Роль домашней учебной работы творческого характера в повышении успеваемости младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 14:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: изучить сущность проблемы домашней учебной работы младших школьников и дать теоретически-методическое осмысление её эффективной организации как формы учебной деятельности.
Объект исследования: учебная деятельность младших школьников.
Предмет исследования: домашняя учебная работа как одна из эффективных форм учебной деятельности младших школьников.

Содержание

Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты роли домашней учебной работы творческого характера в повышении успеваемости младших школьников
§1. Понятие успеваемости
§2. Сущность домашней учебной работы, ее функции и виды
§3. Организация домашней учебной работы младших школьников
Глава II. Экспериментальная работа по изучению роли домашней
учебной работы творческого характера в повышении успеваемости
младших школьников
§1. Диагностика уровня успеваемости учащихся
§2. Повышение успеваемости учащихся через использование домашней учебной работы творческого характера
§3. Анализ результатов исследования уровня успеваемости учащихся
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 232.50 Кб (Скачать файл)

В младшем возрасте интерес проявляется обычно любознательность,   чаще к тому, на что направляет ребенка учитель. Многие учащиеся начальных классов с готовностью находят и читают книги, журналы, указанные учителем, обращаются к энциклопедиям, смотрят научно-популярные фильмы и затем  сообщают на уроке дополнительную информацию.

В среднем школьном возрасте у учащихся познавательные интересы углубляются, появляются внеучебные интересы, которые учитель не должен игнорировать. В практике нередки случаи, когда школьник проявляет повышенный интерес к чему-либо, например, к разведению рыб, но к предметам биологического цикла относится отрицательно. Так бывает, когда учитель не учитывает его интерес, не помогает, не побуждает к самообразованию, более того, иногда настраивает родителей ученика против его увлечения. В результате не появляется желаемого усердия, негативное отношение к учению и школе углубляется.

В старшем школьном возрасте познавательные интересы дифференцируются. Изменяется и роль домашних заданий. Нельзя здесь рассчитывать одинаково на возросшие возрастные возможности школьников и предъявлять одинаково высокие требования к домашней работе по всем предметам. Необходимо учитывать учебно-профессиональные интересы, склонности учащихся, которые формируются часто уже в восьмом-девятом классах довольно прочно.

Специфично проявляются в разных возрастах и другие функции домашней учебной работы, например, воспитание морально-волевых качеств личности. В начальных  классах содержание, характер и форма домашнего задания, методика его задавания и особенно проверка содержат элементы, направленные на воспитание исполнительности, аккуратности, трудолюбия, ответственности детей и подростков.

Таким образом, многозначность роли домашней учебной работы, значительность ее функций обусловливают ее необходимость как органической части единого учебно-воспитательного процесса в школе. Нельзя забывать о том, что обучающая, развивающая и воспитывающая возможности домашней учебной работы содержатся в ней потенциально и реализуются лишь при определенных условиях. Поскольку процесс выполнения домашних заданий учителем непосредственно не управляется, то выбор форм и видов домашней учебной работы весьма ограничен.

           По форме традиционно выделяют задания по работе с книгой (чтение, осмысление, заучивание текста), устные упражнения, письменные упражнения,  учебно-практические задания,  творческие работы. Существенными для домашней учебной работы являются вопросы о соотношении в задании нового знания и ранее пройденного, теории и практики, репродуктивной и творческой деятельности.

Виды домашних учебных заданий.

Обычно домашняя самостоятельная работа школьников оформляется в виде учебных заданий. Виды домашних заданий разнообразны и зависят от учебного предмета, цели урока, возраста и подготовленности учащихся:

-работа с текстом учебника;

-выполнение упражнений, решение задач;

-выполнение графических работ;

-практические работы по наблюдению за животными, растениями, явлениями природы;

-проведение простых самостоятельных опытов;

-заучивание наизусть.

Работа школьников над текстом учебника дома начинается с воспроизведения по памяти знаний, полученных на уроке. Объединение материала, усвоенного на уроке, с текстом учебника – важнейшее условие правильной работы с книгой. Основными общими методическими приемами работы учащихся с текстом учебника являются: чтение, понимание, выделение главного, выписывание непонятных слов, выражений и т. д.  Упражнения – это планомерное, организованное, повторное выполнение действий с целью их изучения или повышения их качества. Без правильно организованных упражнений невозможно овладеть учебными и практическими умениями и навыками. В начальной школе широко используют устные упражнения. Они связаны с развитием речи, логического мышления, познавательных возможностей. Назначение устных упражнений разнообразное: овладение техникой и культурой чтения, устного счета, рассказа, логического изложения знаний и т.д. Постепенно устные упражнения усложняются. Письменные упражнения (стилистические, грамматические, орфографические, сочинения) составляют также важный компонент обучения.

К письменным упражнениям тесно примыкают графические работы, используемые при изучении математики, рисования. Основные виды графических работ в начальной школе – рисунок, чертеж, заполнение контурных карт, изображение орнаментов, узоров и т.д.

Огромное значение имеют практические работы по наблюдению за животными, растениями, явлениями природы. Наблюдение – важнейший источник знаний об окружающем мире. Они дают материал, основу, на которой строятся мыслительные операции. Поэтому наблюдения являются важным средством развития мышления детей. Велика роль наблюдений для развития устной и письменной речи. Уже с первого класса ведутся наблюдения за погодой, за жизнью растений, животных, за трудом людей, которые фиксируются в календаре природы и труда.

Нередко учащимся предлагается  на дом проведение простых самостоятельных опытов. Опыт имеет огромное значение в учебном процессе. Он вызывает активную мыслительную деятельность, развивает исследовательские навыки учащихся, их творческие способности, самостоятельность, самоконтроль, целеустремленность и т.п.

Заучивание – вид работы по усвоению знаний, заключающийся в закреплении в памяти учебного материала для последующего воспроизведения на занятиях и применение в жизненной практике. Заучивается основное содержание темы, а в некоторых случаях дословно наизусть (даты, термины, правила, стихотворения, исключения).

 Домашние задания являются эффективнейшим приемом закрепления знаний учащихся.

Можно выделить следующие виды домашних заданий:

- составить задачу в стихах, в форме сказки, по выражению;

- изменить задачу, чтобы она решалась другими действиями;

- составить из двух простых одну сложную;

- составить магический квадрат, ребус;

- написать сочинение;

- придумать сказку, загадку;

- нарисовать иллюстрацию к рисунку.

    Таким образом, учителя должны шире использовать разнообразные виды домашних учебных заданий. Однообразие видов работы создает скуку на уроках, не оставляет живого следа в сознании детей, не прививает им любви к предмету.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§1.3. Особенности домашней работы как формы учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста

В общеобразовательной школе организация домашней учебной работы довольно сложна. Усложняет ее большое количество предметов, разнообразный характер заданий. Трудность состоит и в том, что задания ученик выполняет не в тот день, когда они заданы, а в большинстве случаев через два-три дня, когда многое уже забыто. Если на уроке не проведено основательное закрепление материала, то через три дня ученик будет вынужден усваивать его почти заново. Поэтому наиболее плодотворной является такая система, при которой задание выполняется в день объяснения материала в классе, с дополнительным повторением его накануне следующего урока. Но такая система должна внедряться в практику не одним учителем, а всем педагогическим коллективом.

 Вызывает тревогу и перегрузка школьников учебной домашней работой, которая до сих пор не изжита. Так, в начальной школе некоторые учащиеся тратят на домашнюю работу до двух-трех часов, в  V—VIII классах некоторые добросовестные учащиеся работают три-четыре часа, а в старших классах — пять и даже шесть часов. Между тем Министерством образования  РФ установлены   следующие   максимальные   нормы  домашней   учебной нагрузки   (на день) учащихся:

 II классах— 1 час;

III—IV классах—1,5 часа.

Причины перегрузки учащихся домашними заданиями могут быть такими:

- малоэффективная, механическая работа учащихся на уроке;

- неумение учащихся самостоятельно работать, и особенно с книгой;

- перегрузка учащихся громоздкими упражнениями, требующими лишь больших затрат времени, механического исполнения; - игнорирование инструктажа и его низкое качество, что обусловливает  неподготовленность учащихся к преодолению встречающихся при выполнении задания трудностей;

- неравномерное распределение объема заданий по дням, плохое знание учителями времени, необходимого учащимся для выполнения задания каждого вида;

- несогласованность в действиях учителей, руководителей школы приводит к тому, что на один и тот же день падает выполнение наиболее сложных и трудоемких работ сразу по нескольким предметам.

 Когда материал хорошо закрепляется на уроке, зачастую отпадает необходимость домашних заданий на его закрепление. Если материал не сложен, хорошо закреплен на уроке, то, очевидно, можно и не давать его на дом для специального заучивания.

В исследовании С. И. Руновского доказано, что отказ от ежедневного задавания на дом громоздких упражнений по русскому языку не снижает качество усвоения учащимися учебного материала. Автор считает, что на дом целесообразно задавать лишь то, что существенно важно и не может быть выполнено в классе, например задания по наблюдению, практические работы, сочинения.

 В целях более четкого регулирования домашней работы в некоторых школах введены специальные школьные дневники для записи домашних заданий. По таким дневникам учитель, воспитатель и администрация школы могут иметь представление о нагрузке учащихся в любой день. В связи с этим возрастает необходимость планирования домашних заданий учителем тогда, когда он планирует всю тему, а не отдельный урок.

Работа учащегося дома протекает без непосредственного руководства учителя, хотя и по его заданию. Эта работа предъявляет к школьнику требование самому в определенное время, без напоминания, несмотря на возможные препятствия, приступить к выполнению домашних заданий. Самостоятельно работая над ними, учащийся может столкнуться с рядом и таких трудностей, которые не всегда могут быть предусмотрены учителем в классе; от школьника требуется умение контролировать свою работу, найти в ней ошибки и самостоятельно устранить их. При этом способный, более развитый ученик справляется с работой быстрее и лучше, чем малоподготовленный, с замедленным темпом работы. Это обстоятельство ставит вопрос о необходимости варьирования заданий.

Самостоятельность ученика в работе — главное требование к выполнению домашних заданий. Учитель требует от учащегося также самостоятельной оценки выполненного задания, самостоятельного подбора дополнительных фактов для подтверждения той или другой идеи, самостоятельного выполнения практических работ и опытов, что не может не способствовать воспитанию инициативы и активности учащихся.

У каждого ученика, кроме того, есть свои интересы, потребности, любимое дело, и их можно удовлетворять через индивидуальные домашние задания, развивающие познавательные интересы и способности учащегося.

Домашняя учебная работа приучает школьников добросовестно относиться к своим обязанностям, формируя у них чувство ответственности. Воспитание активного отношения к  домашним заданиям — это часть воспитания отношения к труду. Чтобы выполнять все учебные задания, ученику нужно владеть целым комплексом умений самостоятельной работы: определять порядок своих занятий, правильно распределять время, уметь работать с книгой, контролировать работу, владеть навыками практической лабораторной работы и т. д. Все это требует от учителя систематически заботиться о привитии  учащимся необходимой культуры труда, учить их самостоятельно работать. Домашняя работа способствует формированию воли, характера, умению преодолевать препятствия.

 В период работы над домашними заданиями у учащихся начальных классов можно отметить ряд характерных особенностей:

   1)положительное отношение к школе и учителю, как правило, обеспечивает у большинства младших школьников добросовестное и систематическое выполнение домашних заданий;

2) учащиеся этого возраста проявляют<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044


Информация о работе Роль домашней учебной работы творческого характера в повышении успеваемости младших школьников