Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2014 в 17:36, курсовая работа
Цель исследования: изучить влияние игры на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели нам предстоит решить следующие задачи:
1. Проанализировать содержание учебной, методической и научной литературы по исследуемой проблеме;
2. Раскрыть понятие творческих способностей. Исследовать факторы, способствующие развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста;
3. Разработать систему игровых заданий по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста;
4. Определить роль игры в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..…..3
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………..5
1.Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного
возраста ……………………………………………………………………….....5
1.1Понятие творческих способностей. Способности и задатки ……………..5
1.2Виды способностей…………………………………………………………..8
1.3Особенности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………..15
2.Роль игровой деятельности в развитии творческих способностей детей……………………………………………………………………………..19
2.1Игра как основной вид деятельности детей дошкольного возраста…… 19
2.2 Характеристика особенностей развивающих игр………………………. 23
2.3Содержание игр, развивающих воображение старших дошкольников…29
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………..37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………….………………………...44
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………..…………………...46
1.3 Особенности
развития творческих
Психологические и педагогические исследования, а также практика наших детских садов доказывают, что начало развития творческих способностей детей, падает на дошкольный возраст, когда меняется характер их деятельности по сравнению с ранним детством. Воображение старших дошкольников приобретает все более активный характер, у них развивается способность к творческой деятельности. Глубокий и сложный процесс преобразования и усвоения жизненных впечатлений происходит в играх. Творческое начало проявляется и в замысле - выборе темы игры, рисунка, в нахождении способов осуществления задуманного, и в том, что дети не копируют виденное, а с большой искренностью и непосредственностью, не заботясь о зрителях и слушателях, передают свое отношение к изображаемому, свои мысли и чувства.В отличие от взрослых дети не способны во всех деталях обдумать предстоящую работу или игру, они намечают лишь общий план, который реализуется в процессе деятельности. Задача воспитателя - развивать творческие способности ребенка, целенаправленное воображение, побуждать его в любом деле идти от мысли к действию.Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, в частности его художественных способностей. Задача педагога, - опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывать у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формировать критическое мышление, целенаправленность. Обучение играет огромную роль в "разумной творческой деятельности" ребенка. При правильном обучении творчество детей достигает относительно высокого уровня. Путь к развитию творчества — овладение навыками. Однако нельзя думать, что сначала надо обучить ребенка, а потом развивать его творческие способности. Творческое начало пронизывает процесс усвоения навыков. Эта творческая деятельность называется иначе воображением или фантазией. Воображение основа всякой творческой деятельности. Анализ положений о детском творчестве известных ученых Г.В.Лабунской, В.С.Кузина, Н.П.Сакулиной, Б.М.Теплова, Е.А.Флериной и др. позволил сформулировать положение о том, что под творчеством детей дошкольного возраста понимается создание ребенком субъективно нового (значимого для ребенка прежде всего) продукта, придумывание к известному новых, ранее не используемых деталей, по-новому характеризующих создаваемый образ, придумывание своего начала, конца, новых действий, характеристик героев и т.п., применение усвоенных ранее способов изображения или средств выразительности в новой ситуации (для изображения предметов знакомой формы — на основе овладения мимикой, жестами, вариациями голосов и т.д.), проявление ребенком инициативы во всем, придумывание разных вариантов изображения, ситуаций, движений. Под художественным творчеством понимается и сам процесс создания образов сказки, рассказа, игры-драматизации, в рисовании и т.п., поиски в процессе деятельности способов, путей решения задачи (изобразительной, игровой, музыкальной) [8,120]. Способности детей не обязательно должны быть сформированными к началу обучения в школе, особенно те из них, которые в процессе обучения продолжают еще активно развиваться. Существеннее другое: чтобы в дошкольный период детства у ребенка образовались необходимые задатки к развитию нужных способностей. Почти все дети, много и разнообразно играя в дошкольном возрасте, обладают хорошо развитым и богатым воображением. Основные вопросы, которые в этой сфере все же могут возникнуть перед ребенком и учителем в начале обучения, касаются связи воображения и внимания, способности регулировать образные представления через произвольное внимание, а также усвоения абстрактных понятий, которые вообразить и представить ребенку, как и взрослому человеку достаточно трудно. Одним из показателей творческого развития ребенка, в том числе и в музыке, является уровень художественно-образного мышления, уровень креативности.Как известно, под творчеством понимается деятельность личности, направленная на создание новых материальных или духовных ценностей. Эта формулировка относится к конечному результату, а не к характеру деятельности. Ценность творчества, его функции заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе. Американский психолог П. Эдвардс дает такое толкование творчества – это способность обнаруживать новые решения проблемы или обнаружение новых способов выражения, привнесение в жизнь чего-то нового для индивида. Это есть сила, способствующая положительной самооценке и обеспечивающая самопродвижение индивида в своем развитии [5,22-31]. Вот каковые его убеждения в отношении творческого процесса:
Дети естественным образом любопытны и творчески. Они экспериментируют, исследуют, играют с самым разнообразным материалом: разбирают игрушки, строят домики из песка. Для них не существует правильной или неправильной работы с красками и рисунком, в сочинении стихов, песен, они просто работают и наслаждаются тем, что делают. Они учатся в этом процессе и чувствуют внутреннюю свободу в выражении себя.
Творчество есть процесс, который может приводить к созданию некоторого продукта. Таким продуктом может явиться стихотворение, рисунок, музыкальное произведение или танец.Творчество (креативность) порождается всем нашим организмом, а не только интеллектом. Творчество есть часть всего нашего существа, нашего тела, разума, эмоции, духа. Оно же является тем мостиком, через который проходят эмоционально-эстетическая реакция от восприятия к воспроизведению и закрепляются как личностные новообразования. Поскольку под понятием творчества в старшей группе ДОУ мы подразумеваем не создание духовных ценностей, не конечный результат, а сам процесс, а так же действенность, способность к перевоплощению чужих мнений и чувств в свои собственные, то вся деятельность ребенка на занятиях почти полностью должна быть творчеством.Обучение, основанное не на пассивном изучении материала, а на активном практическом овладении им, более результативно, ибо по словам И.Г. Песталоцци “Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать”. Тем самым объект познания актуализируется, то есть приближается к человеку, превращая, по терминологии А. Леонтьева, общественный опыт или объективно существующее “значение” в “знание для меня” или “личностный смысл” [4,98-102]. Так, творческая деятельность способствует разрушению стены равнодушия, вызывая у детей положительные эмоции и стимулируя увлеченность дошкольника.Понятие детского творчества означает деятельность ребенка, создающего “нечто новое” и не связано с возрастными ограничениями. Детское творчество тесно связано с игрой, и грань между ними, не всегда правда отчетливая, прокладывается целевой установкой – в творчестве поиск и сознание нового обычно осмысленны как цель, игра же изначально таковой не предполагает. В личностном плане детское творчество не столько основано на имеющихся задатках, знаниях, умениях, навыках, сколько развивает их, способствуя становлению личности, созиданию самого себя, оно более средство саморазвития, нежели самореализации. Один из сущностных признаков детского творчества – его синкретическая природа, о которой говорит Л.С. Выготский, когда “отдельные виды искусства еще не расчленены и не специализированные” [2,44-47]. Синкретизм роднит творчество с игрой, о чем свидетельствует то, что в процессе творчества ребенок стремится опробовать разные роли.
2.Роль игровой
деятельности в развитии
2.1 Игра как
основной вид деятельности
Современные психолого-педагогические исследования исходят из необходимости изучать личностное развитие ребенка в его тесном взаимодействии с взрослым. Поэтому интересными все чаще оказываются отношения воспитателей и детей, как участников повседневного учебно-воспитательного процесса. Особое место при изучении этих отношений отводится сюжетно-ролевой игре, поскольку игровое творчество понимается как обязательная составляющая личностного становления.В творческой игре детей в удивительных сочетаниях сплетаются реальность и вымысел, стремление к точному воспроизведению действительности с самыми вольными нарушениями этой реальности. И чем больше возможности для такой выдумки, творческого преобразования отражаемой действительности, тем радостнее игра, тем больше удовлетворяет она самих играющих. Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.
Игра - это своеобразный, свойственный
дошкольному возрасту способ усвоения
общественного опыта. В игре формируются
все стороны личности ребенка, происходят
значительные изменения в его психике,
подготавливающие переход к новой, более
высокой стадии развития. Этим объясняются
огромные воспитательные возможности
игры, которую психологи считают ведущей
деятельностью дошкольника. Особое место
занимают игры, которые создаются самими
детьми,- их называют творческими или сюжетно-ролевыми.
В этих играх дошкольники воспроизводят
в ролях все то, что они видят вокруг себя
в жизни и деятельности взрослых. Творческая
игра наиболее полно формирует личность
ребенка, поэтому является важным средством
воспитания. Что дает право называть игру
творческой деятельностью? Игра - отражение
жизни. Здесь все "как будто", но в
этой условной обстановке, которая создается
воображением ребенка, много настоящего;
действия играющих всегда реальны, их
чувства, переживания подлинны, искренни.
Ребенок знает, что кукла и мишка - только
игрушки, но любит их как живых, понимает,
что он не реальный летчик или моряк, но
чувствует себя отважным пилотом, храбрым
моряком, который не боится опасности,
по-настоящему гордится своей победой.
Подражание взрослым в игре связано с
работой воображения. Ребенок не копирует
действительность, он комбинирует разные
впечатления жизни с личным опытом. Детское
творчество проявляется в замысле игры
и в поиске средств для его реализации.
Сколько выдумки требуется, чтобы решить,
в какое путешествие отправиться, какой
соорудить корабль или самолет, какое
подготовить оборудование! В игре дети
одновременно выступают как драматурги,
бутафоры, декораторы, актеры. Однако они
не вынашивают свой замысел, не готовятся
длительное время к выполнению роли, как
актеры. Они играют для себя, выражая свои
мечты и стремления, мысли и чувства, которые
владеют ими в настоящий момент. Поэтому
игра - всегда импровизация. Игра - самостоятельная
деятельность, в которой дети впервые
вступают в общение со сверстниками. Их
объединяет единая цель, совместные усилия
к ее достижению, общие интересы и переживания.
Дети сами выбирают игру, сами организуют
ее. Но в то же время ни в какой другой деятельности
нет таких строгих правил, такой обусловленности
поведения, как здесь. Поэтому игра приучает
детей подчинять свои действия и мысли
определенной цели, помогает воспитывать
целенаправленность. В игре ребенок начинает
чувствовать себя членом коллектива, справедливо
оценивать действия и поступки своих товарищей
и свои собственные. Задача воспитателя
состоит в том, чтобы сосредоточить внимание
играющих на таких целях, которые вызывали
бы общность чувств и действий, способствовать
установлению между детьми отношений,
основанные на дружбе, справедливости,
взаимной ответственности. Творческая
коллективная игра является школой воспитания
чувств дошкольников. Нравственные качества,
сформированные в игре, влияют на поведение
ребенка в жизни, в то же время навыки,
сложившиеся в процессе повседневного
общения детей друг с другом и с взрослыми,
получают дальнейшее развитие в игре.
Требуется большое искусство воспитателя,
чтобы помочь детям организовать игру,
которая побуждала бы к хорошим поступкам,
вызывала бы лучшие чувства.Игровая деятельность
для ребенка - важное средство его умственного
воспитания. Знания, полученные в детском
саду и дома, находят в игре практическое
применение и развитие. Воспроизводя различные
события жизни, эпизоды из сказок и рассказов,
ребенок размышляет над тем, что видел,
о чем ему читали и говорили; смысл многих
явлений, их значение становится для него
более понятным. Воплощение жизненных
впечатлений в игре - процесс сложный.
Интересные игры создают бодрое, радостное
настроение, делают жизнь детей полной,
удовлетворяют их потребность в активной
деятельность. Игра – ведущий тип деятельности
ребенка дошкольного возраста [3,112].Игра
направлена на познание ребенком окружающего
мира путем активного соучастия в труде
и повседневной жизни людей. В ней, как
в грядущей деятельности дошкольника
осуществляются те поступки, к которым
он будет способен в реальном поведении
лишь через некоторое время.
В этом заключается цель игры, хотя ни
ребенок, ее намеренно не ставит. Эта цель
сливается с мотивом игры, так как единственным
побуждением, направляющим активность
ребенка на игру, является стремление
его к познанию и деятельному участию
в жизни и труде взрослых, с их практическими
действиями и взаимоотношениями. Как и
любой другой вид деятельности, игра имеет
свои средства. Средствами игры являются:
знания о людях, их действия, взаимоотношениях,
переживаниях, выражение в образах, речи,
переживаниях и действиях ребенка;
способы действия с определенными предметами
в определенных жизненных обстоятельствах;
нравственные оценки и чувства, которые
выступают в суждениях о хорошем и плохом
поступке, о полезных и вредных действиях
людей
Считается, что результатом игры является
более глубокие представления детей о
жизни и деятельности взрослых людей,
об их обязанностях, переживаниях, мыслях
и отношениях. Результатом игры являются
также формирующиеся в ее процессе товарищеские
чувства, гуманное отношение к людям, разнообразные
познавательные интересы и умственные
способности детей. В игре развиваются
наблюдательность и память, внимание и
мышление, творческое воображение и воля.
Важнейший результат игры – глубокая
эмоциональная удовлетворенность детей
самим ее процессом[11,15]
В работах Л. С. Выготского, Д.Б. Эльконина,
А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева игра рассматривается
как деятельность творческая, а значит,
в ней развивается креативность как способность
к творчеству. Для того чтобы понять что
позволяет рассматривать игру, как креативность,
следует разобрать структуру игры.
В качестве компонентов структуры игры
называют игровое действие, воображаемую
ситуацию, сюжет и роль. Эти компоненты
характеризуются, в частности, функциональной
взаимообусловленностью, выступают не
автономно, а во взаимосвязи и взаимодействии
[9,116].
Таким образом, творческая игра как важное средство всестороннего развития детей связана со всеми видами их деятельности. Этим определяется ее место в педагогическом процессе детского сада. В "Программе воспитания в детском саду" указано, что игра - самостоятельная важнейшая деятельность, которая имеет большое значение для становления индивидуальности и формирования детского коллектива. Для каждой группы определены задачи воспитания, которые решаются с помощью игры.
2.2 Характерные особенности развивающих игр
Игра – важнейший вид деятельности дошкольника, полноценный и содержательный, имеющий свои мотивы и способы действий. Ребёнок, увлеченный замыслом новой игры, как бы не замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности. Если в совместной образовательной деятельности ребёнок выполняет задание взрослого, то в игре он решает свою собственную задачу. Игровой замысел является игровой ситуацией, в которую вводится ребёнок и которую он воспринимает как свою. Это достигается, если построение замысла игры опирается на конкретные потребности и склонности детей, а также особенности их опыта. Замысел игры может строиться на действиях с предметами или на стремлении получить предмет в собственные руки. Замысел игры осуществляется в игровых действиях, которые предлагаются ребёнку, чтобы игра состоялась. Эти действия всегда включают в себя обучающую задачу, т.е. то, что является для каждого ребёнка важнейшим условием личного успеха в игре и его эмоциональной связи с остальными участниками. Решение обучающей задачи требует от ребёнка активных умственных и волевых усилий, но оно же и даёт наибольшее удовлетворение.
Цель игры всегда имеет два направления:
1.познавательное
– то, чему мы должны научить
ребёнка, какие способы действия
с предметами хотим ему
2.воспитательное – те способы сотрудничества, формы общения и отношения к другим людям, которые следует развивать в детях.
Важной
особенностью игры являются
Развивающие игры все исходят
из общей идеи и обладают характерными
особенностями:
1. Каждая игра представляет
собой набор задач, которые ребенок решает
с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов
из картона или пластика, деталей из конструктора-механика
и т. д.
2. Задачи даются ребенку в различной
форме: в виде модели, плоского рисунка
в изометрии, чертеже, письменной или устной
инструкции и т. п., и таким образом знакомят
его с разными способами передачи информации.
3. Задачи расположены примерно
в порядке возрастания сложности, т. е.
в них использован принцип народных игр:
от простого к сложному.
4. Задачи имеют очень широкий
диапазон трудностей: от доступных
иногда 2—3-летнему малышу до непосильных
среднему взрослому. Поэтому игры могут
возбуждать интерес в течение многих лет
(до взрослости).
5. Постепенное возрастание
трудности задач в играх позволяет ребенку
идти вперед и совершенствоваться самостоятельно,
т. е. развивать свои творческие способности,
в отличие от обучения, где все объясняется
и где формируются только исполнительские
черты в ребенке.
6. Нельзя поэтому объяснять
ребенку способ и порядок решения задач
и нельзя подсказывать ни словом, ни жестом,
ни взглядом. Строя модель, осуществляя
решение практически, ребенок учится все
брать сам из реальной действительности.
7. Нельзя требовать и добиваться,
чтобы с первой попытки ребенок решил
задачу. Он, возможно, еще не дорос, не созрел,
и надо подождать день, неделю, месяц или
даже больше.
8. Решение задачи предстает
перед ребенком не в абстрактной форме
ответа математической задачи, а в виде
рисунка, узора или сооружения из кубиков,
кирпичиков, деталей конструктора, т. е.
в виде видимых и осязаемых вещей. Это
позволяет сопоставлять наглядно «задание»
с «решением» и самому проверять точность
выполнения задания.
9. Большинство развивающих
игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями,
а позволяет детям и родителям составлять
новые варианты заданий и даже придумывать
новые развивающие игры, т. е. заниматься
творческой деятельностью более высокого
порядка.
10. Развивающие игры позволяют
каждому подняться до «потолка» своих
возможностей, где развитие идет наиболее
успешно.
В развивающих играх — в этом
и заключается их главная особенность
— объединяется один из основных принципов
обучения от простого к сложному с очень
важным принципом творческой деятельности
самостоятельно по способностям, когда
ребенок может подняться до «потолка»
своих возможностей.
Этот союз позволил разрешить
в игре сразу несколько проблем, связанных
с развитием творческих способностей:
- развивающие игры могут дать
«пищу» для развития творческих способностей
с самого раннего возраста;
-их задания-ступеньки всегда
создают условия, опережающие развитие
способностей;
-поднимаясь каждый раз самостоятельно
до своего «потолка», ребенок
Информация о работе Роль игры в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста