Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2014 в 18:42, курсовая работа
Актуальность. Формирование личноcти человека начинаетcя в раннем детстве, оcновным cредством влияния на развитие детей в раннем возрасте является - мультфильм. За поcледние годы на телевидении появляетcя большое количество различных мультфильмов, как отечеcтвенного, так и зарубежного, в оcновном американского, производства. Засилие иностранных мультфильмов на отечеcтвенном телевидении, наводит на размышления отноcительно их влияния на развитие и cтановление пcихики подраcтающего поколения. Вызывают много вопросов новые технологии cоздания мультфильмов (компьютерная графика, различные cпецэффекты и т.д.).
Введение……………………………………………………………………….…..3Глава I. Теоретические оcновы изучения влияния мультфильмов на развитие детей дошкольного возраста……………………………………………………..5
1.1. Роль мультфильмов в воспитании ребенка…………………………………5
1.2. Характеристика и особенности содержания отечественных и американских мультфильмов………………………………………………….....8
1.3. Персонажи современных мультфильмов……………………………….…14
Глава II. Влияние мультфильмов на развитие детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………...19
2.1. Восприятие детей на разных этапах развития………………………….…19
2.2. Влияние мультипликации на воспитание ребенка……………………..…22
2.3. Популярность мультипликационных фильмов среди воспитанников разных возрастных категорий……...……………………………………….…..26
Глава III. Психолого-педагогические условия воспитательного процесса, обеспечивающие нормальное формирование ребёнка дошкольного возраста………………………………………………………………………..….29
3.1.Требования и содержание мультфильмов………………………………….29
3.2.Возрастные критерии отбора мультфильмов…………………………..….31
3.3.Педагогические условия организации просмотра мультфильмов…………………………………………………………………....36
Заключение…………………………………………………………………….…44
Список литературы …………………………………………………………..….46
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. М. А. Шолохова
Педагогический факультет
Курсовая работа
Тема: «Роль отечественной и зарубежной мультипликации в воспитании детей»
Выполнила:
Студентка 3 курса
(специальность :
Научный руководитель:
Кандидат педагогических наук, доцент
Антонова Анна Викторовна
Москва
2014
Оглавление:
Введение…………………………………………………………
1.1. Роль мультфильмов в воспитании ребенка…………………………………5
1.2. Характеристика и особенности
содержания отечественных и
1.3. Персонажи современных мультфильмов……………………………….…14
Глава II. Влияние мультфильмов
на развитие детей дошкольного возраста…………………………………………………………
2.1. Восприятие детей на
разных этапах развития……………………
2.2. Влияние мультипликации
на воспитание ребенка…………………….
2.3. Популярность
Глава III. Психолого-педагогические условия
воспитательного процесса, обеспечивающие
нормальное формирование ребёнка дошкольного
возраста…………………………………………………………
3.1.Требования и содержание мультфильмов………………………………….29
3.2.Возрастные критерии отбора мультфильмов…………………………..….31
3.3.Педагогические условия
Заключение……………………………………………………
Список литературы …………………………………………………………..….46
Введение
Актуальность. Формирование личноcти человека начинаетcя в раннем детстве, оcновным cредством влияния на развитие детей в раннем возрасте является - мультфильм. За поcледние годы на телевидении появляетcя большое количество различных мультфильмов, как отечеcтвенного, так и зарубежного, в оcновном американского, производства. Засилие иностранных мультфильмов на отечеcтвенном телевидении, наводит на размышления отноcительно их влияния на развитие и cтановление пcихики подраcтающего поколения. Вызывают много вопросов новые технологии cоздания мультфильмов (компьютерная графика, различные cпецэффекты и т.д.). Если старые кукольные и риcованные мультфильмы, были естественны, как по способу производства, так и по восприятию и не наносили вреда не устоявшейся психике ребёнка, cовременные мультфильмы часто не несут добра, миро cозидания и порядочноcти.
Степень изученности проблемы:
Цель исследования изучение влияния мультфильмов на воспитание детей дошкольного возраcта.
Объект исследования – воспитание дошкольников.
Предмет исследования – педагогическое исследование мультфильмов в воспитании дошкольников.
Задачи исследования:
Гипотеза:
Методологические основы исследования: в работе опирались на исследования отечественных ученых И. Я Медведевой, Е. Глушковой, В. Абраменковой, А. Богатыревой и других.
Метод исследования: теоретический анализ мультипликации по теме исследования.
Глава I. Теоретические оcновы изучения влияния мультфильмов на развитие детей дошкольного возраста
1.1. Роль мультфильмов в воспитании ребенка
Многие психологи cчитают, что герои любимых мультфильмов для детей – довольно эффективное воспитательное cредство. Герои с экранов активно воздействуют на детское воображение, демонстрируя, как следует себя вести в той или иной ситуации. Дети очень часто имитируют поведение и манеру речи мультяшных героев. Мультфильмы влияют на формирование личности ребенка. В средствах массовой информации в последнее время появилось много публикаций, в которых психологи и педагоги спорят о влиянии современных мультфильмов на детскую психику. Родители, педагоги, психологи задаются вопросами: не опасны ли современные мультфильмы для формирующейся психики ребёнка? Что выбрать для ребёнка: зарубежные или отечественные мультики? Яркие, зрелищные, образные, с одной стороны, и простые, ненавязчивые, доступные с другой, мультики, близки по своим развивающим, воспитательным возможностям сказке, игре, живому человеческому общению. Персонажи мультипликационных фильмов демонстрируют ребёнку самые разные способы взаимодействия с окружающим миром. Они формируют представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. События, происходящие в мультфильме, позволяют развивать его мышление и воображение, формировать его мировоззрение. Таким образом, мультфильм — это эффективное средство воспитания ребёнка. К сожалению, многие транслируемые сегодня мультфильмы построены психологически, педагогически или этически безграмотно и могут иметь опасные для ребёнка последствия. Перечислим несколько признаков «вредного мультика», от просмотра которого стоит оградить детей:
Положительные персонажи должны быть симпатичными или даже красивыми, а отрицательные — наоборот. В случае, когда все персонажи ужасны, уродливы, страшны вне зависимости от их роли, у ребёнка нет четких ориентиров для оценки их поступков. Перечень признаков вредных для ребёнка мультфильмов, несомненно, не закончен.Рассматривая мультфильмы как культурное явление, можно сказать, что все они, подобно цивилизациям, имеют свои особенности и характеристики, формирующиеся в зависимости от менталитета. Стоит обратить внимание на то, как легко и просто относятся американцы к насилию, как легко поднимают щекотливые темы еще ненужные детям (The Simpsons) – практически в каждом мультфильме герои бьют друг друга по голове, используют ненормативную лексику и т. д. Насилие и жестокость на экране могут вызвать у ребенка два вида реакции: либо страх, ночные кошмары и нервозность, либо инфантильное, равнодушное отношение к страданиям других людей. Но это вовсе не значит, что все зарубежные мультфильмы вредны детям. Просто мультфильмы бывают очень разными и необходимо выработать правильную стратегию по выбору подходящих фильмов с учетом принятых в семье правил и ценностей, а также – интересов и увлечений ребенка, а главное, с учетом возрастной психологии. Анимация, созданная сегодня, очень разнообразна, но, к сожалению, в связи с ростом возможностей компьютерной техники для многих производителей становится непреодолимым искушением эксплуатировать не собственное воображение и содержательные идеи, а модные спецэффекты, что, несомненно, сказывается на содержании фильмов. Герои мультфильмов также играть огромную роль в воспитании ребенка. Ведь герои мультиков для ребенка — главный авторитет (после родителей), своего рода пример для подражания, и как следствие мощное средство для воспитания! Любимые герои показывают, как надо поступать в той или иной ситуации. Они будоражат воображение ребенка, учат его сопереживать другим, учат справедливости. Речь идет о «советских» мультфильмах, в них создается добрая картина мира. В ней есть отрицательный персонаж, но он легко перевоспитывается. Мораль наших мультиков такова, что даже плохой персонаж, стал таким, только по тому, что с ним никто не дружил, никто его не любил. Итак, роль мультфильмов в воспитании ребенка:
1. Нравственное воспитание.
В мультиках ребенок видит модели поведения. Он учится тому, как действовать в той или иной ситуации, как можно добиться цели. Многие «советские» мультики дают программу воспитания качеств настоящего человека. Он заставляют ребенка сопереживать героям, помогать другим, дружить, уважать родителей, разъясняют, что такое добро и зло и т.д. В «советских» мультиках со злом стараются бороться не силой, а пытаются его перехитрить или уговорить.
2. Эстетическое воспитание.
В наших мультиках показана красота природы, герои мультфильмов учат любить и беречь ее. Дети учатся ухаживать за животными и растениями. В мультиках показано, что если хорошо относиться к природе, то она угощает героев мультика вкусными фруктами, овощами и т.п. После просмотра мультика попросите ребенка поделиться с Вами впечатлениями от просмотра, понравились ли ему поступи героев. Обратите внимание ребенка на музыку, сопровождающую мультфильм, на костюмы героев, на картины природы.
3. Трудовое воспитание.
Герои мультиков учат малыша помогать родителям, друзьям. Тот, кто лениться, высмеивается другими героями и, в конце концов, понимает, что труд – это полезное дело. Предлагаю посмотреть передачу, где как раз обсуждается вред, наносимый западными мультфильмами психике наших детей.
1.2. Характеристика
и особенности содержания
Проблема «дети и телевидение» волнуют всех: и родителей, и педагогов, и врачей. Сегодня почти для каждого ребенка телевидение стало чем-то вроде игрушки или книги. Теле воздействие формирует душу и ум ребенка, воспитывает его вкусы и взгляды на мир. Внутренний мир еще только складывается, и существенную роль в его формировании играет все, что они получают от взрослых: игры, сказки, совместные занятия, в том числе и телевизионные передачи. Они не только способ времяпровождения, но и средство воспитания. Для детей в дошкольном возрасте в основном средством воспитания являются мультфильмы. Слово «мультфильм» имеет различные значения, основанные на несколько весьма различных формах изобразительного искусства и иллюстрации. Художники, которые производят мультфильмы, известны как карикатуристы. Первоначальный смысл в изобразительном искусстве, мультфильм означал подготовительный рисунок на произведение искусства, такого, как картина. Современное значение относится к юмористической иллюстрации в печатных и анимационных фильмах. Слово «мультфильм» иногда используется для обозначения комиксов, а также может сослаться на юмористический рисунок художественного или публицистического опубликования в газетах и журналах. Мультфильм-мультипликация, анимация, мультипликационное кино — вид киноискусства, произведения которого создаются путем съемки последовательных фаз движения рисованных (графическая или рисованная мультипликация) или объёмных (объёмная или кукольная мультипликация) объектов. Многие родители рано или поздно задумываются над тем, какое влияние оказывают мультфильмы на их детей. Большая часть продукции американской фабрики не безвредна, и многие чувствуют, что есть большая разница между отечественными старыми мультфильмами и зарубежными (от американских до японских). По мнению детского психолога Ирины Яковлевны Медведевой, за этим различием стоят глубокие расхождения в картине мира. В выборе мультфильма надо быть осторожнее, чем в выборе книги, потому что зрительные образы воздействуют на ребенка гораздо сильнее. Если говорить о «советских» мультфильмах, то они хороши тем, что в них отражается нормальная для ребенка, картина мира. В основе своей она православная, потому что зло в этой картине мира не вечно, а вечно - добро. И в этой доброй картине мира существует отрицательный персонаж, который, как правило, легко перевоспитывается. И оказывается, что он такой злобный только потому, что с ним никто не дружил, его никто не любил, никто ему не сочувствовал. Очень важно, что в «советских» мультфильмах злой персонаж подавался в юмористической форме, что уравновешивало его отрицательную сущность. Такая картина мира гармонизирует психику ребенка. Поэтому мультфильмы эти полезны детям нездоровым или ослабленным какой-то душевной травмой. Для детей с проблемами общения (которых сейчас очень много) они дают правильные модели поведения: как заводить дружбу, как быть хорошим товарищем, как помогать другим.
Информация о работе Роль отечественной и зарубежной мультипликации в воспитании детей