Роль семьи в формировании личности ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 05:35, курсовая работа

Краткое описание

Задачи исследования:
1. сбор материала по проблеме исследования;
2. структурирование и систематизация данного материала;
3. раскрытие основных понятий, необходимых для изучения данной проблемы;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ И ДУХОВНЫЙ ИНСТИТУТЫ ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ. 5
1.1 ПОНЯТИЯ СЕМЬИ В ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕТРОСПЕКТИВЕ 5
1.2 СЕМЬЯ И СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ТРАДИЦИИ 7
1.3 ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ, ТЕНДЕНЦИИ ЕЕ РАЗВИТИЯ 9
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ. 13
2.1 ТИПЫ СЕМЬИ. 13
2.2 УСЛОВИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО ВОСПИТАНИЯ РЕБЁНКА В СЕМЬЕ. 15
2.3 РОДИТЕЛЬСКИЙ ПРИМЕР И АВТОРИТЕТ. ВИДЫ ЛОЖНОГО АВТОРИТЕТА РОДИТЕЛЕЙ 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая. роль семьи в формировании личночти ребенка в россии.doc

— 137.50 Кб (Скачать файл)

       Хозяйственная функция обеспечивает многообразные  хозяйственные потребности собственной  семьи. Каждая семья осуществляет хозяйственную деятельность, необходимую в повседневной жизни: покупка продуктов и приготовление пищи; уход за детьми, больными и престарелыми членами семьи; ремонт и уборка жилища; содержание в порядке и чистоте всех предметов обихода и т.п. Большое количество семей в хозяйственную деятельность включают труд на участке, дающем возможность производить продукты овощеводства, садоводства, животноводства и др.

       Одна  из предпосылок существования нормальной семьи - ее экономическая общность. Семейная экономика требует планирования, учета, контроля. По этому сразу после образования семьи, она создает самостоятельный семейный бюджет, в котором сбалансированы доходы и расходы семьи, потребности и возможности их удовлетворения. У большинства современных семей учитываются интересы не только старших, а всех членов семьи; забота о детях обычно стоит на одном из первых мест. Полноценное, устоявшееся распределение бюджета семьи на удовлетворение потребностей существенным образом меняет психологический климат семьи. Благодаря этому отпадают поводы для лишних трений, недовольств, скрытых и явных обид.

       Восстановительная роль семьи обеспечивается гуманными  взаимоотношениями, атмосферой доверительности, которая располагает и больших, и маленьких членов семьи выразить свое эмоциональное состояние, поделиться радостью, горем, получить совет, наставление. Уверенность в нравственно-психологической помощи близких снимает напряжение, поддерживает бодрое настроение человека. Оптимистический настрой в семье, шутка, юмор придают семейной атмосфере радостную окраску, благоприятную для повышения жизненного тонуса, помогают преодолеть невзгоды и неудачи.[11, C.19]

       Особая  роль в восстановительной функции  семьи принадлежит умело организованному  досугу. Под досугом понимается внерабочее время, которым человек распоряжается по своему выбору и усмотрению. Досуг выполняет специфическую роль, которая направлена на поддержание семьи как целостной системы. Наиболее популярными формами проведения свободного времени являются хождение в гости и прием гостей, просмотр телепередач. Сами по себе эти формы не заслуживают ни порицания, ни восхваления, пока не определено их содержание, степень участия в них взрослых и детей. Простое застолье не имеет такого эффекта, как если бы во время застолья соседи, или же сами родственники начали рассказывать какие-нибудь истории, показывать фотографии. Телевизор, превращенный в средство досуга для ребенка, ничего, кроме вреда, не дает. Совсем иное дело, если устраивается семейный просмотр передачи, после которого идет неторопливое обсуждение, каждый высказывает свои впечатления.

       Воспитательная  функция - важнейшая функция семья, заключающаяся в духовном воспроизводстве населения. Воспитание - очень сложный процесс, в котором взаимно влияют друг на друга и те, кто воспитывает, и те, кого воспитывают. Воспитание отнюдь не одностороннее движение, оно заключается в сотрудничестве, когда оба дают и оба получают и усваивают.

       В человеке заложена потребность передавать свой опыт, свои знания другим людям. Эта потребность побуждает иметь детей, которые так нуждаются в опеке, учении. В заботах о детях родители становятся опытнее, мудрее, самокритичнее. И одновременно с детьми, которые постоянно растут и взрослеют, родители «идут» по ступенькам самовоспитания, самообразования.

       Связь с детьми вновь оживает в отношениях с внуками, и родители продолжают быть воспитателями, но уже в качестве бабушки и дедушки. И снова за учебу: ведь внуки - это новое поколение. Оказывается, появились иные игрушки, настольные игры, книги, обновился репертуар детских театров, открылся планетарий и т.д. И все это надо узнать самим, чтобы активно использовать в воспитании ребенка, помочь ему идти в ногу с жизнью. Бесконечная работа родителей, направленная на обогащение своего кругозора, совершенствование семейного образа жизни, повышение эффективности воспитательной деятельности - залог счастливого детства ребенка.

       Семья является носителем социальных, духовных и других ценностей, родовых традиций. Следовательно, если семья чтит эти ценности, старается поддерживать благоприятную домашнюю атмосферу, то и ребенок в этой семье вырастит полноценной и сформировавшейся личностью. Но есть и другие факторы, влияющие на формирование личности, такие как состав семьи, характер родителей, их воспитательные методы адресованные ребенку. 
 
 
 

Глава 2. Психолого-педагогические основы семейного  воспитания.

2.1 Типы семьи.

 

       Молодая семья — это супружеская пара, с детьми или без них, первый брак, продолжительность этой семьи до 5 лет, возраст супругов не старше 30 лет. В последние годы число таких семей растет, а преобладающий возраст супругов 21—24 года.

       Наиболее  распространенной в современных  условиях является нуклеарная семья, состоящая из мужа, жены и детей, семья из трех-четырех членов. Функции воспитания и обучения детей в этой семье взяли на себя школа и дошкольные воспитательные учреждения. Они, заменив семью, точнее, вместо семьи стали решать проблемы социализации личности.[3, C.279] Это происходит по причине того, что в данной семье родители заняты заработком денежных средств, а значит, они уделяют намного меньше времени своим детям.

       Вышеперечисленные виды семей должны больше времени  уделять ребенку. Молодая семья  не может в полной мере дать ребенку  все необходимое, по причине того, что чаще всего оба родителя также как и в нуклеарной семье только становятся «на ноги». Они также много времени проводят на работе и единственный для них выход, отдавать свое чадо либо на поруки к бабушке с дедушкой, либо целиком и полностью возлагать воспитательный процесс на плечи воспитателей в детского сада.

       А.С. Макаренко придавал особое значение структуре семьи. Он ввел понятие  «полная» и «неполная семья», понимая  под этим семью, которая не имеет  отца или матери. К полным семьям чаще всего относят семьи, в которых есть мачеха или отчим. Такие семьи считаются полными из-за того, что в них есть муж или отчим, жена или мачеха и дети (ребенок). Отчим или мачеха должны заботиться о детях супруги или супруга, соответственно,  как о своих, а дети должны слушать их как отца или мать.

       Неполная  семья – это  семья с одним родителем, в последние годы такие семьи стали распространенным явлением. Родителем в такой семье является мать, отцы редко. Такая семья – результат развода, продолжительного отсутствия или смерти одного из родителей, а также рождения внебрачного ребенка.[6, C.108-113] Как правило, это результат развода или смерти мужчины в трудоспособном возрасте.

       Семья в повторном браке — это семья с двумя родителями, где наряду с общими детьми могут быть дети от прежних браков. Иногда они живут вместе, иногда только с детьми мужа или с детьми жены. Проблемами этих семей являются: наследование имущества неродного отца, отношения мачехи и детей, их взаимопонимание. В этих семьях наблюдается тенденция не повторять ошибок первого брака, поэтому супруги более сплочены.

       Также стрессовыми могут быть ситуации при решении вопроса о свидании ребенка с бывшим отцом или  матерью, с бывшими родственниками, дедушками и бабушками особенно если у родители не совсем ладили с ними. Ребенок принимает сторону оставшегося из супругов, что вызывает у него недоверие всем кроме близкого родителя.

       Особую  тревогу в такой семье вызывает смерть кого-то из родителей при  первом браке. Дети остро переживают потерю, и это сказывается на отношениях с новой матерью или отцом. Для работы с такой семьей необходима психологическая, клиническая и социальная программы. Важно помнить, что в этой семье идет процесс приспособления к новой жизни, новым отношениям каждого члена семьи. Этот процесс продолжается чаще всего три года. Важно обратить внимание на потери, на распределение ролей в семье, на проблемы каждого члена семьи и всей семьи. Работая с супругами этой семьи, социальный работник обращает внимание на распределение времени, места и денег, затраты и отношения с приемными детьми.

       В результате гибели одного из родителей  возникает осиротевшая семья. Семейное горе часто сплачивает семью, формирует  заботу друг о друге. Забота ребенка  о близких влияет на воспитание у  него положительных качеств. Важно, чтобы в такой семье оставшийся родитель стал образцом для ребенка в его воспитании. Немалую роль в воспитании ребенка играет память об ушедшем родителе.

       Внебрачная  семья, возникающая с рождением внебрачного ребенка, кроме тяжелых материальных условий испытывает и отрицательное отношение к ней общества. Поэтому мать как можно раньше должна объяснить ребенку правду о его появлении. Дети по-разному реагируют на отсутствие отца. Мальчики более уязвимы, чем девочки.

       Неблагополучные семьи. Неблагополучная семья - это  семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные  или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные дети».

       Одним из самых мощных неблагоприятных  факторов разрушающих не только семью, но и душевное равновесие ребенка  является пьянство родителей. Также  к этому списку можно отнести  социально-бытовую и жилищную неустроенность, несоблюдение гигиенических норм жизни, не обращение к врачам в случае болезни детей, самолечение и т.п.

       В каждой из таких семей должно продолжаться воспитание, не смотри на трудности, что  бы не случилось в семье, родители должны обеспечить ребенку благоприятную атмосферу семейного благополучия, проявлять постоянную поддержку, продолжить трудовое и литературное становление ребенка, придерживаться определенного распорядка

2.2 Условия благоприятного воспитания  ребёнка в семье.

 

       Основными условиями успеха в воспитании детей в семье можно считать наличие нормальной семейной атмосферы, авторитета родителей, правильного режима дня, своевременного приобщения ребенка к книге и чтению, к труду.

       Нормальная  семейная атмосфера - это осознание  родителями своего долга и чувства ответственности за воспитание детей, основанного на взаимном уважении отца и матери, постоянном внимании к учебной, трудовой и общественной жизни, помощь и поддержка в больших и малых делах, в бережном отношении к достоинству каждого члена семьи, постоянном взаимном проявлении такта; организация жизни и быта семьи, в основе которой лежит равенство всех членов, привлечение детей к решению хозяйственных вопросов жизни семьи, ведению хозяйства, к посильному труду; в разумной организации отдыха в участии в спортивных и туристских походах, в совместных прогулках, чтении, прослушивании музыки, посещении театра и кино; взаимная принципиальная требовательность, доброжелательный тон в обращении, задушевность, любовь и жизнерадостность в семье.[22, C.95-97] [1, C.70] */

       Созданию  высоконравственной атмосферы в  семье способствуют семейные традиции, крепкие устои и принципы. К  ним относится проведение общественных и семейных праздников по случаю дня  рождения взрослых и малышей. Подготовка детьми и взрослыми подарков, вручение их при особом эмоциональном подъеме создают ту атмосферу торжественности, радости и счастья, которая формирует духовную культуру и сплочает семью как коллектив. [25, C.112]

       Успешным  воспитание в семье будет при  соблюдении четкого режима дня для детей. Режим дня включает весь распорядок дня ребенка в течение суток - время на полноценный сон, закаливающие процедуры, на упорядоченный прием пищи, на все виды труда и отдыха. При этом учитываются возраст и состояние здоровья ребенка. Режим дня должен иметь воспитательное значение, что возможно лишь при обязательном привыкании к его выполнению без напоминания взрослых. Со стороны старших должен осуществляться контроль за качественным выполнением режимных моментов и трудовых поручений, оценка их, помощь при возникших затруднениях.

       Особое  место в воспитании ребенка в  семье следует отвести чтению. В дошкольном возрасте ребенок особенно любит слушать сказки, которые  ему читают взрослые, рассказы из жизни  людей и животных. Из книг он узнает о хороших людях, об их делах, узнает о животных, растениях. В сказке побеждает всегда сильный, ловкий, справедливый, честный и трудолюбивый человек, а злой, недобрый карается людьми и обществом. Слушая сказку, ребенок не остается равнодушным к судьбе героя он переживает, волнуется, радуется и огорчается, то есть у него формируются чувства, постепенно зарождается интерес к книге. С поступлением ребенка в школу, когда он научится читать, важно закрепить интерес и выработать навык самостоятельного и систематического чтения. Этот навык не появляется сам по себе, нужна согласованная и умелая работа школы и семьи. Только это приобщит ребенка к чтению, и он начнет считать книги своими спутниками в приобретении новых знаний. Зародившийся интерес к чтению приведет ребенка в библиотеку, в книжный магазин. У него будут свои герои, которым он будет подражать.[24, C. 70]

       Трудно  переоценить значение труда в  жизни человека. Физический труд обеспечивает высокий жизненный тонус мышц и всех органов человека улучшает все физиологические процессы в организме - правильное дыхание, кровообращение, обмен веществ, рост всего тела и отдельных органов. Физический труд является средством борьбы с утомлением, особенно для лиц занимающимся умственным трудом. Смена видов труда, разумное их сочетание в режиме дня ребенка обеспечивают его успешную умственную деятельность и сохраняют работоспособность.

Информация о работе Роль семьи в формировании личности ребенка