Роль игры в жизни ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2012 в 19:09, реферат

Краткое описание

Если брать во внимание всю жизнь человека, игра занимает очень непродолжительный отрезок. Многие родители воспринимают игру как забаву, как детскую шалость. Однако она имеет важное значение в жизни ребенка. Для нормального развития здорового ребенка необходимо много двигаться, заниматься, играть. Игра помогает ему познавать окружающее пространство, развивать внимание, сосредоточенность, фантазию, логическое мышление. Поэтому родителям важно помнить, что для детей игра - не только забава, а важное и серьезное дело.

Содержание

I. Введение.
II. Основная часть.
1. Игра - творческая деятельность.
2. Жизнь в игре.
3. Руководство игрой.
4. Развитие творческих способностей.
5. Игры.
5.1. Сюжетно-ролевые игры
5.2. Театрализованные игры
5.3. Дидактические игры
5.4. Музыкально-дидактические игры
6. Роль игры в воспитании положительного отношения к школе.
III. Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

+ Реферат Роль игры в жизни ребенка.docx

— 48.63 Кб (Скачать файл)


ПСТГУ

 

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ  ОБУЧЕНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГА ДЕТЕЙ  В СЕМЬЕ

 

 

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:

Роль игры в  жизни ребенка.                  

студентки 5-го курса,                                                                   заочного отделения,                                                      педагогического факультета                                                           Грецкой Татьяны Александровны                                                     Беларусь, Щучин.

 

 

 

 

 

22.02.2010

 

Роль игры в  жизни ребенка.

 

«Без игры нет и  не может быть полноценного умственного  развития…

 Игра – это  искра, зажигающая огонек пытливости  и любознательности».  
В.А.Сухомлинский

 

 

План:

 

    1. Введение.
    2. Основная часть.

 

1. Игра - творческая деятельность.

2. Жизнь в игре.

3. Руководство игрой.

4. Развитие творческих способностей.

5. Игры.

5.1. Сюжетно-ролевые игры

5.2. Театрализованные игры

5.3. Дидактические игры

5.4. Музыкально-дидактические игры

6. Роль игры в воспитании положительного отношения к школе.

III. Заключение.

 

 

 

      1. Введение.

 

Если брать во внимание всю жизнь человека, игра занимает очень непродолжительный отрезок. Многие родители воспринимают игру как  забаву, как детскую шалость. Однако она имеет важное значение в жизни  ребенка. Для нормального развития здорового ребенка необходимо много двигаться, заниматься, играть. Игра помогает ему познавать окружающее пространство, развивать внимание, сосредоточенность, фантазию, логическое мышление. Поэтому родителям важно помнить, что для детей игра - не только забава, а важное и серьезное дело.

Трудно переоценить роль игры в детстве. Игра — ведущий  вид деятельности ребёнка. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр (4.67).

Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает  первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться  определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и  привычки правильного поведения, складывается характер. Играть дети начинают с раннего возраста, и поначалу их игры очень просты. С взрослением игры и игрушки усложняются. Чем сложнее игра, тем больших знаний и умений требуется от ребенка (память, воображение, ловкость). В этом заключается развивающая роль игр.

Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются все стороны  личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой  стадии развития. Этим объясняются  огромные воспитательные возможности  игры, которую психологи считают  ведущей деятельностью дошкольника.

 

1. Игра - творческая деятельность.

Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми,- их называют творческими или сюжетно-ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания. Что дает право называть игру творческой деятельностью? Игра - отражение жизни. Здесь все "как будто", но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего; действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни. Ребенок знает, что кукла и мишка - только игрушки, но любит их как живых, понимает, что он не реальный летчик или моряк, но чувствует себя отважным пилотом, храбрым моряком, который не боится опасности, по-настоящему гордится своей победой. Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом. Детское творчество проявляется в замысле игры и в поиске средств для его реализации (2.97). Сколько выдумки требуется, чтобы решить, в какое путешествие отправиться, какой соорудить корабль или самолет, какое подготовить оборудование! В игре дети одновременно выступают как драматурги, декораторы, актеры. Однако они не вынашивают свой замысел, не готовятся длительное время к выполнению роли, как актеры. Они играют для себя, выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящий момент. Поэтому игра - всегда импровизация.

Игра - самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания. Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Но в то же время ни в какой  другой деятельности нет таких строгих  правил, такой обусловленности поведения, как здесь. Поэтому игра приучает детей подчинять свои действия и  мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность. В  игре ребенок начинает чувствовать  себя членом коллектива, справедливо  оценивать действия и поступки своих  товарищей и свои собственные. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанные на дружбе, справедливости, взаимной ответственности (5.56).

Творческая коллективная игра является школой воспитания чувств дошкольников. Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение  ребенка в жизни, в то же время  навыки, сложившиеся в процессе повседневного  общения детей друг с другом и  с взрослыми, получают дальнейшее развитие в игре. Требуется большое искусство  воспитателя, чтобы помочь детям  организовать игру, которая побуждала  бы к хорошим поступкам, вызывала бы лучшие чувства.

 

2. Жизнь в игре.

Игра - важное средство умственного  воспитания ребенка (1.51). Знания, полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили; смысл многих явлений, их значение становится для него более понятным. Воплощение жизненных впечатлений в игре - процесс сложный. Творческую игру нельзя подчинять узким дидактическим целям, с ее помощью решаются важнейшие воспитательные задачи. Игровую роль дети выбирают в соответствии со своими интересами, своими мечтами о будущей профессии. Они еще по-детски наивны, не раз изменятся, но важно, что ребенок мечтает об участии в полезном для общества труде. Постепенно в игре у ребенка формируются общие представления о значении труда, о роли различных профессий. В игре умственная активность детей всегда связана с работой воображения; нужно найти себе роль, представить себе, как действует человек, которому хочется подражать, что он говорит. Воображение проявляется и развивается также в поиске средств для выполнения задуманного; прежде чем отправиться в полет, необходимо соорудить самолет; для магазина надо подобрать подходящие товары, а если их не хватает,- изготовить самому. Так в игре развиваются творческие способности будущего школьника.

Интересные игры создают  бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют  их потребность в активной деятельности. Даже в хороших условиях, при полноценном питании ребенок будет плохо развиваться, станет вялым, если он лишен увлекательной игры. В игре все стороны детской личности формируются в единстве и взаимодействии. Организовать дружный коллектив, воспитать у детей товарищеские чувства, организаторские умения можно только в том случае, если удается увлечь их играми, отражающими труд взрослых, их благородные поступки, взаимоотношения. В свою очередь только при хорошей организации детского коллектива можно успешно развивать творческие способности каждого ребенка, его активность.

Большинство игр отражает труд взрослых; дети подражают домашним делам мамы и бабушки, работе воспитателя, врача, учителя шофера, летчика, космонавта. Следовательно, в играх воспитывается  уважение ко всякому труду, полезному  для общества, утверждается стремление самим принимать в нем участие.

Игра и труд часто естественно  объединяются. Нередко можно наблюдать, как долго и увлеченно дети мастерят, готовясь к игре уже в  определенном образе; моряки строят корабль, делают спасательные круги, врачи и  медсестры оборудуют поликлинику. Иногда в настоящую работу ребенок  вводит игровой образ. Так, надевая  белый фартучек и косынку, чтобы  делать печенье, он превращается в рабочего кондитерской фабрике, а убирая участок, становится дворником. В игре формируются  моральные качества; ответственность перед коллективом за порученное дело, чувство товарищества и дружбы, согласование действий при достижении общей цели, умение справедливо разрешать спорные вопросы. Игра тесно связана с художественным творчеством дошкольников - рисованием, лепкой, конструированием. Несмотря на различные средства отражения впечатлений жизни, мыслей, чувств, эти виды детской деятельности имеют много общего; можно увидеть одни и те же темы в игре и в рисунке; по ходу игрового сюжета дети нередко поют, пляшут, вспоминают знакомые стихи.

Таким образом, творческая игра как важное средство всестороннего  развития детей связана со всеми  видами их деятельности. Этим определяется ее место в педагогическом процессе детского сада. В "Программе воспитания в детском саду" указано, что  игра - самостоятельная важнейшая  деятельность, которая имеет большое  значение для становления индивидуальности и формирования детского коллектива (3.11). Для каждой группы определены задачи воспитания, которые решаются с помощью игры.

 

3. Руководство игрой.

Руководство творческими  играми - один из самых сложных разделов методики дошкольного воспитания. Педагог  не может заранее предвидеть, что  придумают дети и как они будут  вести себя в игре. Но это не значит, что роль воспитателя в творческой игре менее активна, чем на занятиях или в играх с правилами. Однако своеобразие детской деятельности требует и своеобразных приемов  управления. Важнейшее условие успешного  руководства творческими играми - умение завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это достигается  только в том случае, если педагог  относится к игре серьезно, с искренним  интересом, понимает замыслы детей, их переживания. Такому воспитателю  ребята охотно рассказывают о своих  планах, обращаются к нему за советом  и помощью. Часто ставится вопрос; может ли и должен ли воспитатель  вмешиваться в игру? Разумеется, такое право у него есть, если это требуется для того, чтобы  дать игре нужное направление. Но вмешательство  взрослого только тогда будет  успешным, когда он пользуется у  детей достаточным уважением  и доверием, когда он умеет, не нарушая  их замыслов, сделать игру увлекательнее. В игре раскрываются особенности  каждого ребенка, его интересы, хорошие  и дурные черты характера. Наблюдения за детьми в процессе этого вида деятельности дают педагогу богатый  материал для изучения своих воспитанников, помогают найти правильный подход к  каждому ребенку. Основной путь воспитания в игре - влияние на ее содержание, т.е. на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов. Тема игры - это  то явление жизни, которое будет  изображаться: семья, детский сад, школа, путешествия, праздники. Одна и та же тема включает в себя различные эпизоды  в зависимости от интересов детей  и развития фантазии (7.25). Таким образом, по одной теме могут создаваться различные сюжеты. Каждый ребенок изображает человека определенной профессии (учитель, капитан, шофер) или члена семьи (мама, бабушка). Иногда разыгрываются роли животных, персонажей из сказок. Создавая игровой образ, ребенок не только выражает свое отношение к выбранному герою, но и проявляет личные качества. Все девочки бывают мамами, но каждая придает роли свои индивидуальные черты. Так же и в сыгранной роли летчика или космонавта сочетаются черты героя с чертами ребенка, который его изображает. Поэтому роли могут быть одинаковыми, но игровые образы всегда индивидуальны. Содержание игр разнообразно: в них отражается быт семьи и детского сада, труд людей разных профессий, общественные события, понятные ребенку и привлекающие его внимание. Деление игр на бытовые, производственные и общественные условно. В одной и той же игре часто сочетаются элементы быта труда и общественной жизни: мама отводит дочку-куклу в детский сад, а сама спешит на работу; родители с детьми идут на праздник, в театр. Но в каждой игре есть преобладающий мотив, который определяет ее содержание, ее педагогическое значение. Игра с куклами в дочки-матери существовала во все времена. Это естественно: семья дает ребенку первые впечатления об окружающей жизни, родители - самые близкие, любимые люди, которым, прежде всего, хочется подражать. Закономерно также, что куклы привлекают главным образом девочек, ведь о детях больше заботятся мамы и бабушки. Однако если мальчикам не внушают презрения к таким играм ("зачем тебе кукла, ты ведь не девочка"), и они с удовольствием бывают папами, выполняют домашние обязанности, возят в коляске малышей. Наблюдая поведение ребенка в игре, можно судить о взаимоотношениях взрослых в семье, об их обращении с детьми. Эти игры помогают воспитывать у детей уважение к родителям, к старшим, желание заботиться о малышах. Подражая домашней работе взрослых, дети усваивают некоторые навыки хозяйственного труда: вытирают пыль с кукольной мебели, подметают пол в своем "доме", стирают кукольное белье. Жизнь в детском саду также дает богатый материал для игровой деятельности, особенно в младших группах, когда ребенок получает много новых впечатлений. В игре отражается повседневная жизнь детского сада и необычайные радостные события: новогодняя елка, посещение кукольного театра, зоопарка. Подавляющее большинство игр посвящено изображению труда людей разных профессий. Во всех детских садах ребята возят в самолетах. Повсюду в нашей стране идет строительство, и дети без устали строят дома, новые города. В этих играх специфика труда и быта каждой республики, каждой области (6.24).

Таким образом, через игру закрепляется и углубляется интерес  детей к разным профессиям, воспитывается  уважение к труду. Задача воспитателя - помочь ребятам организовать эти  игры, сделать их увлекательными, насыщенными  действиями. Не следует предлагать детям разработанные педагогом, готовые сюжеты игры. Дети в игре подражают деятельности взрослых, но не копируют ее, а комбинируют имеющиеся  у них представления, выражают свои мысли и чувства. И если им предложить действовать по плану воспитателя, копировать данные образы, то это будет  подавлять их воображение, самостоятельность, непосредственность. Чтобы решить вопрос о методах влияния на игровую  деятельность детей, необходимо понять, чем они руководствуются в  выборе игре, почему подражают именно данному герою, изображают данное событие. Многочисленные наблюдения показывают, что выбор игры определяется силой  переживаний ребенка. Он испытывает потребность отражать в игре и  повседневные впечатления, связанные  с теми чувствами, которые он питает к близким людям, и необычные  события, которые привлекают его  своей новизной. Задача воспитателя - помочь ребенку выбрать из массы  жизненных впечатлений самые  яркие, такие, которые могут послужить  сюжетом хорошей игры (9.45). Опыт лучших педагогов убеждает в том, что единственно правильный путь управления игрой - создание интереса к тому или иному событию жизни, влияние на воображение и чувство детей. Для того чтобы получилась интересная игра, недостаточно, чтобы дети только увидели, как строят дом, перевозят грузы. Если ограничиться этим, ребята будут подражать только действиям взрослых, не осознавая значения их труда. В результате игра будет бедной, малосодержательной. Надо глубоко взволновать детей событиями жизни, трудовыми подвигами, чтобы они захотели подражать им. Влияние искусства и художественной литературы на формирование личности ребенка чрезвычайно велико. Книга открывает перед детьми новый мир, впервые заставляет задумываться над тем, "что такое хорошо и что такое плохо". Герои книг часто становятся героями игр. Однако необходимо помочь детям разобраться в их характерах, понять мотивы их поступков, чтобы у ребят появилось желание воплотить в игре образы героев литературных произведений.

Сильное влияние на игру оказывает зрелища, особенно телевидение, которое прочно вошло в быт  каждой семьи. Телепередачи дают интересный материал для игр. Многие игры возникают  под влиянием специальных детских  передач, а также передач о  событиях, которыми живет наша страна. Опираясь на интересы детей на их представления, педагог руководит выбором игры. Различными приемами он вызывает в  памяти ребят то, что они видели, о чем им читали. Для малышей, например, важно наглядное напоминание - игрушки: игрушечное пианино наводит на мысль  провести музыкальное занятие, игрушечные животные напоминают знакомую сказку. Иногда, чтобы подсказать детям идею игры, можно показать им спектакль  кукольного театра или театра игрушек. Повторяя инсценировку, малыши в основном ее переделывают, объединяя показанное со своим личным опытом: так, доктор Айболит лечит не зверей, а кукол, которые заболели гриппом (8.48).

Информация о работе Роль игры в жизни ребенка