Роль игры в формировании представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2015 в 21:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – подобрать комплекс игр направленных на формирование представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования – формирование представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – игра как основной метод формирования представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………
3
1
Теоретические основы формирования представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста в игре

7
1.1
Психолого-педагогические подходы к роли игры в формировании представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста ………………………………………………….


7
1.2
Содержание работы по формированию представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста …………………..

10
2
Экспериментальная работа по изучению уровня сформированности представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста


15
2.1
Изучение уровня сформированности представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста …………………..

15
2.2
Система работы по формированию у детей младшего дошкольного возраста представлений о сенсорных эталонах через игру ………….

19
Заключение ……………………………………………………………………..
23
Список используемой литературы ……………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 295.00 Кб (Скачать файл)

Анализ результатов констатирующего эксперимента свидетельствует, что младшие дошкольники имеют трудности при восприятии дополнительных цветов (фиолетового, оранжевого), оттенков цветов (серого, розового, голубого), в назывании геометрической фигуры - прямоугольник.

4. На основе результатов констатирующего эксперимента нами был подобран комплекс игр, направленный на формирование представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста.

5. На этапе формирования представлений  о сенсорных эталонах у детей  младшего дошкольного возраста нами сделан вывод о том, что данный комплекс игр эффективен при восприятии формы, цвета, величины предметов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1. Вартан, В.П. Сенсорное развитие дошкольников [Текст] / В.П. Вартан. - Мн.: БрГУ, 2007. – 150с.

2. Венгер, Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников [Текст] / Л.А. Венгер. - М., 2000. - 109 с.

3. Венгер, Л.А., Пилюгина, Э.Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка [Текст] / Л.А. Венгер. – М.: Просвещение, 2008. – 144с.

4. Веракса, Н.Е., От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 304 с.

5. Выготский, Л.С. Психология [Текст] /Л.С. Выготский. – М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2000. – С.756 – 769; 852 – 859.

6. Глушкова, Г. Игра или упражнение [Текст] / Г. Глушкова // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 12. – С.29 – 34.

7. Гуськова, О.А. Дидактические материалы Е.И. Тихеевой и Е.Н. Водовозовой в практике ДОУ [Текст] / О.А. Гуськова // Управление. 2008. - № 6. с.106.

8. Дубровская, Н.В. Цвет и особенности его восприятия детьми дошкольного возраста [Текст] / Н.В. Дубровская // Дошкольная педагогика. – 2003. – № 6. – С. 21 – 26.

9. Ефремова, Н. Учимся различать цвета и запоминать их названия [Текст] / Н. Ефремова // Дошкольное воспитание. – 2002. – № 12 – С. 20 – 21.

10. Жирнова, Н.Н., Анилова Е.А. Отечественные педагоги конца 19-начала 20 в. о роли дидактической игрушки в воспитании детей раннего и дошкольного возраста [Текст] / Н.Н. Жирнова, Е.А. Анилова // Управление ДОУ. - 2009. - № 7 - с. 96.

11. Кирпичникова, Н. Развиваем сенсорику и мелкую моторику [Текст] / Н. Кирпичникова // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 2. - с.76-78.

12. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст] / С.А. Козлова. - М.: Просвещение, 2002. - С. 136 -149.

13. Курашова,  Р.А. Сенсорное развитие дошкольников [Текст] / Р.А. Курашова // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 2. - с.76-78.

14. Лыкова, И.А., Гаранина, Н.К. Художественно-дидактические игры с цветом [Текст] / И.А. Лыкова, Н.К. Гаранина // Управление ДОУ. - 2010. - № 5. - с.108.

15. Нечаева, И.Ю. Система сенсорного развития детей [Текст] / И.Ю. Нечаева // Справочник старшего воспитателя. – 2010. - № 1. - с.58

16. Подласый, И.П. Педагогика [Текст]: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. М., Гуманит. / И.П. Подласый. - Изд. центр ВЛАДОС, 2002. – Кн.1: Общие основы. Процесс обучения. С.439 - 463.

17. Поддьяков, Н.Н. Способы сенсорного воспитания в детском саду [Текст] / Н.Н. Поддъяков. – М.: Просвещение, 2005. – 392 с.

18. Рубинштейн, С.Л. основы общей психологии [Текст]: учеб. пособ. для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению т специальностям психологии / С.Л. Рубинштейн. – Москва, Санкт-Петербург: Издательство «Питер», 2005. – С. 177 – 255.

19. Сенсорное воспитание дошкольников [Текст] / Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. - М.: Просвещение. 2003. – 364с.

20. Сенсорное воспитание в детском саду [Текст] / Под ред. Н.Н. Поддъякова, В.Н. Аванесовой. - М.: Новое время, 2010.– 414с.

21. Смирнова, Е.О. Детская психология [Текст]: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. / Е.О. Смирнова. – СПб.: Питер, 2009. – 304 с.

22. Тихеева, Е.И. Воспитатель должен не только любить детей, но и знать их возрастные особенности [Текст] / Е.И. Тихеева // Дошкольное воспитание. -2002. - № 10.- с. 90-93.

23. Урунтаева, Г.А. Детская психология [Текст]: Учеб. для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования, 6-е изд. перераб. и доп. / Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2006. – С. 181 – 196.

 

 

Приложение 1

Методика «Изучение восприятия цвета»

Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной

 

Материал для исследования: кружки диаметром 3 см, окрашенные в основные, дополнительные цвета и оттенки; коробочки таких же цветов и их оттенков; 4 карты размером 25х10 см, разделенные на 10 квадратов. На первой карте наклеены кружки основных цветов, на второй – дополнительных, на третьей – оттенки цветов, четвертая карта – пустая.

Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с детьми 3-4 лет и состоит из 4 серий, интервал между которыми – 1 день. Каждая серия включала 3 подсерии, различающиеся по содержанию материала (основные, дополнительные цвета и их оттенки).

Первая серия - выбор цвета по наглядному образцу. Перед ребенком ставят коробочки, окрашенные в основные, дополнительные цвета и оттенки, дают набор кружков таких же цветов и оттенков (по 5 штук каждого цвета) и просят разложить кружочки по коробочкам в соответствии с их цветом. При этом цвет не называют.

Вторая серия - размещение цвета по наглядному образцу. Ребенку дают набор кружков (по 5 шт. каждого цвета), показывают карту-образец, и просят разложить кружки на пустой карте так же, как на образце.

Третья серия - выбор цвета при назывании его взрослым. Ребенку дают 5 кружков разного цвета. Затем называют цвет и просят ребенка найти кружки такого же цвета.

Четвертая серия - самостоятельное называние цвета. Ребенку дают 5 кружков разного цвета и просят назвать цвет каждого. Если ребенок называет кружки близких цветов одинаково, то его просят сказать, одинаковые ли они по цвету.

 

 

 

Приложение 2

Таблица 1 - Количественные результаты восприятия цвета

Имя ребенка/ показатели/

3 подсерии

Выбор цвета по наглядному образцу

Размещение цветов по наглядному образцу

Выбор цвета при назывании его взрослыми

Самостоятельное название цвета

осн. цвета

доп. цвета

оттенки

осн. цвета

доп. цвета

оттенки

осн. цвета

доп. цвета

оттенки

осн. цвета

доп. цвета

оттенки

1. Макар А.

4

0

1

5

1

2

4

2

2

3

1

1

2. Максим А.

5

1

2

5

1

2

4

2

3

3

2

1

3. Маша В.

3

1

2

5

1

2

4

2

3

3

1

2

4. Полина Б.

3

1

2

4

1

2

4

2

3

3

1

2

5. Никита В.

4

1

2

5

1

2

4

2

3

4

1

2

6. Денис Г.

4

1

1

4

2

2

4

2

2

4

2

2

7. Дарина Д.

4

2

1

4

2

2

5

2

2

4

2

2

8. Света К.

4

1

2

4

2

2

4

2

1

4

2

1

9. Эстела М.

4

1

2

4

2

2

4

2

1

4

2

1

10. Егор М.

4

2

1

4

2

2

4

2

1

4

2

1

11. Вика М.

5

2

1

5

2

2

4

2

2

4

2

2

12. Сергей П.

5

2

2

5

2

2

5

2

2

4

2

3

13. Ксения Р.

5

2

1

5

2

2

5

2

2

4

2

3

14. Алина С.

4

0

2

4

1

1

3

2

1

3

1

1

15. Иван Ш.

3

0

1

4

1

1

3

2

1

3

1

1


 

 

Приложение 3

Рис. 1. Уровни сформированности восприятия

основных цветов у детей младшего дошкольного возраста


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2. Уровни сформированности восприятия

дополнительных цветов у детей младшего дошкольного возраста


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 3. Уровни сформированности восприятия

оттенков цветов у детей младшего дошкольного возраста


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

Методика «Изучение умения ориентироваться в величине предметов» Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной

 

Материал исследования: одноцветная пирамидка из 4 колец.

Проведение исследования. Исследование проводится индивидуально с детьми 3-4 лет. Ребенок сидит за столом. Ему показывают пирамидку, затем у него на глазах снимают одно кольцо за другим, раскладывая их последовательно. После этого нарушают порядок и предлагают ребенку собрать пирамидку самостоятельно. Инструкцию можно повторить дважды. Расположение колец варьируется в следующем порядке (4 – самое большое кольцо, 1 – самое маленькое): 1 вариант – 3,1,2,4 (в ряд); 2 вариант – 3,2.4,1 (в ряд); 3 вариант – 3,1,2,4 (в шахматном порядке); 4 вариант – 3,2,4,1 (в шахматном порядке).

Обработка данных. Задача считается выполненной, если ребенок справился с одним из вариантов (отметить с каким). Анализируются способ действия (подбор колец путём «проб и ошибок», сравнение колец путём наложения или на основе зрительного соотнесения).

 

 

 

 

Приложение 5

Таблица 2 – Результаты исследования в умении

 детей младшего дошкольного  возраста ориентироваться в величине предметов

Имя ребенка

Самостоятельность выполнения задания

Вариант расположения колец

Способ действия

1. Макар А.

+

1

Путём «проб и ошибок»

2. Максим А.

+

1

На основе зрительного соотнесения

3. Маша В.

С помощью педагога

1

 

4. Полина Б.

С помощью педагога

1

 

5. Никита В.

+

2

На основе зрительного соотнесения

6. Денис Г.

+

2

На основе зрительного соотнесения

7. Дарина Д.

+

2

Путём «проб и ошибок»

8. Света К.

С помощью педагога

2

 

9. Эстела М.

+

2

Путём «проб и ошибок»

10. Егор М.

+

2

На основе зрительного соотнесения

11. Вика М.

+

2

На основе зрительного соотнесения

12. Сергей П.

+

1

На основе зрительного соотнесения

13. Ксения Р.

+

1

На основе зрительного соотнесения

14. Алина С.

С помощью педагога

1

 

15. Иван Ш.

С помощью педагога

1

 

 

 

 

 

Приложение 6

 

Рис. 4. Сформированность восприятия величины у детей младшего дошкольного возраста


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 7

 

 

Таблица 3 – Результаты исследования восприятия формы

 у детей младшего дошкольного возраста

Имя ребенка

Круг

Квадрат

Прямоугольник

Треугольник

1. Макар А.

+

+

-

+

2. Максим А.

+

+

-

-

3. Маша В.

+

+

+

+

4. Полина Б.

+

+

-

+

5. Никита В.

+

+

-

+

6. Денис Г.

+

+

-

+

7. Дарина Д.

+

+

-

+

8. Света К.

+

+

-

+

9. Эстела М.

+

+

+

+

10. Егор М.

+

+

+

+

11. Вика М.

+

+

+

+

12. Сергей П.

+

+

-

+

13. Ксения Р.

+

-

-

+

14. Алина С.

+

+

-

+

15. Иван Ш.

+

-

-

-

Итого

15 +

13+, 2-

4+, 11-

13+,2-

Информация о работе Роль игры в формировании представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста