Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2015 в 21:12, курсовая работа
Цель работы – подобрать комплекс игр направленных на формирование представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования – формирование представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – игра как основной метод формирования представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста.
Введение …………………………………………………………………………
3
1
Теоретические основы формирования представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста в игре
7
1.1
Психолого-педагогические подходы к роли игры в формировании представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста ………………………………………………….
7
1.2
Содержание работы по формированию представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста …………………..
10
2
Экспериментальная работа по изучению уровня сформированности представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста
15
2.1
Изучение уровня сформированности представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста …………………..
15
2.2
Система работы по формированию у детей младшего дошкольного возраста представлений о сенсорных эталонах через игру ………….
19
Заключение ……………………………………………………………………..
23
Список используемой литературы ……………
|
Курсовая работа |
Роль игры в формировании представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста
ПМ 02. Организация различных видов деятельности и общения детей
Специальность: 050710.2 «Специальное дошкольное образование»
Форма обучения: заочная
Студент (ка): Самойлова Полина Алексеевна
Руководитель: Плохова Жанна Васильевна
|
Курсовая работа Защищена с оценкой «______________» «_____» ______________ 2013 г. Руководитель курсовой работы
|
Тольятти, 2013 г.
СОДЕРЖАНИЕ
| ||
Введение ………………………………………………………………………… |
3 | |
1 |
Теоретические основы формирования представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста в игре |
7 |
1.1 |
Психолого-педагогические подходы к роли игры в формировании представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста …………………………………………………. |
7 |
1.2 |
Содержание работы по формированию представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста ………………….. |
10 |
2 |
Экспериментальная работа по изучению уровня сформированности представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста |
15 |
2.1 |
Изучение уровня сформированности представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста ………………….. |
15 |
2.2 |
Система работы по формированию у детей младшего дошкольного возраста представлений о сенсорных эталонах через игру …………. |
19 |
Заключение …………………………………………………………………….. |
23 | |
Список используемой литературы ………………………………………….. |
25 | |
Приложения …………………………………………………………………….. |
27 |
Введение
Актуальность исследования. Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка, от уровня которого в значительной степени зависит успешность умственного, физического, эстетического воспитания детей. Сенсорное развитие (от лат. sensus - чувство, ощущение) - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.п. Сенсорное развитие рассматривается при этом как процесс усвоения общественного сенсорного опыта, приводящий к формированию восприятия и представлений о внешних свойствах вещей [2, С. 77]. В развитом восприятии это есть действия обследования и сопоставления объектов с общественно выработанными мерками - сенсорными эталонами.
Сенсорные эталоны (англ. sensory standards) - термин, предложенный А.В. Запорожцем при разработке им теории развития восприятия путем формирования перцептивных действий. Сенсорные эталоны - это выделенные человечеством в процессе общественно-исторической практики системы чувственных качеств предметов, которые усваиваются ребенком в ходе онтогенеза и применяются в качестве внутренних образцов при обследовании объектов и выделении их свойств. Примеры сенсорных эталонов - система цветов спектра, геометрических форм, речевых фонем и др. В усвоении и применении сенсорных эталонов проявляется специфически человеческий характер развития детского восприятия, его обусловленность присвоением общественного опыта. Именно с такими материальными эталонами ребенок должен учиться сравнивать воспринимаемый объект в процессе работы с ним. Такими сенсорными эталонами при восприятии формы являются геометрические фигуры, при восприятии цвета - спектральная гамма цветов и др. [3, С. 46].
Через усвоение систем сенсорных эталонов, считает А.В. Запорожец, и происходит присвоение индивидом общественного сенсорного опыта. В открытии этого факта и заключается принципиальное отличие понимания закономерностей сенсорного развития в отечественной психологии от концепций развития восприятия, выдвинутых рядом современных зарубежных психологов (Э.Д. Гибсон, Ж. Пиаже и др.) [1, С. 2]. Отечественные психологи А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Н.Н. Поддъяков и др. утверждали, что нужно учить видеть, учить воспринимать предметы и объекты нас окружающие, развивать целенаправленное восприятие, развивать умение направлять свое внимание на те или иные стороны, выделять в предметах и явлениях самое существенные, характерные признаки и свойства.
Исследования развития детей младшего дошкольного возраста показывают, что развитие сенсорных функций ребенка этого возраста определяется предметной деятельностью (Ш.А. Абдуллаева, С.Л. Новоселова, Н.М. Щелованов и др.). Внешние свойства предмета при этом перестают определять собой действие, они, с одной стороны, дают возможность узнать предмет, а с другой - должны быть учтены при выполнении предметного действия.
Л.А. Венгер подчеркивал, что главное направление сенсорного развития должно состоять в формировании у ребенка сенсорной культуры, связанной с формированием общепринятых представлений о цвете, форме и других свойствах вещей, созданных человечеством.
В настоящее время в «Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (Минобрнауки России от 23 ноября 2009 г. № 655) в пункте 3.3.6. отмечено, что содержание образовательной области "Познание" направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач, включающих и сенсорное развитие. Таким образом, младший дошкольный возраст является сензитивным для сенсорного развития детей, для которого необходимо организовать содержательную, результативную деятельность, использовать в дидактическом процессе различные средства и формы.
В результате проведенных психолого-педагогических исследований установлено, что основной линией сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста является формирование восприятия отношений между предметами по их внешним свойствам в ходе овладения практической деятельностью (Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко).
В практике дошкольного воспитания сенсорному развитию детей уделяется достаточно много внимания, так как это позволяет научить адекватно воспринимать предметы, выделять основные признаки и свойства. Но многочисленные исследования педагогики и психологии показывают, что восприятие у детей носит неполный, неточный, фрагментарный и нецеленаправленный характер. У детей существует недостаточность в овладении сенсорными эталонами (форма, цвет, величина, характеристика запахов, звуков и др.).
Однако анализ теоретических данных показал, что недостаточно разработан вопрос эффективного использования игр в формировании представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста.
Противоречие заключается между задачей формирования представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста и недостаточностью использования игр, обеспечивающие успешность её решения. Отсюда вытекает проблема – каково влияние игры для формирования представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста?
Цель работы – подобрать комплекс игр направленных на формирование представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования – формирование представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – игра как основной метод формирования представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи исследования:
2. Изучить уровень сформированности представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста;
3. Комплекс игр направленный на формирование представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста.
При проведении исследовательской работы были использованы следующие методы и приемы: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы); эмпирические (изучение уровня сформированности представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста); методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования).
Экспериментальной базой исследования являлось муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 49 «Весёлые нотки» городского округа Тольятти.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы при построении работы по формированию представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из: введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, 8 приложений.
1 Теоретические основы формирования представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста в игре
1.1 Психолого-педагогические подходы к формированию представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста
Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей. Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни малыша, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств (форма, строение, величина, пропорции цвет, положение в пространстве и т.п.).
В педагогике и психологии сенсорное развитие ребенка подразумевает развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе формирование музыкального слуха, совершенствование звукового анализатора речи и др. Педагоги и психологи (А.П. Усова, А.В. Запорожец, Н.П. Сакулина, Н.Н. Поддьяков, Д.Б. Эльконин и др.) пришли к выводу, что для развития восприятия ребенок должен овладеть общественным сенсорным опытом, который включает в себя наиболее рациональные способы обследования предметов, сенсорные эталоны. Под сенсорными эталонами обозначаются обобщенные сенсорные знания, сенсорный опыт, накопленный человечеством за всю историю своего развития [1, С. 4].
В результате многовекового опыта человечество выделило такие системы общепринятых сенсорных эталонов, как звуковысотная шкала музыкальных звуков, решетка «фонем» родного языка, системы мер веса, длины, направлений, геометрических фигур, спектр цвета, величины и т.д. [3, С. 22].
Н.Н. Поддъяков считает, что ребенка нужно учить воспринимать предметы и явления: развивать целенаправленное восприятие, развивать умение направлять свое внимание на те или иные стороны, выделять в предметах и явлениях самое существенные, характерные признаки и свойства. Также Н.Н. Поддъяков отмечает, что при наглядном ознакомлении слово играет большую роль, однако, с другой стороны словесный путь должен быть подкреплен чувственным опытом. Знания, полученные словесным путем и не подкрепленные чувственным опытом, неясны, неотчетливы и непрочны.
Ребенок, воспринимая, выделяет отдельные признаки и свойства, но обычно это те признаки, которые ему невольно бросаются в глаза, и далеко не всегда они являются наиболее важными и характерными. В связи с этим Н.Н. Поддъяков призывает учить детей выделять в предметах и явлениях самое существенное, характерное. Н.Н. Поддъяков считает, что в дидактических пособиях задача выделения того, или иного свойства облегчена. Более того, все внимание направляется на сравнение по данному свойству. А сам предмет с комплексом свойств как бы отступает на задний план. В этом случае познаются не предметы, а свойства, присущие и данным и многим другим предметам.
Другой путь – от общего целостного восприятия предметов к вычленению их отдельных свойств и признаков. Отдельные свойства выступают в предметах в сложных и многообразных связях, и такое сравнение значительно труднее, чем с помощью дидактических пособий [17, С. 5].
В связи с этим для развития полного восприятия предметов Н.П. Сакулина, Н.Н. Поддъяков предлагают такую последовательность обследования предметов, общую для разных видов деятельности.