Роль организаций разного вида педагогического взаимодействия в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 15:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить роль педагогического взаимодействия в воспитании учащихся.
Объект изучения: педагогическое взаимодействие
Предмет изучения: роль педагогического взаимодействия в воспитаний учащихся.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….......... 3
Глава 1 Сущность педагогического взаимодействия
Понятие педагогического взаимодействия……………………………... 5
Педагогическое взаимодействие как условия воспитания школьников… 8
Выводы по главе первой………………………………………………...…….. 10
Глава 2 Роль организаций разного вида педагогического взаимодействия в школе
2.1 Взаимодействие между учителем и учениками…………………………. . 12
2.2 Взаимодействие педагогического и ученического коллективов…………. 14
2.3 Взаимодействие педагогического коллектива и семьи учащегося……… 18
Выводы по главе второй……………………….............................. …………… 22
Заключение……………………………………………….........…………...… 25
Список литературы……………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.Гордиевских В.С..doc

— 145.00 Кб (Скачать файл)

             При построении взаимодействия семьи и школы должны учитывать определенные проблемы: воспитание в семье одного ребенка, специфика влияния неполной семьи на ребенка; дефицит общения родителей с детьми в связи с большой занятостью родителей, что-то хорошее и индивидуальное. Работа педагогов школ с родителями осуществляется по направлениям: со всем родительским коллективом, группой или индивидуально. Взаимодействие школы и семьи в воспитании необходимо, поскольку родители хотят видеть своих детей достойными гражданами нашего общества. Без помощи семьи школа не может обеспечить высоких результатов воспитания. В отличие от социальных институтов семья воздействует на ребенка каждодневно, поэтому располагает почти неограниченными возможностями в формировании его личностных качеств. Налаживание с родителями доброжелательных контактов происходит легче, если педагог строит общение целенаправленно, учитывая ситуацию, заранее продумывает не только содержание беседы, но и ее ход, возможные варианты и неожиданные повороты.

 

                                      

 

                                               

 

 

 

                                        Выводы по главе второй

 

Наиболее общая задача педагогической деятельности в образовательном  процессе состоит в создании условий  для гармоничного развития личности, в подготовке подрастающего поколения  к труду и иным формам участия  в жизни общества. Она решается организацией личностно развивающей среды, управлением разнообразными видами деятельности воспитанников и построением правильного взаимодействия с ребенком.

           В педагогической науке выделяют  два вида взаимодействия педагога  и ребенка: субъектно-объектное и субъектно-субъектное.

1. Субъектно-объектные отношения. В педагогической деятельности в роли субъекта выступает педагог, а в роли объекта -воспитанник (ребенок).

2. Субъектно-субъектные отношения содействуют развитию у детей способности к сотрудничеству, инициативности, творческого начала, умения конструктивно решать конфликты.

Воспитательный коллектив  школы представляет собой тесное единство педагогического и ученического коллективов; их существование друг без друга, в отрыве друг от друга невозможно. Следовательно, их взаимодействие, взаимовлияние несет объективный характер. Однако это взаимодействие особого рода, так как партнеры находятся не в равном положении.

Коллектив- группа объединенная общественно значимой деятельностью, в которой реализуются общественно  ценностные и личностно значимые цели. [4]

Педагогический коллектив  играет особую роль по отношению к  ученическому: он формулирует задачи по созданию и совершенствованию ученического коллектива, подбирает методы и формы их реализации, включает учащихся в коллективную деятельность, стимулирующую развитие личностных качеств и способностей школьников. Педагоги определяют организационную структуру детского коллектива, содержание его деятельности, общение школьников в процессе этой деятельности. Воспитательная эффективность ученического коллектива, характер его влияния на учащихся в конечном итоге зависят от деятельности учителей, направленный на сплочение и использование возможностей детского коллектива. Как мы уже сказали, для учащихся педагогический коллектив - первый трудовой коллектив, под влиянием которого они находятся в течение ряда лет. Сам факт существования рядом работающего коллектива взрослых оказывает на ученический коллектив постоянное формирующее воздействие. С первых дней поступления в школу каждый ученик ощущает на себе его влияние и непосредственно и опосредованно - через атмосферу школы, через то, что А.С.Макаренко называл «типом», «стилем» коллектива. В одних школах это доброжелательная, спокойная манера общения, юмор, уважение к детям, в других - напряженность в отношениях взрослых и детей, постоянные окрики и одергивание.

            Характер совместной деятельности обуславливает развитие связей между ними по всем направлениям. Деятельность педагогического коллектива как управляющей системы по отношению к ученическому коллективу направлена на организацию многоплановой и разносторонней жизнедеятельности в соответствии с поставленными целями. Однако, педагогические коллективы зачастую не учитывают то обстоятельство, что с первых дней своего существования ученический коллектив начинает развиваться не только по задаваемой взрослыми программе, но и по своим внутренним закономерностям, присущим любой общественной системе и связанным с процессами самоорганизации и саморегуляций.

Взаимодействие школы  и семьи - это взаимосвязь педагогов, учащихся, родителей в процессе их совместной деятельности и общения. В  целях повышения уровня воспитательной работы школа сотрудничает со всеми заинтересованными организациями и учреждениями, а также с представителями общественности. Самое главное место  в  этой системе занимает семья. Сотрудничество школы и семьи - это  результат целенаправленной и длительной работы коллектива, которая, прежде всего, предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, особенностей и условий семейного воспитания ребенка.  Как организовать взаимодействие семьи и школы, чтобы непростое дело воспитания стало общим делом педагогов и родителей? Как привлечь к школе таких занятых и далеких от педагогических теорий современных пап и мам, как аргументировать необходимость их участия в школьной жизни ребенка? Эти вопросы педагогики можно смело отнести к разряду вечных. Однако в решении этих вопросов каждая школа, и каждый педагог идут своим путем.

Семья-это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для  оптимального удовлетворения  потребностей в самосохранений и самоутверждений  каждого члена. [4]

            При построении взаимодействия семьи и школы должны учитывать определенные проблемы: воспитание в семье одного ребенка, специфика влияния неполной семьи на ребенка; дефицит общения родителей с детьми в связи с большой занятостью родителей, что-то хорошее и индивидуальное. Работа педагогов школ с родителями осуществляется по направлениям: со всем родительским коллективом, группой или индивидуально. Взаимодействие школы и семьи в воспитании необходимо, поскольку родители хотят видеть своих детей достойными гражданами нашего общества. Без помощи семьи школа не может обеспечить высоких результатов воспитания. В отличие от социальных институтов семья воздействует на ребенка каждодневно, поэтому располагает почти неограниченными возможностями в формировании его личностных качеств. Налаживание с родителями доброжелательных контактов происходит легче, если педагог строит общение целенаправленно, учитывая ситуацию, заранее продумывает не только содержание беседы, но и ее ход, возможные варианты и неожиданные повороты.

 

 

 

 

                                                          Заключение

 

Взаимодействие педагогическое - личностный контакт воспитателя  и воспитанника, в результате которого происходят взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок. Может быть эффективным в том случае, если педагог, учитывая психические особенности детей, организует общение так, чтобы оно приносило удовлетворение, вызывало интерес, давало каждому субъекту возможность в полной мере реализовать любую позицию. [4]

В педагогической науке  понятие педагогическое взаимодействие определяется как:

1.Преднамеренные контакты педагога с ребенком (длительные или временные), целью которых является изменения в поведении, деятельности и отношениях ребенка.

2. Непосредственное или  опосредованное воздействие субъектов этого процесса друг на друга, порождающее их взаимную обусловленность и связь, выступающее как интегрирующий фактор педагогического процесса, который способствует появлению личностных новообразований у каждого из субъектов этого процесса.

Педагогическое взаимодействие включает в себя в единстве педагогическое влияние, его активное восприятие и усвоение воспитанником и собственную активность последнего, проявляющуюся в ответных непосредственных или опосредованных влияниях на педагога и на самого себя (самовоспитание). Понятие «педагогическое взаимодействие» поэтому шире, чем педагогическое воздействие, педагогическое влияние и даже педагогическое отношение, которое является следствием самого взаимодействия педагогов и воспитуемых.

Взаимная активность педагога и воспитуемого в педагогическом процессе наиболее полно отражается термином «педагогическое взаимодействие», которое включает в себя в единстве педагогическое влияние, его активное восприятие, усвоение объектом, собственную активность воспитуемого, проявляющуюся в ответных непосредственных или опосредованных влияниях на педагога и на самого себя (самовоспитание). Поэтому понятие «педагогическое взаимодействие» шире, чем «педагогическое воздействие», «педагогическое влияние» и даже «педагогическое отношение», так как оно является уже следствием самого педагогического взаимодействия педагогов и воспитуемых, хотя, конечно, и весьма важным следствием.

Общение между педагогом  и учащимися, в ходе которого педагог  решает учебные, воспитательные и личностно - развивающие задачи, мы называем общением. Педагогическое общение представляет собой одну из форм педагогического взаимодействия учителей с учащимися. Цели, содержание, общение, нравственно - психологический уровень его для педагога выступают, как заранее заданные. Педагогическое общение в большей части достаточно регламентировано по содержанию, формам, а потому не является лишь способом удовлетворения абстрактной потребности в общении.

Однако, поскольку общение  протекает непосредственно, лицом  к лицу, оно приобретает для участников педагогического взаимодействия личностное измерение. Педагогическое общение «втягивает» личность педагога и ученика в этот процесс. Учащимся далеко не безразличны индивидуальные особенности педагога. У них складывается групповая и индивидуальная шкала оценок каждого учителя. Существует неоформленное, но четкое мнение о любом из них. Оно обусловлено, прежде всего, общественными требованиями, предъявляемыми к личности педагога. Несоответствие личностных качеств этим требованиям отрицательно сказывается на его взаимоотношениях с учениками. В тех случаях, когда действие педагога в чем-то не соответствует элементарной этике, подрывается только его личный престиж, и авторитет всей педагогической профессии. В результате снижается эффективность личностного воздействия педагога.

Наиболее общая задача педагогической деятельности в образовательном  процессе состоит в создании условий  для гармоничного развития личности, в подготовке подрастающего поколения  к труду и иным формам участия  в жизни общества. Она решается организацией личностно развивающей среды, управлением разнообразными видами деятельности воспитанников и построением правильного взаимодействия с ребенком.

           В педагогической науке выделяют  два вида взаимодействия педагога и ребенка: субъектно-объектное и субъектно-субъектное.

1. Субъектно-объектные отношения. В педагогической деятельности в роли субъекта выступает педагог, а в роли объекта -воспитанник (ребенок).

2. Субъектно-субъектные отношения содействуют развитию у детей способности к сотрудничеству, инициативности, творческого начала, умения конструктивно решать конфликты.

Воспитательный коллектив  школы представляет собой тесное единство педагогического и ученического коллективов; их существование друг без друга, в отрыве друг от друга невозможно. Следовательно, их взаимодействие, взаимовлияние несет объективный характер. Однако это взаимодействие особого рода, так как партнеры находятся не в равном положении.

Коллектив- группа объединенная общественно значимой деятельностью, в которой реализуются общественно ценностные и личностно значимые цели. [4]

Педагогический коллектив  играет особую роль по отношению к  ученическому: он формулирует задачи по созданию и совершенствованию  ученического коллектива, подбирает  методы и формы их реализации, включает учащихся в коллективную деятельность, стимулирующую развитие личностных качеств и способностей школьников. Педагоги определяют организационную структуру детского коллектива, содержание его деятельности, общение школьников в процессе этой деятельности. Воспитательная эффективность ученического коллектива, характер его влияния на учащихся в конечном итоге зависят от деятельности учителей, направленный на сплочение и использование возможностей детского коллектива. Как мы уже сказали, для учащихся педагогический коллектив - первый трудовой коллектив, под влиянием которого они находятся в течение ряда лет. Сам факт существования рядом работающего коллектива взрослых оказывает на ученический коллектив постоянное формирующее воздействие. С первых дней поступления в школу каждый ученик ощущает на себе его влияние и непосредственно и опосредованно - через атмосферу школы, через то, что А.С.Макаренко называл «типом», «стилем» коллектива. В одних школах это доброжелательная, спокойная манера общения, юмор, уважение к детям, в других - напряженность в отношениях взрослых и детей, постоянные окрики и одергивание.

            Характер совместной деятельности обуславливает развитие связей между ними по всем направлениям. Деятельность педагогического коллектива как управляющей системы по отношению к ученическому коллективу направлена на организацию многоплановой и разносторонней жизнедеятельности в соответствии с поставленными целями. Однако, педагогические коллективы зачастую не учитывают то обстоятельство, что с первых дней своего существования ученический коллектив начинает развиваться не только по задаваемой взрослыми программе, но и по своим внутренним закономерностям, присущим любой общественной системе и связанным с процессами самоорганизации и саморегуляций.

Информация о работе Роль организаций разного вида педагогического взаимодействия в школе