В дошкольном возрасте сверстник
становится важной составной
частью жизни ребёнка. Примерно
к четырём годам сверстник
является более предпочитаемым, чем
взрослый. Развитие общения со сверстником
в дошкольном возрасте проходит через
ряд этапов. Межличностные отношения детей
в отличии от общения не всегда выражают
себя во внешних действиях и являются
стороной сознания и самопознания ребёнка.
На протяжении дошкольного возраста отношение
ребёнка к сверстнику имеет определённую
возрастную динамику. В младшем дошкольном
возрасте сверстник ещё не является значимым
другим для ребёнка. На следующем этапе
«Я» ребёнка опредмечивается т.е. определяется
через его конкретные качества и возможности
и утверждает себя через противопоставление
сверстнику. Конец дошкольного возраста
знаменуется кризисом семи лет. Внешними
проявлениями этого кризиса являются
манерничанье, кривляние, демонстративные
формы поведения. Ребёнок становится трудновоспитуемым,
перестаёт выполнять привычные нормы
поведения. Позитивным новообразованием
кризиса семи лет являются произвольность
и опосредованность психической жизни.
Возникает обобщение собственных переживаний.
Психологическая готовность к школе включает
личностную, волевую и интеллектуальную
готовность. Личностная готовность помимо
социальной позиции школьника предполагает
ориентацию на учебное содержание. Волевая
готовность связана с развитием произвольности
и со способностью действовать по правилу,
заданному воспитателем. Умственная готовность
включает в себя овладение средствами
познавательной деятельности, децентрацию
и интеллектуальную активность ребёнка.
Различные социальные условия (опыт
общения с взрослыми и детьми, опыт индивидуальной
деятельности и умственное развитие ребёнка)
оказывают не одинаковое влияние на развитие
детского самосознания в различные возрастные
периоды. В младшем дошкольном возрасте
ведущую роль в формировании самосознания
ребёнка играет опыт общения с взрослыми.
Индивидуальный опыт в этом возрасте ещё
очень беден, не дифференцирован, слабо
осознаётся ребёнком, а мнение сверстников
полностью игнорируется.
В среднем дошкольном возрасте
взрослый остаётся для ребёнка
абсолютным авторитетом, обогащается
индивидуальный опыт, расширяется
объём знаний о себе, полученных
в различных видах деятельности.
Значительно возрастает влияние
сверстников, в ряде случаев
ориентация на мнение группы
детей оказывается ведущей. Это период
расцвета детского конформизма.
В старшем дошкольном возрасте
ребёнок имеет относительно богатый
собственный опыт, обладает способностью
наблюдать и анализировать действия
и поступки других людей и свои собственные.
В привычных ситуациях и знакомых видах
деятельности оценки окружающих (детей
и взрослых) принимаются старшим дошкольником
только в том случае, если они не противоречат
его личному опыту [12]. Такое сочетание
факторов развития самосознания характерно
не для всех детей, фактически достигших
старшего дошкольного возраста, а только
для тех, общий уровень психического развития
которых соответствует переходному периоду
– кризису семи лет.
- Роль общения со сверстниками в психологическом развитии ребёнка дошкольного возраста.
Дошкольники постоянно находятся
в общении друг с другом, оказываются включены
в систему межличностных отношений, повседневного
взаимодействия, опосредованного их совместной
деятельностью. В этом возрасте общение
со сверстниками становится ведущей потребностью,
которая удовлетворяется в игре. В процессе
игры, через общение и взаимодействие
со сверстниками и взрослыми, происходит
усвоение ребёнком социального опыта,
системы социальных связей и отношений,
т.е. социализация. В процессе социализации
ребёнок приобретает убеждения, общественно
одобряемые формы поведения, необходимые
ему для нормальной жизни в обществе. Нарушение
общения затрудняет как реализацию игровой
деятельности, так и процесс социализации,
что оказывает неблагоприятное воздействие
в целом на психические развитие ребёнка.
Развитие сферы общения является необходимым
условием, как для общего психического
развития личности ребёнка, так и для его
позитивной социализации в целом и готовности
учебной деятельности в частности. У многих
детей уже в дошкольном возрасте формируется
и закрепляется негативное отношение
к другим, которое может иметь весьма печальные
отдалённые последствия. Вовремя определить
проблемные формы межличностных отношений
и помочь ребёнку преодолеть их – важнейшая
задача родителей. Для этого необходимо
знать возрастные особенности общения
детей, нормальный ход развития общения
со сверстниками, а так же психологические
причины различных проблем в отношениях
с другими детьми [9].
От количества и качества взаимодействия
со сверстниками в дошкольном
возрасте зависят коммуникативные
способности и некоторые психические
отклонения у взрослых и подростков.
Общение со сверстниками имеет
ряд существенных особенностей,
качественно отличающих его от общения
с взрослым. Первое яркое отличие общения
сверстников заключается в его чрезвычайно
яркой эмоциональной насыщенности. Повышенная
эмоциональность и раскованность контактов
дошкольников отличает их от взаимодействия
с взрослым. В среднем, в общении сверстников
наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно-мимических
проявлений, выражающих самые разные эмоциональные
состояния – от яростного негодования
до бурной радости, от нежности и сочувствии
до драки. Дошкольники чаще одобряют ровесника
и гораздо чаще вступают с ним конфликтные
отношения, чем при взаимодействии с взрослым.
Столь сильная эмоциональная насыщенность
общения детей, по-видимому, связана с
тем, что начиная с четырёхлетнего возраста
сверстник становится более предпочтительным
и привлекательным партнёром по общению.
Значимость общения выше в сфере взаимодействия
со сверстником, чем с взрослым. Другая
важная особенность контактов детей заключается
в их нестандартности и нерегламентированности.
Если в общении с взрослым даже самые маленькие
дети придерживаются определённых форм
поведения, то при взаимодействии со сверстниками
дошкольники используют самые неожиданные
и оригинальные действия и движения. Этим
движениям свойственна особая раскованность,
ненормированность, незаданность ни какими
образцами: дети прыгают, принимают причудливые
позы, кривляются, передразнивают друг
друга, придумывают новые слова и небылицы
и т.д. Подобная свобода, нерегламентированнось
общения дошкольников позволяет проявить
свою оригинальность и своё самобытное
начало. Если взрослый несёт для ребёнка
культурно нормированные образцы поведения,
то сверстник создаёт условия для индивидуальных,
ненормированных, свободных проявлений
ребёнка. Естественно, что с возрастом
контакты детей всё более подчиняются
общепринятым правилам поведения. Однако
нерегламентированность и раскованность
общения, использование непредскауемых
и нестандартных средств остается отличительной
чертой детского общения до конца дошкольного
возраста [3].
Ещё одна отличительная особенность
общения сверстников – преобладание
инициативных действий над ответными.
Особенно ярко это проявляется в невозможности
продолжить и развить диалог, который
распадается из-за отсутствия ответной
активности партнёра. Для ребёнка значительно
важнее его собственное действия или высказывание,
а инициатива сверстника в большинстве
случаев им не поддерживается. Инициативу
взрослого дети принимают и поддерживают
примерно в два раза чаще. Чувствительность
к воздействиям партнёра существенно
меньше в сфере общения со сверстником,
чем с взрослым. Такая несогласованность
коммуникативных действий детей часто
порождает конфликты, протесты, обиды.
Перечисленные особенности отражают специфику
детских контактов на протяжении всего
дошкольного возраста. Таким образом,
ребёнку недостаточно контактировать
только со старшими, у него появляется,
и всё более усиливается стремление к
общению со сверстниками. Эта вторая сфера
контактов ребёнка с окружающими людьми
так же важна для детей, что они сами остро
ощущают и выдерживают. Некоторые авторы
видят специфическую функцию в вызываемом
чувстве безопасности, подчёркивая интерес
к столкновению ровесников как стремление
занять своё место в структуре групповых
отношений [8]. А. Кемпински видит функцию
этой сферы общения в освобождении семейных
связей генеалогического рода, что при
отсутствии этого освобождения приводит
к окрашиванию чувств к близким эгоизмом
и амбивалентностью. Помимо сказанного
общение со сверстниками позволяет ребёнку
наладить контакты с равными ему людьми.
Ж. Пиаже считал, что это важный фактор
социального и психического развития
ребёнка, способствующий его децентрации
(так как авторитарный характер воздействий
взрослого ограничивает свободу личности).
[9]. У. Бронфенбреннер выделяет следующие
характеристики личности, которые приобретаются
в процессе общения со сверстниками:
- Взаимное доверие;
- Доброту;
- Готовность к сотрудничеству;
- Открытость.
Решающую роль в возникновении
способности утешать, помогать, сочувствовать
играют сверстники, им чаще адресуется
помощь и сочувствие, чем взрослому.
Авторы школы «социального научения»
считают, что поведение других детей выступает
в качестве нового класса стимулов или
источника особого рода подкрепления.
В качестве подкрепления выступали подарки,
одобрение или поддержка сверстников.
Сверстник в отличие от взрослого способствует
становлению критического отношения:
ошибки сверстника замечаются легче, чем
ошибки взрослого. Кроме того, эти же эксперименты
позволили выявить определённые закономерности
формирования независимости во мнении
ребёнка – дошкольника через общее с себе
подобными людьми. По мере того, как
дети усваивают общественные нормы и программы
поведения, они всё чаще сталкиваются
с необходимостью проявить определённую
устойчивость в поведении и воздержаться
от подражания тем действиям сверстника,
которые противоречат собственному опыту.
Уже это говорит о важности формирования
(в основном через ролевую игру) независимости.
Е.Н.Субботский делает по этому поводу
следующие выводы:
- Главной ведущей линией развития независимости является линия трансформации внутреннего отношения к партнёру, которое определяет реальное поведение ребёнка в процессе выполнения программы (эксперимента).
- Наиболее вероятной причиной формирования независимости в сфере практики является изменение положения ребёнка в обществе и вступление его в новые отношения с окружающими людьми.
- Независимость в вербальной сфере может быть результатом формального усвоения знаний [3]. Взаимоотношения со сверстниками представляют собой избирательные привязанности, они дают возможность создать образ самого себя, через других людей – участников общения [8].
Обобщая значение общения детей
с себе подобными людьми, можно сказать,
что общение со сверстниками способствует
приобретению дошкольниками основных
навыков жизни в коллективе. Важная функция
данного опыта в процессе формирования
у ребёнка представлений о своих возможностях
состоит в том, что он служит контекстом
для сравнения себя с себе подобными, являясь
одновременно средством взаимного обмена
оценочными действиями, благодаря которым
ребёнок получает возможность видеть
себя глазами сверстников.
- Сравнительный анализ общения со сверстниками в младшем и старшем дошкольном возрасте.
На протяжении дошкольного
возраста общение детей друг с другом
существенно изменяется. В этих изменениях
можно выделить три качественно своеобразных
этапа (или формы общения) дошкольников
со сверстниками.
Первая из них – эмоционально
- практическая (второй – четвёртый
годы жизни). В младшем дошкольном
возрасте ребёнок ждёт от сверстника соучастия
в своих забавах и жаждет самовыражения.
Ему необходимо и достаточно, чтобы сверстник
присоединился к его шалостям и, действуя
с ним вместе или попеременно, поддержал
и усилил общее веселье. Каждый участник
такого общения озабочен прежде всего
тем, чтобы привлечь внимание к себе и
получить эмоциональный отклик
партнёра. Эмоционально-практическое
общение крайне ситуативно – как по своему
содержанию, так и по средствам осуществления.
Оно целиком зависит от конкретной обстановки,
в которой происходит взаимодействие,
и от практических действий партнёра.
Характерно, что введение привлекательного
предмета в ситуацию может разрушить взаимодействие
детей: они переключают внимание со сверстника
на предмет или же дерутся из-за него. На
данном этапе общение детей ещё не связано
с предметами или действиями и отдельно
от них. Для младших дошкольников наиболее
характерным является индифферентно-доброжелательное
отношение к другому ребёнку. Трёхлетние
дети, как правило, безразличны к успехам
сверстника и к его оценке со стороны взрослого.
В тоже время они, как правило, легко решают
проблемные ситуации «в пользу» других:
уступают очередь в игре, отдают свои предметы
(правда, их подарки чаше адресованы взрослым
– родителям или воспитателю, чем сверстникам).
Все это может свидетельствовать о том,
что сверстник ещё не играет существенной
роли в жизни ребёнка. Малыш как бы не замечает
действий и состояний сверстника. В тоже
время его присутствие повышает общую
эмоциональность и активность ребёнка.
Об этом говорит стремление детей к эмоционально-практическому
взаимодействию, подражание движениям
сверстника. Та лёгкость, с которой
трёхлетние дети заражаются общими эмоциональными
состояниями, может свидетельствовать
об особой общности с ним, которая выражается
в обнаружении одинаковых свойств, вещей
или действий. Ребёнок, «смотрясь в сверстника»,
как бы выделяет в самом себе конкретные
свойства. Но эта общность имеет чисто
внешний, процессуальный и ситуативный
характер.
Итак,
каждый участник эмоционального общения
озабочен прежде всего тем, чтобы привлечь
внимание к себе и получить эмоциональный
отклик партнёра. В сверстнике ребёнок
воспринимает лишь внимание к себе,
а самого ровесника (его действия, желания,
настроения), как правило, не замечают.
Сверстник является для него всего лишь
зеркалом, в котором он видит только себя.
Общение в этом возрасте крайне ситуативно
– оно целиком зависит от конкретной обстановки,
в которой происходит взаимодействие,
и от практических действий партнёра.
Только при помощи взрослого малыш может
увидеть в сверстнике равноценную личность.
В младшем дошкольном возрасте лучше организовывать
игры без предметов, в которых дети действуют
одновременно и одинаково. Это широко
известные хороводные игры или простые
игры по определённым правилам («каравай»,
«зайка», «карусели», «пузырь», «кошки-мышки»
и пр.). Маленькие дети безразличны к успехам
сверстника, даже если похвала исходит
от взрослого. Малыш как будто не замечает
действий и настроения сверстника. В то
же время присутствие одногодка делает
ребёнка эмоциональнее и активнее, о чём
свидетельствуют стремление детей друг
к другу и взаимное подражание. Лёгкость,
с которой трёхлетние дети заражаются
общими эмоциональными состояниями, может
свидетельствовать об особой общности,
возникающей при обнаружении одинаковых
умений и вещей. Эта общность определяется
пока что только по внешним признакам:
«Ты прыгаешь, и я прыгаю», «У тебя зелёные
тапочки и у меня такие же». Именно подчеркивая
такую общность, можно наладить отношения
между малышами.
Следующая
форма общения сверстников: ситуативно-деловая.
Она складывается примерно к
четырём годам и остаётся наиболее
типичной до шестилетнего возраста.
После четырёх лет у детей
(в особенности у тех, кто
посещает детский сад) сверстник
по своей привлекательности начинает
обгонять взрослого и занимать
всё большее место в их жизни.
Этот возраст является периодом
расцвета ролевой игры. В это
время сюжетно-ролевая игра становится
коллективной – дети предпочитают
играть вместе, а не в одиночку.
Главным содержанием общения детей в середине
дошкольного возраста становится деловое
сотрудничество. Сотрудничество следует
отличать от соучастия. При эмоционально-практическом
общении дети действовали рядом, но не
вместе, им важно было внимание и соучастие
сверстника. При ситуативно-деловом общении
дошкольники заняты общим делом, они должны
согласовывать свои действия и учитывать
активность своего партнёра для достижения
общего результата. Такого рода взаимодействие
было названо сотрудничеством. Потребность
в сотрудничестве сверстника становится
главной для общения детей. В середине
дошкольного возраста происходит решительный
перелом в отношении к сверстнику. Картина
взаимодействия детей существенно меняется.
В старшем дошкольном возрасте эмоциональное
благополучие ребёнка в группе сверстников
зависит либо от способности к организации
совместной игровой деятельности, либо
от успешности продуктивной деятельности.
У популярных детей наблюдается высокая
успешность в совместной познавательной,
трудовой и игровой деятельности. Они
активны, ориентированы на результат,
ожидают положительной оценки. Дети с
неблагоприятным положением в группе
имеют низкую успешность в деятельности,
которая вызывает у них отрицательные
эмоции, отказ от работы. Наряду с потребностью
в сотрудничестве на этом этапе отчётливо
выделяется потребность в признании и
уважении сверстника. Ребёнок стремится
привлечь внимание других. Чутко ловит
в их взглядах и мимике признаки отношения
к себе, демонстрирует обиду в ответ на
невнимание или упрёки партнёров. «Невидимость»
сверстника превращается в пристальный
интерес ко всему, что тот делает. В четырёх-пятилетнем
возрасте дети часто спрашивают у взрослых
об успехах их товарищей, демонстрируют
свои преимущества, пытаются скрыть от
сверстников свои промахи и неудачи. В
детском общении в этом возрасте появляется
конкурентное значение. В процессе игры
или другой деятельности дети пристально
и ревниво наблюдают за действиями сверстников
и оценивают их. Реакции детей на оценку
взрослого так же становятся более
острыми и эмоциональными. Успехи сверстников
могут вызывать огорчения детей, а его
неудачи вызывают нескрываемую радость.
В этом возрасте значительно возрастает
число детских конфликтов, возникают такие
явления, как зависть, ревность, обида
на сверстника.