Пословицы
о Родине включают оценочный
предикат, который дает аксиологическую
оценку или деонтическую оценку. В некоторых
случаях аксиологическая оценка вступает
в противоречие с деонтической. Явление,
которое оценивается будто бы как положительное,
с точки зрения идеальных представлений
оказывается несоответствующим идеалу:
«Где ни жить, только бы сыту быть», «Одинку
– где хлеб, там и угол. Одинокому – везде
дом.».
Отметим,
что понятие «Родина» обладает
в национальном сознании абсолютной
ценностью, в пословицах «Родина»
соотнесёна с положительно маркированным
оценочным предикатом: «Без корня
и полынь не растёт», «И конь
на свою сторону рвётся, а собака
отгрызёт да уйдёт», «Своя земля
и в горсти мила.
Своя земля
– свой прах» и др. В онтологическом
плане отсутствует релятивизм
в противопоставлении «Родины»
и «чужбины»: «Родимая сторона
– мать, чужая – мачеха», «Своя
сторона по шерстке гладит, чужая
насупротив». В реальной жизни
бывает, что жизнь на чужбине
неизбежна, но она ассоциируется
с горем, печалью, разочарованием:
«На чужбине, словно в домовинке
(и одиноко и немо)», «Жил-был молодец; в
своей деревне не видал веселья, на чужбину
вышел – заплакал».
Из 130 пословиц,
включённых Далем в раздел
«Родина – чужбина», выделим 4
группы пословиц, по-разному характеризующих
Родину.
Первая
группа пословиц характеризует
значимость Родины для человека,
например: «Глупа та птица, которой
гнездо своё не мило», «И
кости на родине плачут (по
преданию, что в некоторых могилах
слышен вой костей)», «Выйду
на путь – слёзки текут;
вспомню своих – и тошно
по них», «На родной стороне
и камешек знаком», «Степного
коня на конюшне не удержишь»,
«И конь на свою сторону
рвётся, а собака отгрызётся да
уйдёт», «Родных нет, а по родимой
сторонке сердце ноет»; определяют
«Родину» как важную часть
жизни каждого человека, например:
«Хвалит чуж-чуженин чужу сторону, а мы
слушаем, на полатях лежучи», «За морем
веселье, да чужое, а у нас и горе, да своё»,
«Кукушка кукует, побездолью горюет»,
«Всякая сосна своему бору шумит (своему
лесу весть подаёт)», «Далеко сосна стоит,
а своему лесу веет (шумит, говорит)», «Где
кто родился, там и пригодится», «Что где
родится, то там и годится. Что где рожается,
то там и пригождается», «Город-царство,
а деревня-рай. Москва-царство, а наша деревня-рай»;
говорит о том, что «всякому мила своя
сторона», например: «Мила та сторона (не
забудешь ту сторону), где пупок резан
(т.е. родина)», «За морем теплее, а у нас
светлее (веселее)», «Всякому мила своя
сторона. Любит и нищий своё хламовище»,
«Всяк кулик своё болото хвалит», «Свой
быт милее», «Дон, Дон, а лучше дом. Хорош
Париж, а живёт и Курмыш», «Своя сторонушка
и собаке мила. И собака свою сторону знает».
Вторая
группа пословиц рассматривает
понятие «чужбина» как антипод
понятию «Родина», например: «Чего
не знаешь, туда и не тянет»,
«На чужой стороне и весна
не красна. Наша весна красным
красна», «В чужом месте что в
лесу. Чужая сторона дремуч бор», «На чужой
стороне и сокола зовут вороною», «Сторонушка
и не дальняя, да печальная», «Чужая сторона
– мачеха. Чужбина не по шерсти гладит»,
«Родимая сторона – мать, чужая – мачеха»,
«Своя сторона по шерстке гладит, чужая
насупротив»; говорит о том, как тяжело
жить на чужбине, например: «Скучно Афонюшке
на чужой сторонушке», «На чужбинке, словно
в домовинке (и одиноко и немо)», «Горе
в чужой змеле безъязыкому», «На чужбинке
– и то божий дар (всё божий дар)», «Жил-был
молодец; в своей деревне не видал веселья,
на чужбину вышел – заплакал», «Научит
горюна чужая сторона (и вымучит и выучит)»,
«На чужбине и собака тоскует. Чужбина
слезам не верит»; однако пословицы отмечают
и вынужденность жизни человека на чужбине,
например: «В какой народ придёшь, таку
и шапку наденешь», «Где дуракова семья,
тут ему своя земля», «И за рекой люди живут»,
«И за горами люди», «В своей земле никто
пророком не бывает (не бывал)», «Где ни
жить, только бы сыту быть», «Хоть в Орде,
да в добре (только бы в добре)».
Третья
группа пословиц констатирует
непредсказуемость характера человека,
не позволяющего ему всегда
жить на своей Родине, например:
«Дома сидеть – ничего не
высидеть», «Под лежач камень и вода
не течёт», «Сокол на одном месте не сидит,
а где птицу видит, туда и летит», «Людей
(на людей) поглядеть и себя показать»,
«И кулик чужу сторону знает. И журавль
тепла ищет», «Пойду туда, где про меня
рожь молотят. Куда глаза глядят», «Одинку
– где хлеб, там и угол. Одинокому – везде
дом»; говорят о том, что Родина, там где
тебе комфортно, например: «На одном месте
и камень мохом обрастает», «Город затейный:
что ни шаг, то съестной да питейный», «Леса
да земли – как корову дой», «Степь лесу
не лучше. В степи просто, в лесу угодье»,
«Полетели за море гуси, прилетели тож
не лебеди (прилетели ничем не хуже)». Пословицы
призывают человека жить в том месте где
родился, любить и защищать его, например:
«Где жить, тем и слыть», «Хвали заморье
(чужую сторону), а сиди дома!», «Незачем
далеко, и здесь хорошо. Зачем далеко, и
здесь хорошо», «С родной (родительской)
земли – умри, не сходи!», «Ищи добра на
стороне, а дом люби по старине», «Не бери
дальнюю хваленку, бери ближнюю хаянку!»,
«Где сосна взросла, там она и красна».
Четвёртая
группа пословиц рассматривает
деревню и город, жизнь в
них.
С насмешкой
говорит о деревне, например: «Деревня
большая: четыре двора, восемь
улиц», «Шуми деревня: четыре
двора, двое ворот, одна труба»,
«Это село черт в кузове
растрёс», «Словно черт из кузова насеял»;
в то же время осуждая город, например:
«Без денег в город – сам себе ворог»,
«Хорош город домами, да плох головами»;
говорит о тяжёлой, нищенской жизни в деревне,
например: «Это село клином свело. Село,
что животы подвело», «Стоит деревенька
на горке, а хлеба в ней ни корки», «Жить
в деревне – не видать веселья», «Всем
деревня не выйдет: вода близко, ин лес
далеко»; а так же о том, что трудом крестьян
живёт не только деревня, но и город, например:
«Грибы растут в деревне,
а их и в городе знают».
Слово «Родина»
и его синоним «отечество»
активно функционируют в детской
речи, а вот понятие «чужбина»
можно услышать крайне редко.
Таким образом,
в течение всей жизни пословицы
и поговорки помогают человеку
жить, работать, отдыхать, помогают
принимать решения, а также
бороться с врагами, как показано
выше на примерах. По своей
специфике фольклор является
самой демократичной формой искусства,
и при любых обстоятельствах
– мир ли на земле или
война, счастье или горе, фольклор
остаётся устойчивым, а также
активным. Мы видим, что при
любых обстоятельствах русский
народ не теряет оптимизма
и всегда надеется на лучшее.
Пословицы
и поговорки также как и
сказка играют важную роль
в воспитании не только патриотизма,
но и интернационализма, который
включает: общественное самосознание
народа, его менталитет, национальный
характер, образ жизни, традиции,
обычаи, мораль, система ценностей,
мироощущение, видение мира.
Национальный
характер – это совокупность
наиболее значимых определяющих
черт этноса и нации, по которым
можно отличить представителей
одной нации от другой. В китайской
пословице говорится: “Какова
земля и река, таков характер
человека”. У каждого народа
свой особенный характер. О тайнах русской
души, о русском национальном характере
много сказано и написано. И это не случайно,
потому что Россия, имея долгую историю,
переживая много страданий, перемен, занимая
особенное географическое положение,
вобрав в себя черты и западной, и восточной
цивилизаций, вправе быть объектом пристального
внимания и целевого изучения. Особенно
сегодня, на рубеже третьего тысячелетия,
когда в связи с произошедшими глубокими
изменениями в России, интерес к ней все
более возрастает. Характер народа и судьба
страны находятся в тесной взаимосвязи,
испытывают влияние друг на друга на всем
историческом пути, поэтому заметен возросший
интерес к национальному характеру русского
народа. Как говорит русская пословица:
“Посеешь характер, пожнешь судьбу”.
Пословицы
и поговорки – это отражение
народной мудрости, в них хранится
представление народа о самом
себе и поэтому тайны русского
национального характера можно
попробовать постигнуть через
русские пословицы и поговорки.
Перечислим
некоторые черты русского народа,
отражённые в устном народном
творчестве:
Трудолюбие,
одаренность. Русский человек
одарен и трудолюбив. Он обладает
множеством талантов и способностей
практически во всех областях
общественной жизни. Ему свойственна
наблюдательность, теоретический и
практический ум, природная смекалка,
изобретательность, творчество. Русский
народ – большой труженик, созидатель
и творец, обогатил мир великими
достижениями культуры. Трудно перечислить
хотя бы малую часть того, что
стало достоянием самой России.
В русских пословицах и поговорках
эта черта находит отражение:
“Счастье и труд рядом живут”,
“Без труда не вытащишь и
рыбку из пруда”, “Терпение и
труд все перетрут”, “Бог труды
любит”. Русский народ очень ценит
труд: “Золото познается в огне,
а человек в труде”, “Талант
без труда не стоит и гроша”.
Русский фольклор говорит и
о существовании трудоголиков: “Скучен
день до вечера, коли делать нечего”, “Без
дела жить – только небо коптить”, “Не
та забота, что много работы, а та забота,
как ее нет”. Трудовой люд не завистлив:
“Не пеняй на соседа, когда спишь до обеда”.
В пословицах
осуждают ленивых: “Долго спать,
с долгом встать”, “Кто поздно
встает, у того хлеба недостает”.
И одновременно хвалят трудолюбивых:
“Кто рано встает, тому бог
дает”.
Только
честный заработок ценился народом:
“Легко добыто, легко и прожито”,
“Даровой рубль дешев, нажитой
дорог”. И в воспитании молодых предпочтение
отдавалось труду: “Не учи безделью, а
учи рукоделью”.
Свободолюбие.
К числу основных, глубинных свойств
русского народа относится свободолюбие.
История России – это история
борьбы русского народа за
свою свободу и независимость.
Для русского народа свобода
превыше всего.
Русскому
сердцу ближе слово “воля”, понимаемое
как независимость, свобода в
проявлении чувств и в совершении
поступков, а не свобода как
осознанная необходимость, то
есть как возможность проявления
человеком своей воли на основе
осознания закона. Например, пословицы:
“Хоть тяжелая доля, да все
своя воля”, “Своя воля дороже
всего”, “Вольность всего дороже”,
“Воля птичке дороже золотой
клетки”, “Что хочу, то и ворочу”,
“Своя рука владыка” – говорят
о стремлении к свободолюбию.
Сила воли,
мужество и смелость. Обладая
свободолюбивым характером, русский
народ многократно одерживал
победу над захватчиками и
добивался больших успехов в
мирном строительстве. В пословицах
находят отражение черты русских
воинов: “Лучше смерть в бою,
чем позор в строю”, “Либо
полковник, либо покойник”. Эти
же черты проявляются и в
жизни мирных людей. “Кто не
рискует, тот не пьет шампанского”
– о том, что русский народ
любит рисковать. “Либо пан,
либо пропал” – о решимости
предпринять что-либо, рискнуть, несмотря
на возможный провал, гибель. Близки
по значению и пословицы: “Или
грудь в крестах, или голова
в кустах”, “Либо в стремя ногой, либо
в пень головой”, “Либо рыбку съесть,
либо на мель сесть”.
Пословица
“Волков бояться – в лес
не ходить” говорит о том,
что нечего и браться за
дело, если страшиться предстоящих
трудностей. А смелому всегда сопутствует
удача: “Удача – спутник смелого”, “Кто
смел, тот и съел”.
Доброта.
Характерные черты русских людей
– это доброта, гуманность, склонность
к покаянию, сердечность и душевная
мягкость. Многие пословицы и
поговорки иллюстрируют эти черты:
“Доброму бог помогает”, “С добрым
жить хорошо”, “Делать добро спеши”,
“Доброе дело и в воде не тает”, “Жизнь
дана на добрые дела”, “Добро век не забудется”,
“Тому тяжело, кто помнит зло”. К доброму
человеку справедливо относится судьба:
“Злому – смерть, а доброму – воскресение”.
Однако слишком смирного пословицы осуждают:
“Его разве только ленивый не бьет”, “Смирную
собаку и кочет бьет”.
Терпение
и стойкость. Это, пожалуй, одна
из самых характерных особенностей
русского народа, ставшая буквально
легендарной. Русские обладают, кажется,
безграничным терпением, удивительной
способностью переносить трудности,
лишения и страдания. В русской
культуре терпение и умение
переносить страдания – это
способность к существованию,
способность ответить на внешние
обстоятельства, это основа личности.
Не трудно
найти отражение этой черты
в русских пословицах и поговорках:
“Терпение – лучше спасенья”,
“Терпение даст умение”, “На
хотенье есть терпение”, “Век
живи, век надейся”.
Русский
народ терпелив и вынослив, упорен
и стоек, не падающий духом
от неудач и верящий в свои
силы. Об этом говорят пословицы:
“Терпи горе, пей мед”, “Час терпеть,
а век жить”, “Терпя, в люди выходят”,
“Поживи в рабах, авось, будешь и в господах”,
“Бог даст день, даст и пищу”.
Отзывчивость.
Отличительной чертой русского
народа является его отзывчивость,
умение понимать другого человека,
чуткое отношение к чужому
душевному состоянию, способность
интегрироваться с культурой
других народов, уважать ее. Удивительная
этническая терпимость, а также исключительная
способность к сопереживанию, умение понимать
и принимать другие народы позволили русской
нации создать невиданную в истории империю.
И эта черта отражается в народных пословицах
и поговорках: “Кто нас помнит, того и
мы помянем”, “За добро добром платят”.
По мнению Вл. Соловьева, “истинное единство
народов есть не однородность, а всенародность,
т.е. взаимодействие и солидарность всех
их для самостоятельной и полной жизни
каждого”. Такие свойства русского человека,
как гуманизм, доброжелательность в отношении
других народов, гостеприимство, самопожертвование,
альтруизм порождают социально более
глубокие свойства, такие, как интернационализм,
взаимное уважение людей, их национальных
обычаев, культуры.
Особое
внимание русские уделяют отношению
к соседям: “Худое дело обидеть
соседа”, “Жить в соседах – быть
в беседах”, “Близкий сосед лучше дальней
родни”, “Межи да грани – ссоры да брани”.
Религиозность.
Одной из глубинных черт русского
характера является религиозность.
Религиозное мировоззрение сыграло
важную роль в формировании
как нации в целом, так и
русской личности в отдельности.
Эта характерная глубинная черта
русской национальной личности
отражается с древнейших времен
в фольклоре, в пословицах: “Жить
– Богу служить”, “Сильна божья
рука”, “Божья рука – владыка”,
“Никто не может, так Бог
поможет”, “С Богом пойдешь, до
блага дойдешь” – эти пословицы
говорят о том, что Бог всемогущий,
и помогает верующим во всем.
В представлении верующих Бог
– идеал совершенства, он и
милосерден, и бескорыстен, и мудр:
“У Бога милости много”, “Бог
на милость не убог”, “Друг
обо друге, а Бог обо всех”, “Кто добро
творит, тому Бог отплатит”. У Бога щедрая
душа, он рад принимать любого человека,
который обращается к нему, его любовь
неизмеримо велика: “Кто к Богу, к тому
и Бог”, “Любящих и Бог любит”, “Бог полюбит,
так не погубит”, “Кто добро творит, тому
Бог отплатит”.