Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 13:16, курсовая работа
Цель: исследовать роль дидактических средств обучения в учебном процессе
Объект: учебный процесс.
Предмет: дидактические средства обучения.
Задачи:
определить основные функции дидактических средств обучения;
рассмотреть классификацию дидактических средств обучения;
выявить требования, предъявляемые к дидактическим средствам обучения;
рассмотреть методики использования отдельных видов дидактических средств;
разработать занятие с применением дидактических средств обучения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
1.1. Понятие и функции дидактических средств обучения 5
1.2. Классификация дидактических средств обучения 5
1.3. Значение дидактических средств для повышения эффективности
теоретического обучения 11
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА С ПОМОЩЬЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
2.1. Методика использования дидактических средств на занятиях 17
2.2. Выбор комплекса дидактических средств обучения для ролевой игры 22
2.3. Разработка ролевой игры с использованием дидактических
средств обучения 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 28
При создании кинофильма, диафильма, телепередачи или компьютерной программы специалисты стремятся не только доходчиво, но и занимательно построить эпизод, придать неожиданность монтажу, композиции кадра, добиваются максимальной выразительности крупных планов, одновременного воздействия голоса диктора, слов действующих персонажей и музыки. Все это, взятое вместе, воздействует на зрителя, вызывает непроизвольное внимание и способствует непроизвольному запоминанию материала.
Глава II. Организация учебного процесса с помощью дидактических средств обучения
2.1 Методика использования дидактических средств на занятиях
Роль
дидактических средств
Важно учитывать, что дидактические средства обучения надо применять лишь тогда, когда это методически оправданно. Для правильного использования дидактических средств обучения необходимо найти возможность логического перехода от одного средства обучения к другому, ввести в занятие именно те средства, которые максимально соответствуют учебным целям и задачам.
Типичными педагогическими ошибками, снижающими эффективность применения дидактических средств обучения, являются следующие:
- недостаточная методическая подготовленность педагога;
- неправильное определение дидактической роли и места аудиовизуальных пособий на занятиях, несоответствие выразительных возможностей аудиовизуальных средств их дидактической значимости;
- бесплановость, случайность их применения;
- перегруженность занятия демонстрацией (прослушиванием), превращение его в зрительно-звуковую, литературно-музыкальную композицию.
Применение дидактических средств обучения создает повышенную нагрузку на центральную нервную систему, особенно на зрительный и слуховой анализаторы. Частое переключение достаточно сложно, а длительное использование одного дидактического средства сильно утомляет обучающихся. В связи с этим использование дидактических средств должно подчиняться специальным гигиеническим нормам, созданным на основе психофизиологических исследований:
- Дидактические средства желательно применять через 5-10 мин после начала работы.
- При использовании дидактических средств обучения однообразная структура занятия ведет к быстро развивающемуся утомлению, так как трудно в течение всего занятия выполнять одну и ту же деятельность. Поэтому необходимо не злоупотреблять использованием дидактических средств, чередовать различные методы и приемы работы.
-В течение недели количество занятий с применением дидактических средств для обучающихся не должно превышать 3-5.
-При использовании звуковых средств обучения длительность применения звукозаписи допустима в пределах 25-30 мин, если при этом используется музыка, то на 5 мин больше. При использовании для подачи звукозаписи наушников необходимо оборудовать их индивидуальными регуляторами громкости, позволяющими устанавливать комфортный уровень громкости звуковых сигналов.
-Продолжительность фильма на одном уроке не должна превышать 30-40 мин, длительность фрагментов - 4-6 мин, общее количество фрагментов на одном уроке - не более 7.
Специальные гигиенические исследования показали, что степень утомления обучающихся определяется совокупностью и сочетанием объема, насыщенности, сложности, вида используемого дидактического средства, интенсивности и эмоциональности занятий. Для каждого предмета существуют свои оптимальные соотношения факторов утомительности.
На занятиях с использованием дидактических средств педагог:
- выделяет основные демонстрируемые объекты и явления, раскрывает их сущность;
- сосредотачивает внимание обучающихся на содержании информации, получаемой посредством дидактических средств;
- обращает внимание обучающихся на какую-то сторону или деталь изучаемого объекта;
- активизирует, стимулирует мыслительную деятельность обучающихся;
- создает проблемную ситуацию, включая обучаемого в активный познавательный поиск;
- устанавливает связи между содержанием дидактических пособий и темой урока;
- подводит обучающихся к выявлению сложных внутренних связей и закономерностей;
- вызывает воспроизведение запечатленных ранее образов.
Применение экранных средств на уроке подразумевает особую структуру занятия:
1. Подготовка к просмотру.
Наиболее эффективная форма - беседа, в которой педагог специально разработанными вопросами помогает обучающимся вспомнить все, что они уже знают по данной теме. Вступительное слово по длительности не должно превышать нескольких минут.
Если используется достаточно продолжительный фильм, привлечь внимание к его содержанию можно, рассмотрев с учащимися его план. Пункты плана ориентируют учеников в процессе просмотра фильма, помогают им отличить основное от второстепенного, выделить существенное.
2. После демонстрации педагог проводит беседу, в ходе которой:
- выясняет, как усвоен материал, что было непонятно;
- связывает новый экранный материал с ранее изученным;
- уточняет и дополняет полученные представления, приводит их в систему, делает выводы, обобщения.
О глубине
понимания и прочности
- воспроизвести верно и в логической последовательности основные моменты материала;
- правильно выявить причинные связи между предметами и явлениями;
- не ограничиваться изложением текста и дополнениями педагога, в своем комментарии расширить и углубить их.
По соответствию ответов обучающихся этим параметрам педагог может оценить эффективность применения дидактических средств в данном случае.
Рассмотренные особенности дидактических средств определяют их место в учебно-воспитательном процессе. Их можно использовать на занятиях:
- как
источник новой учебной
- как средство иллюстрации учебного материала;
- с целью
систематизации и обобщения
- образность, наглядность, выразительность дидактических средств позволяют использовать их как зрительную и слуховую опору для организации самостоятельной работы обучающихся.
2.2. Выбор комплекса дидактических средств для ролевой игры
Дидактические средства могут стать ценным элементом процесса обучения, когда они используются в тесной связи с остальными компонентами этого процесса. Их подбор зависит не только от материальной оснащенности учебного заведения пособиями, но и от поставленных целей занятия, методов учебной работы, возраста обучающихся, а также от характерных особенностей отдельных учебных предметов.
Например,
использование дидактических
Подбор и применение средств обучения должны осуществляться комплексно, с учётом основных характеристик и компонентов учебного процесса. Рассмотрим основные критерии комплексности подхода к методическому обеспечению учебно-воспитательного процесса средствами обучения.
Исходным документом для разработки комплекса методического обеспечения предмета (профессии) является учебная программа, определяющая содержание процесса обучения в соответствии с требованиями современного производства, научно-технического прогресса к подготовке квалифицированных рабочих. Комплекс средств обучения должен охватывать все основное содержание программного материала. Комплексность в данном случае выражается в том, что изучение каждой темы учебной программы должно быть обеспечено необходимым минимумом средств обучения.
Комплексный
подход к методическому оснащению
учебно-воспитательного
Комплексность
в методическом отношении учебно-
Успех можно дополнительно увеличить, применяя средства, которые:
- служат не только лучшему непосредственному познанию, но также и лучшему познанию опосредованному;
- требуют от обучающихся самостоятельного мышления и деятельности, в особенности постоянного использования уже имеющихся знаний для приобретения новых;
- дают обучающимся всестороннее представление о познаваемых предметах, явлениях, процессах и событиях, что требует оперирования различными средствами, позволяющими осветить познаваемые факты с разных точек зрения.
Развитие
техники привело к
Учебные
программы радио и телевидения
могут выполнять различные
И наконец, оcнащая учебно-воспитательный процесс средствами обучения, необходимо учитывать экономический фактор, имея в виду выбор и планирование создания таких средств обучения (при оптимальных затратах на их приобретение, разработку и приготовление), которые позволяют бы успешно решать учебно-воспитательные задачи.
2.3. Разработка ролевой игры с использованием дидактических средств
Информация о работе Роль дидактических средств обучения в учебном процессе