Роль дидактических средств обучения в учебном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 13:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель: исследовать роль дидактических средств обучения в учебном процессе
Объект: учебный процесс.
Предмет: дидактические средства обучения.
Задачи:
определить основные функции дидактических средств обучения;
рассмотреть классификацию дидактических средств обучения;
выявить требования, предъявляемые к дидактическим средствам обучения;
рассмотреть методики использования отдельных видов дидактических средств;
разработать занятие с применением дидактических средств обучения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
1.1. Понятие и функции дидактических средств обучения 5
1.2. Классификация дидактических средств обучения 5
1.3. Значение дидактических средств для повышения эффективности
теоретического обучения 11
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА С ПОМОЩЬЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
2.1. Методика использования дидактических средств на занятиях 17
2.2. Выбор комплекса дидактических средств обучения для ролевой игры 22
2.3. Разработка ролевой игры с использованием дидактических
средств обучения 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 28

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 61.13 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение 3

ГЛАВА I. Теоретические основы использования дидактических средств обучения

1.1. Понятие и функции дидактических средств обучения 5

1.2. Классификация дидактических средств обучения 5

1.3. Значение дидактических средств для повышения эффективности

теоретического  обучения 11

Глава II. Организация учебного процесса с помощью дидактических средств обучения

2.1. Методика использования дидактических средств на занятиях 17

2.2. Выбор комплекса дидактических средств обучения для ролевой игры 22

2.3. Разработка ролевой игры с использованием дидактических

средств обучения 2

Заключение 27

Список источников 28

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Дидактические средства обучения имеют существенное значение для реализации информационной и управленческой функции педагога. Они помогают возбудить и поддержать познавательные процессы обучающихся, улучшают наглядность учебного материала, делают его более доступным, обеспечивают наиболее точную информацию об изучаемом явлении. Интенсифицируют самостоятельную работу и позволяют вести её в индивидуальном темпе. Этому компоненту процесса обучения посвятили свои научные исследования: Занков Л.В, Выготский Л.С., Прессман Л.П., Пидкасистый П.И. Во многих исследованиях, подчеркивается, например, в труде Занкова.Л.В. «Дидактика и жизнь», что педагоги недооценивают роль средств обучения, не связывают выбор средств обучения с целями занятия, содержанием обучения, особенностями обучающихся.

Актуальность. В современной педагогической практике Образовательный процесс достигает наивысшей эффективности при широком, но оправданном использовании преподавателем всего богатого арсенала дидактики – через разумную комбинацию различных педагогических форм, методов, способов, средств, приемов, режимов и алгоритмов обучения. В этом умении, мастерстве – важнейший показатель профессиональной компетентности и дееспособности преподавателя.

Некоторые недооценивают роль дидактических  средств обучения, что приводит к  недостаточной технической, технологической  оснащенности обучающегося. А отсюда у обучающихся могут развиваться такие негативные личностные проявления, как мнительность, отчуждение, отстраненность, интеллектуальный экстремизм (т.е. нестабильность гностическая, порождающая нестабильность психологическую), беспринципность, безыдейность.

Некоторые же неоправданно завышают их роль, что приводит к некоему пресыщению обучающегося объемом информации. Поэтому возникло противоречие между необходимостью формирования целостной личности и выбором одностороннего подхода к организации управления процессом развития личности обучающегося. И единственно верным может быть лишь разумное, пропорциональное сочетание различных средств обучения. Однако современное состояние данной теории отличается некоторой фрагментарностью. Нет исследования, в котором с позиции знаний, накопленных в педагогической науке на современном этапе, было бы прослежено зарождение и развитие идей использования дидактических средств в педагогической теории, что позволило бы определить перспективы их использования в современной педагогической практике. Поэтому возникла необходимость нового рассмотрения сущности дидактических средств обучения, их перспектив использования.

Цель: исследовать роль дидактических средств обучения в учебном процессе

Объект: учебный процесс.

Предмет: дидактические средства обучения.

Задачи:

  1. определить основные функции дидактических средств обучения;
  2. рассмотреть классификацию дидактических средств обучения;
  3. выявить требования, предъявляемые к дидактическим средствам обучения;
  4. рассмотреть методики использования отдельных видов дидактических средств;
  5. разработать занятие с применением дидактических средств обучения.

Методы  исследования:

- теоретические: анализ, обобщение,  сравнение;

- практические: проектирование, педагогическая беседа.

 

 

 

 

ГЛАВА I. Теоретические основы использования дидактических средств обучения

 

1.1. Понятие, функции и  классификация дидактических средств  обучения

Технические средства обучения – это совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебно-воспитательном процессе для предъявления и обработки информации с целью его оптимизации. Технические средства обучения объединяет два понятия:

1. Технические устройства, при помощи которых воспроизводится необходимая информация. К ним относят: проекционную и кинопроекционную аппаратуру; магнитофоны, проигрыватели; видеомагнитофоны; технические устройства для контроля знаний; телевизионные системы.

2. Дидактические средства обучения (носители учебной информации) – это источник получения знаний, формирования умений. Дидактическими средствами служат предметы, являющиеся сенсомоторными стимулами, воздействующими на органы чувств обучающихся и облегчающими им непосредственное и косвенное познание мира. К ним можно отнести кинофильмы, диафильмы, диапозитивы, аудиозаписи, видеозаписи, программные средства для контроля знаний и т.п.

Понимаемые  таким образом дидактические  средства выполняют в процессе обучения следующие функции:

1. познавательная функция – дидактические средства служат непосредственному познанию обучающимися определенных фрагментов действительности;

2. формирующая функция – дидактические средства являются способом развития познавательных способностей, а также чувств и воли обучающихся;

3. дидактическая функция - дидактические средства представляют собой важный источник знаний и умений, приобретаемых обучающимися, облегчают закрепление проработанного материала, проверку гипотез, проверку степени овладения знаниями и т.п. Дидактическая функция в свою очередь может включать в себя ряд подфункций:

- наглядности,  обеспечивающей осознанность и  осмысленность воспринимаемой обучающимися учебной информации, формирование представлений и понятий;

- информативности,  поскольку средства обучения  являются непосредственными источниками знания, то есть носителями определенной информации;

- компенсаторности, облегчающей процесс обучения, способствующей  достижению цели с наименьшими  затратами сил и времени обучаемого;

- адаптивности, ориентированной на поддержание  благоприятных условий протекания процесса обучения, организацию демонстрации, самостоятельных работ, адекватность содержания понятия возрастным особенностям обучающихся, плавную преемственность знаний;

- интегративности,  позволяющей рассматривать объект  или явление как часть и  как целое;

4. мотивационная  функция – дидактические средства  обеспечивают формирование устойчивой  мотивации учебной деятельности.

Перечисленные функции дидактических средств  пересекаются между собой и дополняют  друг друга. Так, например, в процессе ознакомления обучающихся с новым материалом познавательная функция выступает наряду с дидактической и формирующей функциями. Аналогичным образом формирующая функция связывается как с познавательной, так и с дидактической функцией, так как, чтобы развивать у обучающихся, например, прочность запоминания или умение самостоятельно мыслить (формирующая функция), мы должны сначала создать для этого соответствующие условия, т. е. определить предмет, с которым будут связаны действия по запоминанию, действия по решению проблем и т. п. (дидактическая функция). Следовательно, представленное выше деление функций дидактических средств является не разделительным, т. е. таким, компоненты которого исключали бы друг друга, а скорее ориентирующим, определяющим основные тенденции и доминирующие моменты. В реальном педагогическом процессе все указанные функции средств обучения представлены комплексно, решая, таким образом, существенные методические проблемы обучения. В отдельном же средстве обучения может доминировать та или иная функция, определяя его роль и место в учебном процессе.

 

1.2. Классификация дидактических средств.

Информация о работе Роль дидактических средств обучения в учебном процессе