Ролевая игра, как один из методов социализации подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 22:59, реферат

Краткое описание

Цель реферата: определить значение ролевой игры в социализации подростка.
В соответствии с целью были выделены следующие задачи:
• определить понятие игры и ролевой игры;
• определить понятие социализации, формы социализации, особенности социализации подростков;
• выявить специфику и особенности ролевых игр, определить взаимосвязь ролевой игры и социализации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
1. Понятие игры, ролевой игры………………………………………………….4
2. Социализация – понятие, формы ……………………………………………..9
3. Особенности социализации подростков…………………………………….12
4. Специфика, особенности, функции ролевых игр,
и их взаимосвязь с социализацией……………………………………………...16
Заключение……………………………………………………………………...19Список литературы………………………………………………………………20

Вложенные файлы: 1 файл

рефератик.doc

— 116.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Особенности социализации подростков

Психофизиологические  изменения, которые происходят в подростковом возрасте, не могут не повлиять на ход и содержание социализации. Склонность к инноватике и творчеству, непризнание всех и  всяких авторитетов, с одной стороны, подчеркнутая автономия и независимость – с другой, порождают особое явление, которое называется молодежной субкультурой. Она ассоциируется с тремя главными негативными чертами, явлениями-символами: наркотиками, сексом и насилием.

Подростковый период называют «трудным возрастом», «переломным периодом». Его содержание заключается в  изменении поведенческих характеристик: от почти полного послушания, свойственного маленьким детям, юноши переходят к сдержанному послушанию – скрытому неповиновению родителям. У подростков и юношей выстраивается параллельная система ценностей и взглядов на мир, которая частично пересекается с позицией родителей, а частично – с взглядами сверстников. Осознание своего «Я» происходит как осмысление своего места в жизни родителей, друзей, окружающего социума. Одновременно наблюдается постоянный поиск нравственных ориентиров, связанных с переоценкой смысла жизни.

Подростки и юноши более восприимчивы к негативным оценкам окружающих, особенно если они касаются одежды, внешнего вида, манер поведения, круга знакомств, то есть всего того, что составляет социальную среду и социальную символику «Я». Гипертрофированная самостоятельность находит выражение в подчеркнутой резкости собственных оценок: для многих подростков «хорошо» и «правильно» только то, что им нравится.

Трудности социализации в этот период связаны с тремя главными обстоятельствами:

- несовпадением между высоким  уровнем притязаний (стремление стать героем, прославиться) и низким социальным статусом, который задан их возрастом;

- несовпадением старого  стиля родительства, ориентированного  на то, что для матери сын  и дочь всегда остается ребенком, и новых потенциальных возможностей  подростков, заданных их психофизиологическим взрослением;

- противоречие между  усилившейся ориентацией на самостоятельность  и усиливающуюся зависимость  от мнения и поведения сверстников.

Психофизиологическое  взросление практически ничего не меняет в социально-экономическом положении подростков. Социальный статусы родителей и подростков по-прежнему несовместимы: родители зарабатывают на жизнь, несут моральную и правовую ответственность за детей и неприкосновенность имущества, участвуют в общественной и  производственной жизни. А подростки экономически несамостоятельны, они все еще требуют социальной защиты и не выступают участниками правонарушений. Их ролевой диапазон крайне ограничен. Они не являются собственниками, распорядителями, производителями, законодателями. Они  – лишь потребители. Хотя в правовом смысле они могут принимать жизненно важные решения, в психологическом плане подростки созрели для них. Но родители ограничивают их. В этом и заключается противоречие.

В связи с этим социологи говорят о ролевом бесправии подростков – меньшем объеме прав и обязанностей по сравнению со взрослыми. Обладая меньшими возможностями, подростки сталкиваются с таким глобальными мировоззренческими и нравственными проблемами, которые в зрелом возрасте решены. Недостаток жизненного опыта вынуждает их совершать гораздо  больше ошибок, чем это делают взрослые, дети или старики. Но главное не в количестве, а в качестве ошибок, серьезности их последствий: преступность, употребление наркотиков, алкоголизм, половая распущенность, насилие над личностью. Многие подростки бросают школу, в результате нарушается естественный процесс социализации. Недополучение знаний сразу сказывается на экономическом положении, подростки и юноши оказываются в худшей ситуации на рынке руда. В развитых  странах уровень безработицы среди 18-летних в 3 раза выше, чем у взрослых.

Социологи полагают, что  сексуальная распущенность, злоупотребление  алкоголем и лихачество – не что  иное, как попытка играть роль взрослых. Возможно, что та же самая причина побуждает многих бросать школу. Статус школьника считается «невзрослым». Он не способствует  достижению  жизненного успеха, а вместе с ним и признанию в группе сверстников. Подростки ищут признания своей психологической взрослости  за  рамками школы и семьи – институтов, где их продолжают считать детьми.

Итак, мы рассмотрели  трудности социализации в период юности и установили, что главной  среди них является ролевой конфликт, или ролевое бесправие подростков.

Большинство ученых выделяют шесть стадий социализации, в соответствии с возрастной периодизацией. Так как каждому возрастному этапу соответствуют определенные потребности, нужды, ощущения, особенности. На подростковый возраст (11-15 лет) приходится конвентивная стадия. Эта стадия  характеризуется «взрывоопасностью». Подросток ищет выход из постоянно возникающих конфликтных ситуаций. В поисках ответа он постоянно обращается к друзьям, родителям, другим взрослым, устанавливается система социальных взаимоотношений с окружающими, среди которых наибольшую ценность представляет мнение товарищей. Потребность в самоутверждении настолько сильна в этом возрасте, что во имя признания товарищей подросток готов на многое: он может поступиться своими взглядами и убеждениями, совершить действия, которые расходятся с его моральными установками.

Вместе с тем существенное значение для подростков имеет его  положение в семье, которое при  благоприятном морально-психологическом  климате может активно на него воздействовать.

На каждой стадии воздействие  на индивида осуществляется определенным образом, направленно или спонтанно. Таким образом, можно отметить, что любой социальный институт, будь то школа, семья или любительское объединение могут воздействовать на ребенка как целенаправленно, так и спонтанно, все зависит от программы деятельности того или иного социального института.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Специфика, особенности ролевых игр, функции и их взаимосвязь с социализацией

Ролевая игра - это форма воссоздания социальной действительности, наложенная на определенный, заранее заданный сюжет. В структуру  игры входят роли и игровые действия как средство реализации этих ролей. Характерной особенностью ролевой игры является ее двуплановость: с одной стороны необходимость четко следовать правилам игры, с другой постоянный выбор вариантов личных поведенческих реакций на возникающие конфликтные ситуации. [14]

Говоря о социальном воспитании подростка, прежде всего, имеют  в виду формирования зрелой, социально-активной личности. При этом у подростка необходимо сформировать следующие умения:

    • ориентироваться в конфликтах и адекватно их разрешать;
    • получать, обрабатывать, оценивать нужную информацию;
    • принимать самостоятельные решения;
    • предвидеть последствия своих решений, учиться на своих ошибках;
    • брать на себя ответственность за совершаемые поступки.

Для формирования данных качеств наиболее удачным методом является ролевая игра.

Подростку ролевые игры необходимы для приобретения навыков  в построении адекватного поведения  по отношению к окружающим его  людям. И прежде всего интересны  ролевые игры, вскрывающие этические  нормы взаимоотношений между  людьми, игры, показывающие весь спектр социальных построений взрослого мира. Подросток с удовольствием пробует себя в любой роли, будь то роль нарушителя норм поведения или роль судьи. Через игру мы можем показать самому ребенку адекватную реакцию социума на его поведение, решения, поступки в реальной, ощутимой для подростка форме, но, не травмируя его личность.

Ролевые игры – довольно разнообразны, и поэтому могут выполнять много функций:

  1. рекреативная функция. Ролевая игра не требует практически никаких материальных затрат и навыков, поэтому доступна каждому, кто обладает минимальным воображением. Она дает возможность на время побыть кем-то другим и отдохнуть от повседневной скуки.
  2. социализация. Подросток, играющий в ролевые игры, быстрее интегрируется в молодежную культуру в целом. Кроме того, непосредственно в игре человек «репетирует» свои социальные навыки, которые он, возможно, применит в жизни.
  3. коммуникативная функция имеет не менее существенное значение. Ролевые игры распространены по всему миру и включают в себя множество участников, которые активно общаются друг с другом. [2]

Первые ролевые игры были довольно примитивными, т.е. с плохо  проработанным «миром» и сводились, в основном, к простому заменителю компьютера. В современных играх  разработаны сложные математические модели игры, поэтому для того, чтобы создать достаточно проработанный «мир», необходимо обладать не только воображением, но и многими знаниями. Например, для того, чтобы представить мир 2030 года, необходимо ориентироваться в геополитике, экономике, географии и многих других науках. Часто необходимо знание социологии для создания адекватного «миру» общественного устройства. Таким образом, у человека появляется стимул не только получать эти знания, но и применять их, что намного эффективней. Кроме того,  ролевые игры оказывают большое влияние на физическое развитие молодежи. Все это позволяет говорить о развивающей функции ролевых игр.

Ролевые игры могут удовлетворить  потребность в самовыражении  индивида. Некоторые «самовыражаются», придумывая сюжеты, другие - играя роли, или делая арбалеты или другие аксессуары для игры. В любом случае, если какое-то дело получается хорошо, человек может получить признание своих сверстников, что очень важно для формирования личности.

Игра – сложное  социально-психическое явление уже потому, что это не возрастное явление, а личностное. Потребность личности в игре и способность включаться в игру характеризуется особым видением мира и не связаны с возрастом человека. При достаточно осознанном отношении игра становится средством стрессового контроля, самообновления, самосовершенствования, преодоления внутреннего конфликта, а также стимулирования приподнятого настроения. [17]

Между тем, уже  давно обнаружено, что игра не представляет собой чего-либо случайного, она неизменно  возникает на всех стадиях  культурной жизни у самых разных народов и представляет неустранимую и естественную особенность человеческой природы.

Процесс социализации есть неразрывное единство с естественной потребностью детского организма – развитии, осуществляемым через игру. Игра по своему происхождению и содержанию социальна.

«Игра - это такая  деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности». [9]

Значение игры в социализации личности подростка определяется тем, что игра рассматривается как форма включения подростка в мир человеческих действий и отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Социализация – это сложный непрерывный    процесс, протекающий на биологическом, психологическом и социальном уровнях.

Функции социализации раскрывают и определяют процесс  развития индивида и общества. Функции направляют активность индивида, определяя более или менее перспективные пути развития личности. Они, реализуясь в комплексе, дают возможность индивиду проявить себя в определенной сфере деятельности. Поскольку социальная среда - явление динамическое, результатом социализации являются все новые и новые качества, приобретаемые в процессе социальной жизни, благодаря завязыванию все новых связей, отношений с другими людьми, общностями, системами.

Ролевые игры довольно разнообразны, и поэтому могут  выполнять много функций.

Возможность вбирать  в себя функции всех социальных институтов, способствующих формированию и развитию подрастающего поколения, делает ролевые игры привлекательными, интересными и содержательными, а это, в свою очередь, способствует привлечению к участию в них подростков и дает возможность широким массам школьников развивать свои творческие способности, открывает пути самореализации личности. В своих высших формах служат целям воспитания, просвещения и самовоспитания подрастающего поколения. Это вызывает благоприятный психологический настрой  и облегчает процесс социализации подрастающего поколения.

Таким образом, в процессе игры подростку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, характера ребенка, в частности таких качеств как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность.

В заключении можно отметить, что в работе автор раскрыл понятия игры, ролевой игры, понятия и формы социализации; цель и задачи, поставленные в работе, решены.

Список литературы

  1. Андреева Г. М. Социальная психология. [Электронный ресурс]. – Режим доступа. - http://sbiblio.com/biblio/archive/andreeva_social_psihology/17.aspx
  2. Вольфсон Ю.Р. Ролевые игры как социальный феномен. [Электронный ресурс]. – Режим доступа. - http://utopiya.spb.ru/index.php?option=com_content&view=article&catid=38:2010-01-15-12-09-51&id=62:2010-01-15-14-02-27&Itemid=206
  3. Выготский Л.С. Психология [Текст]. - М: Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2000.
  4. Головин С.Ю. Словарь практического психолога [Текст].  - Мн.: Харвест, 1998.
  5. Гуревич А.М. Ролевые игры и кейсы в бизнес – тренингах [Текст]. - СПб: Речь, 2006.
  6. Комлев Н.Г. Словарь иностранных слов [Текст] / Н.Г. Комлев. – М.: ЭКСМО, 2006.
  7. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М., 1999. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа. - http://www.psychology.i-bunin.net/view/11396/2
  8. Мухина В.С. Возрастная психология: феномен развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов [Текст]. – 5-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  9. Николенко Л.А. На пути к личности. Учебное пособие. – Псков, 2000. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа. - http://window.edu.ru/window/library/pdf2txt?p_id=5364&p_page=1
  10. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений [Текст] / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. — М.: Школа-Пресс, 1997.
  11. Понятие игры [Электронный ресурс]. – Режим доступа. - http://www.razumniki.ru/ponyatie_igra.html
  12. Пятунин В. А. Девиантное поведение несовершеннолетних: современные тенденции [Электронный ресурс]. – Режим доступа. -  http://www.prison.org/lib/Deviant%20behavior%20of%20juveniles,%20Pyatunin.pdf
  13. Ролевая игра (значения) [Электронный ресурс]. – Режим доступа. - http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0_%28%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%29
  14. Ролевая игра, как способ социализации в условиях лагеря [Электронный ресурс]. – Режим доступа. - http://summercamp.ru/index.php5/%D0%A0%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0_%D0%BA%D0%B0%D0%BA_%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1_%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8_%D0%B2_%D1%83%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%8F%D1%85_%D0%BB%D0%B0%D0%B3%D0%B5%D1%80%D1%8F
  15. Тишин С. Альманах «Та сторона» [Электронный ресурс]. – Режим доступа. - http://www.rusf.ru/tc/tc11/11publ1.htm
  16. Социализация личности младшего школьника. Курс лекций [Электронный ресурс]. – Режим доступа. - http://eva.vnt.ru/discussion_club/viewtopic.php?f=97&t=1585
  17. Социальная природа игры [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – http://www.studyexperts.ru/stdds-290-1.html
  18. Философский энциклопедический словарь [Текст]. – Москва «Советская энциклопедия», 1983г.
  19. Эльконин Д. Б. Психология игры [Текст] / Д. Б. Эльконин. – 2-е изд. – М.: Гумант. центр ВЛАДОС, 1999.
  20. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система [Электронный ресурс]. – Режим доступа. - http://www.psyinst.ru/library.php?part=article&id=2341

Информация о работе Ролевая игра, как один из методов социализации подростка