Роль игры в формировании представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2015 в 21:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – подобрать комплекс игр направленных на формирование представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования – формирование представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – игра как основной метод формирования представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………
3
1
Теоретические основы формирования представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста в игре

7
1.1
Психолого-педагогические подходы к роли игры в формировании представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста ………………………………………………….


7
1.2
Содержание работы по формированию представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста …………………..

10
2
Экспериментальная работа по изучению уровня сформированности представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста


15
2.1
Изучение уровня сформированности представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста …………………..

15
2.2
Система работы по формированию у детей младшего дошкольного возраста представлений о сенсорных эталонах через игру ………….

19
Заключение ……………………………………………………………………..
23
Список используемой литературы ……………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 295.00 Кб (Скачать файл)

  • Министерство  образования и науки Самарской области
  • государственное бюджетное образовательное учреждение
  • среднего профессионального образования
  • Тольяттинский социально – педагогический колледж

  •  

  •  

  •  

     

    Курсовая  работа


     

    Роль игры в формировании представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста

     

    ПМ 02. Организация различных видов деятельности и общения детей

     

     

    Специальность:  050710.2 «Специальное дошкольное образование»

    Форма обучения: заочная

    Студент (ка): Самойлова Полина Алексеевна

    Руководитель: Плохова Жанна Васильевна

     

     

                                                     

     

    Курсовая  работа

    Защищена с оценкой «______________»

    «_____» ______________ 2013 г.

    Руководитель курсовой работы

                                       _______________

                                               (личная подпись)

     

     

            


     

    Тольятти, 2013 г.

    СОДЕРЖАНИЕ

     

    Введение …………………………………………………………………………

    3

    1

    Теоретические основы формирования представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста в игре

     

    7

    1.1

    Психолого-педагогические подходы к роли игры в формировании представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста ………………………………………………….

     

     

    7

    1.2

    Содержание работы по формированию представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста …………………..

     

    10

    2

    Экспериментальная работа по изучению уровня сформированности представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста

     

     

    15

    2.1

    Изучение уровня сформированности представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста …………………..

     

    15

    2.2

    Система работы по формированию у детей младшего дошкольного возраста представлений о сенсорных эталонах через игру ………….

     

    19

    Заключение ……………………………………………………………………..

    23

    Список используемой литературы …………………………………………..

    25

    Приложения ……………………………………………………………………..

    27


     

     

                                                                                                            

     

     

     

     

     

     

     

     

    Введение

     

    Актуальность исследования. Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка, от уровня которого в значительной степени зависит успешность умственного, физического, эстетического воспитания детей. Сенсорное развитие (от лат. sensus - чувство, ощущение) - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.п. Сенсорное развитие рассматривается при этом как процесс усвоения общественного сенсорного опыта, приводящий к формированию восприятия и представлений о внешних свойствах вещей [2, С. 77]. В развитом восприятии это есть действия обследования и сопоставления объектов с общественно выработанными мерками - сенсорными эталонами.

    Сенсорные эталоны (англ. sensory standards) - термин, предложенный А.В. Запорожцем при разработке им теории развития восприятия путем формирования перцептивных действий. Сенсорные эталоны - это выделенные человечеством в процессе общественно-исторической практики системы чувственных качеств предметов, которые усваиваются ребенком в ходе онтогенеза и применяются в качестве внутренних образцов при обследовании объектов и выделении их свойств. Примеры сенсорных эталонов - система цветов спектра, геометрических форм, речевых фонем и др. В усвоении и применении сенсорных эталонов проявляется специфически человеческий характер развития детского восприятия, его обусловленность присвоением общественного опыта. Именно с такими материальными эталонами ребенок должен учиться сравнивать воспринимаемый объект в процессе работы с ним. Такими сенсорными эталонами при восприятии формы являются геометрические фигуры, при восприятии цвета - спектральная гамма цветов и др. [3, С. 46].

    Через усвоение систем сенсорных эталонов, считает А.В. Запорожец, и происходит присвоение индивидом общественного сенсорного опыта. В открытии этого факта и заключается принципиальное отличие понимания закономерностей сенсорного развития в отечественной психологии от концепций развития восприятия, выдвинутых рядом современных зарубежных психологов (Э.Д. Гибсон, Ж. Пиаже и др.) [1, С. 2].  Отечественные психологи А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Н.Н. Поддъяков и др. утверждали, что нужно учить видеть, учить воспринимать предметы и объекты нас окружающие, развивать целенаправленное восприятие, развивать умение направлять свое внимание на те или иные стороны, выделять в предметах и явлениях самое существенные, характерные признаки и свойства.

    Исследования развития детей младшего дошкольного возраста показывают, что развитие сенсорных функций ребенка этого возраста определяется предметной деятельностью (Ш.А. Абдуллаева, С.Л. Новоселова, Н.М. Щелованов и др.). Внешние свойства предмета при этом перестают определять собой действие, они, с одной стороны, дают возможность узнать предмет, а с другой - должны быть учтены при выполнении предметного действия.

    Л.А. Венгер подчеркивал, что главное направление сенсорного развития должно состоять в формировании у ребенка сенсорной культуры, связанной с формированием общепринятых представлений о цвете, форме и других свойствах вещей, созданных человечеством.

    В настоящее время в «Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (Минобрнауки России от 23 ноября 2009 г. № 655) в пункте 3.3.6. отмечено, что содержание образовательной области "Познание" направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач, включающих и сенсорное развитие. Таким образом, младший дошкольный возраст является сензитивным для сенсорного развития детей, для которого необходимо организовать содержательную, результативную деятельность, использовать в дидактическом процессе различные средства и формы.

    В результате проведенных психолого-педагогических исследований установлено, что основной линией сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста является формирование восприятия отношений между предметами по их внешним свойствам в ходе овладения практической деятельностью (Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко).

    В практике дошкольного воспитания сенсорному развитию детей уделяется достаточно много внимания, так как это позволяет научить адекватно воспринимать предметы, выделять основные признаки и свойства. Но многочисленные исследования педагогики и психологии показывают, что восприятие у детей носит неполный, неточный, фрагментарный и нецеленаправленный характер. У детей существует недостаточность в овладении сенсорными эталонами (форма, цвет, величина, характеристика запахов, звуков и др.).

    Однако анализ теоретических данных показал, что недостаточно разработан вопрос эффективного использования игр в формировании представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста.

    Противоречие заключается между задачей формирования представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста и недостаточностью использования игр, обеспечивающие успешность её решения. Отсюда вытекает проблема – каково влияние игры для формирования представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста?

    Цель работы – подобрать комплекс игр направленных на формирование представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста.

    Объект исследования – формирование представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста.

    Предмет исследования – игра как основной метод формирования представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста.

    Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи исследования:

    1. Проанализировать подходы педагогов и психологов к проблеме формирования представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста в игре, с целью выявления степени разработанности ее на современном этапе; определение понятийно-категориального поле исследования;

    2. Изучить уровень сформированности представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста;

    3. Комплекс игр направленный на формирование представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста.

    При проведении исследовательской работы были использованы следующие методы и приемы: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы); эмпирические (изучение уровня сформированности представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста); методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования).

    Экспериментальной базой исследования являлось муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 49 «Весёлые нотки» городского округа Тольятти.

    Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы при построении работы по формированию представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения.

    Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из: введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, 8 приложений.

     

     

     

     

    1 Теоретические основы формирования представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста в игре

     

    1.1 Психолого-педагогические подходы к формированию представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста

     

    Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей. Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни малыша, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств (форма, строение, величина, пропорции цвет, положение в пространстве и т.п.).

    В педагогике и психологии сенсорное развитие ребенка подразумевает развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе формирование музыкального слуха, совершенствование звукового анализатора речи и др. Педагоги и психологи (А.П. Усова, А.В. Запорожец,      Н.П. Сакулина, Н.Н. Поддьяков, Д.Б. Эльконин и др.) пришли к выводу, что для развития восприятия ребенок должен овладеть общественным сенсорным опытом, который включает в себя наиболее рациональные способы обследования предметов, сенсорные эталоны. Под сенсорными эталонами обозначаются обобщенные сенсорные знания, сенсорный опыт, накопленный человечеством за всю историю своего развития [1, С. 4].

    В результате многовекового опыта человечество выделило такие системы общепринятых сенсорных эталонов, как звуковысотная шкала музыкальных звуков, решетка «фонем» родного языка, системы мер веса, длины, направлений, геометрических фигур, спектр цвета, величины и т.д. [3, С. 22].

    Н.Н. Поддъяков считает, что ребенка нужно учить воспринимать предметы и явления: развивать целенаправленное восприятие, развивать умение направлять свое внимание на те или иные стороны, выделять в предметах и явлениях самое существенные, характерные признаки и свойства. Также Н.Н. Поддъяков отмечает, что при наглядном ознакомлении слово играет большую роль, однако, с другой стороны словесный путь должен быть подкреплен чувственным опытом. Знания, полученные словесным путем и не подкрепленные чувственным опытом, неясны, неотчетливы и непрочны.

    Ребенок, воспринимая, выделяет отдельные признаки и свойства, но обычно это те признаки, которые ему невольно бросаются в глаза, и далеко не всегда они являются наиболее важными и характерными. В связи с этим Н.Н. Поддъяков призывает учить детей выделять в предметах и явлениях самое существенное, характерное. Н.Н. Поддъяков считает, что в дидактических пособиях задача выделения того, или иного свойства облегчена. Более того, все внимание направляется на сравнение по данному свойству. А сам предмет с комплексом свойств как бы отступает на задний план. В этом случае познаются не предметы, а свойства, присущие и данным и многим другим предметам.

    Другой путь – от общего целостного восприятия предметов к вычленению их отдельных свойств и признаков. Отдельные свойства выступают в предметах в сложных и многообразных связях, и такое сравнение значительно труднее, чем с помощью дидактических пособий [17, С. 5].

    В связи с этим для развития полного восприятия предметов Н.П. Сакулина, Н.Н. Поддъяков предлагают такую последовательность обследования предметов, общую для разных видов деятельности.

    Информация о работе Роль игры в формировании представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста