Роль лидера в форимировании коллектива и развития личности игрока.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 10:47, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования обусловлена тем, что проблемы лидерства являются генеральными для достижения эффективности взаимодействия членов коллектива. С одной стороны, лидерство рассматривается как определенный набор качеств, приписываемых тем, кто успешно оказывает влияние или воздействует на других, с другой, лидерство представляет собой процесс в основном не силового влияния в направлении достижения группой или организацией своих целей.
Уникальные лидеры, которые способны вести за собой всю организацию, появляются довольно редко. Успех коллективов определяется общим лидерским потенциалом и глубиной распространения лидерских качеств в коллективе.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 145.50 Кб (Скачать файл)

 

 

ФГБОУ ВПО

МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

Факультет естествознания, физической культуры и безопасности жизнедеятельности

 

 

 

 

Роль лидера в форимировании коллектива и развития личности игрока.

 

 

 

 

Курсовая работа

Студента группы ФК-2

Догадова Александра Сергеевича

 

 

 

 

 

 

 

 

Мурманск 2014

 

Содержание

 

 

 

Введение

 

Актуальность исследования обусловлена тем, что проблемы лидерства являются генеральными для достижения эффективности взаимодействия членов коллектива. С одной стороны, лидерство рассматривается как определенный набор качеств, приписываемых тем, кто успешно оказывает влияние или воздействует на других, с другой, лидерство представляет собой процесс в основном не силового влияния в направлении достижения группой или организацией своих целей.

Уникальные лидеры, которые способны вести за собой всю организацию, появляются довольно редко. Успех коллективов определяется общим лидерским потенциалом и глубиной распространения лидерских качеств в коллективе.

Игра – это уникальный феномен общечеловеческой культуры, ее исток и вершина. Ни в одном из видов своей деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажения своих психофизиологических и интеллектуальных ресурсов, как в игре. Именно поэтому она взята на вооружение в системе профессиональной подготовки людей, именно поэтому игра расширяет свои принципы, вторгаясь в ранее непредсказуемые сферы человеческой жизни.

Игра как феномен культуры обучает, воспитывает, развивает, социализирует, развлекает, дает отдых, не внося в содержание досуга бесконечные сюжеты и темы жизни и деятельности человека, сохраняя при этом свою самоценность. 

Объект курсовой работы – лидер, личность игрока.

Предмет – роль лидера в формировании коллектива и развития личности игрока.

Цель данной курсовой работы – рассмотреть роль лидера в формировании коллектива и развития личности игрока.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • Рассмотреть понятие и сущность «лидера»;
  • Исследовать понятие коллектива;
  • Обобщить роль лидера в формировании коллектива;
  • Дать характеристику игре;
  • Описать игру как метод развития личности.

Метод исследования – анализ литературы.

Теоретическую основу данной работы составили труды Веснина В. Р., Волкова Ю. Г., Донцова А. И., Лэнда П. Э., Мухамедьярова А. М., Сластенина В. А., Столяренко, Л. Д., Праздникова Г. А., Берлянд И. Е. и др.

Структура работы обусловлена целью и задачами, а потому включает введение, две главы, разбитых на параграфы, заключение, список литературы.

 

Глава 1. Теоретический анализ роли лидера в формировании коллектива

1. 1 Понятие и сущность  «лидера»

 

Лидерство - управленческие взаимоотношения между руководителем и последователями, которые основываются на эффективном для конкретной ситуации сочетании разных источников власти и которые направлены на побуждение людей к достижению общих целей; это процесс социальной организации и управления общением и деятельностью членов группы, осуществляется лидером, наделенным властью1.

Лидер - своеобразное зеркало группы2; это личность, которой все члены коллектива отдают право брать на себя самые ответственные решения, которые затрагивают их интересы и определяют направление и характер деятельности всего коллектива.

Обязательное условие лидерства - обладание властью в конкретных формальных или неформальных организациях различных уровней и масштаба от государства и даже группы государств до правительственных учреждений, местного самоуправления или народных и общественных групп и движений. Закон закрепляет формализованную власть лидера, но во всех случаях лидер обладает социальной и психологической, эмоциональной опорой в обществе или в группах людей, которые за ним следуют3.

Человек, который является лидером в одной группе, не факт, что станет снова лидером в другом коллективе (другой коллектив, иные ценности, различные ожидания и требования к лидеру).

Лидер назначается официально, но может фактически руководить коллективом в силу своих организаторских способностей, не обладая официальным правом на это. Выделяется формальное и неформальное лидерство. При формальном лидерстве оказывается влияние на подчиненных благодаря занимаемой должности.

Формальный лидер - административный или общественный руководитель, который пользуется в коллективе деловым и личным авторитетом. Не каждый мастер или общественный функционер выступает в роли формального лидера. Чтобы выступать в такой роли, недостаточно занимать административную или общественную должность. Необходима совокупность деловых и личных качеств, активное проявление которых обеспечивает авторитетность этих руководителей, их психологическую эффективность воздействия на людей.

Процесс влияния на людей посредством личных способностей, умений и других ресурсов получил - неформальное лидерство. Совершенным для лидерства является, когда личностная и организационная власть закреплена за ним.

Решение проблем, встающих перед группами людей при достижении ими совместной цели, решалось посредством объединения вокруг лидера. В менеджменте такой тип лидерства основной, так как посредством сосредоточения власти в единственных возможно руках решать сложные задачи выживания организации.

Лидер признается после доказательства собственной компетентности и ценности для каждого конкретного сотрудника, группы и организации в общем. Наиболее характерные черты эффективного лидера: видение ситуации в целом; развитые коммуникативные навыки; доверие сотрудников; гибкость при принятии решений.

Доверие - признание высоких достоинств, заслуг и полномочий, признание необходимости, правильности и результативности действий лидера, а значит это внутреннее согласие с носителем авторитета, готовность действовать соответственно его установкам. Потому как принудить следовать за собой без помощи средств принуждения можно только с помощью доверия. Следовательно, люди находятся во внутреннем согласии и единении с лидером.Строение механизмов воздействия лидеров на массу зависит от свойств последователей. Лидер прямо зависит от коллектива. Группа, обладая образом лидера, - определенной моделью, требует соответствия ей реального лидера, требует способность выражать интересы группы. Лишь при соблюдении данного условия последователи захотят последовать за ним и довериться ему. Исследования показывают, что знания и способности лидера оцениваются людьми всегда значительно выше, чем соответствующие качества остальных членов группы.

Лидер обладает следующими психологическими качествами: уверенностью в себе, острым и гибким умом, компетентностью как доскональным знанием собственного дела, железной волей, умением сориентироваться в особенностях психологии членов группы, организаторскими способностями. Бывает, что лидером становится человек, не обладающий перечисленными качествами, но человек может обладать ими, но при этом не быть лидером4.

Лидерские качества проявляются на любом из уровней развития организации. Изучив множество материалов, по данной теме, можно выделить несколько ключевых качеств, для понимания лидерства:

— Перспективность. Это чувство очень хорошо развито у лидеров, они четко знают в каком направлении нужно двигаться и, что необходимо делать для получения результата.

— Убедительность. Лидеры умеют руководить людьми, воздействовать на них, а, следовательно, умеют добиваться, поставленных целей.

— Страстность. Они очень эмоциональны, одержимы своей целью. Своим энтузиазмом они «заражают» других.

— Настойчивость. Лозунг лидера: «Только вперёд! Никогда не сдаваться!». Многие лидеры на пути к успеху терпели неудачи, но именно настойчивость приводила их к поставленной цели.

— Терпение. Важное качество при быстром развитии компании и при развитии новых организаций5.

Основными референтами (признаками) лидерства являются: более высокая активность и инициативность индивида при решении группой совместных задач, большая информированность о решаемой задаче, членах группы и ситуации в целом, более выраженная способность оказывать влияние на других членов группы, большее соответствие поведения социальным установкам, ценностям и нормам, принятым в данной группе, большая выраженность личных качеств, эталонных для данной группы6.

Основные функции лидера: организация совместной жизнедеятельности в различных ее сферах, выработка и поддержание групповых норм, внешнее представительство группы во взаимоотношениях с другими группами, принятие ответственности за результаты групповой деятельности, установление и поддержание благоприятных социально-психологических отношений в группе7.

Таким образом, непременное условие лидерства – наличие власти в конкретных формальных или неформальных организациях различного уровня и масштабов. Лидер - это личность, которой все члены коллектива отдают право брать на себя самые ответственные решения, которые затрагивают их интересы и определяют направление и характер деятельности всего коллектива.

 

1.2 Понятие и сущность  коллектива

 

Коллектив является одним из видов малой группы; это устойчивая социальная группа, объединенная общественно значимыми целями. Единство, общность коллектива определяются общностью целей, профессиональных, морально - нравственных и социально - психологических характеристик членов коллектива8. 

Коллектив образует некоторое множество людей, которое длительное время существует и действует как единое деловое целое, причем члены коллектива вступают не только в деловые, но и какие-то внеделовые отношения.

Объединенные единством цели и деятельности члены коллектива вступают в назначенные отношения ответственной зависимости, руководства и подчинения при абсолютном равенстве всех членов и их равной ответственности перед коллективом. Каждый коллектив имеет свои органы управления и является частью общего коллектива, с которым связан единством цели и организации9.

Главные признаки присущие коллективу: наличие общественно - значимых целей, их последовательное развитие как условие и механизм постоянной эволюции; систематическое включение воспитанников в многообразную социальную деятельность; надлежащая организация совместной деятельности -систематическое создание отношений ответственной зависимости между воспитанниками, обеспечение действенной работы органов коллектива; систематическая практическая связь детского коллектива с обществом; положительные традиции и увлекательные перспективы; атмосфера взаимопомощи, доверия и требовательности; развитые критика и самокритика, сознательная дисциплина, укрепляющая коллектив.

Существует три воспитательных функции коллектива: организационная - детский коллектив - субъект управления своей общественно - полезной деятельностью; воспитательная - детский коллектив - носитель и пропагандист определенных идейно-нравственных убеждений; стимулирование - коллектив содействует формированию нравственно - ценных стимулов любых общественно - полезных дел, выступает регулятором поведения своих членов, их взаимоотношений.

Сплоченность коллектива определяется Л. Фаткиным как идейное, нравственное, интеллектуальное, эмоциональное и волевое единство его членов, развивающееся на основе такой объективной характеристики, как организационное единство10.

Таким образом, коллектив образует некоторое множество людей, которое длительное время существует и действует как единое деловое целое, причем члены коллектива вступают не только в деловые, но и какие-то внеделовые отношения.

 

1.3 Роль лидера  в формировании коллектива

 

Формирование коллектива включает кадровое планирование, отбор и расстановку кадров, их перемещение, создание морально - психологического климата и др.

При формировании коллектива большое значение имеет выбор размера, состава коллектива, формы и способа взаимосвязей между его членами. По мере увеличения размера коллектива общение между его членами усложняется и становится все труднее достигать согласия при решении общих проблем. Принято считать, что нижний предел численности коллектива составляет 5-7 человек, верхний - 25-30. Как слишком малые, так и слишком большие коллективы затрудняют общение.

В небольших коллективах часто возникает обстановка психологической несовместимости, и возникающие конфликты имеют особо острую форму. Здесь также может появиться обстановка панибратства, беспринципности, покрывательства. В больших коллективах отсутствуют постоянное общение и контакты между работающими, возникают мелкие группировки, что снижает его целостность и сплоченность. Некоторые исследования показали, что группы, насчитывающие от 5 до 11 человек, обычно принимают более адекватные решения. Члены таких групп испытывают большую удовлетворенность от совместной деятельности.

Оптимальная численность коллектива необходима еще и для того, чтобы руководитель имел возможность входить в непосредственный контакт с сотрудниками, контролировать их деятельность, проводить индивидуальную работу, своевременно поддерживать творческую инициативу. Большое значение имеет формирование состава коллектива. Для значительной части коллективов оптимальным будет разнородный их состав по возрасту, полу, уровню квалификации и образования.

При формировании первичного коллектива необходимо также учитывать психологические характеристики работников: их темперамент, характер и другие11.

Во многом сплоченность коллектива зависит от стадии его развития. От стадии зрелости. Таких стадий психологи выделяют пять. Первая стадия называется «притиркой». На этой стадии люди еще приглядываются друг к другу, решают, по пути ли им с остальными, стараются показать свое «Я». Взаимодействие происходит в привычных формах при отсутствии коллективного творчества. Решающую роль в сплочении группы на этой стадии играет лидер12.

Информация о работе Роль лидера в форимировании коллектива и развития личности игрока.