Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 06:07, курсовая работа
Актуальность темы. Проблема современной методики преподавания иностранных языков заключается в организаций обучения детей разных возрастов с помощью игр. Актуальность данной проблемы вызвана целым рядом факторов. Во-первых, интенсификация учебного процесса ставит задачу поиска средств поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу и активизаций их деятельности на протяжений всего занятия. Эффективным средством решения этой задачи являются учебные игры. Во-вторых, одной из наиболее важных проблем преподавания иностранного языка является обучение устной речи, создающей условия для раскрытия коммуникативной функций языка и позволяющей приблизить процесс обучения к условиям реального обучения, что повышает мотивацию к изучению иностранного языка. Вовлечение учащихся в устную коммуникацию может быть успешно осуществлен в процессе игровой деятельности.
Введение--------------------------------------------------------------------------------------3
I. Ролевая игра-форма работы на уроках иностранному языку-------------6
1.1 История возникновения игры -------------------------------------------------------6
1.2. Характеристика ролевой игры -----------------------------------------------------7
1.3.Ролевая игра как средство обучения иноязычному общению на уроках английского языка-------------------------------------------------------------------------10
1.4. Структура ролевой игры ----------------------------------------------------------12 1.5. Функции ролевых игр --------------------------------------------------------------13
1.6. Требования к ролевой игре -------------------------------------------------------14
1.7. Виды ролевой игры на разных возрастных этапах----------------------------15
II. Комплекс ролевых игр--------------------------------------------------------------17
Заключение--------------------------------------------------------------------------------32
Библиографический список-----------------------------------------------------------33
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РК
КАРАГАНДИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. Е.А. БУКЕТОВА
Курсовая работа
Тема: «Ролевые игры как средство повышения познавательного интереса учащихся на уроках английского языка»
Проверила:доц. Копжасарова У. И.
КАРАГАНДА 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение----------------------
I. Ролевая игра-форма работы на уроках иностранному языку-------------6
1.1 История
возникновения игры ------------------------------
1.2. Характеристика ролевой
игры ------------------------------
1.3.Ролевая
игра как средство обучения
иноязычному общению на уроках
английского языка-------------
1.4. Структура
ролевой игры ------------------------------
1.7. Виды ролевой
игры на разных возрастных этапах------------------------
II.
Комплекс ролевых игр----------
Заключение--------------------
Библиографический
список------------------------
Введение
Наше время характеризуется
Актуальность темы. Проблема современной методики преподавания иностранных языков заключается в организаций обучения детей разных возрастов с помощью игр. Актуальность данной проблемы вызвана целым рядом факторов. Во-первых, интенсификация учебного процесса ставит задачу поиска средств поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу и активизаций их деятельности на протяжений всего занятия. Эффективным средством решения этой задачи являются учебные игры. Во-вторых, одной из наиболее важных проблем преподавания иностранного языка является обучение устной речи, создающей условия для раскрытия коммуникативной функций языка и позволяющей приблизить процесс обучения к условиям реального обучения, что повышает мотивацию к изучению иностранного языка. Вовлечение учащихся в устную коммуникацию может быть успешно осуществлен в процессе игровой деятельности.
В условиях реализаций задач реформы общеобразовательной школы учителя и методисты постоянно ищут резервы повышения уровня качества и эффективности обучения иностранному языку. Одним из этих резервов можно считать ролевую игру, которая является эффективным средством создания коммуникативной направленности уроков иностранного языка. Ролевая игра, будучи наиболее точной и доступной моделью иноязычного общения, является той организационной формой обучения, которая позволяет оптимально сочетать групповые, парные и индивидуальные формы на уроке. При участий в ролевых играх у детей закладываются основы коммуникативной компетенций, позволяющие осуществлять иноязычное общение учащихся на уроках, что является главной целью обучения иностранному языку. Ролевая игра - простой и доступный путь к овладению знаниями, умениями, навыками. Необходимость рационального построения, организаций и применения ролевых игр в процессе обучения и воспитания школьников средствами иностранного языка требует тщательного и детального изучения этого вопроса.
Причина столь повышенного в настоящее время интереса к различного рода играм - это, в первую очередь, отход от традиционных форм и методов обучения. Следует также отметить, что при сохранений достаточно высокой мотиваций возникает снижение познавательного интереса к изучению иностранного языка. Данное явление происходит в связи с тем, что учащиеся сталкиваются с некоторыми трудностями, которые кажутся им непреодолимыми. Игровая же деятельность, являясь одним из методов, стимулирующих учебно-познавательную деятельность, позволяет использовать все уровни усвоения знаний. Следовательно, не случаен интерес к использованию на уроках иностранного языка игровых методов.
Как сделать каждый урок интересным, увлекательным и добиться того, чтобы он развивал познавательный интерес, творческую мыслительную активность учащихся?
Игра является действительным инструментом
преподавания, который активизирует
мыслительную деятельность обучаемых,
позволяет сделать учебный
По мнению психологов (А.А.Леонтьев) мотивация, создаваемая игрой, т.е игровая мотивация, должна быть представлена в учебном процессе наряду с коммуникативной, познавательной и эстетической. Все это вместе взятое составляет мотивацию обучения. Д. Б. Эльконин считает что игра выполняет четыре важнейшие для человека функции: средство развития мотивационно-потребностной сферы, средство познания, средство развития детей и средство развития произвольного поведения.
Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и доступным путём к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками.Общение на любом языке требует большого словарного запаса, который накапливается в течение нескольких лет. Отсюда следует, что изучать язык следует начинать с раннего детства. Это вызвало поиск педагогами новых приёмов, позволяющих детям эффективно и качественно, а главное с интересом изучать иностранные языки. Учитывая тот факт, что интерес является лучшим стимулом к обучению, необходимо стараться использовать каждую возможность, чтобы разгрузить ребёнка посредством игровой деятельности в процессе обучения языку.
В своей работе я постаралась показать всю важность обучающей игры в педагогическом процессе на примере использования её на уроках английского языка на среднем этапе обучения. (См. Приложение).
Сложность же использования игры на занятиях английского языка обусловлена нехваткой методических пособий по данной конкретной теме, поэтому в процессе написания данной курсовой работы мне пришлось опираться на учебники английского языка и сборники игр.
Прежде, чем использовать тот или иной приём в процессе обучения, необходимо знать, с какой категорией детей учитель будет работать, следовательно, прежде всего нужно учесть психологические особенности детей и то, какие виды игр приемлемы для определенного возраста.
На средней ступени обучения иностранному языку у учащихся меняется отношение к изучаемому предмету. Переход к подростковому этапу развития личности характеризуется бурным физическим и духовным ростом, расширением познавательных интересов, тягой к самооценке, к общественной активности. В реализации всех этих процессов находят свое место такие игры, как спортивные, подвижные, интеллектуальные, сюжетно-ролевые. На первое место выдвигаются творческие, сюжетно-ролевые игры.
Цель исследования моей курсовой работы:
Задачи:
Степень разработанности. Проблемы стимулирования и мотиваций к изучению иностранного языка с использованием игровых приемов обучения представлены в научных исследованиях многих отечественных ученых (И. Л. Вим, С. Т. Занько, С. С. Полат, Е. И. Пассов, В. М. Филатов и др.)
Объектом исследования является процесс обучения английскому языку.
Предметом исследования является ролевые игры как средство повышения познавательного интереса учащихся на уроках английского языка
Методы исследования:
Материалом для теоретического исследования послужили работы методистов, в разное время обращавшихся к изучению ролевых игр (Аникеевой Н.П, Берна Э., Выготского Л. С., Олейника Т.И., Стронина М.Ф. и д.р.). Для реализации практической главы использовались журналы «Иностранные языки в школе».
Практическая значимость работы. Результаты проведенного исследования могут быть использованы в практике преподавания английского языка; на курсах повышения квалификаций учителей английского языка.
Структура работы:
Курсовая робота состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Глава
1. Ролевая игра- форма работы на уроках
иностранного языка
Термин “игра” на различных языках соответствует понятиям о шутке и смехе, легкости и удовольствии и указывает на связь этого процесса с положительными эмоциями. Вершиной эволюции игровой деятельности является сюжетная или ролевая игра, по терминологии Л.С.Выготского “мнимая ситуация”[4].
Несовпадение содержания игрового действия и составляющих его операций приводит к тому, что ребенок играет в воображаемой ситуации, порождая и стимулируя тем самым процесс воображения: Работа с образами, пронизывающая всю игровую деятельность, стимулирует процессы мышления.
По М.Ф.Стронину, игра - особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения - как поступить, что сказать. Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих [17].
Игра представляет собой небольшую ситуацию, построение которой напоминает драматическое произведение со своим сюжетом, конфликтом и действующими лицами. В ходе игры ситуация проигрывается несколько раз и при этом каждый раз в новом варианте. Но вместе с тем ситуация игры - ситуация реальной жизни. Несмотря на четкие условия игры и ограниченность используемого языкового материала, в ней обязательно есть элемент неожиданности. Услышав неожиданный вопрос, учащийся немедленно начинает думать, как же на него ответить. Поэтому для игры характерна спонтанность речи. Речевое общение, включающее в себя не только собственно речь, но и жест, мимику и т.д., имеет целенаправленность и носит обязательный характер.
Таким образом, М.Ф.Стронин рассматривает игру как ситуативно-вариативное упражнение, где создается возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реальному речевому общению с присущими ему признаками -эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленностью речевого воздействия [17].
Д.Б.Эльконин в своих работах рассматривает историю возникновения ролевой игры [19]. По его мнению, невозможно точно определить исторический момент, когда впервые возникает ролевая игра. Он может быть различным у разных народов в зависимости от условий их существований и форм перехода на более высокую ступень развития. На ранних этапах развития человеческого общества, когда производительные силы находились еще на примитивном уровне и общество не могло прокормить своих детей, а орудия труда позволяли непосредственно, без всякой специальной подготовки включать своих детей в труд взрослых, не было ни специальных упражнений в овладении орудиями труда, ни ролевой игры. Дети входили в жизнь взрослых, овладевали орудиями труда и всеми отношениями, принимая непосредственное участие в труде взрослых. На более высокой ступени развития включение детей в наиболее важные области трудовой деятельности требовало специальной подготовки, которая проходила на уменьшенных по своим формам орудиях. На этом этапе развития возникают одновременно два изменения в характере воспитания и процессе формирования ребенка как члена общества. Первое из них заключается в том, что выделяются некоторые общие способности, необходимые для овладения любыми орудиями (развитие зрительно-двигательных координаций, мелких и точных движений, ловкости и т.п.), и общество создает для упражнения этих качеств особые предметы. Второе изменение заключается в появлении символической игрушки. При ее помощи дети воссоздают те сферы жизни и производства, в которые они еще не включены, но к которым стремятся.