Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 13:16, курсовая работа
Цель: исследовать роль дидактических средств обучения в учебном процессе
Объект: учебный процесс.
Предмет: дидактические средства обучения.
Задачи:
определить основные функции дидактических средств обучения;
рассмотреть классификацию дидактических средств обучения;
выявить требования, предъявляемые к дидактическим средствам обучения;
рассмотреть методики использования отдельных видов дидактических средств;
разработать занятие с применением дидактических средств обучения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
1.1. Понятие и функции дидактических средств обучения 5
1.2. Классификация дидактических средств обучения 5
1.3. Значение дидактических средств для повышения эффективности
теоретического обучения 11
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА С ПОМОЩЬЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
2.1. Методика использования дидактических средств на занятиях 17
2.2. Выбор комплекса дидактических средств обучения для ролевой игры 22
2.3. Разработка ролевой игры с использованием дидактических
средств обучения 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 28
Содержание
Введение 3
ГЛАВА I. Теоретические основы использования дидактических средств обучения
1.1. Понятие и функции дидактических средств обучения 5
1.2. Классификация дидактических средств обучения 5
Глава II. Организация учебного процесса с помощью дидактических средств обучения
2.1. Методика использования дидактических средств на занятиях 17
2.2. Выбор комплекса дидактических средств обучения для ролевой игры 22
2.3. Разработка ролевой игры с использованием дидактических
средств обучения 2
Заключение 27
Список источников 28
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В современной педагогической практике Образовательный процесс достигает наивысшей эффективности при широком, но оправданном использовании преподавателем всего богатого арсенала дидактики – через разумную комбинацию различных педагогических форм, методов, способов, средств, приемов, режимов и алгоритмов обучения. В этом умении, мастерстве – важнейший показатель профессиональной компетентности и дееспособности преподавателя.
Некоторые недооценивают роль дидактических средств обучения, что приводит к недостаточной технической, технологической оснащенности обучающегося. А отсюда у обучающихся могут развиваться такие негативные личностные проявления, как мнительность, отчуждение, отстраненность, интеллектуальный экстремизм (т.е. нестабильность гностическая, порождающая нестабильность психологическую), беспринципность, безыдейность.
Некоторые же неоправданно завышают их роль, что приводит к некоему пресыщению обучающегося объемом информации. Поэтому возникло противоречие между необходимостью формирования целостной личности и выбором одностороннего подхода к организации управления процессом развития личности обучающегося. И единственно верным может быть лишь разумное, пропорциональное сочетание различных средств обучения. Однако современное состояние данной теории отличается некоторой фрагментарностью. Нет исследования, в котором с позиции знаний, накопленных в педагогической науке на современном этапе, было бы прослежено зарождение и развитие идей использования дидактических средств в педагогической теории, что позволило бы определить перспективы их использования в современной педагогической практике. Поэтому возникла необходимость нового рассмотрения сущности дидактических средств обучения, их перспектив использования.
Цель: исследовать роль дидактических средств обучения в учебном процессе
Объект: учебный процесс.
Предмет: дидактические средства обучения.
Задачи:
Методы исследования:
- теоретические: анализ, обобщение, сравнение;
- практические: проектирование, педагогическая беседа.
ГЛАВА I. Теоретические основы использования дидактических средств обучения
1.1. Понятие, функции и
классификация дидактических
Технические средства обучения – это совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебно-воспитательном процессе для предъявления и обработки информации с целью его оптимизации. Технические средства обучения объединяет два понятия:
1. Технические устройства, при помощи которых воспроизводится необходимая информация. К ним относят: проекционную и кинопроекционную аппаратуру; магнитофоны, проигрыватели; видеомагнитофоны; технические устройства для контроля знаний; телевизионные системы.
2. Дидактические средства обучения (носители учебной информации) – это источник получения знаний, формирования умений. Дидактическими средствами служат предметы, являющиеся сенсомоторными стимулами, воздействующими на органы чувств обучающихся и облегчающими им непосредственное и косвенное познание мира. К ним можно отнести кинофильмы, диафильмы, диапозитивы, аудиозаписи, видеозаписи, программные средства для контроля знаний и т.п.
Понимаемые таким образом дидактические средства выполняют в процессе обучения следующие функции:
1. познавательная функция – дидактические средства служат непосредственному познанию обучающимися определенных фрагментов действительности;
2. формирующая функция – дидактические средства являются способом развития познавательных способностей, а также чувств и воли обучающихся;
3. дидактическая функция - дидактические средства представляют собой важный источник знаний и умений, приобретаемых обучающимися, облегчают закрепление проработанного материала, проверку гипотез, проверку степени овладения знаниями и т.п. Дидактическая функция в свою очередь может включать в себя ряд подфункций:
- наглядности, обеспечивающей осознанность и осмысленность воспринимаемой обучающимися учебной информации, формирование представлений и понятий;
- информативности, поскольку средства обучения являются непосредственными источниками знания, то есть носителями определенной информации;
- компенсаторности,
облегчающей процесс обучения, способствующей
достижению цели с наименьшими
затратами сил и времени
- адаптивности,
ориентированной на
- интегративности,
позволяющей рассматривать
4. мотивационная
функция – дидактические
Перечисленные функции дидактических средств пересекаются между собой и дополняют друг друга. Так, например, в процессе ознакомления обучающихся с новым материалом познавательная функция выступает наряду с дидактической и формирующей функциями. Аналогичным образом формирующая функция связывается как с познавательной, так и с дидактической функцией, так как, чтобы развивать у обучающихся, например, прочность запоминания или умение самостоятельно мыслить (формирующая функция), мы должны сначала создать для этого соответствующие условия, т. е. определить предмет, с которым будут связаны действия по запоминанию, действия по решению проблем и т. п. (дидактическая функция). Следовательно, представленное выше деление функций дидактических средств является не разделительным, т. е. таким, компоненты которого исключали бы друг друга, а скорее ориентирующим, определяющим основные тенденции и доминирующие моменты. В реальном педагогическом процессе все указанные функции средств обучения представлены комплексно, решая, таким образом, существенные методические проблемы обучения. В отдельном же средстве обучения может доминировать та или иная функция, определяя его роль и место в учебном процессе.
1.2. Классификация дидактических средств.
Информация о работе Роль дидактических средств обучения в учебном процессе