Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2014 в 18:42, курсовая работа
Актуальность. Формирование личноcти человека начинаетcя в раннем детстве, оcновным cредством влияния на развитие детей в раннем возрасте является - мультфильм. За поcледние годы на телевидении появляетcя большое количество различных мультфильмов, как отечеcтвенного, так и зарубежного, в оcновном американского, производства. Засилие иностранных мультфильмов на отечеcтвенном телевидении, наводит на размышления отноcительно их влияния на развитие и cтановление пcихики подраcтающего поколения. Вызывают много вопросов новые технологии cоздания мультфильмов (компьютерная графика, различные cпецэффекты и т.д.).
Введение……………………………………………………………………….…..3Глава I. Теоретические оcновы изучения влияния мультфильмов на развитие детей дошкольного возраста……………………………………………………..5
1.1. Роль мультфильмов в воспитании ребенка…………………………………5
1.2. Характеристика и особенности содержания отечественных и американских мультфильмов………………………………………………….....8
1.3. Персонажи современных мультфильмов……………………………….…14
Глава II. Влияние мультфильмов на развитие детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………...19
2.1. Восприятие детей на разных этапах развития………………………….…19
2.2. Влияние мультипликации на воспитание ребенка……………………..…22
2.3. Популярность мультипликационных фильмов среди воспитанников разных возрастных категорий……...……………………………………….…..26
Глава III. Психолого-педагогические условия воспитательного процесса, обеспечивающие нормальное формирование ребёнка дошкольного возраста………………………………………………………………………..….29
3.1.Требования и содержание мультфильмов………………………………….29
3.2.Возрастные критерии отбора мультфильмов…………………………..….31
3.3.Педагогические условия организации просмотра мультфильмов…………………………………………………………………....36
Заключение…………………………………………………………………….…44
Список литературы …………………………………………………………..….46
Лучшими отечественными мультфильмами являются маленькие притчи, в которых под короткой занимательной историей спрятан глубокий духовный смысл. Причем многие мультфильмы непросто показывают «положительных» кукол и зверей, но и дают программу воспитания в себе качеств настоящего человека. Например, довольно старый мультфильм «Волшебный мешочек» (реж. А. Полушкин, «Куйбышевтелефильм», 1975г.) (Приложение, рис. 1). Сюжет узнаваемый: у благовоспитанного медведя Спиридона растет внук Ивашка, который больше всего на свете любит озорничать и делать то, что хочется. Звери жалуются, дед переживает и, наконец, решается на педагогический эксперимент: разрешает внуку озорничать, но при этом наполнять мешочек камешками, после каждого сделанного доброго дела. Сначала он с большим трудом находит какое-то полезное приложение своих медвежьих сил, потом видит вокруг все больше и больше возможностей помочь кому-то и мешочек, через некоторое время стал полным. Наступила долгожданная свобода, но и в другие дни тоже нашлись разные неотложные дела, так что время проказ больше не наступает. Есть известный духовный закон: «Когда нет в тебе любви и милосердия, твори дела милосердия и постепенно воспитаешь свое сердце». В «медвежьем» педагогическом приеме интрига и опасность заключалась в том, что дед разрешил внуку озорничать после. Он рисковал, но духовный закон сработал. Конечно, мы не должны помнить о добрых делах, которые совершаем (не "класть камешек" себе в зачет). Но если сердце не воспитано - надо же с чего-то начинать. Бывает, что «подсчет своих камешков» становится привычкой и чертой характера, которую называют тщеславием. Объяснить это ребенку, если он действительно старается сделать что-то хорошее, но — исключительно из надежды на похвалу, можно с помощью мультфильма «Самый маленький гном» (реж. М. Каменецкий, «Союзмультфильм») (Приложение, рис. 2). Он тоже - о воспитании сердца, о том, как самый маленький гном по имени Вася учится делать добро, в каждой из нескольких серий выручая из беды героев сказок: Красную Шапочку, семерых козлят, трех поросят и других. Есть в этом мультфильме замечательный образ одного «спасателя». В вечно сказывающейся сказке лиса постоянно уносит петушка-золотого гребешка за темные леса и другой сказочный ландшафт, а спасает петушка его друг-кот. Заслуг у кота накопилось много. Когда гном Вася прибегает звать его на помощь, но на этот раз спасать петушка от лисы кот отказался.
Мультфильм этот хорош не только тем, что в нем есть положительный Вася, который побеждает волка, а тем, что Вася при этом - самый-самый маленький. А значит, если кому-то нужна помощь, рост не имеет значения. В мультфильмах, как и в жизни, самыми добрыми и отзывчивыми чаще всего оказываются не большие и сильные, а маленькие и слабые (если иметь в виду мускулы). Про это рассказывает мультфильм «Самый большой друг» (реж. П. Носов, «Союзмультфильм») В Африке живет злой крокодил и африканская девочка с друзьями -щенком, цыпленком, колокольчиком и бегемотом. На титул самого большого друга претендует бегемот. Но злому крокодилу вся эта дружба надоела. Девочку он решил съесть. Не очень крупные друзья ее все время выручали, а вот бегемот в критический момент испугался и убежал. В конце девочка объясняет бегемоту, что все кто ей помог маленькие, но большие друзья. А он такой большой и бросил ее в беде. Рассмотрим такой пример, в беду попадает сам враг - крокодил. Крокодил довольно распространенный герой мультфильмов. Еще один крокодилий характер есть в мультфильме«Птичка Тари» (реж. Г. Сокольский, «Союзмультфильм») (Приложение, рис. 4). У этого крокодила, как полагается, все было страшное: страшный хвост, страшная пасть и очень страшные зубы. А еще он никогда никому не сказал доброго слова, поэтому его все бояться и не любят. Но самое страшное было то, что он один во всей Африке не чистил зубы. Когда у крокодила разболелись зубы, он очень страдает. Джунгли счастливы, звери рады. Но прилетает птичка Тари жалеет крокодила и дает первый урок. А крокодил зубы не чистил потому, что лапы у него коротки. Поэтому крокодил и был такой злой. Ведь стоило отважной и доброй птичке Тари вычистить зубы крокодила и он впервые в жизни сказал доброе слово: «Спасибо». Птичка Тари сильно рисковала. И для ребенка это еще один важный момент в познании мира: есть, оказывается, в жизни такие вещи, которые важнее своей безопасности и даже жизни. И мультфильм может рассказать об этом, не пугая (а значит, не отпугивая) ребенка, а, наоборот, привлекая сердце к таким героям веселой и доброй сказки.
Американские мультфильмы. Телевидение ориентировано на детей, как на маленьких, так и подрастающих. Для того, чтобы завлечь детей существует множество каналов, которые показывают мультфильмы, сериалы. Когда ребенок смотрит мультфильмы, словно отключается от всего того, что его окружает. Не реагирует на нормальное звучание речи, а после просмотра мультфильмов или сериалов в маленьком ребенке просыпается не детская агрессия, а порой страхи. Американский мультфильм, только с виду кажется весьма безобидной поделкой. Часто так же кажется поделкой весьма глупой и грубой, но, не несущей никакой особой смысловой, а, тем более, идеологической, нагрузки. Прежде всего, в этих мультфильмах абсолютно другая картина мира. Мир, фон, на котором происходят события мультфильма, безнадежно лежит во зле. И только крупицы добра в виде каких-нибудь ниндзя-черепашек стараются со злом сразиться. И зло, как правило, уничтожается физически, что абсолютно не привычно для нашего образа действия в сказках, где со злом старались бороться другими способами: его пытались перехитрить или уговорить. Некоторые родители, (не осознавая полностью всего), просто запрещают своим детям смотреть их. Они воспринимают эти мультфильмы как «очень злые и не учащие добру». Многие родители не запрещают своим детям смотреть их. Не запрещают не потому, что не почувствовали растленного влияния данной продукции, а потому что их они даже не смотрели. Они не смотрят эти фильмы по той причине, что привыкли к ещё советской системе - «по телевизору детям плохого не покажут». Этому заблуждению подвержены не только люди старшего поколения, но и совсем молодые, - те, кто уже знает и хорошо прочувствовал порочность современных СМИ. Для того чтобы и они поняли, приходится специально нацеливать таких людей на пристрастный просмотр того, что смотрит их ребенок. После внимательного просмотра даже нескольких таких мультфильмов, (особенно при обращении их внимания на некоторые особо характерные детали таких мультфильмов), эти люди. Такие прекрасные анимационные фильмы киностудии «Уолта Диснея», как «Белоснежка», «Бэмби», «Красавица и чудовище», «Король Лев», несут в себе доброе начало. Но эти фильмы не транслируются по телевидению. И дети чаще всего смотрят не очень качественную продукцию о механических монстрах, вампирах, приведениях и всемогущих роботах. Почти во всех этих мультфильмах в сюжетах присутствует конфликт, драка, сражение, перестрелка, убийство, то есть, элементы агрессивного поведения и насилия. И почти все дети буквально взяты в плен мультипликацией, причем зачастую отказываются от игры — лишь бы сидеть перед телевизором. Доктор медицинских наук Е. Глушкова считает, что чем больше дети смотрят телепередачи, тем больше устают, а чем больше устают, тем больше тянет их к телевизору. Ребенок почти всю информацию воспринимает в виде образов, из которых потом строится его модель мира. Одним из самых важных образов является женский образ. Глядя на стереотипы мультгероинь, девочки впитывают особенности женского поведения, а у мальчика подсознательно формируется идеал женщины, который он будет потом искать. И критерием является не столько внешность, сколько - поведение героинь мультфильмов. Психологи (В. Абраменкова, А. Богатырева и др.) просмотрели множество лент западного кинематографа и пришли к выводу, что поведение большинства мультгероинь сконструировано таким образом, что при систематическом просмотре ведет к угасанию желания продолжать род в дальнейшем. Образ женщины, ранее наделенный романтикой и загадочностью, окрашивается реализмом, физиологичностью и жестокостью. Попутно высмеиваются ранее традиционные для российских женщин качества, какие прославляют советские старые добрые сказки - такие как целомудрие, застенчивость, бескорыстие, скромность, и материнство как таковое. Также отчетливо можно отследить неуважение, цинизм, порой жестокость у героев некоторых мультфильмов к своей семье, родителям, братьям, сестрам. Во многих мультфильмах ими наделяется главный, положительный герой. И незаметно эти пороки впитываются детским сознанием, так как положительным героям нужно подражать. Многие героини дерутся со вкусом, демонстрируя свою правоту. Молодежный унисекс - в чем то продолжение унисекса мультипликационного. И часто мультгероиня не только наделяется качествами мужского пола, но и ведет себя как супермен. Особенно ярко это выражено в фантастических мультфильмах. Детям нравится смотреть мультфильмы, но не все что им нравится -для них полезно. Когда ребенку нравится нож, и он начинает неосторожно с ним играть — родители его отбирают, но в отношении того, что воспитывает в ребенке моральные качества, родители не всегда задумываются. В детстве закладывается фундамент, закладываются качества, приоритеты, которые потом будет использовать ребенок на протяжении жизни. Многие из взрослых воспитаны не достаточно правильным образом, и такое воспитание транслируется на детей. Ребенок нуждается в качественном внимании родителей, но зачастую они настолько погружены в свои проблемы, что вместо собственного внимания дают ребенку внимание от телевизора. Кто-то может возразить, что дети сами хотят смотреть мультфильмы. Но взрослые и должны различать, что благо для детей, а что - нет.
1.3. Персонажи современных мультфильмов
Теперь более подробно рассмотрим героев и героинь современных мультфильмов и сериалов. Например, всем известный мультфильм «Том и Джерри» (реж. У. Ханна, Д. Барберра). Кот Том гоняется за мышонком Джерри, выбирая самые изощренные методы уничтожения бедного мышонка. А мышонок тем временем также пытается отомстить не менее бедному коту. И наверняка, ребенок будет делать то же самое, что делают эти два веселых и милых героя. Раз родители дали такую возможность
- смотреть веселый мультфильм, значит, здесь нет ничего плохого. Значит, можно бить и шутить над теми, кто слабее. Это же разрешили смотреть родные мама и папа, которые сказками учат ребенка различать хорошее и плохое. А такие добрые, на первый взгляд, мультфильмы как «Алладин», «Шрек», в которых, казалось бы, не должно быть никакого подвоха со стороны производителей. Но, присмотревшись внимательно можно заметить, что образ женщины здесь представлен ярко. Если в наших добрых советских мультфильмах половая принадлежность женщины прикрыта, не выставлена напоказ, их женские атрибуты в основном выражены через внутренние качества, духовность, то героини западных мультфильмов физиологичны, обладают формами прекрасно развитых женщин, очень ярко выражено все то, что должно нравится взрослым мужчинам, а не маленьким детям, и они умело их используют, у них нет целомудрия - того, что отличает продукцию для детей 1 от фильмов для взрослых. А ведь манеры поведения героев копируется детьми. В наших мультфильмах самая большая эротика - сомкнутые руки, поцелуи лишь обозначены, он сокровенен, тогда как западные герои откровенно заигрывают друг с другом, прикасаться к женщине можно как угодно, бесцеремонно, грубо. Например, как в популярном мультфильме Шрек несет свою девушку на плече, заигрывает с ней. Подсознание схватывает такие моменты и в дальнейшем во взрослой жизни мальчик может считать нормой такое поведение по отношению к женщине. С точки зрения психологов (М.В. Ба-шова, М. Аромаштам), эротику, взрослые стереотипы поведения в детских мультиках показывать нельзя. Это раньше положенного срока формирует в ребенке половое влечение, к которому эмоционально и физически ребенок еще не готов. До первого интереса ребенка к противоположному полу, ему необходима сказка, загадка. Только через романтику и робость перед противоположным полом мальчик может стать настоящим мужчиной, только скромная, целомудренная девушка, способна привлекать к себе настоящих мужчин. Детские стыдливость и стеснительность - одни из условий создания крепкой семьи в дальнейшем и продолжения рода в будущем. В западных мультфильмах редко встречается образ красивой мамы, с истинно женскими качествами, которая своим образом будет вдохновлять девочку ей подражать. Современные западные мультфильмы своими образами женщин-мам способны на подсознательном уровне отбить всякое желание у девочек в дальнейшем иметь детей. Рассмотрим американский мультик «Вуди и его друзья»(реж. У. Ланс, С. Маркус). Уже из нескольких просмотренных серий этого бесконечного мультика можно вычленить один часто повторяющийся сюжет: имеется некий человек, который занят каким-то очень важным для него делом. Как правило, он занят чем-то вполне полезным если не общественно (служащий какой-то компании, по обслуживанию населения), то для себя лично (строит себе что-то, выращивает и т.д.). И имеется праздный самолюбивый дятел Вуди, всегда развлекающийся. В результате действия, получается, что тот трудяга, который чем-то помешал дятлу в его деле развлечения, терпит сокрушительное поражение, а дятел показывается эдаким бравым героем, жутко изобретательным, и выставляющим всех своих «врагов» неумелыми неудачниками. Вполне естественно, что если некоторый ребенок возьмётся брать пример с этого «героя», то его поведение неизбежно войдёт в противоречие с законом. То есть данный мультик прямо воспитывает антисоциальную личность. Можно подумать, что это случайность и прокол создателей, но если учесть что такое поведение встречается в абсолютном большинстве тех мультиков, и рассмотреть ту социально-психологическую модель, лежащую в основе любого американского мультика, то такое содержание будет восприниматься как закономерное. В этих мультфильмах показывается нормальное поведение индивида, ищущего удовлетворения своим сугубо личным стремлениям. Как правило, стремлениям к единоличному лидерству и силовому превосходству над окружающими. Если на первом плане - превосходство, то социальная приемлемость такого превосходства оказывается на втором плане.
Отсюда и частый показ как поведения героического - совершенно антисоциального поведения героев. Проанализировав несколько взятых особо популярных американских мультфильмов. Во всех находится нечто, несущее откровенно антисоциальное содержание, но подающееся как вполне нормальное и приемлемое. Как считает зарубежный психолог X. Би, что показ такого поведения в мультфильмах ведёт к «сублимации антисоциальных наклонностей индивида». Данная мультпродукция откровенно учит конкурентному поведению -достижению превосходства над окружающими и превосходства любым способом и в любом виде. Герои мультфильмов получают по голове смертельные удары разнообразными предметами, но, всегда продолжают вести себя, как абсолютно здоровые. В связи с этим в Америке очень участились случаи убийств животных малолетними детьми. Эти дети бьют со всей силы молотками и прочими тяжёлыми предметами своих домашних животных, а потом удивляются, почему их любимые питомцы, после такого обращения не ведут себя так же, как герои мультфильмов. В американских мультиках, как правило, даже социальное поведение некоторых героев мультфильмов представляется как «героическое развлечение». Например, - сериал«Чёрный плащ». Но чаще всего в тех мультиках описывается всё что угодно, но только не созидательная деятельность. Все и вся в этих мультиках развлекаются. Развлекаются самыми разнообразными способами и методами. Случается даже кого-то убивают. Никогда в этих Западных мультиках не бывает коллектива. Все взаимоотношения между персонажами мультфильмов, как правило, конкурентные. Изредка, как нечто необязательное - дружеское. Всегда эти мультики показывают поведение и стиль жизни завзятого индивидуалиста, живущего во враждебном социальном окружении. В сюжетно-ролевых играх дошкольники часто подражают своим любимым героям. В процессе подражания и идентификации они усваивают социальные роли, нормы поведения, ценностные ориентиры, идентификация подразумевает сильную эмоциональную связь с персонажем мультфильма, роль которого ребенок принимает, ставя себя на его место. Но игра в персонажи будет стереотипна, ребенок будет копировать жесты, манеру поведения персонажа, ив игре не будет ни творчества, ни развития, а сам ребенок будет подвержен опасности копировать биомеханические сооружения. Из-за традиционного подражания складывается неправильное мышление, образ, что способствует конфликту с родителями.
Глава II. Влияние мультфильмов на развитие детей дошкольного возраста.
2.1.Восприятие
детей на разных этапах
Телевизор давно стал частью нашей жизни, и даже при: самом дозированном просмотре многие дошкольники становятся его заложниками. Теле и видеопродукция является частью их мира, и компетентность в вопросах мультфильмов и фильмов для них так же важна, как для взрослых - в вопросах литературы или искусства. Остается лишь узнать, как воспринимают картинку дети на разных этапах развития и в соответствии с этим извлечь из неизбежных просмотров максимальную пользу, 0-6 месяцев. Чем младше ребенок, тем больше времени проводит с ним мама у телевизора. И если его влияние на новорожденного еще не до конца изучено, то для мамы он служит своеобразным «разделителем», возможностью защититься от полного поглощения заботами о ребенке, особенно если ей никто не помогает. Впервые недели жизни приглушенный звук телевизора лишь убаюкивает ребенка, но уже в 2 - 3 месяца он поворачивает голову к светящемуся экрану, а еще два месяца спустя, реагирует на знакомую заставку. Известно, что связь между зрительным и осязательным восприятием устанавливается очень рано. А вот связь слухового восприятия с визуальным и ее влияние на развитие младенца изучены мало. Исследователи продемонстрировали детям 4 месяцев два мультфильма: в первом случае звук был наложен синхронно, а во втором - нет. И дети были гораздо более заинтересованы «правильным» мультиком. На вопрос о том, как воздействуют движущиеся картинки на младенца, однозначно ответить нельзя. Очевидно, что на этом этапе развития чувственное восприятие целиком зависит от матери, отца или человека, ухаживающего за дошкольником. Нельзя использовать телевизор в качестве звукового фона в детской комнате. Нельзя смотреть любимую телепередачу, когда дают ребенку грудь или бутылочку, при кормлении ребенку необходимо все внимание взрослого без остатка. 6 - 18месяцев. В этом возрасте ребенку трудно долго удерживать внимание на чем-то одном. Тем не менее, эти моменты он использует с максимальной пользой. С шести месяцев ребенок может научиться правильно, пользоваться игрушкой, увиденной сутки назад по телевизору в руках у незнакомого человека. Эта удивительная способность к имитации появляется у людей гораздо раньше, чем предполагали ученые. В этом смысле просмотр телевизора — это определенный опыт. Однако до того как ребенок начнет говорить, смотреть телевизор для него означает - слышать и видеть что-то, недоступное пониманию. Неадаптированный сюжет совершенно лишен для него смысла. Цвет, движение, картинка притягивают детей к экрану, но они могут извлечь из просмотра совсем: не то, что планировал режиссер. Не стоит обманываться: наблюдая за непонятным сюжетом, дошкольник все-таки переживает его эмоционально. Было бы ошибкой считать, что он не оказывает на ребенка никакого влияния. Наиболее соответствуют восприятию ребенка, который еще не овладел навыками речи, короткие программы, специально предназначенные для самых маленьких детей. Что касается диснеевских мультфильмов, их сюжет и словарь еще слишком сложен для детей такого возраста. 18 месяцев - Згода. Нужно стараться не оставлять ребенка дошкольного возраста один на один с включенным телевизором или видеомагнитофоном. Существует опасность, что у него разовьется необоснованное чувство страха или сложатся ошибочные представления о мире, поскольку в этом возрасте дети еще не обладают интеллектуальными и эмоциональными средствами, чтобы объяснить то, что происходит на экране. Ребенка , который смотрит мультфильм, переполняют эмоции и чувства, но ему катастрофически не хватает слов, чтобы их выразить. Единственный выход для родителей — озвучить то, что он интуитивно чувствует. Например, «Узнаешь? Это птичка летит за львенком:. Она хорошая, она ему поможет». Ребенок подражает, показывает пальчиком, потом повторяет слова и запоминает их. Только при условии повторений и комментариев родителей приобретенный опыт и его контекст запоминаются и обретают смысл. В идеале необходимые объяснения следует давать непосредственно во время просмотра, это принесет больше пользы. Тем не менее, возвратиться к сюжету мультфильма после того, как он закончился, все-таки лучше, чем оставить его вовсе без комментариев. Ошибочно думать, что 2 - 3-летний ребенок все понимает, только потому что узнает того или иного персонажа. Называя его имя, он не всегда знает, что тот делает и почему. 3 - 6 лет. Только к 3-4 годам' ребенок приходит к пониманию разницы между воображаемым и реальным. Он уже знает, что мультфильм - это неправда, и с удовольствием исследует мир прекрасных принцев, фей и говорящих животных, который будет подпитывать его мечты, фантазии и активно участвовать в играх. Конечно, дети еще не полностью воссоздают цепь событий: то, что они видят, иногда путается с их собственными желаниями и личным: .опытом. Но в этом возрасте ребенок уже понимает, что он — это он, и осознает свое отличие от остальных, а значит, может притвориться кем-то другим. Имитация становится его любимым занятиям. Он изображает доктора, который делает укол, строгого папу, которого надо слушаться. Дети любят идентифицировать себя с кем-нибудь из героев, чаще всего с тем, чьи переживания им ближе всего. Ребенку важно «понарошку» пережить эмоции, с которыми он пока не сталкивался в реальной жизни. Современные дети все чаще идентифицируют себя с выдуманными персонажами и все реже - с реальными людьми. Их воображение в большей степени захвачено миром телевизионных историй. Встает вопрос о том, насколько успешно они смогут приспосабливаться к жизненным ситуациям, воспринимать роли матери и отца, их взаимоотношения с друзьями и межличностные связи вообще.
Нужно ограничивать покупку игрушек и вещей с символикой того или иного мультфильма. Чтобы ребенок заинтересовался реальностью, надо привлечь к ней интерес: вместе ходить на прогулки и выставки, покупать игрушки, развивающие воображение. Быть осторожными с агрессивными,. жестокими изображениями, которые могут оказать негативное влияние на психику. Чтобы обезопасить ребенка, их нужно расшифровать, объясняя намерения и ухищрения их создателей. Научив ребенка не принимать на веру все, что показывает телевизор, он не будет путать чье-то представление о действительности с самой действительностью.
2.2. Влияние мультипликации на воспитание ребенка
Многие родители рано или поздно
задумываются, а каково же влияние мультфильмов
на детей? К сожалению, большая часть продукции
американской фабрики грез не безвредна,
а то, что осталось, – возможно для просмотра
только в присутствии взрослых, с их комментариями.
Иначе воспитаете своих детей не вы, а
герои телеэкрана. Вы можете себе представить,
чтобы наши бабушки, прабабушки доверяли
кому-то постороннему такую важную часть
воспитания как рассказывать сказки. Что
такое настоящая русская сказка? Обычно
– это поучительная история, предполагающая
показать пример нравственности ребенку.
Сказка формирует у ребенка модель окружающего
мира, образы мамы и папы, добра и зла, тех
сфер жизни, которые потом будут для него
ориентиром. Что же мы видим на экранах
своих телевизоров за последние несколько
лет?
Ребенок почти всю информацию
воспринимает в виде образов, из которых
потом строится его модель мира. И одним
из самых важных образов является женский
образ. Глядя на стереотипы мультгероинь,
девочки впитывают особенности женского
поведения, а у мальчика подсознательно
формируется идеал женщины, который он
будет потом искать. И критерием является
не столько внешность, сколько – поведение
героинь мультиков.
Психологи просмотрели множество
лент западного кинематографа и пришли
к выводу, что поведение большинства мультгероинь
сконструировано таким образом,
что при систематическом просмотре ведет
к угасанию желания продолжать род в дальнейшем.
Образ женщины, ранее наделенный романтикой
и загадочностью, окрашивается реализмом,
физиологичностью и жестокостью. Попутно
высмеиваются ранее традиционные для
российских женщин качества, какие прославляют
наши старые добрые сказки – такие как
целомудрие, застенчивость, бескорыстие,
скромность и материнство как таковое.
Также отчетливо можно отследить
неуважение, цинизм, порой жестокость
у героев некоторых мультфильмов к своей
семье, родителям, братьям, сестрам. Во
многих мультфильмах ими наделяется главный,
положительный герой. И незаметно эти
пороки въедаются в детское сознание,
т. к. положительным героям нужно подражать.
Вы, например, можете представить себе
Настеньку из «Aленького цветочка» с выражением
злобы на лице, может ли она скалить зубы
или быть агрессивной, смачно бить в лицо
мультгероям-мужчинам и усмехаться при
этом? А вот Цыганка из «Горбун-из-Нотердама»
– вполне. Многие героини дерутся со вкусом,
демонстрируя свою правоту. И какие качества
такие героини воспитают в девочках во
взрослой жизни по отношению к мужчинам?
Просмотрите внимательно мультфильмы
западной индустрии и заметьте тенденцию,
что в некоторых явно или скрыто идет возвышение
женщины над мужчиной, проявляется неуважение
к нему, что с точки зрения здоровых семейных
отношений – большая ошибка. Молодежный
унисекс – в чем то продолжение унисекса
мультипликационного. И часто мультгероиня
не только наделяется качествами мужского
пола, но и ведет себя как супермен. Особенно
ярко это выражено в фантастических мультиках.
Вспомните героинь наших отечественных
мультфильмов. Их женские атрибуты в основном
выражены через внутренние качества, духовность,
в то время как героини западных мультфильмов
физиологичны, обладают формами прекрасно
развитых женщин и умело их используют,
у них нет целомудрия – того, что отличает
продукцию для детей от фильмов для взрослых.
А ведь манеры поведения героев
копируется детьми. В наших мультиках
самая большая эротика – сомкнутые руки,
поцелуи лишь обозначены. Они сокровенны,
когда в западных – герои откровенно заигрывают
друг с другом, прикасаются к женщине как
угодно, бесцеремонно, грубо. Например,
в популярном мультфильме Шрек волочет
свою подружку на плече, заигрывает с ней.
Подсознание схватывает такие моменты,
и в дальнейшем во взрослой жизни мальчик
может считать нормой такое поведение
по отношению к женщине.
С точки зрения психологов, эротику,
взрослые стереотипы поведения в детских
мультиках показывать нельзя. Это раньше
положенного срока формирует в ребенке
половое влечение, к которому эмоционально,
да и физически ребенок еще не готов. Отсюда
может снизиться успеваемость в школе,
пропасть интерес к знаниям, появится
неудовлетворенность, агрессивность.
Возраст 7-14 лет – особый возраст,
когда половое желание лучше не культивировать
насильственным образом, как делают западные
мультфильмы, потому что вожделение и
получение знаний не совместимы. Вожделение
всегда будет отвлекать от учебы. Также
в будущем это может вылиться в сексуальные
проблемы, создание семьи и продолжение
рода. Например, несколько лет назад в
США по статистике половина подростков
окончила школу со справкой. Мы в нашей
стране на некоторый срок отстаем от них
по развитию, но к сожалению, увиденное
в мультиках остается у многих из молодежи
эталоном свободы нравов, к которому нужно
стремиться.
До первого интереса ребенка
к противоположному полу, ему необходима
сказка, загадка. Только через романтику
и робость перед противоположным полом
мальчик может стать настоящим мужчиной.
Только скромная, целомудренная девушка
способна привлекать к себе настоящих
мужчин. Детские стыдливость и стеснительность
– одни из условий создания крепкой семьи
в дальнейшем и продолжения рода в будущем.
Также проявите свою наблюдательность,
и вы заметите, что в западных мультфильмах
трогательные, сентиментальные, добрые
сцены отношений между мамой и ребенком
в основном встречаются только в фильмах
про животных (где животные играют животных),
например «Книга джунглей», «Король-лев».
В мультфильмах, где животные играют людей
или же с героями-людьми положительный
и привлекательный образ матери встречается
редко. В основном, там показаны страшные,
с уродливыми фигурами женщины, туповатые,
апатичные. Или же красивые, но злые, добрые,
но внешне похожие на бабушек.
Редко в западных мультфильмах
встречается образ красивой мамы, с истинно
женскими качествами, которая своим образом
будет вдохновлять девочку ей подражать.
Современные западные мультфильмы своими
образами женщин-мам способны на подсознательном
уровне отбить всякое желание у девочек
в дальнейшем иметь детей.
Детям нравится смотреть мультфильмы,
но не все, что им нравится, – для них полезно.
Когда ребенку нравится нож и он начинает
неосторожно с ним играть – родители его
отбирают, но вот в отношении того, что
воспитывает в ребенке моральные качества,
– родители не всегда задумываются. Но
задумываться или нет – это опять же выбор
родителей. Потому что до 14 лет родители
несут полную ответственность за детей,
согласно законам судьбы.
Потом психика ребенка на тонком
плане меняется, и он уже начинает стремиться
к независимости в жизни, самому принимать
решения, хотя внешне продолжает жить
с родителями. В детстве закладывается
фундамент, закладываются качества, приоритеты,
которые потом будет использовать ребенок
на протяжении жизни.
К сожалению, многие из нас –
взрослые – воспитаны не достаточно правильным
образом, и такое воспитание транслируется
на детей. Ребенок нуждается в качественном
внимании родителей, но зачастую мы настолько
погружены в свои проблемы, что вместо
собственного внимания даем ребенку внимание
от телевизора, мультфильмов. Кто-то может
возразить, что дети сами хотят смотреть
мультфильмы. Но мы-то взрослые и должны
различать, что благо для наших детей,
а что – нет.
Когда дети были маленькими,
мы же убирали все опасные предметы с зоны
их досягаемости, почему же не поступить
также с тем, что предоставляет опасности
не для физического тела, а для сознания?
Опять же – это выбор родителей. Эта статья
не призывает полностью отказаться от
мультфильмов, она призывает воспользоваться
разумом и начать анализировать, проверять,
очищать зерна от плевел в телепродукции.
Наше будущее зависит от детей, но кого
мы воспитаем, зависит от нас.
Информация о работе Роль отечественной и зарубежной мультипликации в воспитании детей