Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2014 в 17:36, курсовая работа
Цель исследования: изучить влияние игры на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели нам предстоит решить следующие задачи:
1. Проанализировать содержание учебной, методической и научной литературы по исследуемой проблеме;
2. Раскрыть понятие творческих способностей. Исследовать факторы, способствующие развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста;
3. Разработать систему игровых заданий по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста;
4. Определить роль игры в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..…..3
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………..5
1.Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного
возраста ……………………………………………………………………….....5
1.1Понятие творческих способностей. Способности и задатки ……………..5
1.2Виды способностей…………………………………………………………..8
1.3Особенности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………..15
2.Роль игровой деятельности в развитии творческих способностей детей……………………………………………………………………………..19
2.1Игра как основной вид деятельности детей дошкольного возраста…… 19
2.2 Характеристика особенностей развивающих игр………………………. 23
2.3Содержание игр, развивающих воображение старших дошкольников…29
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………..37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………….………………………...44
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………..…………………...46
развивается наиболее успешно;
- развивающие игры могут быть
очень разнообразны по своему содержанию
и, кроме того, как и любые игры, они не
терпят принуждения и создают атмосферу
свободного и радостного творчества;
- играя в эти игры со своими
детьми, папы и мамы незаметно для себя
приобретают очень важное умение — сдерживаться,
не мешать малышу самому размышлять и
принимать решения, не делать за него то,
что он может и должен сделать сам.
Перечисленные выше пять пунктов
соответствуют пяти основным условиям
развития творческих способностей. Благодаря
этому развивающие игры создают своеобразный
микроклимат для развития творческих
сторон интеллекта. При этом разные игры
развивают разные интеллектуальные качества:
внимание, память, особенно зрительную;
умение находить зависимости и закономерности,
классифицировать и систематизировать
материал; способность к комбинированию,
т. е. умение создавать новые комбинации
из имеющихся элементов, деталей, предметов;
умение находить ошибки и недостатки;
пространственное представление и воображение,
способность предвидеть результаты своих
действий. В совокупности эти качества,
видимо, и составляют то, что называется
сообразительностью, изобретательностью,
творческим складом мышления.
2.3 Содержание
игр, развивающих воображение
Игра - это основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, мышление, воображение. Игра является неотъемлемой частью свободной деятельности детей, их свободного общения в процессе, которого происходит познавательное развитие ребенка. Игра также включена в педагогический процесс и целенаправленно используется в целях развития детей, следовательно, может использоваться и как средство развития воображения.В игре как утверждает А..К. Бондаренко, умственная активность детей всегда связанна с работой воображения: нужно найти себе роль, представить себе, как действует человек, которому хочется подражать, что он говорит. Воображение проявляется и развивается также в поиске средств для выполнения задуманного: прежде чем отправится в полет, необходимо соорудить самолет; для магазина надо подобрать подходящие товары, а если их не хватает, изготовить самому. Так в игре развиваются творческие способности будущего школьника[6,120-135].По мнению С.Л. Новоселовой, в игре старшие дошкольники и более младшие дети могут придать любому предмету игровой замысел, и тогда этот предмет выполняет отведенные ему функции при развертывании сюжета игры и ролевом взаимодействии детей в воображаемой игровой ситуации. По мнению С.Л. Новоселовой бывает, что игру воображения прерывает слишком пристальное внимание воспитателя. Чтобы творческое воображение детей во время игры не иссякло, а наоборот, проявлялось все ярче, воспитатель должен незаметно, тактично способствовать совершенствованию сюжета. В любой игре проявляются ростки детской фантазии. Их надо замечать, заботливо ухаживать за ними, беречь и уважать.Л. С. Выготский связывал работу воображения в детском возрасте именно с игровой деятельностью: «игра есть фантазия в действии, а фантазия - заторможенная и необнаруженная игра. Смысл и назначение игры как спонтанной активности - это организация повседневного поведения ребенка в таких формах, чтобы он мог упражняться и развиваться для будущего». Работа воображения в игре, в конечном счете, заключается в подготовке ребенка к будущим встречам с социальной действительностью, к предстоящим ему ролевым ситуациям, поступкам и решениям . Уже в раннем детстве возможно создание проблемных ситуаций, которые побуждают ребенка искать и предлагать, а затем и использовать предметы-заместители (например, что делать, когда надо угостить куклу конфетами, а их нет, или нужно покормить мишку, а нет тарелочки). Расширение представлений об окружающем, в том числе и о мире взрослых, обучение игровым действиям помогает малышу создать воображаемую ситуацию. Е. В. Зворыгина считает, что условием для формирования воображения является освоение продуктивной деятельности, например, умение наделять постройки определенным содержанием, чему ребенка обучает взрослый с помощью обыгрывания . Н.П. Аникеева считала, что игровая деятельность дошкольника является мощным стимулом воображения. Выполнение роли, развитие сюжета побуждает ребенка перекомбинировать известные события, создавать их новые сочетания, дополнять и преобразовывать в собственные впечатления [2, 40-46] .Максимально ярко и интенсивно воображение проявляется в сюжетно-ролевой игре. Причем в этой деятельности воображение работает в нескольких направлениях. Во-первых, дети по-новому используют предметы и придают им разнообразные воображаемые функции.На протяжении часа один предмет может приобретать до разных значений. Так, обычный носовой платок может быть флагом, зайчиком, змеем, фатой для невесты, одеялом, цветком, шарфиком, плащом для куклы и пр. Необыкновенную изобретательность дети проявляют и в создании игровой обстановки. Одна и та же комната превращается в океан, поле сражении, магазин, дремучий лес и пр. При этом стоящая в ней мебель каждый раз приобретает новое значение. В таких воображаемых преобразованиях предметной среды проявляются элементы технического творчества: «Если к маленькой машинке приделать сверху две палочки, то будет троллейбусенок», «Надо сделать такую кроватку, чтоб летала: нажмешь на кнопку, и ж - ж - ж - полетел».Во-вторых, огромное влияние на ребенка оказывает образ воображаемой роли. Стоит какое - либо скучное занятие перевести в план ролевого действия, как оно сразу же охотно выполняется ребенком. Н. Н. Палагина описывает следующую ситуацию [14,59-61]. Девочка долго и с увлечением резала бумагу ножницами, но убирать за собой отказалась, и никакие угрозы и уговоры взрослых не помогали. Но стоило дедушке предложить игру в магазин, где он покупает бумажки, как она с радостью собрала все до мельчайшего обрезка и отнесла их «покупателю».Из этого примера ясно, что роли возникают не только из желания занять позицию взрослого. Ребенок представляет устройство или действие предмета через свое собственное действие, принимая на себя роль как образ в действии. Преломляя роль живого или неживого предмета через себя, через свое действие, ребенок строит образ этого предмета. Роль при этом выступает как опора образа [7, 40-45].Известно, что первоначально дети строят замысел игры, придумывают сюжет постепенно, в самом ее ходе. Но со временем построение замысла игры начинает ей предшествовать. Большое значение в овладении умением строить замысел игры имеет его совместное обсуждение несколькими детьми, когда они дополняют друг друга, то, что придумал один ребенок, служит толчком для воображения другого. Но замысел - еще не развернутая картина воображения. В нем намечена только общая схема будущей игры, подробности же возникают по ходу деятельности. Доля активного воображения в задумывании и развертывании игры увеличивается при переходе ребенка к режиссерским играм, где весь замысел строит и реализует он сам, пользуясь игрушками только как внешними опорами. Очень ярко воображение дошкольников развивается в режиссерской игре. Даже 3- летние дети с удовольствием наделяют игрушки ролями и проигрывают с ними различные сюжеты.С возрастом в игровых сюжетах все большее место отводится речи, и все меньшее время занимает действие. Воображение все больше отделяется от действия и переносится в речевой план. А поскольку внутренняя речь еще не сложилась, ребенку необходим партнер, который в основном выступает в роли слушателя. Этот партнер может не вмешиваться в игру, но он все - таки нужен как опора образа. Ребенок сам рассказывает содержание игры и произносит реплики как своего, так и чужого персонажа. Приведем пример такого монолога. «А давайте в Василису Прекрасную! Я буду Василиса, бабушка - Иванушка, а ты, дедушка, сначала отец, а потом три сына. Вот я еще лягушка (садится на корточки)... «Что Иванушка не весел, что головушку повесил?, - А ты скажи: «Как же мне ехать, все с невестами, ау меня лягушка..., и вот уже тук - тук-тук, цок - цок - цок, а все говорят, кто это едет, а ты говори, это моя лягушонка в коробчонке едет. И тут я выхожу...». Эта деятельность ребенка, хотя и остается по форме ролевой игрой, очень близка к пересказу или сочинению сказки [13,29-35].Важным моментом, как утверждают психологи Е.М. Гаспарова, Е.В. Зворыгина, и др., в развитии воображения ребенка служит такая организация предметной среды, которая включает наряду со знакомыми предметами с закрепленными функциями предметы неспецифические, полуфункциональные: бросовый материал (коробки, катушки, обрывки ткани, бумаги) и природный (шишки, веточки, желуди). Действуя с ними, наделяя их разным значением в разных ситуациях, используя вариативно, ребенок интенсивно осваивает замещение [8,60-70].Развитие воображения тесно связано с освоением знаков родного языка. Слово дает возможность ребенку представить и преобразовать предмет в его отсутствие. Предварительная формулировка с указанием не только того, что будет сделано, но и как, придает процессу создания новых образов целенаправленных характер, а творческая деятельность получает идейный стержень.Следует помнить и о том, что на развитие старших дошкольников оказывает большое влияние обучение, все возрастающий запас знаний и их логическое осмысление, уточнение, конкретизация. Все больше знаний получают дети из художественной литературы, в результате слушания специальных радиопередач, из рассказов родителей и воспитателей, из бесед с ними, т.е. словесным путем [10,30-44] .Возникающие в воображении ребенка образы, ситуации, действия он реализует в своих играх, рисунках, рассказах. Богатство воображения зависит от накопленных его памятью представлений и усвоенных знаний, от понимания и осмысления картин, от активной работы мысли. Наличие воссоздающего воображения у детей дошкольного возраста способствует тому, что их игры становятся богаче по содержанию, интереснее и увлекательнее по выдумке, замыслу. Построение образов в этом случае приобретает творческий, сознательный, активный характер. Ребенок не просто воспроизводит жизнь, слепо копируя ее, а в изображение тех или иных ситуаций, персонажей вносит много своих элементов, свободно комбинируя впечатления жизни с содержанием сказок, рассказов, придумывая что-то свое. Воображение детей становится активным и имеет целенаправленный характер. Ребенок создает образ или воображаемую ситуацию в зависимости от задач, которые он ставит сам себе (в игровой деятельности) или перед ним ставят взрослые. Активное воображение проявляется во всех видах детской деятельности. В танцах ребята придумывают новые движения, в музыкальной игре по-разному передают имитационные, ролевые движения.Формирование критичности мышления («Чего на свете не бывает?») тоже вносит вклад в развитие воображения, определяя критическое отношение и к образам своей фантазии [12,46-49].Творческое воображение старших дошкольников, которое представляет собой сложную переработку полученных представлений, дополнение одних образов элементами других, - это необходимая ступень в развитии подлинного творческого воображения. И воспитатель всячески должен поддерживать и поощрять его развитие. Важнейшей предпосылкой возникновения и развития длительной игры является воспитание у детей нравственных чувств, особенно чувства коллективизма.Руководство воображением требует от взрослого создания проблемных ситуаций, которые не имеют однозначного решения и ситуаций, когда средства решения не определены. Е.Е. Кравцова показала, как меняется позиция взрослого в общении с ребенком в целях развития воображения. В младшем дошкольном возрасте целесообразно занять позицию незнающего, неумелого, чтобы с помощью реплик и вопросов к ребенку расшатать шаблоны, показать, что одна и та же задача может решаться по-разному. В 4-5 лет стимулом является соревнование со сверстниками, которым руководит взрослый: «Кто придумает интереснее?», «Кто придумает иначе, чем у товарища?». А для старшего дошкольника следует создать такие условия, чтобы он сам встал в обучающую позицию, особенно в отношении младших детей, рассказывая им сказки, показывая инсценировки, организуя игры [9,110-116] .Начинаясь и формируясь в игре, воображение переходит и в другие виды деятельности дошкольника. Такие продуктивные виды деятельности ребенка, как рисование, конструирование - на разных этапах тесно слиты с игрой. Так, рисуя, ребенок часто разыгрывает тот или иной сюжет. Нарисованные им звери сражаются между собой, догоняют друг друга, люди идут в гости и возвращаются домой, ветер сдувает висящие яблоки и т.д. Стройка из кубиков вплетается в ход игры. Ребенок - шофер, он везет блоки на строительство, затем он грузчик, выгружающий эти блоки, наконец, рабочий строитель, строящий дом. В совместной игре эти функции распределяются между несколькими детьми. Интерес к рисованию, конструированию первоначально возникает именно как игровой интерес, направленный на процесс создания рисунка, конструкции в соответствии с игровым замыслом. И только в среднем и старшем дошкольном возрасте интерес переносится на результат деятельности (например, рисунок), и она освобождается от влияния игры.
Выводы по теоретической части
Из теоретической части
Творческие
способности – это
Развивающая
игра – это эффективное
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1. Организация и методы исследования.
В результате изучения теоретических основ и систематизации материала по проблеме роли игры в развитии творчества ребенка дошкольного возраста, а так же с целью решения поставленных задач и достижении цели исследования нами была проведена исследовательская работа, которая включала три этапа:
На первом этапе нашего исследования – констатирующем, определялся
уровень развития творческих способностей детей в экспериментальной группе. Данный показатель был нами получен с помощью теста «Неполные фигуры»
На втором
этапе исследовательской
На третьем
контрольном этапе была
Исследование проводилось на базе МДОУ д/с №45 города Орехово-Зуево с детьми старшей группы в количестве 19 человек.
2. Результаты исследования и их анализ
2.1. Констатирующий эксперимент
На констатирующем этапе исследования для того, чтобы определить их уровень развития творческого воображения детей в старшем дошкольном возрасте.
Детям были
предложены картинки с
Результаты исследования предоставлены в таблице №1.
Результаты исследования уровня развития творческих способностей.
Таблица №1
№ п/п |
Фамилия, имя |
Уровень самостоятель-ности замысла |
Уровень оригинально-сти изображения |
Общее количество баллов |
1 |
Белашова Арина |
1 разными деталями |
1 |
2 |
2 |
Борискин Дамир |
2 |
2 |
4 |
3 |
Гусев Владик |
1 разными деталями |
2 |
3 |
4 |
Колов Олег |
2 |
3 |
5изображает предложенную фигуру |
5 |
Иванов Степан |
2 |
2изображает отдельный предмет |
4 |
6 |
Климовских Милена |
1 разными деталями |
2 |
3 |
7 |
Коногин Тимофей |
1 |
1 разными деталями |
2 |
8 |
Королев Сергей |
2 |
1 разными деталями |
3 |
9 |
Кругликова Млада |
3 |
3 |
6 |
10 |
Крутова Олеся |
1 разными деталями |
1 |
2 |
11 |
Лепнев Степан |
2 |
2 |
4 |
12 |
Луценко Алена |
1 |
1 |
2 |
13 |
Мальков Леонид |
1 |
2изображает отдельный предмет |
3 |
14 |
Орешкина Татьяна |
1 |
1 |
2 |
15 |
Русаков Герман |
3 |
3 |
6 |
16 |
Русаков Владимир |
2 |
2 |
4 |
17 |
Старастина Арина |
2 |
2 |
4изображает несколько объектов |
18 |
Милчкасова Ангелина |
1 |
1 |
2 |
19 |
Туманова Таисия |
2 |
2 |
4 |
показали высокий уровень творчества(20%)
показали средний уровень творчества (30%)
показали низкий уровень творчества (50%)
Проанализировав результаты занятий с детьми, мы выявили, что:
показали высокий уровень творчества;
показали средний уровень творчества.
показали низкий уровень творчества.
Рис.1 Процентное соотношение уровня развития творческих способностей испытуемых по результатам теста «Неполные фигуры»
Результаты первичного эксперимента показали, что дети в основном справились с заданием. Легче и быстрее им удалось изобразить одну и ту же фигуру, которая превращается в один и тот' же элемент изображения (круг - колесо машины, самоката, велосипеда, мотоцикла).Рисунки, в которых разные эталоны превращаются в один и тот же элемент изображения (круг, квадрат, треугольник превращались в часы).Такого рода композиции расцениваются как повторяющиеся, из их общего числа при дальнейшем анализе учитывается только одна композиция (как идея).К творческим относятся рисунки, в которых на основе заданных эталонов создаются неповторяющиеся изображения.
Таким образом, нами было выявлено:
- четыре человека, что составляет 20%, показали высокий уровень творчества;
- десять человек, что составляет
50%, показали средний уровень
- шесть человек, что составляет
30%, показали низкий уровень
2.2.Формирующий этап эксперимента
Исходя из результатов констатирующего этапа эксперимента, мы поставили задачу провести формирующий этап эксперимента, направленный на повышение уровня творческих способностей дошкольников, мы разработали занятия, предусматривающие у детей активное формирование творческих способностей.
Согласно современным задачам воспитания и федеральным государственным образовательным стандартам, много внимания уделяли эстетической развивающей среде, учили аргументировано и развёрнуто оценивать свои работы и работы своих сверстников. Воспитывали самостоятельность и активность при применении ранее усвоенных способах изображения, использовании выразительных средств.
Для работы с дошкольниками мы использовали дидактические пособия по расширению кругозора детей, которые впоследствии помогали при выполнении детьми работ. В игровой форме предлагали ребёнку выполнить некоторые действия, направленные на закрепление того или иного умения. Рассматривали с детьми различные иллюстрации.
Мы продолжали развивать творчество детей, организовали работу над темой: «Фантастический образ » (Приложение №2). Дети должны были построить из карточек с изображением отдельных элементов фантастических образ. Воспитатель на таком занятии направляет, подсказывает, развивает творческую активность и самостоятельность в выражении замысла. Дети придумывали себе образ, который потом самостоятельно могли отразить в работе.
Мы часто использовали рассматривание с детьми несколько иллюстраций на одну тему, выполненных в разных стилях, техниках, разными материалами. Мы ставили следующие задачи: вызывать желание создавать рисунки, учить самостоятельно анализировать готовые рисунки, развивать в детях стремление к творчеству, самостоятельности. После дети самостоятельно выполняли задание, старались проявить творческую активность.
По истечению формирующего этапа эксперимента мы провели контрольный этап эксперимента.
Эксперимент показал, что все используемые в формирующем этапе эксперимента методы работы воспитателя с детьми эффективны.
2.3.Контрольный этап эксперимента.
Основной целью контрольного эксперимента было выяснить, как повлиял формирующий эксперимент на повышения уровня творчества дошкольников.
В конце занятия был проведён анализ детских работ. Данные результата контрольного этапа эксперимента представлены в таблице № 2.
Результаты повторного исследования уровня развития творческих способностей детей
Таблица № 2
№ п/п |
Фамилия, имя |
Уровень самостоятель-ности замысла |
Уровень оригинально-сти изображения |
Общее количество баллов |
1 |
Белашова Арина |
1 |
2 |
3 |
2 |
Власкин Вадим |
3 |
2 |
5изображает предложенную фигуру |
3 |
Гусев Владик |
2 |
3 |
5 |
4 |
Колов Олег |
2 |
3 |
5 |
5 |
Иванов Степан |
2 |
2 |
4 |
6 |
Климовских Милена |
2 |
2 |
4 |
7 |
Коногин Тимофей |
1с разными деталями |
1 |
2 |
8 |
Королев Сергей |
3 |
1 |
4 |
9 |
Кругликова Млада |
3 |
3 |
5 |
10 |
Крутова Олеся |
1 |
2 |
3 |
11 |
Лепнев Степан |
2изображает отдельный предмет |
2 |
4 |
12 |
Луценко Алена |
1 |
1 |
2 |
13 |
Мальков Леонид |
2 |
2 |
4 |
14 |
Орешкина Татьяна |
1 |
2 |
3 |
15 |
Рунков Герман |
3 |
3 |
5 |
16 |
Русаков Владимир |
2 |
2 |
4изображает несколько объектов |
17 |
Старастина Арина |
2 |
3 |
5 |
18 |
Мичкасова Ангелина |
1 |
1 |
2 |
19 |
Туманова Таисия |
2 |
2 |
4 |
Информация о работе Роль игры в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста