Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 22:35, курсовая работа
Цель исследования заключается в изучении основных аспектов общения детей дошкольного возраста со сверстниками.
Цель исследования конкретизируется в следующих задачах:
Рассмотреть понятие общения в психологии.
Дать общую характеристику дошкольного возраста.
Охарактеризовать роль общения со сверстниками в психологическом развитии ребёнка дошкольного возраста.
Провести сравнительный анализ общения со сверстниками в младшем и старшем дошкольном возрасте.
Введение…………………………………………………………………….стр.2
Понятие общения в психологии……………………………….……стр.3
Общая характеристика дошкольного возраста……………..…….стр.7
Роль общения со сверстниками в психологическом развитии ребёнка дошкольного возраста…………………………………………….. .стр.10
Сравнительный анализ общения со сверстниками в младшем и старшем дошкольном возрасте………………………………………………..стр.14
Заключение…………………………………………………………………стр.20
Список используемой литературы……………………………………...стр.22
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой
литературы……………………………………...
Введение
Гумманизация современного образования, создание личностно-ориентированной модели педагогического пространства требуют пересмотра и переоценки основных психолого-педагогических факторов полноценного развития личности ребёнка. Среди них одно из приоритетных мест, бесспорно, принадлежит общению, взаимодействию личности с социальным окружением. Изучение проблемы специфики общения дошкольника со сверстниками имеет не только первостепенно-теоретическое, но и острое практическое значение. Особую остроту эта проблема приобрела в связи с повышением требований к учебно-воспитательному процессу в современной начальной школе, предполагающему высокий уровень организаций социальных взаимодействий ребёнка со сверстниками. Решение этой проблемы во многом связано с обеспечением индивидуального подхода к каждому ребёнку на основе его глубокого психолого-педагогического изучения. Иными словами, гумманизация учебно-воспитательного процесса предполагает глубокое проникновение в область социальных контактов ребёнка со сверстниками.
Проблема развития общения сверстников в дошкольном возрасте относительно молодая, но интенсивно развивающаяся область возрастной психологии. Её родоначальником, как и многих других проблем генетической психологии, был Ж. Пиаже. Именно он ещё в 30-х годах привлёк внимание детских психологов к сверстнику, как к важному фактору и необходимому условию социального и психологического развития ребёнка, способствующему разрушению эгоцентризма. Усиление интереса к этой проблеме произошло в зарубежной психологии в конце 60-х-начале 70-х годах, когда были экспериментально установлены устойчивые связи между особенностями опыта общения со сверстниками в детстве и некоторыми важными личностными и когнитивными характеристиками во взрослом и подростковом возрасте.
Современная возрастная, педагогическая
и социальная психология
Объектом исследования является коммуникативная деятельность детей дошкольного возраста.
Предметом исследования является комплексный анализ особенностей общения дошкольников со сверстниками на различных этапах дошкольного возраста.
Цель исследования заключается в изучении основных аспектов общения детей дошкольного возраста со сверстниками.
Цель исследования
Работа состоит из введения, четырёх основных глав, заключения и списка литературы.
Последние десятилетия в отечественной науке проблема общения рассматривалась и изучалась как один из основных видов человеческой деятельности. Достаточно отметить, что Б.Г. Ананьев признал общение одним из основных видов человеческой деятельности, наряду с трудом и познанием. Сама триада ведущих видов деятельности была выделена в советской психологии ещё в 30-е годы Л.С. Выгодским, но в ней значилось не общение, а конкретная форма его – игра как ведущий вид деятельности ребёнка. Б.Г. Ананьев существенно расширил представление об этом третьем виде деятельности, определив его как общение людей. А.Н. Леонтьев считал, общение и труд двумя основными видами человеческой деятельности. Для изучения общения большое значение имело так же сопряжение его со смежными науками: с одной стороны, с лингвистикой, семиотикой, теорией информации; с другой стороны с педагогикой и этикой. Исследования в этих областях показали, какую важную роль общение играет во временном и пространственном аспектах повседневной жизни людей. Общение не только формируется как осознанная деятельность ребёнка, но, в первые полгода его жизни оно приобретает статус ведущей деятельности, позволяет ему накапливать новые знания и умения и постепенно подготавливает его переход к новому виду ведущей деятельности, более высокой по своему уровню. Появление же новой ведущей деятельности неизбежно влечёт за собой перестройку предыдущей формы общения с окружающими людьми. Позднее в семилетнем возрасте, у ребёнка возникает сознание себя как существа социального и своего места в системе доступных ему общественных отношений. Соответственно развивается и общение, становясь, всё более сложным и богатым по формам, и не только межличностным, но и групповым.
Таким
образом, общение есть первый
вид деятельности, которым овладевает
человек в онтогенезе, и уже
это одно достаточно
В
социальной психологии общение
рассматривается как один из
основных сфер жизни, в
Таким образом, общение
Коммуникативная деятельность на определённом этапе её развития, взятая в целостной совокупности черт и характеристик по обозначенным параметрам, и будут являться формой общения.
Можно выделить три категории общения:
три категории средств общения:
четыре основные формы общения:
Продуктом общения ребёнка является формирование у него образа самого себя и установление взаимоотношений с окружающим миром. Изучение влияния общения на психическое развитие ребёнка, позволило раскрыть важные его механизмы и представить общение как определяющий фактор психического развития. Решающая роль общения в психическом развитии ребёнка доказывается глубоким и необратимым недоразвитием детей (дети-маугли); явлениями «госпитализма», наблюдающимися при дефиците общения детей с взрослыми; позитивными фактами, полученными в формирующих экспериментах.
В дошкольном возрасте начинают формироваться личностные механизмы поведения. Складывается первичное соподчинение мотивов, поведение ребёнка превращается из полевого в волевое. Социальная ситуация развития в дошкольном детстве усложняется и дифференцируется. В дошкольном детстве складываются важнейшие психические новообразования. В структуре психических функций центральное место начинает занимать память, возникает возможность действовать в плане общих представлений и устанавливать связи, не данные в чувственном опыте. Для детей этого возраста наиболее характерна игровая и продуктивная деятельность. Среди игр дошкольного возраста выделяются: ролевая, режиссёрская, игра с правилами, дидактическая игра.
Сюжетно-ролевая
игра является ведущей
Воображение
можно определить как
Воля
и произвольность являются
Информация о работе Роль общения дошкольников со сверстниками