Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 14:40, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучить сущность проблемы домашней учебной работы младших школьников и дать теоретически-методическое осмысление её эффективной организации как формы учебной деятельности.
Объект исследования: учебная деятельность младших школьников.
Предмет исследования: домашняя учебная работа как одна из эффективных форм учебной деятельности младших школьников.
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты роли домашней учебной работы творческого характера в повышении успеваемости младших школьников
§1. Понятие успеваемости
§2. Сущность домашней учебной работы, ее функции и виды
§3. Организация домашней учебной работы младших школьников
Глава II. Экспериментальная работа по изучению роли домашней
учебной работы творческого характера в повышении успеваемости
младших школьников
§1. Диагностика уровня успеваемости учащихся
§2. Повышение успеваемости учащихся через использование домашней учебной работы творческого характера
§3. Анализ результатов исследования уровня успеваемости учащихся
Заключение
Литература
Введение
Анализ исследований, посвящённых организации домашней учебной работы, позволяет утверждать об актуальности, многоплановости данной проблемы. Таким образом имеет место противоречие между степенью изученности проблемы домашней работы учеников начальных классов и теоретико-методическим осмыслением её с учётом особенностей конкретной образовательной среды и её субъектов.
Цель курсовой работы: изучить сущность проблемы домашней учебной работы младших школьников и дать теоретически-методическое осмысление её эффективной организации как формы учебной деятельности.
Объект исследования: учебная деятельность младших школьников.
Предмет исследования: домашняя учебная работа как одна из эффективных форм учебной деятельности младших школьников.
Задачи исследования:
Методы исследования:
Практическая значимость исследования: полученные в результате исследования новые знания могут быть использованы учителями-практиками, работающими в начальной школе, а также студентами в период прохождения педагогической практики.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ДОМАШНЕЙ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ КАК ФОРМЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
§ 1.1 Общая характеристика учебной деятельности младших школьников
Успеваемость - это характеристика степени, полноты, глубины, сознательности и прочности знаний, умений и навыков, усвоенных учащимися в соответствии с требованиями учебной программы, внешнее выражение оценочными баллами [5, 399]
В школах различают четвертную, полугодовую и годовую успеваемость. Употребление термина «успеваемость» не всегда связывается с установленным сроком. Например, когда говорят о повышении или понижении успеваемости, временной интервал может определяться произвольно, в зависимости от конкретных обстоятельств. В таких случаях имеется в виду текущая успеваемость. Успеваемость ученика суммируется из текущих оценок и, как правило, близка к их среднеарифметической, хотя возможны и отклонения от нее, так как узаконенных формальных процедур здесь нет. Оценка успеваемости может относиться не только к отдельным учащимся, но и к классам, к школам в целом, а также к объединениям школ по географическому принципу (район, город, область и др.). В таких случаях выводится общая успеваемость (как по отдельным предметам, так и суммарная), выражаемая в процентах. В абсолютных числах проводится только количество неуспевающих учащихся.
Достижение высокой успеваемости – одна из основных задач современных школ. Эта задача решается посредством системы дидактических средств, внедрения в учебно-воспитательную практику достижений психолого-педагогической мысли, передового опыта преподавания и эффективных мер воспитательного воздействия.
В процессе преподавания содержательностью, четкостью, яркостью изложения и объяснения учитель добивается активного восприятия учащимися учебного материала, возбуждает их интерес к учению. Поддержанию внимания учащихся на протяжении занятий способствуют специальные упражнения (особенно в младших классах) по тренировке и развитию произвольного внимания. Организуя различные виды и формы самостоятельной учебной работы учащихся на уроке и при выполнении домашних заданий, школьники учатся формулировать выводы, анализировать и уточнять ответы товарищей при опросе. Борясь против механического заучивания, учитель достигает развития мышления учащихся, осмысленного усвоения ими учебного материала и умения применять теоретические знания на практике.
Совершенствование памяти в процессе обучения, применения эффективных способов заучивания, систематическое повторение пройденного и продуманная система устных и письменных упражнений, практическая направленность занятий способствуют прочности знаний, умений и навыков. С помощью рациональной системы текущего (повседневного), периодического (тематического, четвертного) и итогового (годового) учета, проверки и оценки знаний выявляется каждый факт ослабления или отвлечения внимания отдельных учащихся к занятиям, а также тот или другой уровень успеваемости. Индивидуальный подход в обучении и воспитании, учет психологических особенностей и уровня развития школьников, подбор заданий, соответствующих их интересам и склонностям, своевременная помощь отстающим имеют исключительное значение для достижения прочности знаний и высокой успеваемости.
Важнейшей воспитательной задачей является формирование у детей надлежащих мотивов учения и выработка у них ответственного отношения к учению, основанного на стремлении стать полезными и достойными гражданами своей Родины. Углубление и расширение знаний учащихся, развитие их любознательности и интереса к знаниям в значительной мере зависят от внеклассной и внешкольной образовательной работы.
В борьбе за высокую успеваемость школа выступает в содружестве с семьей. Совместно они организуют правильный режим дня школьника и необходимые материально-бытовые условия для успешного учения.
Накопление пробелов в знаниях учащихся, отсутствие достаточной преемственности в обучении, необходимой дисциплины и навыков учебной работы: отвлекаемость, рассеянность внимания, медлительность, слабая память, неумение регулярно и организованно заниматься, недостаточное прилежание – ведут к неуспеваемости. Имеются также причины семейного и бытового характера: слабое здоровье, болезнь, переезды, перевод в другую школу.
Неуспеваемость может быть легко устранимой или более глубокой и устойчивой. В первом случае – это текущая неуспеваемость, незначительные пробелы в знаниях, которые могут быть преодолены выполнением специальных учебных заданий, консультаций и т. д. Более сложный случай представляет собой четвертная или полугодовая неуспеваемость, когда в течение ряда месяцев у школьника наблюдается слабое усвоение изучаемого материала. Для ликвидации такой неуспеваемости требуется серьезная и продолжительная работа: дополнительные занятия под наблюдением и руководством учителя, помощь временного прикрепленного к отстающему ученику сильного товарища и другие меры. Иногда неуспеваемость не поддаётся ликвидации, образуется годовая неуспеваемость, которая влечет за собой оставление ученика на повторный курс в том же классе.
Школа прилагает все усилия к тому, чтобы все учащиеся усваивали знания, умения и навыки и своевременно, без задержек заканчивали курс обучения. Опыт передовых учителей убедительно показывает реальную возможность достижения стойкой, высокой успеваемости всех или почти всех учащихся.
§1. 2. Сущность домашней учебной работы, ее функции и виды
Домашняя учебная работа – неотъемлемая и важная часть учебного процесса.[7, 236]
Это обязательный компонент учебной работы, средство подготовки к самообразованию.
В педагогической литературе и словарях даны следующие определения домашней учебной работы:
Домашние задания – составная часть процесса обучения, заключающаяся в выполнении учащимися по заданию учителя самостоятельной учебной и практической работы после классных занятий. [4, 350]
Домашние задания – составная часть процесса обучения, организуемая учителем с целью закрепления и углубления знаний учащихся, полученных на уроках, а также для подготовки их к активному восприятию нового учебного материала. [6, 390]
Домашняя учебная работа - самостоятельное выполнение школьником заданий учителя после уроков.[ 11, 63]
Домашние задания - форма самостоятельной работы учащихся с целью повторения, закрепления и углубления знаний, полученных на уроке, а также для подготовки к восприятию нового материала, а иногда для самостоятельного решения посильной познавательной задачи.[1, 76]
Издавна домашняя учебная работа учащихся служила и служит важнейшим средством углубленного усвоения и закрепления знаний, умений и навыков; в этом одна из ее дидактических функций.
Любой навык становится прочным лишь после достаточного количества упражнений. Сколько нужно таких упражнений — зависит от особенностей материала и от индивидуальных особенностей учащихся. Один достигает необходимых результатов уже на уроке и дома лишь контролирует упражнениями качество навыка. Другой должен дома с помощью инструкции в учебнике или тетради еще раз пройти все этапы формирования навыка и возвращаться к упражнениям снова и снова. На уроке такую индивидуализацию обеспечить сложно.
В классе не усваиваются одинаково прочно всеми учащимися и все знания. Один быстро разбирается в сути закона, правила и почти сразу запоминает главное, существенное; другой хорошо понимает учебный материал при первом восприятии, но быстро забывает; третий не умеет сразу выделить и запомнить существенное, главное, этого он добивается лишь дома, повторяя еще раз материал по учебнику, конспекту.
Вполне понятно, что домашняя учебная работа не должна быть копией того, что было на уроке. Повторение и закрепление организуется на другом уровне, в несколько иной форме. Если это условие не выполняется, домашняя работа может вместо пользы приносить вред. В. А. Сухомлинский предупреждал учителя: «Никогда умственные усилия не должны направляться только на закрепление в памяти, на заучивание. Прекращается осмысливание — прекращается и умственный труд, начинается отупляющая зубрежка. Зубрежка пагубно отражается на моральном облике воспитанника. Выполняя изо дня в день в течение многих лет эту тяжелую, но бессмысленную работу, ученик получает неправильное представление об умственном труде вообще, ненавидит учение. В конце концов, он перестает трудиться». Это происходит в тех случаях, когда повторение и закрепление на одном и том же уровне является основной целью домашнего задания.
Выполнение домашних заданий — по сути дела, несколько домашних уроков, которые ученик проводит сам с собой. Сначала он учит, допустим, математику, потом, после небольшого перерыва, — русский язык и т. д. Чтобы успешно справиться с этим, нужно владеть общими учебными умениями и навыками, прежде всего умением спланировать всю работу, распределить ее во времени, умением работать с книгой, умением контролировать себя в ходе и в конце выполнения заданий. С другой стороны, эти навыки и формируются в процессе самостоятельной учебной работы. Только в домашних условиях ученик может испробовать различные виды самоконтроля и выбрать наиболее эффективный (например, воспроизведение всего текста или ответы на вопросы, составление плана и т. д.), выявить особенности своей памяти и в зависимости от них учить урок «про себя», вслух или одновременно делая записи, зарисовки, схемы, «в один присест» или возвращаясь к материалу несколько раз. Эта важнейшая функция домашней работы выполняется, если задание содержит соответствующие вопросы, которые затем проверяются в классе (то есть осуществляется контроль не только за результатом работы, но и за ее процессом).
Домашняя работа — это самостоятельная учебная работа без непосредственного руководства и помощи учителя. Самостоятельность является и условием успешного выполнения домашних заданий и одной из целей домашней учебной работы. Формирование самостоятельности в учебно-познавательной деятельности — одна из ведущих функций домашней работы. Особенно важно то, что самостоятельность в учебно-познавательной деятельности является условием формирования самостоятельности как черты личности.
Выделить различные функции домашней учебной работы возможно лишь условно. На практике они тесно связаны, взаимопроникают и взаимообуславливают друг друга. Свойством глубокого проникновения в другие особенно обладают воспитывающая и развивающая функции. Если домашнее задание педагогически продумано, оно не только предусматривает дидактическую, обучающую цель, но непременно развивает и воспитывает.
Систематическое выполнение в срок указанного учителем задания приучает к ответственности, исполнительности, аккуратности, воспитывает трудолюбие. Практика показывает, что воспитательный аспект проблемы как раз и является наиболее трудным. Известно, что развивающие и воспитывающие возможности любой деятельности реализуются лишь при условии, что ученик активно участвует в ней, выполняет ее с желанием. К сожалению, уже в четвертом классе часть учащихся перестает регулярно выполнять домашние задания и выполняет лишь наиболее легкие из них. Не готовя задания, ученик сначала встает на путь обмана, списывания, а в старших классах часто вообще игнорирует домашние задания, не испытывая при этом угрызений довести. Воспитывающая функция домашней работы (как и все остальные) сводится для учащихся в таких случаях на нет.
Возникает серьезная педагогическая проблема. С одной стороны, отмечается огромная перегрузка домашней учебной работой части школьников, что вредно отражается на их здоровье, а с другой — остро стоит вопрос о том, чем и как занять школьников во внеучебное время, чтобы отвлечь их от пустого времяпрепровождения.
Воспитание морально-волевых качеств школьников было и остается важной функцией домашней учебной работы. Нельзя забывать о том, что требованием времени является воспитание инициативы, активности, тех качеств, без которых невозможен творческий труд. Способствовать творческому отношению к делу — одна из задач домашней учебной работы.
Особенно много внимания уделял этому вопросу В. А. Сухомлинский. Он советовал: «Не обрушивайте на ребенка лавину знаний, не стремитесь рассказать на уроке о предмете изучения все, что вы знаете,— под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность». С пытливости, любознательности, интереса и начинается творчество. Стимулировать интерес к учению в целом — важнейшая функция домашней учебной работы.
Наконец, домашняя учебная работа должна быть средством сближения обучения и самообразования. Действительно, овладение общими учебными умениями и навыками, развитие интереса к самостоятельной учебной работе, формирование опыта творческой деятельности — все это является условиями формирования потребности в самообразовании. Готовность к самообразованию проявляется и может формироваться не только в старших, но и в самом младшем школьном возрасте. Как к творческой деятельности, так и к самообразованию побуждает, прежде всего, интерес. Понятно, что у школьника не может быть одинакового интереса ко всем областям знания.