорить, что социализация – это сложный непрерывный процесс, протекающий на биологическом, психологическом и социальном уровнях, при котором, с одной стороны, потребности отдельно взятой личности адаптируются к потребностям общественным (или отвергаются ею). Причем адаптация носит не пассивный характер, а активный, при котором индивид добровольно и творчески выстраивает свою роль в обществе, развивая и совершенствуя при этом человеческую природу на уровне генетической памяти. С другой стороны, общество формирует нормы морали и поведения, педагогически целесообразные формы общежития, отношения между людьми в семье, школе, в досуговых учреждениях, в иной окружающей человека социальной среде. [1]

Информация о работе Ролевая игра, как один из методов социализации подростка