Роль предметных игр в развитии детей раннего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 21:10, контрольная работа

Краткое описание

В игре у ребенка раскрываются те его возможности, которые еще не реализуются в реальной жизни. Это как бы взгляд в будущее. В игре ребенок бывает сильнее, добрее, выносливее, сообразительнее, чем во многих других ситуациях. И это естественно. Ребенок должен обязательно соотносить свои желания с желаниями других детей, иначе он просто не будет принят в игру. Он может упрямиться с родителями, с воспитателями, но только не с партнерами по игре. Игра формирует у ребенка навыки общения, умение устанавливать со сверстниками определенные взаимоотношения.

Вложенные файлы: 1 файл

контроль возраст.doc

— 171.50 Кб (Скачать файл)

 

Сложный характер приобретает у  старших дошкольников соотношение  ролевых и реальных взаимоотношений. В этом возрасте уже, как правило, выделились дети, постоянно являющиеся организаторами игр. Они обычно получают и главные роли. Однако случается, что такой ребенок выбирает второстепенную роль, но при этом «ведет» всю игру, определяя действия остальных участников.

 

Пример.

 

Денис (5л.8м.). Обычно является организатором игр  в группе. Когда воспитательница предложила игру в «поликлинику» и началось распределение ролей, сразу же сказал: «Я буду больной». Другие дети взяли роли врачей, медсестер, шоферов «скорой помощи». Когда началась игра, Денис заявил: «У меня сломана нога. Везите меня к врачу». Потом, побыв у хирурга, Денис потребовал, чтобы ему лечили зубы, затем горло и т.п. В результате игра вертелась вокруг него, он поочередно посещал всех врачей и лечился.

 

Организаторы  игр обычно пользуются авторитетом  среди сверстников. Их индивидуально-психологические качества, методы руководства играми могут оказать серьезное влияние на реальное взаимоотношения детей в играх и через это - на общий стиль общения детей и их поведение. Поэтому со стороны воспитателя требуется особое внимание к таким детям и, если необходимо, индивидуальная работа с ними.

 

У детей  старшего дошкольного возраста наряду с сюжетно-ролевой игрой, получает развитие другая ее разновидность - режиссерская игра. Это - одиночная игра, но как  бы впитывая опыт совместной. В ней ребенок не берет на себя никакой роли, а выступает как режиссер в театре. Он раздает роли игрушкам, а сам ограничивается тем, что передвигает их, придумывая происходящие с ними события.

 

Сюжеты  таких игр могут достигать  большой сложности. Это, например. Сражения целых армий, имеющих генералов, офицеров, разведчиков и составленных из пластмассовых солдатиков, всадников, танков, пушек.

 

б) Игры с  правилами. Помимо сюжетно-ролевой  игры в старшем дошкольном возрасте большое значение приобретают другие виды игр - подвижная и дидактическая (обучающая). Такие игры не возникают в самостоятельной деятельности детей. Их придумываю и предлагают взрослые в целях совершенствования движений или выработки у детей различных знаний и навыков. Некоторые подвижные игры передаются из поколения в поколение (прятки, лапта) и переходят к младшим детям от старших. Подвижные и дидактические игры сходны с сюжетно-ролевой игрой в том отношении. Что содержат в себе ее элементы - иногда сюжет (например, игры типа «путешествия» с выбрасыванием очков при помощи кубика), иногда - привлекательный игровой материал (игры типа лото) и почти всегда - явные или скрытые роли. В таких играх, как «Гуси- гуси, домой», «Казаки и разбойники», роли обозначены прямо. Но они фактически есть и в прятках (роли прячущегося и ищущего), и в салочках (роли догоняющего и убегающих), и во многих других подвижных и дидактических играх (роли водящего и идущего и т.п.).

 

Общая особенность  подвижной и дидактической игр  состоит в том, что это - игры с  правилами. Их основной смысл для ребенка сводится к строгому выполнению правил и выигрышу. Игры с правилами становятся любимыми играми старших дошкольников, и готовит их к этому сюжетно-ролевая игра, когда они учатся выполнять правила, определяемые ролью.

 

4.От игры  к учебе. Шестилетние дети, обучающиеся по школьной программе, по своим психологическим качествам - еще старшие дошкольники. Основным видом деятельности для них продолжает оставаться игра. Управление деятельностью еще не достигает уровня, необходимого для систематического обучения школьного типа.

 

Произвольное  управление действиями, соблюдение правил возможно только при достижении сравнительно близких и ясных для ребенка  целей, длительное напряжение произвольного  внимания затрудняет и утомляет ребенка.

 

Если сразу при переходе ребенка в школу применять к нему школьные методы обучения, рассчитанные на детей, у которых уже сложились основные предпосылки учебной деятельности, это может привести либо к тому, что ребенок и в самом деле быстро «подтянется», приспособится к новым требованиям и в сжатые сроки овладеет основами учебной деятельности, либо же к тому, что он , наоборот, потеряет веру в свои силы, начнет негативно относиться к школе и к учению, а возможно, и заболеет.

 

Психологически правильная организация  деятельности маленьких первоклассников  состоит в том, чтобы, опираясь на игру, постепенно подводить детей  к выполнению учебных заданий.

 

Соотношение заданий, даваемых в игровой  и учебной форме, должно постепенно изменяться. Если в начале года большую часть заданий целесообразно преподносить в форме игры, то к концу года - в форме прямого обучения.

 

При этом дети должны различать игровые  и учебные задания, понимать, что  учебное задание обязательно  и его необходимо выполнить независимо от того , хочется тебе этого или нет.

 

В самих игровых формах обучения необходимо подчеркивать моменты, важные для овладения учебной деятельностью: точное выполнение правил, строгое  распределение действий между участниками  игры. Игровая форма, служащая только для развлечения, пользы не принесет.

 

Учебные задания могут вводится, как необходимая подготовка к  будущей игре. Например, детям сообщают, что они будут играть в «космонавтов». Но для этого нужно научиться  быстро складывать и вычитать, чтобы подсчитать расстояние, которое пролетел космический корабль и которое осталось пролететь. Те дети, которые научатся складывать и вычитать быстрее и точнее других, получат главные роли.

 

Другой вариант совместной деятельности детей, способствующий осознанию способа выполнения заданий, состоит в том, что один выполняет задание, а другой контролирует правильность выполнения. Но в этом случае дети должны выступать в роли исполнителей и контролеров обязательно поочередно.

 

Не теряет своего значения для шестилетних детей и самостоятельная сюжетно-ролевая игра. Ее, конечно, невозможно проводить на уроках. Тем более необходимо создавать условия для сюжетно-ролевых игр во внеурочное время. Постепенно дети сами прекращают игру, предпочитая ей выполнение учебных заданий, которые выступают для них как серьезное дело, приближающее их к положению взрослого человека.

II. Игра как средство развития  дошкольника.

 

   1) Роль игры в социальном  развитии детей дошкольного возраста.   В самом начале дошкольного  возраста социальная ситуация совместной деятельности ребенка со взрослым распадается. Отделение от взрослого создает новую социальную ситуа­цию, в которой ребенок стремится к самостоятельности.

 

Тен­денция естественна и понятна. Так как ребенок уже открыл, что существуют взрослые, то перед ним возникает сложный мир взрослых людей. До этого времени ребенок привык жить вместе со взрослыми. Эта тенденция сохраняется, но должна быть другая совместная жизнь - жизнь ребенка в жизни взрослых. Но ребенок не может еще принять участие в той жизни, которую ведут взрослые, и тенденция превращается в идеальную форму совместной со взрослыми жизни.

 

Та­ким образом, ребенок впервые  выходит за пределы своего семейного  мира и устанавливает отношения  с миром взрос­лых людей. Идеальной  формой, с ко­торой ребенок начинает взаимодейс­твовать, становится мир социальных отношений, существующих в мире взрослых людей. Идеальная форма, как считал Л.С.Выготский,  это та часть объективной действительности (более высокая, чем уровень, на кото­ром находится ребенок), с которой он вступает в непосредственное взаимо­действие: это та сфера, в которую ре­бенок пытается войти.

 

В дошкольном возрасте этой идеальной  формой ста­новится мир взрослых людей. Мир взрослых людей, мир их отношений так интересует ребенка, что в своем изучении этого мира он не может ограничиться только его созерцанием. Он хочет ак­тивно действовать в этом мире, но напрямую это невозмож­но, и ребенок находит способ действовать, но не в прямой, а в опосредованной связи с этим миром через особый вид дея­тельности - сюжетно-ролевую игру, которая позволяет смоде­лировать отношения взрослых. Предмет этой деятельности - взрослый человек как носитель общественных функций и от­ношений, потому социальная ситуация, характерная для до­школьного возраста, называется «ребенок - общественный взрослый».       2)  Игра - ведущая деятельность в развитии детей дошкольного возраста.

 

  Ведущая деятельность в дошкольном  возрасте - это сюжетно-ролевая игра. По мнению Д.Б.Эльконина, игра  историче­ски возникла на грани перехода родового строя в новые об­щественные формации, когда нача­лось общественное разделение труда. В это время ребенок был как бы вы­толкнут из сферы материального про­изводства и предоставлен самому се­бе.

 

Появились «детские сообщества», в  которых дети воспроизводили жизнь взрослых. Игры бывают разные: это подвиж­ные игры с правилами, игры - драма­тизации, результативные игры, игры -развлечения, дидактические игры и другие. Но ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является сюжетно-ролевая игра. Она глубоко изучена в работах Л.С.

 

Выготского, Д.Б.Элько­нина, А.Н.Леонтьева, А.В.Запорожца, А.П.Усовой и др. В сюжетно-ролевую  игру ребенок уходит целиком. По мне­нию  А.Н.Леонтьева, особенность ее за­ключается в том, что мотив игры лежит  в содержании игрового действия  (дети играют для того, чтобы играть).

 

По мнению Д.Б.Эльконина, игра относится  к символико-моделирующему типу деятельности, в котором операцио­нально-техническая  сторона минимальна, сокращены опера­ции, условны предметы. Однако игра дает возможность та­кой ориентации во внешнем, зримом мире, которой никакая другая деятельность дать не может. Все типы деятельности ребенка дошкольного возраста, за исключением самообслу­живания, носят моделирующий характер.

 

Сущность всякого моделирования, считал Д.Б.Эльконин, состоит в воссоздании объекта в другом, не натуральном материале, в результате чего в объекте выделяются такие стороны, которые стано­вятся предметом специального рассмотрения, специальной ориентировки. Именно поэтому Д.Б.

 

Эльконин называл игру «гигантской кладовой настоящей творческой мысли будуще­го человека». Содержанием развернутой, развитой формы ролевой игры являются не предмет и его употребле­ние или изменение человеком, а отношения между людьми, осуществляемые через действия с предметами; не «человек-предмет», а «человек - человек». А так как воссоздание, а тем самым и освоение этих отношений происходят через роль взрослого человека, которую берет на себя ребенок, то имен­но роль и органически связанные с ней действия и являются единицей игры. Содержание игры - это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их трудовой и общественной жизни. В содержании игры выражено более или менее глубо­кое проникновение ребенка в деятельность взрослых людей; оно может отражать лишь внешнюю сторону человеческой де­ятельности - только то, с чем действует человек, или отноше­ния человека к своей деятельности и другим людям, или, на­конец, общественный смысл человеческого труда.

 

  3) Сюжет игры. Структура сюжетно-ролевой  игры.   От содержания игры  Д.Б.Эльконин отличал сюжет игры.

 

Сюжет игры - это та область действительности, которая вос­производится детьми в  игре. Сюжеты игр чрезвычайно раз­нообразны  и отражают конкретные условия жизни ребенка. Они изменяются в зависимости от конкретных условий жиз­ни, от вхождения ребенка во все более широкий круг жизни, вместе с расширением его кругозора. Так как в реальной дей­ствительности конкретная деятельность людей и их отноше­ния чрезвычайно разнообразны, то и сюжеты игр чрезвычайно многообразны и изменчивы. В разные исторические эпохи, в зависимости от социально-исторических, географи­ческих и конкретно-бытовых условий жизни, дети играют в различные по своим сюжетам игры.

 

Как указывал Д.Б.Эльконин, структура развернутой фор­мы сюжетно-ролевой игры включает следующие компонен­ты: 1)       роль взрослого человека, которую ребенок берет на себя; 2)         мнимая ситуация, создаваемая для воплощения ребен­ком своей роли в жизнь; содержание этой ситуации составля­ет замещение предметов (игрушки); 3)       игровые действия; так как ребенок имеет дело не с теми предметами, которые использует взрослый, то с ними нельзя работать так, как работает взрослый. За ролью скрываются правила, имеющиеся у человека, роль которого ребенком принята. Д.

 

Б.Эльконин утверждал, что именно роль и органически с ней связанные  действия представляют собой основную, далее неразложимую единицу развитой формы игры. В ней в нерасторжимом  единстве представлены аффективно-мотивационная и операционно-техническая стороны деятель­ности. Между ролью и характером соответствующих ей дей­ствий ребенка имеется тесная функциональная взаимо­связь и противоречивое единство. Чем обобщеннее и сокра­щеннее игровые действия, тем глубже отражен в игре смысл, задача и система отношений воссоздаваемой деятельности взрослых; чем конкретнее и развернутее игровые действия, тем больше выступает конкретно-предметное содержание воссоздаваемой деятельности.

 

Почти все авторы, описывав­шие или исследовавшие ролевую игру, единодушно отмеча­ют, что на ее сюжеты решающее влияние оказывает окру­жающая ребенка действительность. При этом в игровой роли ребенок берет на себя известную обобщенную социаль­ную функцию.

 

Значение роли как ведущего компонента сюжетно-роле­вой игры выкристаллизовывается постепенно. Д.Б.Эльконин выделяет четыре уровня развития сюжетно-ролевой игры, отражающих динамику ее развития на протяжении дошколь­ного детства. 1        уровень: центральным содержанием игры являются пре­имущественно предметные действия.

 

Роли фактически есть, но они не определяют действия, а сами проистекают  из ха­рактера производимых ребенком действий. Как правило, роли не называются детьми, а обозначаются после завершения игрового действия. Действия однообразны и повторяемы, их логика легко нарушается. 2        уровень: центральным содержанием игры по-прежнему. Остаются предметные действия.

 

При этом на передний план выдвигается  соответствие игрового действия реальному. Роли называются детьми. Логика действий определяется их последовательностью в реальной жизни. Расширяются число и виды игровых действий. 3         уровень: основным содержанием игры является выпол­нение роли и связанных с нею действий.

 

Появляются игро­вые действия, передающие характер моделируемых социаль­ных отношений. Роли ясные и четкие, называются детьми до начала игры. Роль определяет логику и характер действий. Действия становятся разнообразными. Появляется специфи­ческая ролевая речь.

Информация о работе Роль предметных игр в развитии детей раннего возраста