Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 13:10, доклад
Говоря описательно, воспитание в развитии личности выступает важным фактором наряду с наследственностью и средой. Оно обеспечивает социализацию личности, программирует параметры ее развития с учетом многогранности воздействия различных факторов. Воспитание — это спланированный, долгосрочный процесс специально организованной жизни детей в условиях обучения и воспитания.
Роль воспитания в развитии личности
Говоря описательно,
воспитание в развитии
- диагностика природных задатков, теоретическая
разработка и практическое создание условий
их проявления и развития;
- организация учебно-воспитательной деятельности
детей;
- использование положительных факторов
в развитии качеств личности;
- содержания воспитания, средств и условий
социальной среды;
- воздействие на социальные условия, устранение
и преобразование (по возможности) негативных
средовых влияний;
- формирование специальных способностей,
обеспечивающих приложение сил в разных
сферах деятельности: научной, профессиональной,
творческо-эстетической, конструктивно-технической
и т.д.
”Целостность человека, обладающего
единой социальной сущностью и наряду
с этим наделенного природными силами
живого чувственного существа, основана
на диалектике взаимодействия социального
и биологического”. Воспитание не может
изменить унаследованных физических данных,
врожденный тип нервной деятельности,
изменить состояние географической,
социальной, домашней или других сред.
Но оно может оказать формирующее
влияние на развитие путем специальной
тренировки и упражнений (спортивные
достижения, укрепление здоровья, совершенствование
процессов возбуждения и
Только под влиянием научно обоснованного
воспитания и создании соответствующих
условий, учете особенностей нервной
системы ребенка, обеспечении развития
всех его органов, учете его потенциальных
возможностей и включении в соответствующие
виды деятельности индивидуальные природные
задатки могут перерасти в
способности.
При организации воспитания педагогам
следует помнить, что разные виды
деятельности оказывают различное влияние
на развитие тех или иных способностей
человека в разные его возрастные периоды.
Развитие личности находится в зависимости
от ведущего вида деятельности.
Порождаемые деятельностью новые потребности
и наличные возможности их удовлетворения
создают ряд последующих противоречий.
Они выступают движущей силой развития
личности. Такие противоречия возникают
между возрастными физическими и духовными
возможностями и старыми формами взаимоотношений,
между сознанием и поведением, между новыми
потребностями и прежними возможностями,
между имеющимися способностями и потребностями
более высокого уровня развития и т.д.
Подлинные достижения человека накапливаются
не только вне его, в тех или иных порожденных
им объектах, но и в нем самом. Создавая
что-нибудь значительное, человек и сам
растет; в творческих, добродетельных
делах важнейший источник его роста. “Способности
человека — это снаряжение, которое выковывается
не без его участия”. Воспитание и деятельность
создают основу для проявления и развития
природных задатков и способностей. Практикой
доказано, что целенаправленное воспитание
обеспечивает развитие особых задатков,
инициирует духовные и физические силы.
Это подтверждают успехи педагогов-новаторов,
практика нейролингвистического программирования
(НЛП). Неправильное воспитание способно
деструктурировать уже развитое в человеке,
а отсутствие подобающих условий— вовсе
остановить развитие даже особо одаренных
личностей. Подводя читателя к пониманию
роли воспитания и деятельности в развитии
способностей, отметим необходимость
формирования таких способностей, как
трудолюбие и высокая работоспособность.
Многие известные гении человечества
утверждают, что всеми своими успехами
они обязаны тяжелому труду и упорству
в достижении намеченных целей и только
на 10 % — своим способностям и склонностям.
Организуя воспитание, видимо, следует
исходить из идей Л.C. Выготского о двух
взаимосвязанных зонах развития: актуального
и ближайшего, учитывать их индивидуальные
возможности и адекватность требований,
развитость мотивационной сферы воспитуемых.
Важнейшие закономерности и факторы развития
и формирования личности можно рассматривать
как внешние и внутренние. К внешним относятся
совокупное влияние вышеназванных сред
и воспитания. К внутренним факторам —
природные потребности и влечения, потребности
в общении, альтруизме, доминировании,
агрессивности и специфические социальные
потребности — духовные, творческие потребности,
нравственно-ценностные, потребности
в самосовершенствовании, интересы, убеждения,
чувства и переживания и т.д., возникающие
под воздействием среды и воспитания.
В результате комплексного взаимодействия
этих факторов происходит развитие и формирование
личности. В процессе развития сложно
найти период равномерного влияния всех
факторов. Как правило, наблюдается поочередное
или групповое их преобладание.
До сих пор в педагогике обоснованно утверждается
решающее влияние воспитания на развитие
и формирование личности через стимулирование
внутренней активности (двигательной,
познавательной активности общения) и
активности своего совершенствования,
саморазвития. Иными словами, это формирование
мотивации.
С.Л. Рубинштейн отмечал, что все в развитии
личности в определенной степени внешне
обусловлено, но не вытекает прямо из внешних
условий. В этом плане созвучна и позиция
Р.С. Немова: “Человек в своих психологических
качествах и формах поведения представляется
со-циальноприродным существом, частично
похожим, частично отличным от животных.
В жизни его природное и социальное начала
сосуществуют, сочетаются, иногда конкурируют
друг с другом. В понимании подлинной детерминации
человеческого поведения необходимо,
вероятно, принимать в расчет и то и другое.
До сих пор в своих политических, экономических,
психологических и педагогических представлениях
о человеке мы по преимуществу учитывали
социальное начало, а человек, как показала
жизненная практика, даже в относительно
спокойные времена истории не переставал
быть отчасти животным, т.е. биологическим
существом не только в смысле органических
потребностей, но и в своем поведении.
Основная научная ошибка марксистско-ленинского
учения в понимании природы человека состояла,
вероятно, в том, что в социальных планах
переустройства общества в расчет принималось
только высшее, духовное начало в человеке
и игнорировалось его животное происхождение”.
Внешние факторы формирования личности,
проявляясь через сильное биологическое
начало (имеем в виду и изначальную духовную
субстанцию), обеспечивают развитие, совершенствование.
Наверно, не всегда в достаточной степени
биологическое в человеке подчиняется
внешним факторам развития. Видимо, некоторый
генетический атавизм имеет место в биологическом
развитии. Педагогическая практика знает
немало примеров, когда великолепные условия
жизни и воспитания не давали положительных
результатов, или, с другой стороны, в тяжелейших
семейных, социальных, бытовых условиях,
в условиях голода и лишений (годы войн),
но при правильной организации воспитательной
работы, создании воспитательной среды
достигались высокие позитивные результаты
развития и формирования личности. Педагогический
опыт А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского,
В.Ф. Шаталова, Ш.А. Амонашви-ли показывает,
что в первую очередь формирует личность
система отношений, складывающаяся у личности
со средой и окружающими ее людьми, создаваемая
родителями и педагогами, взрослыми.
Развитие ребенка происходит в условиях
многообразных отношений положительного
и отрицательного характера. Система педагогически
обоснованных воспитательных отношений
формирует характер личности, ценностные
ориентации, идеалы, представления, мировоззрение,
чувственно-эмоциональную сферу. Однако
не всегда ребенок удовлетворен правильно
организованной системой отношений. Она
для него не актуализируется в жизненно
необходимую. Формируя многообразие отношений
к реальности, она иногда не учитывает
внутреннее “Я” индивидуальности, психическое
развитие и условия физического развития,
скрытую внутреннюю позицию воспитуемого.
Высокий результат развития и формирования
достигается, если воспитательная система
в лице педагога обеспечивает тонкое психолого-педагогическое
влияние в контексте единомыслия с ребенком,
обеспечивает гармонию складывающихся
многообразных отношений, уводит его в
мир духовной деятельности и ценностей,
инициирует его духовную энергию, обеспечивает
развитие мотивов и потребностей.
Но, в то же время, анализируя закономерности
воспитания как общепланетарного явления,
хотелось бы отметить и то, что осознанное
отношение к своему совершенствованию
и предназначению на Земле — это, пожалуй,
основное объективное условие продолжения
и сохранения жизни. И в этом смысле воспитание
— явление, взращенное и сохраненное в
генетическом коде человечества.
Важным фактором в развитии выступает
личность самого ученика (или человека
вообще) как саморегулирующей, самодвижущей,
саморазвивающейся, самовоспитывающейся
персоны.
Активность личности человека видится
в двух аспектах: чисто физическая и психическая.
Эти два вида активности могут в отдельном
человеке проявляться во множестве комбинаций:
высокая физическая активность и низкая
психическая; высокая психическая и низкая
физическая; средняя активность та и другая;
низкая активность та и другая и т.п.
На человека оказывает влияние ряд факторов,
обусловливающих его активность. Первым
из них выступает его наследственность,
определяющая его атомно-физиологическую
и психическую организацию. Вторым фактором
выступают средовые условия. И третий
фактор — это воспитание в широком смысле
слова. Оно может оказать влияние на развитие
физической и психической активности
через систему специально организованного
обучения и собственно воспитания. Для
школьников — это воспитание, развитие
познавательного интереса к учению, формирование
мотивации учения, развитие мыслительной
активности, развитие системы ценностных
ориентации, духовных идеалов, духовных
и материальных потребностей.
Функция воспитания в данном случае будет
сводиться к развитию («запуску») в ребенке
механизмов саморегуляции, самодвижения,
саморазвития. Во многом — человек творец
самого себя. При том, что определенная
программа индивидуального развития заложена
уже на генетическом уровне (в том числе
физическая и психическая предрасположенность),
за человеком остается право развивать
себя.
Не отрицая первостепенной роли воспитания
в развитии личности, хочется заметить,
что не все люди поддаются апробированным
в обществе развивающим и формирующим
воздействиям. Одновременное комплексное
влияние на развитие личности положительных
и отрицательных (прежде всего социального
происхождения) факторов расширяет диапазон
мутаций психических новообразований,
угрожающих здоровью отдельно взятого
человека, нации, государства, планеты.
Происходит замена духовных ценностей
чувственными и материальными, растет
число наркоманов, садистов и маньяков
разной направленности, представителей
сект, готовых к уничтожению чуть ли не
всего человечества ради своей идеи, людей
с суицидальным поведением, психопатов
(людей, не способных идти ни на какие компромиссы),
“когда созданный людьми мир вещей начинает
превалировать над миром человеческих
ценностей”. Видимо, обществу нужны новые
теории и концепции, диалектическая переоценка
уже имеющихся социальных и социально-психологических
ресурсов, обеспечивающих в современных
условиях развитие и формирование личности,
способной к саморазвитию и самосохранению,
как особого биологического вида на Земле.
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ
Усвоение индивидом
Таким образом, у ребенка имеется особая деятельность по воспроизведению в себе общественно заданных способностей. Но от рождения такого рода деятельность ему не присуща. Следовательно, в процессе психического развития у ребенка, во-первых, возникает и формируется прежде всего именно эта деятельность, во-вторых, на ее основе происходит воспроизведение, формирование самих способностей. Таковы две основные группы процессов, составляющих психическое развитие ребенка.
Существенной характеристикой деятельности усвоения служит то, что она осуществляется ребенком только в совместной жизни со взрослыми, в общении с ними в под их постоянным руководством (она и есть исходный момент процесса воспитания). Ребенок занимает в обществе вполне определенное место и, следовательно, всегда находится в соответствующих отношениях со взрослыми и другими детьми. Особенности и возможности деятельности ребенка в том или ином возрастном периоде определяются характером его взаимоотношений с другими людьми.
Воспитание реально влияет
на психическое развитие ребенка
при двух общих условиях. Воспитателю
нужно знать фактическое место
ребенка в системе его
В связи со сказанным возникает
имеющая различные решения
ребенка. Его развитие, в принципе, совершается независимо от этой практики. В одном случае источники развития усматриваются в органическом созревании (становлении морфологических и физиологических свойств организма, в частности его нервной системы), в другом — в воздействиях среды (также понимаемой как независимой от индивида), в накоплении ребенком индивидуального опыта, в третьем — и это наиболее широко представленная точка зрения — в сочетании органического созревания, воздействий среды и накопления опыта.
Существуют и другие, более оригинальные представления о движущих силах такого развития ребенка. Так, у Ж. Пиаже оно объясняется на основе имманентной организации и координации действий субъекта, система которых образует операторные структуры (механизмы интеллекта), обеспечивающие ему равновесие с объектом путем саморегуляции. При этом схема такого равновесия заимствована, в сущности, из биологии, поскольку у Ж. Пиаже равновесие на основе интеллекта является лишь частным случаем биологического равновесия вообще, а исходные структуры, как бы в чистом виде представленные в форме интеллекта, существуют уже на физико-химическом и нейронном уровнях.
Но во всех случаях воспитание (а также и собственно обучение) понимается как приспособление педагогического процесса к развитию ребенка, а самой природы ребенка — к требованиям социальной сферы. Педагогический процесс как бы следует за развитием или, по ироническому замечанию Л. С. Выготского, «плетется в хвосте детского развития», ориентируясь не на его завтрашний, а на вчерашний день. «Согласно с этими концепциями, развитие должно пройти свои определенные циклы до того, как обучение сможет приступить к выполнению своих специфических заданий; развитие всегда идет впереди обучения, а последнее надстраивается над ним». В этой системе взглядов развитие и обучение выступают и рассматриваются как два самостоятельных и даже друг от друга независимых процесса (ребенок развивается и учится). Характеризуя эту точку зрения на отношение между обучением и развитием, Л. С. Выготский писал: «Развитие ребенка представляется как процесс, подчиненный природным законам и протекающий по типу созревания, а обучение понимается
154
как чисто внешнее использование возможностей, которые возникают в процессе развития».
Существует другое решение указанной проблемы, сложившееся в трудах ряда педагогов прошлого, а в русской науке идущее от К. Д. Ушинского, — природа ребенка представлялась здесь с самого начала обусловленной в своем развитии воспитанием и обучением. Основная идея этого решения проблемы была разработана в отечественной педагогике и психологии П. П. Блонским, Л. С. Выготским и другими.
Согласно этой точке зрения, развитие психики человека происходит путем усвоения исторически сложившихся социальных форм деятельности, и в этом развитии имеет место переход от внешних, развернутых, коллективных форм деятельности к внутренним, свернутым, индивидуальным формам ее выполнения. Этот необходимый переход и есть то явление, которое принято называть процессом интериоризации, преобразованием интерпсихологического в интрапсихологическое.
При таком подходе воспитание (обучение) и психическое развитие не могут выступать как два самостоятельных процесса — воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка. Развитие ребенка осуществляется в особой деятельности присвоения общественно заданных способностей, с самого начала развертывающейся через общение ребенка со взрослыми, и если такому общению, деятельности присвоения в определенных исторических условиях придается необходимая направленность, то возникает собственно воспитание как форма развития.
Аналогичные идеи о развитии и воспитании были высказаны С. Л. Рубинштейном (правда, он исходил из иных представлений о механизмах самого развития, чем Л. С. Выготский и А. Н. Леонтьев). Так, он писал: «Для ребенка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть, в процессе воспитания и обучения». И далее: «Ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь, а не развивается, и воспитывается, и обучается. Это значит, воспитание и обучение включаются в самый процесс развития ребенка, а не надстраиваются лишь над ним».
Подчеркивая внутреннее единство развития ребенка и педагогического процесса, С. Л. Рубинштейн вместе с тем отмечал различие подходов к ним со стороны психологии и педагогики как наук. Предметом психологии
155
являются закономерности
развития психики ребенка, и педагогический
процесс с этой точки зрения выступает
как его условие. Предметом педагогики
выступают специфические
Выше отмечалось, что воспитание
достигает своих целей, если умеет
направить собственную
Всякая попытка воспитателя-
Традиционная начальная
школа прививала детям
156
школьников свидетельствует
о том, что в подобных условиях
у них обнаруживается по преимуществу
ориентация на непосредственно
Примечательно следующее: многочисленные
исследования мышления детей 5—7 лет
установили, что узловым моментом
их умственного развития является возникновение
у них наглядно-образного
Следовательно, традиционное начальное обучение «подхватывает» и использует ту форму мыслительной деятельности, которая возникает и складывается до него и, в принципе, независимо от него еще у детей-дошкольников. Это обстоятельство отчетливо фиксируется во многих работах о младших школьниках. Так, вполне типичным является следующее положение: поскольку младший школьник «живет конкретными образами и впечатлениями, нужно систематизировать, обобщать его чувственный опыт и на этой основе формировать первоначальные арифметические и грамматические понятия». Обучение ребенка в школе арифметике и грамматике предлагается строить, прямо опираясь на ту форму умственной деятельности, которая сложилась у него еще в дошкольном возрасте. Если затем заходит речь о развитии детского мышления в системе начального обучения, то при этом фактически имеют в виду повышение «уровня развитости» конкретного мышления при формировании
Информация о работе Роль обучения и воспитания в развитии личности