Роль игры в жизни ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2012 в 19:09, реферат

Краткое описание

Если брать во внимание всю жизнь человека, игра занимает очень непродолжительный отрезок. Многие родители воспринимают игру как забаву, как детскую шалость. Однако она имеет важное значение в жизни ребенка. Для нормального развития здорового ребенка необходимо много двигаться, заниматься, играть. Игра помогает ему познавать окружающее пространство, развивать внимание, сосредоточенность, фантазию, логическое мышление. Поэтому родителям важно помнить, что для детей игра - не только забава, а важное и серьезное дело.

Содержание

I. Введение.
II. Основная часть.
1. Игра - творческая деятельность.
2. Жизнь в игре.
3. Руководство игрой.
4. Развитие творческих способностей.
5. Игры.
5.1. Сюжетно-ролевые игры
5.2. Театрализованные игры
5.3. Дидактические игры
5.4. Музыкально-дидактические игры
6. Роль игры в воспитании положительного отношения к школе.
III. Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

+ Реферат Роль игры в жизни ребенка.docx

— 48.63 Кб (Скачать файл)

Маленькие дети обычно начинают играть, не задумываясь над целью  игры и ее содержанием. Однако опыт показывает, что уже на четвертом  году жизни дошкольники способны выбирать тему игры и ставить определенную цель. Перед началом игры воспитатель  спрашивает: "Во что будете играть? Что построите? Куда поедите на поезде? Ты кем будешь? Какие игрушки нужны  вам?" Эти вопросы заставляют детей  задумываться и наметить основной сюжет, который в дальнейшем может измениться. Постепенно игра приобретает все  более целенаправленный характер, становится содержательнее, интереснее. В старшем  дошкольном возрасте больший игровой  опыт, более развитое воображение  помогает детям самим придумывать  интересные различные сюжеты. Воспитателю  достаточно лишь словесного напоминания  об экскурсии, книге, кинофильме, чтобы  родилась идея новой хорошей игры. Важным побудителем игры является также  беседа, в которой раскрывается смысл  виденного и прочитанного, характеры  действующих лиц, их переживания. Если удается увлечь детей сюжетом, игра возникает естественно даже без  предложения воспитателя. Но педагог  может и посоветовать детям тему игры, если знает, что она заинтересует их. Организация игрового коллектива и становление в этом коллективе личности каждого ребенка - один из важнейших и очень сложных  вопросов педагогики детского возраста. Сложность эта вызвана двойственным характером переживаний и взаимоотношений  играющих. С увлечением выполняя свою роль, ребенок не утрачивает чувства  реальности, помнит, что на самом  деле он не матрос, и капитан - это  только его товарищ. Оказывая внешнее  уважение командиру, он, может быть, испытывает совсем другие чувства - осуждает его, завидует ему. Если же игра сильно увлекает ребенка, если он осознанно  и глубоко вошел в роль, игровые  переживания побеждают эгоистические  порывы. Задача педагога - воспитывать  детей на лучших примерах из жизни  и деятельности людей, способствующих формированию положительных чувств и побуждений. При организации  игры перед воспитателем встают трудные  вопросы: каждому ребенку хочется  быть главным, но не все умеют считаться  с мнением товарищей, справедливо  разрешать споры. Выбор организатора требует большого внимания. Не каждый может справиться с этой ролью. Но у всех детей необходимо воспитывать  активность и организаторские умения.

Таким образом, игре принадлежит  большая роль в жизни и развитии детей. В игровой деятельности формируются  многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра важна и для  подготовки ребенка к будущему, и  для того чтобы сделать его  настоящую жизнь полной и счастливой.

 

 

4. Развитие творческих способностей.

Психологические и педагогические исследования, а также практика наших  детских садов доказывают, что  начало развития творческих способностей детей, падает на дошкольный возраст, когда  меняется характер их деятельности по сравнению с ранним детством. Воображение  старших дошкольников приобретает  все более активный характер, у  них развивается способность  к творческой деятельности. Глубокий и сложный процесс преобразования и усвоения жизненных впечатлений  происходит в играх. Творческое начало проявляется и в замысле - выборе темы игры, рисунка, в нахождении способов осуществления задуманного, и в  том, что дети не копируют виденное, а с большой искренностью и  непосредственностью, не заботясь о  зрителях и слушателях, передают свое отношение к изображаемому, свои мысли и чувства.

В отличие от взрослых дети не способны во всех деталях обдумать предстоящую работу или игру, они  намечают лишь общий план, который  реализуется в процессе деятельности. Задача воспитателя - развивать творческие способности ребенка, целенаправленное воображение, побуждать его в  любом деле идти от мысли к действию.

Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, в частности  его художественных способностей. Задача педагога, - опираясь на склонность детей  к подражанию, прививать им навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывать  у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формировать критическое мышление, целенаправленность. Обучение играет огромную роль в "разумной творческой деятельности" ребенка. При правильном обучении творчество детей достигает  относительно высокого уровня. Таким  образом, в дошкольном возрасте закладываются  основы творческой деятельности ребенка, которые проявляются в развитии способности к замыслу и его  реализации, в умении комбинировать  свои знания и представления, в искренней  передаче своих чувств. Творческое воображение ребенка особенно ярко проявляется и развивается в  игре, конкретизируясь в целенаправленном игровом замысле.

Таким образом, в играх  дошкольников замысел получает значительное развитие - от случайно, по ассоциации возникающей цели до сознательно  задуманной темы игры, от подражания действиям  того или иного человека до передачи его переживаний, чувств. Игровое  творчество проявляется и в поисках  средств для изображения задуманного. Дети реализуют свой замысел с  помощью речи, жестов, мимики, употребляя разные предметы, сооружения, постройки. Чем старше и более развиты  дети, тем требовательнее они к  предметам игры, тем больше сходства ищут с действительностью. Отсюда естественно  возникает стремление самим сделать  нужные вещи. Одна из тенденций развития игры - все большая связь ее с  трудом. Задача воспитателя - поддержать это стремление ребенка к самостоятельному изготовлению игрушек, помочь ему в  этом. Таким образом, игровое творчество развивается под влиянием воспитания и обучения, уровень его зависит  от приобретенных знаний и привитых умений, от сформированных интересов  ребенка. Кроме того. В игре с особой силой проявляются индивидуальные особенности детей, также влияющие на развитие творческого замысла.

 

 

 

5. Игры

В средней группе игры детей  становятся более разнообразными. Развитие речи, достаточный запас знаний воспитанников  позволяют педагогам формировать  у них более сложные умения в различный видах игр: сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных. Дети начинают различать характерные особенности  каждого вида игры и использовать в своей деятельности соответствующие  игровые способы и средства.

Полноценного развития игра детей достигает лишь тогда, когда  воспитатель систематически и целенаправленно  формирует эту деятельность, отрабатывая  все ее основные компоненты (5.77). Так, при сюжетно-ролевой игре он выделяет для ребят на фоне целостного сюжета содержания и способов ролевого взаимодействия; в дидактических играх помогает им выделить и осознать правила, определить последовательность действий и конечный результат, во время организации и проведения подвижных игр знакомит с содержанием правил и требований к игровым действиям, раскрывает смысл игровой символики и функции игровых атрибутов, помогает оценивать достижения сверстников. Наряду с этим воспитатель руководит и самостоятельными играми детей, осторожно направляя их в нужное русло с помощью организации игрового пространства и специального подготовительного этапа игры.

 

5.1. Сюжетно-ролевые игры

В первом полугодии учебного года воспитатель интенсивно формирует  у детей игровые умения и главным  образом ролевое поведение. Он включает ребят в совместную игру или предлагает сюжет в виде небольшого рассказа. В младших группах у детей  уже сформированы основные игровые  умения, позволяющие им развертывать в процессе игры ряд взаимосвязанных  условных предметных действий, относить их к определенному персонажу (роли). Перед педагогом стоит задача - стимулировать творческую активность детей в игре. Этому способствует развертывание игры с включением в нее различных ролей: из разных сфер социальной жизни, из разных литературных произведений, сказок, а также соединение сказочных и реальных персонажей. Например, воспитатель детского сада и милиционеров, пожарник и баба-яга, Буратино и врач. Включение в общий  сюжет таких ролей активизирует воображение детей, их фантазию, побуждает  придумывать новые неожиданные  повороты событий, которые объединяют и делают осмысленным совместное существование и взаимодействие таких различных персонажей. При  этом воспитатель учитывает игровые  интересы детей, которые в обычных  совместных играх часто не могут  реализоваться. Педагог в совместной с детьми игре должен показать, как  можно развернуть сюжет с такими, казалось бы, несоединимыми ролями. Он всячески поощряет детей, которые  вводят в предварительный план игры новые ситуации, события и действующих  лиц, так как это является показателем  свободного владения игровыми способами  деятельности и творческой активности ребенка.

Создание обстановки для  сюжетно-ролевой игры или конструирование  недостающих предметов в ходе уже развернувшегося сюжета помогает четче обозначить игровую ситуацию интереснее осуществить игровые  действия, точнее согласовать замысел  игры между ее участниками. Обычно для  этой цели используют строительный материал готовые детали игрушек. При этом важно помнить, что обстановка должна быть не только удобной для игры, но и похожей на настоящую, так  как не все дети сразу могут  воспринимать чисто символическую, воображаемую ситуацию. Особенно это относится к групповым играм, где важно для всех участников обозначить ситуацию игры и предметы.

 

5.2. Театрализованные игры

Театрализованные игры в  отличие от сюжетно-ролевых предлагают наличие зрителей (сверстники, младшие дети, родители). В их процессе у детей формируется умение с помощью изобразительных средств (интонации, мимики, жеста) точно воспроизводить идею художественного произведения и авторский текст. Эта сложная деятельность требует обязательного участия взрослого, особенно в подготовительный ее период. Чтобы театрализованные игры стали по-настоящему зрелищными, нужно обучить ребят не только способам выразительного исполнения, но и сформировать у них умение готовить место для представлений. Все это для детей среднего дошкольного возраста является нелегкой задачей.

 

5.3. Дидактические игры

В средней группе воспитатель  организует и проводит дидактические  игры, как на занятиях, так и вне  их, упражнения детей в узнавании, различении и определении формы, величины, цвета, пространства, звуков. И помощью дидактических игр  дети учатся сравнивать и группировать предметы, как по внешним признакам, так и по их назначению, решать задачи; у них воспитывается сосредоточенность, внимание, настойчивость, развиваются  познавательные способности.

 

5.4. Музыкально-дидактические игры

Музыкально-дидактические  игры осваиваются детьми постепенно. Ознакомление с новой игрой происходит в основном во время музыкальных  занятий. Педагог знакомит детей  с правилами игры, ставит перед  ними определенную дидактическую задачу. Вначале воспитатель является инициатором  проведения игры в группе, на прогулке или в другие режимные процессы. Впоследствии дети могут самостоятельно играть и без помощи педагога, выбрав ведущего среди своих товарищей. Навыки, полученные детьми в процессе разучивания музыкально-дидактических  игр, позволяют им более успешно  выполнять задания, связанные с  различными видами музыкальной деятельности.

6. Роль игры в воспитании

положительного отношения  к школе

Существует много точек  зрения о целесообразности использования  игр в обучении. Одни считают, что  игра и обучение не совместимы, другие – утверждают, что обучение без игры невозможно. Однако если принять во внимание такие плюсы данного процесса, как простота, легкость, естественность, непринужденность, то более обоснованным получится мнение последних. Игра действительно способствует быстрому и непринужденному усвоению материала. Это очень важно при подготовке детей к школе.

Подготовить ребенка к  школе - это, значит, воспитать у него осознанное положительное отношение  к учебной и общественной деятельности, заставить его понять важность и  необходимость обучения в школе: вызвать у него желание стать  школьником; возбудить симпатию к  ученикам, стремление быть похожим  на них, уважение к личности и профессии  учителя, понимание общественно  полезной значимости его труда; развить  потребность в книге, стремление научиться читать (10.44). Успешность подготовки детей к школе во многом определяется тем, насколько педагог учитывает своеобразие деятельности дошкольников и, в частности, как он использует для этой цели игру. Повышенное внимание к учебному процессу в подготовительной к школе группе иногда приводит к тому, что значение творческой, сюжетно-ролевой игры незаслуженно принижается. А между тем она таит в себе огромные воспитательные возможности именно в подготовке детей к школе. Через игру и в игре постепенно готовится сознание ребенка к предстоящим изменениям условий жизни, отношений со сверстниками и со взрослыми, формируются качества личности, необходимые будущему школьнику. В игре формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно. Все это необходимо будущему первокласснику. Методы и приемы, применяемые педагогом для ознакомления детей со школьной, должны дополнять друг друга. Различные занятия нужно сочетать с трудом и игрой. Знания, полученные детьми во время экскурсий, наблюдений, целевых прогулок, следует пополнять и уточнять, читая им произведения художественной литературы, рассказывая им, ведя переписку с детьми других детских садов. Игра выявляет отношение детей к изображаемому и в то же время содействует закреплению и развитию такого отношения. Детям нравится вновь и вновь переживать восхищение, радость, восторг, удивление, которые они испытали при знакомстве с явлением, объектом, событием. Этим объясняется их устойчивый интерес к играм. Именно в игре дети практически реализуют то, что они хотели бы увидеть в школе, в первом классе. Любовь и бережное отношение к книге сохраняется у детей и в школе. Те, кто в детском саду с интересом занимаются с учебником; во время внеклассного чтения предлагают разные формы работы с книгой; выступают организаторами викторин по произведениям любимых писателей; оформляют выставки книг. Потребность детей в книге, желание и умение находить в ней ответы на возникающие вопросы, бережное отношение к книге с первых же дней обучения в школе помогают учителю заинтересовать их чтением, вызвать стремление быстрее научиться читать, поддержать и развить интерес к получению новых знаний.

Информация о работе Роль игры в жизни ребенка