Роль и место устного народного творчества в патриотическом воспитании школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 19:27, контрольная работа

Краткое описание

Патриотическое воспитание – формирование духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры, своей земли. Патриотизм проявляется в детском возрасте, развивается и обогащается в социальной, особенно духовно-нравственной сфере жизни

Содержание

Введение
1. Сущность, основные проблемы патриотического воспитания.
2. Русская народная сказка как средство патриотического воспитания школьников.
3. Пословицы и поговорки - средство воспитания патриотизма и интернационализма.
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Педагогика.docx

— 49.42 Кб (Скачать файл)

      Определение  системы патриотического воспитания  представляет собой как «множество  взаимосвязанных структурных и  функциональных компонентов, подчинённых  формированию у школьников готовности  к защите Родины». Но при  этом необходимо соблюдать ряд  условий, при которых данная  система будет функционировать  успешно. К таким условиям относят:

    – положительная  мотивация педагогов и воспитателей  к патриотическому воспитанию;

    – овладение  воспитателями целью, задачами, содержанием  и методикой патриотического  воспитания;

    – создание  материальных, идеологических, психологических  предпосылок для развития системы  патриотического воспитания;

    – участие всех  членов педагогического коллектива  в патриотическом воспитании;

    – постоянная  корректировка этой деятельности.

      Патриотическое воспитание представляет собой организованную и сознательно осуществляемую деятельность социальных институтов по формированию у школьников глубоких чувств любви и преданности своей Родине, эффективному развитию потребностей и положительных мотивов патриотического и гражданскою поведения, выработке умений и навыков культуры поведения личности в многонациональной среде, воспитанию у учащихся нравственного такта, уважительного и чуткого отношения к национальному и религиозному достоинству человека, недопустимости пренебрежения к языку, культуре, национальным обычаям и традициям других народов.

      Особое  значение приобретает новая образовательно-воспитательная  система, основанная на изучении  этических норм и ценностей,  представленных в фольклоре русского  народа. Ведь народная педагогика  располагает разнообразными средствами  воспитания патриотических чувств  у детей. Важное место среди  них занимают произведения устного  народного творчества – одна  из самых ярких форм выражения  народом глубокого чувства любви  и привязанности к родной земле,  языку, культуре.

      Устное  народное творчество – различные  виды непрофессионального словесного  творчества, создаваемые коллективным  автором (народом) и бытующие  в устной форме. Основные признаки  устного народного творчества: устная  форма существования (произведения  не записывались, а передавались  из уст в уста), вариативность  (многократное исполнение сказок, песен, былин и т. п. различными  исполнителями (сказителями) приводило  к созданию множества вариантов  одного и того же произведения).

      Устное народное творчество, родившееся в глубине веков и передававшееся из уст в уста, от одного поколения к другому, выражает мечту народа о радостном и творческом труде, о покорении природы, веру народа в победу добра, справедливости и неиссякаемую силу народных героев — защитников родной земли, надежду народа на лучшее и справедливое устройство мира.

      Благодаря  длительному пути исторического  развития, в фольклоре нашли отображение  самые разные стороны жизни  народа, фольклор отличается жанровым  богатством и разнообразием. Это пословицы и поговорки, загадки и сказки, календарная и семейно-бытовая обрядовая поэзия, былины, легенды, предания, а также баллады, исторические и лирические песни, драматические произведения, частушки, детский фольклор. Виды устного народного творчества — неиссякаемый источник для нравственного, эстетического воспитания учащихся оно является не только ценным вкладом в сокровищницу мировой культуры, но и имеет важное значение в воспитании патриотизма школьников.

 

2. Русская народная сказка как средство патриотического воспитания школьников.

      Старое  название сказки – баснь – указывает   на   повествовательный характер жанра.

      Сказка  – весьма популярный жанр устного  народного творчества,   жанр  эпический,   прозаический, сюжетный. Она не поется, как песня, а  рассказывается.   Предметом   повествования  в  ней служат  необычные, удивительные, а нередко  таинственные и страшные события;  действие же имеет приключенческий  характер. Это в значительной  степени предопределяет структуру  сюжета. Он отличается многоэпизодностью, законченностью, драматической напряженностью, четкостью и динамичностью развития действия. Положительный герой, преодолевая трудные препятствия, всегда достигает своих целей. Сказке свойствен счастливый конец. В произведениях этого жанра все сосредоточено вокруг основного персонажа и его судьбы.

      Сказка  – это первое литературное  произведение, с которым человек  знакомится с ранних лет. Практически  все взрослые читают или рассказывают  детям сказки, но мало кто догадывается, что даже самая простая и  безобидная на первый взгляд  сказка может повлиять развитие  человека в будущем. Дети любят сказки, потому что в них – «естественное пространство их безграничного потенциала, потому что в них компенсируется недостаток действия в реальной жизни, потому что в них запрограммирована их взрослая жизнь – писал Менегетти. Через сказки ребенок получает знания о мире, о взаимоотношениях людей, о проблемах и препятствиях, возникающих у человека в жизни. Через сказки ребенок учится преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости. Сказка нужна каждому человеку, в тяжелые времена она может сохранить самые прекрасные чувства, помогает каждому верить в лучшее».

      Алексей  Николаевич Толстой считал, что:  «Сказка – великая духовная  культура народа, которую мы собираем  по крохам, и через сказку раскрывается  перед нами тысячелетняя история  народа».

      Сказки  переходили жившим в те времена  людям от их предков, переходили "из уст в уста" от поколения  к поколению, передавались наряду  с обрядами и обычаями, навыками  строительства избы, охоты на  диких зверей, умениями растить  и убирать урожай, печь хлеба,  добывать мёд, мастерства кузнечного  и плотницкого дела, и всё остальное  из приобретённого опыта накопившегося за весь период эволюции живших в наших краях людей. Это - своего рода заповеди, духовные заветы, которые народ чтил и почитал, и тем самым выше и выше поднимался по ступеням технологического и духовного прогресса. Долгие века народные сказки играли в жизни человека такую же роль, как в наше время книги, журналы, газеты, телевидение, радио, интернет и другие распространенные источники информации. Сказки - это настоящая бытовая энциклопедия прошлого, настоящего, и даже, возможно, будущего

      Сказка  ложь, да в ней намек, добрым  молодцам урок! В сказке заложена  глубокая народная мудрость, сказка  обращает нас  к истокам:  к душевной чистоте, сердечности,  справедливости, благородству. И на  всем этом зиждутся и национальное  самосознание, и патриотизм.

      Русь, в  ту далёкую от нас эпоху,  вела бойкую, оживленную торговлю  со своими соседями. И в сказках  присутствуют купцы едущие на своих кораблях за товарами (привозящими их) из-за океан-моря, из царств за тридевять земель. В сказках упоминается широта и величие земли Русской, которая раскинулась под высоким чистым небом, красота ее лесов, полей, глубина и синь её морей, птицы, рыбы, звери, насекомые - все они (в основном) помогают людям в сказках, ко всему проявляется уважение со стороны народных сказителей.

      Множество  исторически достоверных черт  древнего быта народа Русского, его жизни придаёт сказкам  определенную документальную ценность.

      В сказках  преобладают наставления на честность  и доброту, на почёт к сильным,  и справедливым героям, на их  преданность своей земле и  готовностью умереть за родную  землю, за свой народ.

      Достоверно  известно, что хороший конь (жеребец)  был на Руси в большом почёте. И мы видим, что и во множестве сказок добрый, т.е. хороший конь всегда помогает своему хозяину - предупреждает об опасности, помогает в битвах со злом, является верным спутником в долгой дороге, и зачастую предупреждение (на развилках дорог) о потере коня стоит рядом с предупреждением о собственной гибели путешественника, приводит героя к некоторому замешательству и раздумью. Часто также подробно описывается о конской упряжи, о её ценности и красоте.

      В сказках  обличается, что Русь того времени  была ещё плохо защищена и  открыта для врагов, которые всего-навсего  перейдя мост, могли разорять  и убивать жителей, разграблять  их имущество, красть их молодых  девушек.

      Сказками  воспитывался патриотизм, желание  побеждать врагов, обличалась необходимость  в сильных, честных и добрых  царевичах и их помощников, могущих  защитить свой родной народ,  не боясь смерти вставать на  защиту своей родины. В роли  врагов, которые не только истребляют  жителей, но и крадут их невест, часто выступают не только  люди, но и Змеи: сказка "Иван-царевич и Белый Полянин". Сказки настраивают всех людей, начиная с детства, на необходимость борьбы за свою землю, за своих жён и детей, за всех людей Русских, настраивают на честность и правду подкреплённую силой, удалью, отвагой и могуществом.

      Следовательно,  сказка как феномен культуры  этноса исторически отражает  в себе хозяйственно-бытовой уклад  народа, его язык, особенности его  менталитета, его традиции и  обычаи, предметно-вещную атрибутику. Поэтому через сказку любой  слушатель, особенно дети, могут  усваивать все богатство этнической  культуры, приобщаясь к историческому  опыту своего народа. Сказка —  это как бы социальная память  этноса. В ней аккумулирована  его многовековая практика с  ее положительными и отрицательными  сторонами, подвигами и поражениями,  радостями и печалями и т.  д. Этнопедагогика, как раздел социальной педагогики располагает богатейшими возможностями использования материалов народных сказок для включения подрастающего поколения в мир этнической культуры естественным, образно-игровым способом.

      Таким образом,  возможности сказки патриотическом  воспитании заключаются в то, что её содержание всегда зовёт  на борьбу со злом, с врагами  Родины, призывает бороться за  справедливость, добро. В ней достаточно  ярко выражаются нравственные  нормы и принципы, эстетические  идеалы. Победа добра над злом  здесь обязательна.

 

3. Пословицы  и поговорки - средство воспитания патриотизма и интернационализма.

      Особым  жанром, влияющим на патриотическое  воспитание детей, являются пословицы  и поговорки. Концентрированность,  емкость образа, в пословицах  и поговорках активно воздействует  на нравственно-эмоциональную сферу  школьников. Противоречие, которое  в них заложено, многовариантность возможной интерпретации помогают создать проблемную ситуацию с нравственным содержанием, что рождает у ребенка потребность найти ее решение.

      Что же  представляют собой пословицы  и поговорки как учебный материал?

      Непревзойдённый  автор словаря пословиц и поговорок  В.И. Даль так определял этот  жанр: «Пословица – краткое изречение,  поученье, более в виде притчи, иносказанья, или в виде житейского  приговора; пословица есть собь». Поговорку же он видел как «окольное выражение, простое иносказание, но без притчи, без суждения, заключения, применения».

      Пословица  любопытна, её интересует всё,  что связано с человеком, его  деятельностью, окружающей его  природой. Она вездесуща, всё знает  и обо всём имеет своё собственное,  народное конечное суждение. Народная  позиция в пословицах и поговорках  всегда чёткая, иногда даже категоричная, часто с иронией.

      К.Д. Ушинский  считал, что «ни в одной из  форм языкового творчества народа  не проявляется так ум народа, национальная история, быт, мировоззрение,  как в пословицах и поговорках. Пословица тем и хороша, что  в ней почти всегда, несмотря  на то, что она короче птичьего  носа, есть нечто, что ребёнку  следует понять: представляет маленькую  умственную задачу, совершенно по  детским силам».

      Пословицы  и поговорки являются «авторитетными»  текстами, определяют духовные и  мировоззренческие ценности общества  и личности. Они являются устоявшимся  элементом устной народной речи, обладают определёнными признаками, позволяющими дифференцировать  их среди других разговорных  форм, а также выявить существенные  сходства и различия между  ними.

      В.И. Даль, являющимся первым исследователем и собирателем пословиц и поговорок, создал непревзойденное произведение – сборник русских народных пословиц, который является богатейшим и полнейшим кладезем народной мудрости, работа с которым обогащает человека не только знаниями, но и духовно приобщает, единит с национальными корнями, с мыслями наших предков, с народной жизнью. По его мнению, понятным и ценным в патриотическом воспитании детей всех времен являются пословицы и поговорки о Родине, матери, родном языке, родной природе.

      Рассматривая  раздел «Родина – чужбина»  обратимся к значению слова

«Родина», в толковом словаре  оно определено как – «место возникновения, происхождения чего-либо; страна, в  которой родился человек и  гражданином которой он считается». У Даля сюда же входят понятия «город», «деревня».

      Синоним  слова «Родина» - отечество. Тот,  кто любит своё отечество, предан  своему народу, родине – патриот.

Информация о работе Роль и место устного народного творчества в патриотическом воспитании школьников